МБОУ «КОСИНОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КУРСКОГО РАЙОНА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗРАБОТКА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО
ТЕМЕ
«ОПАСНЫЙ
ПУТЬ ПРЕСТУПНОЙ ЖИЗНИ»
В
7 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ:
КАЛИТИНА Ю.В.
2014г.
«Незнание закона не освобождает от ответственности»
Цели
урока:
1)
Разъяснить обучающимся опасность некоторых
поступков, которые совершают несовершеннолетние, показать неотвратимость
ответственности за их совершение.
2)
Развить устную речь обучающихся, умение
слушать друг друга, высказывать свою точку зрения.
3)
Воспитать уважения к праву, закону.
Оборудование:
1) Лист с терминами
-
ПРАВОНАРУШЕНИЕ
-
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
-
ПРОСТУПОК
2) - тестовые задания
-
карточки с задачами по уголовному праву
(Ответственность несовершеннолетних)
-
карточки с тестами для дискуссий
-
тетради для контрольных работ
Литература:
-
Учебник А.И. Кравченко
«Обществознание. 7 кл.», М.: «Русское слово», 2011г.
-
«Мой выбор».Книга методик. – М.: Ижица. –
2003 г.
-
А.Ф.Никитин «Уголовное право»
Дополнительные материалы к учебнику «Право и политика. 9 кл.». – М.: «Дрофа»,
1998 г.
-
А.Ф.Никитин «Право и политика». Рабочая
тетрадь 9 кл. – М.: «Просвещение» - 2003 г.
-
Журнал «Преподавание истории в школе» № 1,
1998 г., с.55-60.
-
Уголовный кодекс РФ (Раздел V.
Уголовная ответственность несовершеннолетних).
Ход урока
ПЛАН
(на доске):
I)
Правонарушения. Виды правонарушений
II)
Уголовная ответственность
несовершеннолетних
III)
Подросток и правоохранительные органы
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение учителем темы и целей урока.
I)
Подростковый возраст, пожалуй, самый активный период в жизни человека.
Подростку кажется, что он все может и ему все можно. Оказывается, можно то не
все. Недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, неумение
контролировать себя в различных ситуациях приводит к нежелательным, а порой и
печальным последствиям.
Люди,
в том числе и подростки, издавна совершали, да и сейчас совершают
противоправные поступки. Эти противоправные поступки называются
правонарушениями.
Правонарушения
– это нарушения норм права (запись в тетради).
(Учебник, стр.123, термины)
В
чем разница между проступком и преступлением?
Недаром
слово «уголовный» происходит от древнегреческого слова «головьник», что
означает – «убийца».
Основным
источником уголовного права является УК РФ.
Задания
для учащихся (устно):
Из
приведенного мною перечня выделите преступления и проступки:
А)
Вера А получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки ювелирных
изделий, после чего скрылась (преступление – мошенничество).
Б)
14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в
результате чего обгорела дверь будки. (проступок – повреждение имущества).
В)
Виктор П управлял машиной в нетрезвом состоянии. (проступок – управление
машиной в нетрезвом виде).
Г)
В городе N была организована
вооруженная пистолетами и автоматами группа для осуществления нападений на
граждан и организации. (преступление – бандитизм).
Д)
Яков Ш присвоил авторство произведения, созданного другим человеком. (проступок
– нарушение авторских прав)
II)
В УК РФ раздел V посвящен уголовной ответственности несовершеннолетних.
1)
Сегодня на уроке у нас в гостях инспектор ОПДН Афонина Людмила Павловна,
которая познакомит вас с уголовной ответственностью несовершеннолетних.
А
вы, ребята, очень внимательно слушайте и запоминайте.
(Выступление инспектора ОПДН)
Теперь
посмотрим, как вы внимательно слушали инспектора. Я предлагаю вам тестовые задания.
2)
(Решаем задачи. Класс делится на 5 групп. Каждой группе дается по две
задачи. Обсуждение в группе и высказывания ребят.)
1)
Молодой человек решил угнать автомобиль,
чтобы прокатиться. На ближайшей улице его остановил милиционер и потребовал
права, которых у него не было. Затем выяснилось, что не было и документов на
владение машиной. Юноша пытался оправдаться, что взял машину ненадолго и
обязательно вернул бы ее. (Указать вид ответственности)
2)
Укажите, какой вид ответственности
иллюстрируется следующим примером: 14-летний подросток сделал заведомо ложное
сообщение об акте терроризма.
3)
На одной из дискотек подвыпивший 16-летний
С. Ванеев приставал к девушкам, добивался, чтобы они с ним танцевали.
Получая отказ, от нецензурно бранился. Можно ли привлечь С. Ванеева к
ответственности? Какого вида правонарушение им совершено?
3)
Темы для дискуссий (по группам; 2 мин на обсуждение темы; ответы учащихся).
1)
Каковы основные причины преступности
несовершеннолетних?
2)
Почему уголовный закон относится к
несовершеннолетнему преступнику легче, чем к взрослому?
3)
Можно ли исправить преступника, вставшего
в молодости на этот путь?
4)
Каким образом государство и общество
должны предотвращать подростковую преступность?
5)
Существует достаточно популярное мнение,
что стоит только резко ужесточить действия правоохранительных органов по
отношению к преступникам (например, расстреливать бандитов на месте
преступления, отсекать у воров руки и пр.), как с преступностью будет
практически покончено. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Поясните свою
позицию.
III)
По третьему вопросу плана дома самостоятельно читать с. 125-126 учебника.
Итог
урока (рефлексия):
-
Что нового узнали сегодня на уроке?
-
Чему научились на уроке?
Спасибо
за работу.
Домашнее
задание: параграф 19, вопросы после параграфа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.