Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазработка урока окружающего мира : "Во времена Древней Руси. Крещение Руси" (4 класс)

Разработка урока окружающего мира : "Во времена Древней Руси. Крещение Руси" (4 класс)

Скачать материал

АДМИНИСТРАЦИЯ ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

 

 

 

Город Александровск-Сахалинский

Школа № 2

Класс 4-б

 

 

УРОК окружающего мира

Тема: Во времена Древней Руси. Крещение Руси

 

 

 

 

  Бережнова И.В., учитель начальных классов,

 учитель истории и обществознания

 Стаж работы: 31 год

 Квалификационная категория: высшая

 

 

                                 

 

 

 

 

2014 г.

 

Пояснительная записка

Кейс-технологии активно используются мной на уроках истории в школе второй ступени. С 2012 года я апробирую их применение на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.

Представленный урок окружающего мира разработан на основе кейс-технологий и проведён в 4-б классе в 2013-2014 учебном году.

Кейс-технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Кейс-технологии – это не просто методическое нововведение,  их распространение напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что они направлены не столько на освоение  конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала

Технологии не разрушают «традиционную» систему деятельности, а преобразовывают ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Результатом технологии являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.

Несомненным достоинством ситуационного анализа является развитие системы ценностей учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок на преобразовательную деятельность.

Кейс-технологии  имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании кейса можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты,  связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия,  реализованные личные цели обучения.

Учебные

Освоение  новой информации

Освоение методов сбора данных

Освоение методов анализа

Умение работать с текстом

Соотнесение теоретических и практических знаний

Образовательные

Создание авторского продукта

Образование и достижение личных целей

Повышение уровня познавательной компетентности

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Организация работы учащихся на основе кейс-технологии

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности обучаемых с данной информацией.

Возможны следующие альтернативные варианты:

Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной учителем литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.

Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

Обучаемые получают кейс непосредственно на уроке и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов. Именно он применялся на уроке.

Этапы организации учебного процесса

1.   Подготовительный (определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия).

2.   Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления).

3.   Аналитический (обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения).

4.   Итоговый (основная задача этого этапа –  представить и обосновать решение по кейсу).

 


Разработка урока

Класс: 4-б

Раздел: Страницы истории Отечества.    

Тема урока: Во времена Древней Руси. Крещение Руси.

Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2013.

Задачи урока:

1.     Познакомить обучающихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства.

2.     Развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

3.     Развивать УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные на основе использования кейс-технологий.

4.     Прививать интерес к истории родного государства. 

5.     Воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Учащиеся должны

                   ЗНАТЬ:                                                          УМЕТЬ:

-       жизнь древних славян;

-       деятельность князя Владимира;

-       историю принятия Русью христианства.

-        рассказывать о принятии христианства на Руси;

-       подготовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.

Этапы обучения: кейс-урок проводится на втором уроке в рамках изучения раздела.

Кейс-технологии: case-studi, normative-сase

Время: 45 минут

Принципы обучения:

-       деятельности (проявился в том, что обучающиеся получали не готовое знание,  а вырабатывали его сами  в процессе  в процессе сотрудничества),

-       целостности (проявился в формировании обобщенного, целостного представления о деятельности князя Владимира ),

-       вариативности (проявился в переборе вариантов ответа по документу и выбору  оптимального варианта),

-       творчества (проявился в приобретении собственного опыта описания и оценки деятельности князя Владимира),

-       психологической комфортности (проявился в доброжелательной  атмосфере, эффективной коммуникации и  в процессе коллективного поиска).

Методы технологии:

-       основной – АКС (анализ конкретной ситуации)

-       дополнительные – brainstorming (мозговой штурм), In basket exercises (баскет-метод, разбор нормативных документов), debriefing (синтезирование информации)


Технологическая карта урока

Этапы урока (фазы)

Содержание

Методы

Деятельность обучающихся

УУД

Подготовительная фаза

1.     1. Распределение по группам (4 группы по 5 человек – в классе 25 учеников)

2.     2. Игра: «Я знаю …»

-       Сегодня мы продолжаем знакомиться со страницами истории наших предков. Мы уже много знаем о жизни древних славян. Давайте вспомним об этом в форме игры «Я знаю». Работаем устно, слушаем друг друга, не повторяемся, каждый ответ начинаем с фразы: Я знаю…

-       Молодцы! Посмотрите, как много мы уже знаем о наших предках: о жизни, быте, занятиях, первых князьях, верованиях.

3. Определение темы урока и целеполагание

-       Но в сокровищницах прошлого ещё много интересного. Давайте определим, к чему прикоснёмся мы сегодня.

-       Посмотрите на слова и фразы, найдите среди них нам неизвестные и определите тему урока:

Князь Игорь, языческие боги, дружина, крещение Руси, скотоводство, охота, княгиня Ольга, печенеги, князь Святослав, половцы, князь Владимир, земледелие.

-       Итак, правильно тема урока Князь Владимир. Крещение Руси.

-       Как вы думаете, каковы наши задачи?

АКС

Brainstorming (мозговой штурм)

Распределение обучающихся на 3 группы.

 

Актуализация опорных знаний (дети в форме игры вспоминают всё, что знают о жизни древних славян из темы предыдущего урока).

Определение темы урока через анализ информации.

Определение целей урока (примерные ответы обучающихся: «Узнать кто такой Владимир, как и зачем  крестили Русь, что изменилось на Руси после её крещения»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:  умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществление  информационного поиска,  выделение существенной информации.

 

Коммуникативные: умение давать полные ответы, слушать и слышать одноклассников.

 

Ознакомительная фаза

3.     Знакомство с кейсами

4.     Да ребята, правильно и на все эти вопросы вы ответите сами через работу с кейсами.

5.     -Перед вами кейсы, ознакомьтесь с ними.

-Всё ли понятно? Задавайте вопросы (если возникли).

АКС

Знакомство с кейсами.

 

Познавательные: самостоятельное преобразование практической задачи в познавательную

Аналитическая фаза

6.     Работа в группах с кейсами (Приложение)

 

АКС

In basket exercises (баскет-метод, разбор нормативных документов)

Непосредственная работа групп с кейсами, принятие коллективного решения.

 

Регулятивные:  умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществление  информационного поиска,  выделение существенной информации из источников.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество,  слушать и вступать в диалог,  участвовать в коллективном обсуждении проблемы,  умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.   

Итоговая фаза

1.     Защита выполненного кейса

2.     Самооценка

АКС

Debriefing  (синтезирование информации)

Представление от групп

Самооценка (проставление оценок в кейсах)

Коммуникативные: умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Регулятивные: умения контролировать и оценивать свои действия, приобретать  навыки саморегуляции.

 


Кейс 1:

Используя информацию, дополните текст:

После смерти Святослава между его сыновьями Ярополком, сидевшим в ________________, Олегом, сидевшем в _________________________________ и Владимиром из_____________________ началась________________.  Мы думаем, что они воевали, чтобы__________________________________.

Победил ___________________________________________________, который и правил на Руси с__________г.  до_______________г.  Своё княжение он начал с_____________________________________________________________, потому что Киеву перестали ______________________________________и вятичи, и_____________________________________. Через 2 года Владимир разгромил_________________________, а ещё через 2 года и_____________________________. Потом он возглавил поход в_________________________________________. В результате похода, Владимир________________________________________и заключил_____________________________________________________________________. Владимир воевал и с______________________________________________________и  отвоевал города______________________________________и_________________________________.  Но русские земли по-прежнему страдали от_____________________________________________________.  Поэтому на_______________________________________________Владимир построил________________________________________________________________________. Внезапное нападение_____________________________________стало после этого невозможным Сотни русских городов были________________________________________________________________________.

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

Фамилии членов группы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кейс 2:

Используя информацию, определите причины принятия христианства на Руси.

 

В X в. Киевская Русь считалась в Западной Европе «Дикой страной».     Мы считаем потому, что в Западной Европе  уже была религия, а на Руси было____________________________.

Оно по ряду причин не удовлетворяло Владимира, ведь у каждого славянского племени был свой языческий______________________. Еще в ____________г. он приказал свести всех идолов в капище на берегу реки______________________ и объявил Перуна главным богом. Но потерпел неудачу.  Поэтому Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседям. Выслушав их послов, он отправил к ним своих людей.

Прочитайте отрывок из  летописи. Определите и дополните предложения:

Сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними»,— и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети (ислам), стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу (католическое христианство), но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему (православное христианство), и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Ислам предлагали___________________________, католичество предлагали__________________________________, православие предлагали_________________________________. Владимир выбрал_____________________, потому что____________________________________________________________________.

Наша группа считает, что Владимир решил принять христианство по следующим причинам:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

Фамилии членов группы:

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 



Кейс 3:

Фамилии членов группы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Используя текст учебника, расскажите, как крестили Русь и заполните кластер на основе предоставленной информации:

Русская православная церковь

Во главе церкви стоял

______________________________- титул____________________________________________________________

Во главе церковных округов стояли

____________________ высшее  духовное__________________________________________________________________________________________________________________________

Всё духовенство было

 

 

 

Где жили?

 

Где жили?

Был принят

________________________________

Церковь имела свой собственный

___________________________, который мог судить за__________________, то есть за _____________________________________________________

 

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

 

 

 

 

 

Кейс 4:

Используя информацию, определите значение принятия христианства на Руси.

Принятие христианства оказало огромное влияние на развитие Русского государства:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

Фамилии членов группы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока окружающего мира : "Во времена Древней Руси. Крещение Руси" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Кейс-технологии активно используются мной на уроках истории в школе второй ступени. С 2012 года я апробирую их применение на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.

Представленный урок окружающего мира разработан на основе кейс-технологий и проведён в 4-б классе в 2013-2014 учебном году.

Кейс-технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Кейс-технологии – это не просто методическое нововведение,  их распространение напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что они направлены не столько на освоение  конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала

Технологии не разрушают «традиционную» систему деятельности, а преобразовывают ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Результатом технологии являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.

 

Несомненным достоинством ситуационного анализа является развитие системы ценностей учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок на преобразовательную деятельность.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 617 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 897
    • DOCX 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бережнова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бережнова Ирина Владимировна
    Бережнова Ирина Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 108207
    • Всего материалов: 46

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1472 человека из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 794 человека

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 958 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 689 человек

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции