Главная / Биология / Разработка урока: «Основные направления эволюции».

Разработка урока: «Основные направления эволюции».

Обобщение по теме: «Основные направления эволюции». Цели урока: 1.Обобщить по...
Карточка индивидуального учета критериально - оценочной деятельности Фамилия,...
1.Чем отличаются биологический прогресс и регресс? 2.Какое значение имеют зна...
Крупные морфофизиологические изменения называются: а) аллогенез; б) арогенез;...
Мелкие эволюционные изменения, носящие приспособительный характер к среде оби...
Эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации в связи с паразитичес...
Какая группа появилась путем ароморфоза? а) род колокольчик; б) покрытосеменн...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Обобщение по теме: «Основные направления эволюции». Цели урока: 1.Обобщить понят
Описание слайда:

Обобщение по теме: «Основные направления эволюции». Цели урока: 1.Обобщить понятия об основных направлениях эволюции. 2. Обобщить основные закономерности взаимоотношения направлений эволюции. Домашнее задание: повторить §§ 40,41,42.

№ слайда 3 Карточка индивидуального учета критериально - оценочной деятельности Фамилия, им
Описание слайда:

Карточка индивидуального учета критериально - оценочной деятельности Фамилия, имя уча- щегося. Предва рительная само- оценка. Отметка За устные ответы на вопросы Отметка за промежу- точный тестовый контроль Отметка за письмен- ную рабо- ту. Отметка компьютера Итоговая отметка за урок. №1 №2 №3 №4

№ слайда 4 1.Чем отличаются биологический прогресс и регресс? 2.Какое значение имеют знания
Описание слайда:

1.Чем отличаются биологический прогресс и регресс? 2.Какое значение имеют знания о биологическом прогрессе и регрессе для решения проблем охраны окружающей среды? 3.В чем сходство и различие ароморфоза и общей дегенерации? 4.Какие направления эволюции способствуют биологическому прогрессу? 5.Что необходимо предпринимать для сохранения видов, ставших на путь биологического регресса?

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Крупные морфофизиологические изменения называются: а) аллогенез; б) арогенез; в)
Описание слайда:

Крупные морфофизиологические изменения называются: а) аллогенез; б) арогенез; в) катагенез? 1.

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Мелкие эволюционные изменения, носящие приспособительный характер к среде обитан
Описание слайда:

Мелкие эволюционные изменения, носящие приспособительный характер к среде обитания называются: а) аллогенез; б) арогенез; в) катагенез? 2.

№ слайда 9 Эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации в связи с паразитическим
Описание слайда:

Эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации в связи с паразитическим или прикрепленным образом жизни, называются: а) аллогенез; б) арогенез; в) катагенез? 3.

№ слайда 10 Какая группа появилась путем ароморфоза? а) род колокольчик; б) покрытосеменные
Описание слайда:

Какая группа появилась путем ароморфоза? а) род колокольчик; б) покрытосеменные растения; в) клевер луговой? 4.

Разработка урока: «Основные направления эволюции».
  • Биология
Описание:

 Предмет – общая биология. Учебник для 9 класса средней школы,

Авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина

Тип урока – обобщающий контроль знаний.

Тема – Обобщающий урок по теме: «Основные направления эволюции». Продолжительность – 40 минут

Класс – 9а

Учитель – Купряшёва Елена Викторовна

Школа: МБОУ г. Астрахани « Гимназия №1»

Город – Астрахань

 

Использовался продукт: “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”

Мотивация:

- Что отражает данная схема? (первый слайд презентации).

( Предполагаемые ответы учащихся сводятся к тому, что это схема эволюционного древа, а его  разрастающиеся ветви - направления эволюции, ведущие к появлению новых видов и надвидовых систематических групп).

                 {4F855F8F-52C1-4350-843A-78630D265C59}

Учащимся объявляется обобщение по теме:

«Основные направления эволюции».

(Тема и домашнее задание записываются в тетради).

Затем учащимся предлагается самостоятельно назвать основные цели обобщения по теме.

Целеполагание происходит в виде уточнения целей урока, предложенных учащимися; записи целей  урока появляются поочередно на втором слайде презентации.

Перед каждым учеником на столе заранее разложены: карточка индивидуального учета критериально - оценочной  деятельности  вариант с проверочным материалом, напечатанным на листе, к которому стиплером прикреплен вчетверо сложенный лист с правильными ответами и критериями оценки.

Ученики сначала заполняют первые две графы карточки  критериально - оценочной  деятельности :

Фамилия, имя  учащегося. Предварительнаясамо-оценка.ОтметкаЗаустные ответы на вопросы

Отметка за промежу-

точный   тестовый контроль

Отметка за

письмен-

ную рабо-

ту.

Отметка компьютера

Итоговая отметка за урок.

№1

№2

№3

№4

Ход урока:

На третьем слайде поочередно появляются вопросы для обобщения и уч-ся отвечают устно, получая за правильный ответ «+» в графу «отметка за вопросы». Все отметки в карточке ЗУН выставляются  уч-ся самостоятельно.

Опрос проходит с элементами соревнования, так как не все отвечающие дают правильный ответ и получают «+». Комментарии, и установки при выставлении отметки осуществляет учитель.

На четвёртом слайде презентации представлены фотографии различных плодов и немая схема двойного оплодотворения покрытосеменных растений.

Ученикам предлагается прокомментировать, какое направление эволюции здесь подразумевается в связи с усложнением полового способа размножения у цветковых растений. Ответивший правильно, получает «+».

Пятый слайд аналогично предполагает комментарии по поводу ароморфоза в связи с усложнением  строения кровеносной системы позвоночных животных в ряду от класса рыб до класса млекопитающих. После устного ответа одного ученика появляется тестовое задание для промежуточного контроля на знание терминологии для всех. Учащиеся должны выписать в первую часть графы карточки ЗУН «промежуточный контроль» букву, соответствующую правильному ответу.

Учитель, видя, что все записали ответ, называет правильный вариант. Ученики ставят в той же графе «+» в случае правильного ответа или «- » в случае неправильного.          

 Аналогично проверяются знания учащихся относительно направлений эволюции – идиоадаптаций и общей дегенерации у растений и животных.

Затем класс делится на две группы по 12-13 человек, ориентированно на количество компьютеров

Первая группа выполняет за компьютерами тест по теме №8.

Кмпьютерная программа «Уроки общей биологии» (ВШКМ.)

Отметки, данные компьютером, выставляются в соответствующую графу карточки

Вторая группа выполняет письменную работу по первому или второму варианту, регламентировано, в течении 8-10 минут, а затем каждый отрывает вчетверо сложенный листок с правильными ответами и критериями оценки и сам себя оценивает. Оценка выставляется в соответствующую графу карточки ЗУН.

I – вариант.

Заполните таблицу, поставив напротив каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз; И – идтоадаптация; Д – дегенерация Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции.

Направление эволюции.

1.Возникновение многоклеточности.

2.Возникновение полового процесса.

3.Возникновение хорды.

4.Образование ластов.

5.Образование цепкого хвоста

 (у обезьян)

6.Образование у земноводных трехкамерного сердца.

7. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.

 8.Возникновение теплокровности.

9.Усложнение головного мозга.

10.Переход к внутреннему оплодотворению у теплокровных.

 

 Карта – ключ с правильными ответами: (I – вариант)

1.А

 2.А

3.А

4.И

5.И

6.А

7.А

8.А

9.А

10.А

           

Критерии оценки

   10 -9 правильно – отлично.

8 – 7 правильно – хорошо.

6 – 5 правильно – удовлетв

II – вариант.

Заполните таблицу, поставив напротив каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз; И – идтоадаптация; Д – дегенерация

 Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции.

Направление эволюции.

1.Возникновение хлорофилла.

                      2.Дифференциация тела растений на лист, стебель, корень.

  3.Возникновение ползучего стебля у земляники.

            4.Возникновение полового процесса.

     5.Появление проводящей ткань

6.Появление цветка у покрытосеменных.

                              7.Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).

                                    8.Появление плода у покрытосеменных.

9.Появление семян у голосеменных.

    10. Появление лазящего стебля у винограда


 

Карта – ключ с правильными ответами: (II– вариант)

  1.А

 2.А

3.И

4.А

5.А

6.А

7.Д

8.А

9.А

10.И

 Критерии оценки:

  10 -9 правильно – отлично.

8 – 7 правильно – хорошо.

       6 – 5 правильно – удовлетв.

 Выполнив задания, группы меняются. Затем выставляется итоговая отметка; суммируются все баллы и общая сумма делится на три, так как «+» соответствует одному баллу. Отметка округляется до целого числа.

Рефлексия:

 

  - Кто получил пятерки?

  -Сколько четверок и троек?

  -Соответствуют ли итоговые отметки предварительным отметкам?

Выводы:

 

Советы обратить внимание на недочеты и ошибки.

 

 

 

Анализ качества оценивания знаний, умений, навыков учащихся  9 «а» класса при обобщении темы: «Общие направления эволюции».

 

 

 

СОК – степень обученности класса по теме урока (формула В.П.Смирнова).

 

                                   

 

((“5”*1) + (“4”*0,64) + (“3”*0,36) + (“2”*0,14))/n*100%

 

где “5”, “4”, “3”, “2” – количество полученных оценок.

 

n – количество учащихся в классе.

 

 

 

Автор Купряшева Елена Викторовна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1733
Номер материала 21163
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓