Открытый
урок
по
обществознанию.
Тема:
«Легко ли быть молодым?».
«Круглый
стол».
11
класс
Цели и задачи урока:
1.
Показать основные психологические
особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди
молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры;
подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, о возможностях
молодежи в реализации социального статуса, выявить проблемы и социальные
функции молодежи в современном обществе.
2.
Развивать умения анализировать социальные
проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах
важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.
3.
Формировать у учащихся отношение к
проблемам молодежи и ответственности молодого поколения.
Оборудование:
- Л.Н.
Боголюбов, А. Ю. Лазебникова «Человек и общество» - учебник для 11 класса
– М. «Просвещение», 2003, §13;
- рабочие
листы с вопросами и заданиями для обсуждения (приложение 1);
- Конституция
РФ, Трудовой кодекс РФ, материалы СМИ;
- источник
«Молодежь – обновляющая сила общества», И.М.Ильинский (приложение 2);
- коллаж
«Какая она, современная молодежь..?»;
- слайдовая
презентация.
Тип урока: урок
изучения новой темы.
Форма
урока:
«круглый стол».
Опережающее
задание:
1.
Поиск
информации по заданной теме.
2.
Социологические
исследования среди молодых людей по темам:
·
«Как
относится молодежь к службе в армии?».
·
«Легко
ли быть молодым?».
·
«Платное
образование в России: «за» и «против».
3.
Сообщения
по темам:
·
«Проблемы
молодежи».
·
«Молодежная
политика».
·
«Молодежная
субкультура».
Поиск
информации: интернет-источники, СМИ, учебники по социологии.
Ход
урока:
I. Организационный
момент.
Вводное
слово учителя. Определение темы, цели и задач урока.
«Они
(подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого
уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без
дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно
вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят
учителей…» Это слова древнегреческого философа Сократа, который жил в 470-399
гг. до н.э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие?
Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть
современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не
трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на
сегодняшнем уроке.
План
урока:
1. Особенности
молодежи как социальной группы.
2. Процесс
социализации молодежи.
3. Молодежная
субкультура.
4. Молодежь
– обновляющая сила общества..?
II. Изучение
нового материала.
1. Особенности
молодежи как социальной группы.
Учитель:
Молодежь – это социально-демографическая группа. При изучении молодежи как
социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее
сознания и деятельности.
Вопросы
учащимся:
·
Кто входит по возрасту в категорию
молодежи?
·
Как изменился взгляд на молодежь в
процессе исторического развития?
·
Почему молодежь, как особая социальная
группа, стала восприниматься обществом только в индустриальную фазу развития?
·
Какие основные психологические особенности
имеет молодежь?
Ответы
учащихся.
Учитель:
Таким образом, общность социальной позиции – уже не
дети, еще не взрослые; особенности сознания, стиля жизни и поведения создают
почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными
чертами
2. Процесс
социализации молодежи.
Учитель:
Как же идет процесс социализации, то есть взросления?
С какими проблемами сталкиваются молодые люди на пути взросления? Есть ли пути
решения их проблем?
Задания для групп:
охарактеризовать и проанализировать
процесс социализации молодежи, определить проблемы молодежи. (Работа групп,
презентация социологических исследований, сообщений).
Вопросы для обсуждения прилагаются.
Презентация результатов
социологического опроса «Как относится молодежь к службе в армии?».
Презентация результатов
социологического опроса «Платное образование в России: «ЗА» и «ПРОТИВ».
Проблема-рассуждение:
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?
Презентация
результатов социологического опроса «Легко ли быть молодым?»
Учитель:
Таким образом, молодым быть нелегко. В процессе социализации молодые люди
сталкиваются со многими трудностями и проблемами. Успешность преодоления и
решения данных проблем во многом зависит от самих молодых, а также от помощи
взрослых и государства.
3. Молодежная
субкультура.
Учитель:
Отдельным общественным группам свойственны особые
черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу
– субкультуру. Молодежь не стала исключением – она тоже создала свою
собственную культуру.
Презентация
сообщения: «Молодежная субкультура».
Вопросы учащимся:
·
Что побуждает молодежь к созданию
субкультуры?
·
Выскажите свое мнение о влиянии СМИ на
молодые умы – «за» и «против». Мнение аргументируйте.
4. Молодежь
– обновляющая сила общества?
Работа
с источником «Молодежь – обновляющая сила»
(И.
М. Ильинский – современный российский философ, академик Академии гуманитарных
наук).
·
Опираясь на текст источника, дать ответ на
вопрос: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая
сила общества..?»
(ответы учащихся).
Учитель: предлагаю
заполнить коллаж «Какая она, современная молодежь..?» (характеристика
современной молодежи).
III.
Итоги урока.
Учитель: Обсуждение
вопросов по заданной теме позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Нельзя
однозначно судить о современной молодежи.
2. Молодежь
неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.
3. Проблема
молодежи была актуальна во все времена.
4. В
жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и
разрешения.
5. Молодежь
– это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого
зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны
определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он
мобилизован, насколько полно используется.
6. Молодежь
– это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция
молодежи.
Оценивание работы
учащихся.
Домашнее задание: написать
эссе на тему «Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее» (Н.В.Гоголь).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.