Главная / Физика / Разработка урока "Плоское зеркало"

Разработка урока "Плоское зеркало"

Класс: 9


Тема: «Плоское зеркало»


Цели: 1.Познакомить с понятием «плоское зеркало», сформировать умение строить изображение предмета в плоском зеркале;


2. Развивать кругозор и образное мышление. Работать над речью и правильным произношением основных понятий.


3. Расширить кругозор учащихся, закрепить навыки практического применения законов физики, развить внимание учащихся.


Тип урока: изучение нового материала.


Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, показ, демонстрация, работа с учебником, частично-поисковый, опыты.


Наглядность и оборудование: речевые единицы «свет», «оптика», «закон отражения», «источник света», «плоское зеркало»; видеоролик, презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.


Учитель: Евсеева Кристина Владиславовна.

Картинка 44 из 11140


Ход урока:


Основные этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.



II. Постановка цели и задач урока.




III. Актуализация знаний.




















IV. Изучение нового материала.


























































































































































V. Информация о д/з.

VI. Подведение итогов урока.

- Приветствие.

- Выявление отсутствующих

- Проверка готовности учащихся к уроку.

Фоноритмика.

Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеется тоже.

Ответ: Зеркало

- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Каждый из вас наверное баловался маленьким зеркальцем в солнечный день. Яркий солнечный зайчик можно направлять в разные стороны. Когда-то наблюдение за подобными зайчиками навели на открытие закона отражения света.

- Сформулируйте этот закон.

Законы отражения света:
1. Угол падения
равен углу отражения.
http://class-fizika.narod.ru/korm/voln/7.gif
2. Падающий луч, луч отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат
в одной плоскости.

Благодаря таким свойствам отражения мы можем увидеть себя в зеркале. Если зеркало ровное, то наше изображение в нем будет таким же как мы, т.е. неискаженным. Но вспомните «комнату смеха»- стоит изогнуть поверхность зеркала, как изображения предметов в нем приобретают невероятные очертания. Это происходит, потому что разные участки кривого зеркала создают каждый свое изображение, их становится много, и они накладываются друг на друга.

Зеркало, поверхность которого представляет собой плоскость, называется плоским зеркалом.

Когда мы подходим к зеркалу, то видим свое изображение.

- Почему мы видим себя там, где нас на самом деле нет?

- Как глаз воспринимает сам предмет? Например, свечу. От каждой точки свечи во все стороны расходятся лучи света. Часть из них попадает в глаз. Глаз видит точку в том месте, откуда исходят лучи, т.е. в месте их пересечения.

Любой предмет состоит из множества точек, поэтому достаточно узнать,
как возникает изображение хотя бы одной точки.

Построим изображение точечного источника света (S) в зеркале. Для этого достаточно проследить
ход двух световых лучей. Изображение точки (S штрих) должно появиться на пересечении этих лучей
или их продолжений.

http://class-fizika.narod.ru/serk/9.jpg

Берем самый простой для построения луч - луч, падающий перпендикулярно на поверхность зеркала,
Второй луч -произвольный.
Отраженные лучи строим по закону отражения.
Пересечься в данном случае могут только продолжения лучей.

Лучи в т. (S штрих) не сходятся, изображения там нет, поэтому изображение называют мнимым изображением. Глядя в зеркало мы видим мнимое изображение своего лица. S(штрих) O=OS по признаку равенства треугольников.

Опыт:

Расположим вертикально кусок плоского стекла – он будет служить зеркалом. Поставим перед стеклом зажженную свечку. В стекле мы увидим ее изображение. По другу сторону стекла поставим такую же незажженную свечку и будем передвигать ее до тех пор, пока она не покажется зажженной. Измерив расстояние от свечи до стекла и от стекла до изображения свечи, увидим что эти расстояния одинаковые. Также размеры изображения в плоском зеркале равны размерам предмета.

Особенности изображения предмета в плоском зеркале:

- изображение мнимое и прямое;

- изображение равное по размерам предмету;

-изображение находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед зеркалом.

Большинство зеркал изготавливается из очень гладкого стекла, покрытого с обратной стороны
тонким слоем хорошо отражающего металла, поэтому практически весь падающий на зеркало свет отражается в одном направлении. Любые другие гладкие поверхности (полированные, лакированные, спокойная водная поверхность) тоже могут дать
зеркальное отражение.
Если гладкая поверхность еще и прозрачная, то лишь небольшая часть света отразится,
и изображение не будет столь ярким.

http://class-fizika.narod.ru/8_class/8_urok/8-optic/34.gif

Если поверхность зеркала изогнутая , то изображение будет искаженным ("кривое зеркало").

Совсем другое отражение получается от шероховатой поверхности.
Из-за неровностей поверхности отраженные лучи направлены в разные стороны.
Такая поверхность дает
рассеянный свет (зеркального отражения не будет).

http://class-fizika.narod.ru/8_class/8_urok/8-optic/33.gif


Опыт:
Зеркальность бумаги.
Так как бумага неровная, ее поверхность дает
рассеянный отраженный свет.
Однако и бумагу можно заставить отражать световые лучи по-другому. Правда, даже очень гладкой бумаге далеко до настоящего зеркала, но все-таки от нее можно добиться некоторой
зеркальности.
Возьмите лист очень гладкой бумаги,
прислоните ее к переносице и повернитесь к окну ( конечно,
лучше в яркий солнечный день). Ваш взгляд
должен скользить по бумаге. Вы увидите на ней очень бледное отражение неба, смутные силуэты деревьев и домов. И чем меньше будет угол между направлением взгляда и листом бумаги, тем яснее будет отражение. Подобным образом можно получить на бумаге отражение свечи или электрической лампочки. Чем же объяснить, что на бумаге, хотя и плохо, но все-таки можно видеть отражение?
Когда вы смотрите вдоль листа, все бугорки бумажной поверхности загораживают впадинки и превращаются как бы в одну сплошную поверхность. Беспорядочных лучей от впадин мы уже не видим, они нам теперь не мешают видеть то, что отражают бугорки.

http://class-fizika.narod.ru/8_class/8_urok/8-optic/40.jpg

Получите пучок параллельных лучей с помощью фонарика и расчески, расположив их
вдоль плоскости, на которой и получится картина. Далее эти лучи можно отражать зеркалом,
собирать или рассеивать линзой.

Историческая справка:

В старинных замках устраивали целые системы зеркал, передающих изображения людей из одной комнаты в другую. Так, за многие столетия до появления микрофонов – «жучков» и скрытых видеокамер, пытались добыть информацию, не подлежащую огласке.

Существует также специальный прибор, который называется перископ.

Д/з учить записи в тетради.

Приветствуют.



Фоноритмика.

Слуховое и зрительное восприятие.
























































































































































































Записывают в дневники.

Отвечают.


Разработка урока "Плоское зеркало"
  • Физика
Описание:

Разработка урока из раздела "Оптика"

Цели: 1.Познакомить с понятием «плоское зеркало», сформировать умение строить изображение предмета в плоском зеркале;

 2. Развивать кругозор и образное мышление. Работать над речью и правильным произношением основных понятий.

3. Расширить кругозор учащихся, закрепить навыки практического применения законов физики, развить внимание учащихся.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, показ, демонстрация, работа с учебником, частично-поисковый, опыты.

 

Наглядность и оборудование: речевые единицы «свет», «оптика», «закон отражения», «источник света», «плоское зеркало»; видеоролик, презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

 

 

Учитель: Евсеева Кристина Владиславовна.

Автор Евсеева Кристина Владиславовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 834
Номер материала 1797
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓