Главная / Начальные классы / Разработка урока ОРКСЭ на тему

Разработка урока ОРКСЭ на тему

Документы в архиве:

4.6 МБ Азбука Православия. Кадило..flv
4.13 МБ В навечерие Рождества Патриарх совершил литургию.mp3
5.56 МБ Храм.pptx
127.5 КБ Храм.doc

Название документа Храм.pptx

Урок 14. Храм.  Как устроен православный храм Вы узнаете: Что люди делают в х...
В православном храме людей встречают иконы, свечи. И священники.
Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу. Стараются помогать людям.
Один из священников сказал: «Хочется быть похожим на эту свечку. Её огонек тя...
Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к небу, а своими делами ...
Священник с кадилом подошел к квадратному столику, на котором зажжено множест...
Это «панихидный столик», называется «канун». Там ставят свечки и молятся о лю...
Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной ...
Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здра...
В храмах пишут «Поминальные записки» и передают их священнику.
А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за се...
Православные христиане молятся Христу, ангелам, святым. В церкви повсюду иконы.
Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Би...
При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, чт...
Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или предмет – ...
Благо-словение – это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего ми...
Благословлять может каждый христианин. Мама может благословить ребенка перед ...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок 14. Храм.  Как устроен православный храм Вы узнаете: Что люди делают в храм
Описание слайда:

Урок 14. Храм.  Как устроен православный храм Вы узнаете: Что люди делают в храмах

№ слайда 2 В православном храме людей встречают иконы, свечи. И священники.
Описание слайда:

В православном храме людей встречают иконы, свечи. И священники.

№ слайда 3 Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу. Стараются помогать людям.
Описание слайда:

Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу. Стараются помогать людям.

№ слайда 4 Один из священников сказал: «Хочется быть похожим на эту свечку. Её огонек тянет
Описание слайда:

Один из священников сказал: «Хочется быть похожим на эту свечку. Её огонек тянется вверх, но свои свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней».

№ слайда 5 Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к небу, а своими делами пом
Описание слайда:

Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним.

№ слайда 6 Священник с кадилом подошел к квадратному столику, на котором зажжено множество
Описание слайда:

Священник с кадилом подошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

№ слайда 7 Это «панихидный столик», называется «канун». Там ставят свечки и молятся о людях
Описание слайда:

Это «панихидный столик», называется «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

№ слайда 8 Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной кул
Описание слайда:

Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры

№ слайда 9 Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здравие
Описание слайда:

Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здравие», а умерших – «за упокой».

№ слайда 10 В храмах пишут «Поминальные записки» и передают их священнику.
Описание слайда:

В храмах пишут «Поминальные записки» и передают их священнику.

№ слайда 11 А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя
Описание слайда:

А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

№ слайда 12 Православные христиане молятся Христу, ангелам, святым. В церкви повсюду иконы.
Описание слайда:

Православные христиане молятся Христу, ангелам, святым. В церкви повсюду иконы.

№ слайда 13 Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библи
Описание слайда:

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

№ слайда 14 При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что э
Описание слайда:

При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот христианин молится Христу.

№ слайда 15 Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или предмет – зна
Описание слайда:

Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или предмет – значит, он его «благославляет» во имя Христа.

№ слайда 16 Благо-словение – это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира,
Описание слайда:

Благо-словение – это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит…»

№ слайда 17 Благословлять может каждый христианин. Мама может благословить ребенка перед ухо
Описание слайда:

Благословлять может каждый христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Ты сам можешь благословить свою еду…

Название документа Храм.doc

Тема урока: Храм.

Номер в тематическом планировании: 14

Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории Павловского района;

- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;

- познакомить с устройством храма;

развивающие:

- развивать у учащихся навык критического слушания;

- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом и текстом учебного пособия;

воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей: учащиеся готовят выступление и вместе с родителями находят информацию о храмах.

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

- Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2011.

- Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация.

- Видеоролик «Устройства храма».

- Карточка - таблица.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

2. Постановка темы, цели и задач урока.

Учитель: Садитесь. Прошу вас посмотреть видеоролик и ответить на вопрос: о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(видеоролик «В храме»)

Учитель: Так о чем мы будем говорить на уроке, куда мы «отправимся»? (Мы будем говорить о церкви, о храме).

Учитель: Правильно. Церковь и храм слова- синонимы, однако нужно помнить, что храм по размеру больше церкви, на нем имеется не менее трех куполов. Ребята, вы уже многое слышали о храме. Как вы, наверное, уже догадались, тема нашего урока – «Храм». Слайд 1

Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания о храме и его значении в жизни православного человека.

Задание «Заполни таблицу» Дети самостоятельно заполняют 1 и 2 столбик.

Я знаю о храме.

Хочу узнать о храме.

Узнал о храме.






Учитель: Расскажите, что вы хотите узнать о храме? (Учащиеся зачитывают ответы из таблицы).

Учитель: Наши задачи: познакомиться с устройством православного храма; получить знания о назначении храма; учиться работать с различными источниками информации.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, какие храмы вы знаете? ( Храм Христа Спасителя, Храм Василия Блаженного (Москва), Храм Покрова на Нерли (Владимир), храм Пресвятой Богородицы (Н. Новгород)….) Слайд 1

Учитель: Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов? (купола, кресты, звонница).

Учитель: Итак, мы «отправляемся» с вами в храм.

Работа с электронным пособием к курсу ОРКСЭ

урок 14 «Храм». Интерактивный момент – Строение православного храма.

Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как свидетельство того, что Церковь входит в Царство Бога благодаря тому, что на Кресте Иисус Христос искупил грехи человечества.

Но далеко не всегда православный храм имеет лишь один купол. Их количество может быть различным. А что символизирует то или иное количество куполов, нам расскажет Кириллова Екатерина (выступление подготовленного ученика: Количество куполов на храме также всегда символично. Один купол означает единство Бога, два – две природы Иисуса (божественную и человеческую), три – Троица, четыре – четвероевангелие, четыре стороны света, пять куполов означают Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь таинств Церкви, семь Вселенских соборов, девять куполов символизируют девять чинов ангелов и девять чинов праведников, тринадцать – Христа и 12 апостолов, двадцать пять глав могут быть символом престола Бога в Апокалипсисе, а тридцать три главы – число земных лет Иисуса Христа.)

Учитель: На храме существуют еще такие архитектурные части, как закомара (полукруглое завершение стен), аркатурный пояс (ряд украшений), лопатки (выступы на стене). Обратим внимание на такую важную и неотъемлемую часть храма, как колокольня. Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, и в башне куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. А сейчас мы с вами услышим один из праздничных колокольных звонов.

Работа с электронным пособием к курсу ОРКСЭ

урок 14 «Храм». Интерактивный момент - Как устроена колокольня. (Звучит запись колокольного звона)

Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим на храм Христа Спасителя и найдем все изученные элементы.

(Учащиеся на примере храма Христа Спасителя показывают архитектурные части, как купол, крест, барабан, закомару, аркатурный пояс, лопатки, используя прием «Метод соответствия» на интерактивной доске) Слайд 3

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас мы «войдем» в храм. Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? Я думаю, что это вы расскажите сами.

Работа в группах по учебнику

(У каждой группы на столе карточки с написанными на них словами. Дети ищут в тексте стр. 48-51 объяснение каждого понятия, подчеркивают. Готовят выступление.)

1-я группа – «кадить», «икона», «иконостас»,

2-я группа – «Царские врата», «алтарь», «благословение»,

4. Закрепление изученного.

(К доске выходят 2 ученика, один объясняет каждое понятие, а другой работает на интерактивной доске, используя метод «Соответствия». Слева на доске расположены предложенные группам учащихся понятия, называющие предметы внутреннего интерьера храма, а внизу – их объяснения. Ученик соединят предложенные ему понятия с их объяснениями). Слайд 4

1 группа:

Во время богослужения священник перед иконами и прихожанами кадит. Кадить – наполнять воздух дымом благоуханным. (Дым от кадила возносится к верху, но его благоухание радует окружающих)

Икона – это картина, на которой изображен лик святого или события Священной истории. (Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым)

Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. (Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма.

Работа с учебником (рис. стр.51)

2 группа:

В центре иконостаса – двери – Царские врата. (Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.)

За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Первый луч солнца попадает именно в алтарь.)

Благословение – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к богу, о том, чтобы это добро осуществилось. (Благословлять может любой христианин)

Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)

Учитель: Прочитаем последний абзац на стр. 51 учебника.

Учащиеся читают вслух.

Вывод: Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле.

Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего человек приходит в храм? (Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших).

Учитель: За упокой душ умерших свечи в храме ставят на панихидный столик или канун, который всегда находится возле распятия.

Поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме. (Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова) Слайд 5

Пламя свечи указывает путь молитвы человека к Богу. Пламя стремится вверх, а значит и человеческая молитва возносится в небеса, в область Божественного бытия. Свеча имеет такую особенность: огонь стремится вверх, а светит вокруг себя. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим. Кстати, и купол храма похож на огонек свечи.

Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? Это и будет вам домашнее задание.

5. Обобщение изученного

Самостоятельная работа.

Учитель: А сейчас вернемся к таблице которую начали заполнять в начале урока, запишите, что вы узнали о храме.

Дети заполняют таблицу .

Учитель: Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.

6. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили нашу работу сегодня с помощью «Радуги успеха». Спасибо за урок.

hello_html_2984fa58.gifhello_html_42be2aff.gif

Открыл новое: Все получилось:



hello_html_2022073b.pnghello_html_m666a5a2e.gif

Было трудно: Надо тренироваться:


























1-я группа –

«кадить», «икона», «иконостас»



2-я группа –

«Царские врата», «алтарь», «благословение»

Разработка урока ОРКСЭ на тему
  • Начальные классы
Описание:

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм": целью урока является сформировать у учащихся представления о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека. 

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей: учащиеся готовят выступление и вместе с родителями находят информацию о храмах.

Перед рефлексией учитель подводит итог совершённого путешествия: сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь. 

Автор Лутынская Инна Юрьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 491
Номер материала 23528
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓