Главная / Начальные классы / Разработка урока окружающего мира : "Во времена Древней Руси. Крещение Руси" (4 класс)

Разработка урока окружающего мира : "Во времена Древней Руси. Крещение Руси" (4 класс)

hello_html_78d333f6.gifhello_html_m63bc9bf.gifhello_html_7356249e.gifhello_html_m4581ae94.gifhello_html_m7f634de0.gifhello_html_fc6d19c.gifhello_html_637e170c.gifhello_html_66d4342b.gifhello_html_m35ef5a61.gifhello_html_m2ddfaf3a.gifhello_html_m5887a5ad.gifhello_html_mc020152.gifАДМИНИСТРАЦИЯ ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2




Город Александровск-Сахалинский

Школа № 2

Класс 4-б



УРОК окружающего мира

Тема: Во времена Древней Руси. Крещение Руси





Бережнова И.В., учитель начальных классов,

учитель истории и обществознания

Стаж работы: 31 год

Квалификационная категория: высшая







2014 г.


Пояснительная записка

Кейс-технологии активно используются мной на уроках истории в школе второй ступени. С 2012 года я апробирую их применение на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.

Представленный урок окружающего мира разработан на основе кейс-технологий и проведён в 4-б классе в 2013-2014 учебном году.

Кейс-технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Кейс-технологии – это не просто методическое нововведение, их распространение напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что они направлены не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала

Технологии не разрушают «традиционную» систему деятельности, а преобразовывают ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Результатом технологии являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.

Несомненным достоинством ситуационного анализа является развитие системы ценностей учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок на преобразовательную деятельность.

Кейс-технологии имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании кейса можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

Учебные

Освоение новой информации

Освоение методов сбора данных

Освоение методов анализа

Умение работать с текстом

Соотнесение теоретических и практических знаний

Образовательные

Создание авторского продукта

Образование и достижение личных целей

Повышение уровня познавательной компетентности

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Организация работы учащихся на основе кейс-технологии

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности обучаемых с данной информацией.

Возможны следующие альтернативные варианты:

Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной учителем литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.

Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

Обучаемые получают кейс непосредственно на уроке и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов. Именно он применялся на уроке.

Этапы организации учебного процесса

  1. Подготовительный (определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия).

  2. Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления).

  3. Аналитический (обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения).

  4. Итоговый (основная задача этого этапа –  представить и обосновать решение по кейсу).


Разработка урока

Класс: 4-б

Раздел: Страницы истории Отечества.

Тема урока: Во времена Древней Руси. Крещение Руси.

Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2013.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства.

  2. Развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

  3. Развивать УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные на основе использования кейс-технологий.

  4. Прививать интерес к истории родного государства. 

  5. Воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Учащиеся должны

                   ЗНАТЬ:                                                          УМЕТЬ:

  • жизнь древних славян;

  • деятельность князя Владимира;

  • историю принятия Русью христианства.

  •  рассказывать о принятии христианства на Руси;

  • подготовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.

Этапы обучения: кейс-урок проводится на втором уроке в рамках изучения раздела.

Кейс-технологии: case-studi, normative-сase

Время: 45 минут

Принципы обучения:

  • деятельности (проявился в том, что обучающиеся получали не готовое знание, а вырабатывали его сами в процессе в процессе сотрудничества),

  • целостности (проявился в формировании обобщенного, целостного представления о деятельности князя Владимира ),

  • вариативности (проявился в переборе вариантов ответа по документу и выбору оптимального варианта),

  • творчества (проявился в приобретении собственного опыта описания и оценки деятельности князя Владимира),

  • психологической комфортности (проявился в доброжелательной атмосфере, эффективной коммуникации и в процессе коллективного поиска).

Методы технологии:

  • основной – АКС (анализ конкретной ситуации)

  • дополнительные – brainstorming (мозговой штурм), In basket exercises (баскет-метод, разбор нормативных документов), debriefing (синтезирование информации)


Технологическая карта урока

Этапы урока (фазы)

Содержание

Методы

Деятельность обучающихся

УУД

Подготовительная фаза

  1. 1. Распределение по группам (4 группы по 5 человек – в классе 25 учеников)

  2. 2. Игра: «Я знаю …»

  • Сегодня мы продолжаем знакомиться со страницами истории наших предков. Мы уже много знаем о жизни древних славян. Давайте вспомним об этом в форме игры «Я знаю». Работаем устно, слушаем друг друга, не повторяемся, каждый ответ начинаем с фразы: Я знаю…

  • Молодцы! Посмотрите, как много мы уже знаем о наших предках: о жизни, быте, занятиях, первых князьях, верованиях.

3. Определение темы урока и целеполагание

  • Но в сокровищницах прошлого ещё много интересного. Давайте определим, к чему прикоснёмся мы сегодня.

  • Посмотрите на слова и фразы, найдите среди них нам неизвестные и определите тему урока:

Князь Игорь, языческие боги, дружина, крещение Руси, скотоводство, охота, княгиня Ольга, печенеги, князь Святослав, половцы, князь Владимир, земледелие.

  • Итак, правильно тема урока Князь Владимир. Крещение Руси.

  • Как вы думаете, каковы наши задачи?

АКС

Brainstorming (мозговой штурм)

Распределение обучающихся на 3 группы.


Актуализация опорных знаний (дети в форме игры вспоминают всё, что знают о жизни древних славян из темы предыдущего урока).

Определение темы урока через анализ информации.

Определение целей урока (примерные ответы обучающихся: «Узнать кто такой Владимир, как и зачем крестили Русь, что изменилось на Руси после её крещения»).













Регулятивные: умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществление информационного поиска, выделение существенной информации.


Коммуникативные: умение давать полные ответы, слушать и слышать одноклассников.


Ознакомительная фаза

  1. Знакомство с кейсами

  2. Да ребята, правильно и на все эти вопросы вы ответите сами через работу с кейсами.

  3. -Перед вами кейсы, ознакомьтесь с ними.

-Всё ли понятно? Задавайте вопросы (если возникли).

АКС

Знакомство с кейсами.


Познавательные: самостоятельное преобразование практической задачи в познавательную

Аналитическая фаза

  1. Работа в группах с кейсами (Приложение)


АКС

In basket exercises (баскет-метод, разбор нормативных документов)

Непосредственная работа групп с кейсами, принятие коллективного решения.


Регулятивные: умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществление информационного поиска, выделение существенной информации из источников.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Итоговая фаза

  1. Защита выполненного кейса

  2. Самооценка

АКС

Debriefing (синтезирование информации)

Представление от групп

Самооценка (проставление оценок в кейсах)

Коммуникативные: умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Регулятивные: умения контролировать и оценивать свои действия, приобретать навыки саморегуляции.



Кейс 1:

Используя информацию, дополните текст:



После смерти Святослава между его сыновьями Ярополком, сидевшим в ________________, Олегом, сидевшем в _________________________________ и Владимиром из_____________________ началась________________. Мы думаем, что они воевали, чтобы__________________________________.

Победил ___________________________________________________, который и правил на Руси с__________г. до_______________г. Своё княжение он начал с_____________________________________________________________, потому что Киеву перестали ______________________________________и вятичи, и_____________________________________. Через 2 года Владимир разгромил_________________________, а ещё через 2 года и_____________________________. Потом он возглавил поход в_________________________________________. В результате похода, Владимир________________________________________и заключил_____________________________________________________________________. Владимир воевал и с______________________________________________________и отвоевал города______________________________________и_________________________________. Но русские земли по-прежнему страдали от_____________________________________________________. Поэтому на_______________________________________________Владимир построил________________________________________________________________________. Внезапное нападение_____________________________________стало после этого невозможным Сотни русских городов были________________________________________________________________________.

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

Фамилии членов группы:
















Кейс 2:

Используя информацию, определите причины принятия христианства на Руси.




В X в. Киевская Русь считалась в Западной Европе «Дикой страной». Мы считаем потому, что в Западной Европе уже была религия, а на Руси было____________________________.

Оно по ряду причин не удовлетворяло Владимира, ведь у каждого славянского племени был свой языческий______________________. Еще в ____________г. он приказал свести всех идолов в капище на берегу реки______________________ и объявил Перуна главным богом. Но потерпел неудачу. Поэтому Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседям. Выслушав их послов, он отправил к ним своих людей.

Прочитайте отрывок из летописи. Определите и дополните предложения:

Сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними»,— и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети (ислам), стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу (католическое христианство), но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему (православное христианство), и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Ислам предлагали___________________________, католичество предлагали__________________________________, православие предлагали_________________________________. Владимир выбрал_____________________, потому что____________________________________________________________________.

Наша группа считает, что Владимир решил принять христианство по следующим причинам:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

Фамилии членов группы:

















Кейс 3:

Фамилии членов группы:
















Используя текст учебника, расскажите, как крестили Русь и заполните кластер на основе предоставленной информации:



Русская православная церковь

Во главе церкви стоял

______________________________- титул____________________________________________________________

Во главе церковных округов стояли

____________________ высшее духовное__________________________________________________________________________________________________________________________

Всё духовенство было




Где жили?


Где жили?

Был принят

________________________________

Церковь имела свой собственный

___________________________, который мог судить за__________________, то есть за _____________________________________________________


Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________






Кейс 4:

Используя информацию, определите значение принятия христианства на Руси.



Принятие христианства оказало огромное влияние на развитие Русского государства:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

Фамилии членов группы:

























Разработка урока окружающего мира : "Во времена Древней Руси. Крещение Руси" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Кейс-технологии активно используются мной на уроках истории в школе второй ступени. С 2012 года я апробирую их применение на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.

Представленный урок окружающего мира разработан на основе кейс-технологий и проведён в 4-б классе в 2013-2014 учебном году.

Кейс-технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Кейс-технологии – это не просто методическое нововведение,  их распространение напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что они направлены не столько на освоение  конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала

Технологии не разрушают «традиционную» систему деятельности, а преобразовывают ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Результатом технологии являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.

 

Несомненным достоинством ситуационного анализа является развитие системы ценностей учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок на преобразовательную деятельность.

Автор Бережнова Ирина Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2496
Номер материала 15527
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓