АДМИНИСТРАЦИЯ ГО
«АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Город
Александровск-Сахалинский
Школа
№ 2
Класс
4-б
УРОК окружающего мира
Тема: Во времена Древней Руси. Крещение Руси
Бережнова
И.В., учитель начальных классов,
учитель
истории и обществознания
Стаж
работы: 31 год
Квалификационная
категория: высшая
2014 г.
Пояснительная
записка
Кейс-технологии
активно используются мной на уроках истории в школе второй ступени. С 2012 года
я апробирую их применение на уроках литературного чтения и окружающего мира в
начальной школе.
Представленный
урок окружающего мира разработан на основе кейс-технологий и проведён в 4-б
классе в 2013-2014 учебном году.
Кейс-технология
(метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что
усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной
деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и
происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями
и развитие мыслительных способностей.
Кейс-технологии –
это не просто методическое нововведение, их распространение напрямую связано с
изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что они
направлены не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на
развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала
Технологии не
разрушают «традиционную» систему деятельности, а преобразовывают ее, сохраняя
все необходимое для реализации новых образовательных целей.
Результатом
технологии являются не только знания, но практические умения и навыки овладения
технологией.
Несомненным
достоинством ситуационного анализа является развитие системы ценностей
учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок на преобразовательную
деятельность.
Кейс-технологии
имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов,
возможных при использовании кейса можно разделить на две группы – учебные
результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные
результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия,
реализованные личные цели обучения.
Учебные
Освоение новой информации
Освоение методов сбора
данных
Освоение методов анализа
Умение работать с текстом
Соотнесение теоретических и
практических знаний
|
Образовательные
Создание авторского
продукта
Образование и достижение
личных целей
Повышение уровня
познавательной компетентности
Появление опыта принятия
решений, действий в новой ситуации, решения проблем
|
Организация работы учащихся
на основе кейс-технологии
Для проведения анализа
конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности
проблематики и степени осведомленности обучаемых с данной информацией.
Возможны следующие
альтернативные варианты:
Обучаемые изучают материалы
кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной учителем литературой, часть
заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.
Обучаемые знакомятся заранее
только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома
индивидуально каждым.
Обучаемые получают кейс
непосредственно на уроке и работают с ним. Данный вариант подходит для
небольших по объему кейсов. Именно он применялся на уроке.
Этапы организации учебного
процесса
1.
Подготовительный
(определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия).
2.
Ознакомительный
(вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы
преподнесения материала для ознакомления).
3.
Аналитический
(обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы
учащимися; подготовка решения).
4.
Итоговый
(основная задача этого этапа – представить и обосновать решение по
кейсу).
Разработка урока
Класс: 4-б
Раздел: Страницы истории Отечества.
Тема урока: Во времена Древней Руси. Крещение Руси.
Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2013.
Задачи урока:
1.
Познакомить обучающихся с
жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской
– Владимире, о принятии Русью христианства.
2.
Развивать познавательную
активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее
изученный материал.
3.
Развивать УУД:
коммуникативные, регулятивные и познавательные на основе использования
кейс-технологий.
4.
Прививать интерес к истории
родного государства.
5.
Воспитывать уважение к
прошлому своей страны.
Учащиеся должны
ЗНАТЬ: УМЕТЬ:
-
жизнь древних славян;
-
деятельность князя
Владимира;
-
историю принятия Русью
христианства.
|
-
рассказывать о
принятии христианства на Руси;
-
подготовить небольшое
сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни
древних славян, князя Владимира.
|
Этапы обучения: кейс-урок
проводится на втором уроке в рамках изучения раздела.
Кейс-технологии: case-studi, normative-сase
Время: 45 минут
Принципы обучения:
-
деятельности (проявился в том, что
обучающиеся получали не готовое знание, а вырабатывали его сами в процессе в
процессе сотрудничества),
-
целостности (проявился в формировании
обобщенного, целостного представления о деятельности князя Владимира ),
-
вариативности (проявился в переборе
вариантов ответа по документу и выбору оптимального варианта),
-
творчества (проявился в приобретении
собственного опыта описания и оценки деятельности князя Владимира),
-
психологической комфортности (проявился в
доброжелательной атмосфере, эффективной коммуникации и в процессе
коллективного поиска).
Методы технологии:
-
основной – АКС
(анализ конкретной ситуации)
-
дополнительные – brainstorming
(мозговой штурм), In basket exercises
(баскет-метод, разбор нормативных документов), debriefing
(синтезирование информации)
Кейс
1:
Используя информацию,
дополните текст:
После
смерти Святослава между его сыновьями Ярополком, сидевшим в ________________,
Олегом, сидевшем в _________________________________ и Владимиром
из_____________________ началась________________. Мы думаем, что они воевали,
чтобы__________________________________.
Победил
___________________________________________________, который и правил на Руси
с__________г. до_______________г. Своё княжение он начал
с_____________________________________________________________, потому что
Киеву перестали ______________________________________и вятичи,
и_____________________________________. Через 2 года Владимир
разгромил_________________________, а ещё через 2 года
и_____________________________. Потом он возглавил поход
в_________________________________________. В результате похода,
Владимир________________________________________и
заключил_____________________________________________________________________.
Владимир воевал и с______________________________________________________и
отвоевал
города______________________________________и_________________________________.
Но русские земли по-прежнему страдали
от_____________________________________________________. Поэтому
на_______________________________________________Владимир
построил________________________________________________________________________.
Внезапное нападение_____________________________________стало после этого
невозможным Сотни русских городов
были________________________________________________________________________.
Наша
группа назвала бы Владимира____________________________________________
Кейс
2:
Используя
информацию, определите причины принятия христианства на Руси.
В
X
в. Киевская Русь считалась в Западной Европе «Дикой страной». Мы считаем
потому, что в Западной Европе уже была религия, а на Руси
было____________________________.
Оно
по ряду причин не удовлетворяло Владимира, ведь у каждого славянского племени
был свой языческий______________________. Еще в ____________г. он приказал
свести всех идолов в капище на берегу реки______________________ и объявил
Перуна главным богом. Но потерпел неудачу. Поэтому Владимир стал искать
религию, присматриваясь к соседям. Выслушав их послов, он отправил к ним своих
людей.
Прочитайте
отрывок из летописи. Определите и дополните предложения:
Сказал
Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними»,—
и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в
Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети (ислам), стоят
там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в
них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к
немцам и видели в храмах их различную службу (католическое христианство), но
красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где
служат они богу своему (православное христианство), и не знали — на небе или на
земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и
рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба
их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо
каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не
можем уже здесь пребывать».
Ислам
предлагали___________________________, католичество
предлагали__________________________________, православие
предлагали_________________________________. Владимир
выбрал_____________________, потому
что____________________________________________________________________.
Наша
группа считает, что Владимир решил принять христианство по следующим причинам:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наша
группа назвала бы Владимира____________________________________________
Кейс
3:
Используя текст учебника, расскажите, как крестили
Русь и заполните кластер на основе предоставленной информации:
Русская православная церковь
Во
главе церкви стоял
|
______________________________-
титул____________________________________________________________
|
Во
главе церковных округов стояли
|
____________________
высшее
духовное__________________________________________________________________________________________________________________________
|
Всё
духовенство было
|
|
|
Где
жили?
|
Где
жили?
|
Был
принят
|
________________________________
|
Церковь
имела свой собственный
|
___________________________,
который мог судить за__________________, то есть за
_____________________________________________________
|
Наша
группа назвала бы Владимира____________________________________________
Кейс
4:
Используя
информацию, определите значение принятия христианства на Руси.
Принятие
христианства оказало огромное влияние на развитие Русского государства:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наша
группа назвала бы Владимира____________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.