Главная / Обществознание / разработка урока обществознания Легко ли быть молодым

разработка урока обществознания Легко ли быть молодым





Открытый урок

по обществознанию.

Тема: «Легко ли быть молодым?».

«Круглый стол».

11 класс











Цели и задачи урока:

  1. Показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры; подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, о возможностях молодежи в реализации социального статуса, выявить проблемы и социальные функции молодежи в современном обществе.

  2. Развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.

  3. Формировать у учащихся отношение к проблемам молодежи и ответственности молодого поколения.

Оборудование:

  • Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова «Человек и общество» - учебник для 11 класса – М. «Просвещение», 2003, §13;

  • рабочие листы с вопросами и заданиями для обсуждения (приложение 1);

  • Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, материалы СМИ;

  • источник «Молодежь – обновляющая сила общества», И.М.Ильинский (приложение 2);

  • коллаж «Какая она, современная молодежь..?»;

  • слайдовая презентация.

Тип урока: урок изучения новой темы.


Форма урока: «круглый стол».


Опережающее задание:

  1. Поиск информации по заданной теме.

  2. Социологические исследования среди молодых людей по темам:

  • «Как относится молодежь к службе в армии?».

  • «Легко ли быть молодым?».

  • «Платное образование в России: «за» и «против».

  1. Сообщения по темам:

  • «Проблемы молодежи».

  • «Молодежная политика».

  • «Молодежная субкультура».


Поиск информации: интернет-источники, СМИ, учебники по социологии.







Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вводное слово учителя. Определение темы, цели и задач урока.

«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Это слова древнегреческого философа Сократа, который жил в 470-399 гг. до н.э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.


План урока:

  1. Особенности молодежи как социальной группы.

  2. Процесс социализации молодежи.

  3. Молодежная субкультура.

  4. Молодежь – обновляющая сила общества..?


  1. Изучение нового материала.

  1. Особенности молодежи как социальной группы.

Учитель: Молодежь – это социально-демографическая группа. При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и деятельности.

Вопросы учащимся:

  • Кто входит по возрасту в категорию молодежи?

  • Как изменился взгляд на молодежь в процессе исторического развития?

  • Почему молодежь, как особая социальная группа, стала восприниматься обществом только в индустриальную фазу развития?

  • Какие основные психологические особенности имеет молодежь?

Ответы учащихся.


Учитель: Таким образом, общность социальной позиции – уже не дети, еще не взрослые; особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами


  1. Процесс социализации молодежи.

Учитель: Как же идет процесс социализации, то есть взросления? С какими проблемами сталкиваются молодые люди на пути взросления? Есть ли пути решения их проблем?


Задания для групп:

охарактеризовать и проанализировать процесс социализации молодежи, определить проблемы молодежи. (Работа групп, презентация социологических исследований, сообщений).

Вопросы для обсуждения прилагаются.

Презентация результатов социологического опроса «Как относится молодежь к службе в армии?».

Презентация результатов социологического опроса «Платное образование в России: «ЗА» и «ПРОТИВ».



Проблема-рассуждение: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

Презентация результатов социологического опроса «Легко ли быть молодым?»

Учитель: Таким образом, молодым быть нелегко. В процессе социализации молодые люди сталкиваются со многими трудностями и проблемами. Успешность преодоления и решения данных проблем во многом зависит от самих молодых, а также от помощи взрослых и государства.


  1. Молодежная субкультура.

Учитель: Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру. Молодежь не стала исключением – она тоже создала свою собственную культуру.


Презентация сообщения: «Молодежная субкультура».

Вопросы учащимся:

  • Что побуждает молодежь к созданию субкультуры?

  • Выскажите свое мнение о влиянии СМИ на молодые умы – «за» и «против». Мнение аргументируйте.



  1. Молодежь – обновляющая сила общества?


Работа с источником «Молодежь – обновляющая сила»

(И. М. Ильинский – современный российский философ, академик Академии гуманитарных наук).

  • Опираясь на текст источника, дать ответ на вопрос: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества..?»

(ответы учащихся).

Учитель: предлагаю заполнить коллаж «Какая она, современная молодежь..?» (характеристика современной молодежи).


  1. Итоги урока.

Учитель: Обсуждение вопросов по заданной теме позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Нельзя однозначно судить о современной молодежи.

  2. Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.

  3. Проблема молодежи была актуальна во все времена.

  4. В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

  5. Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

  6. Молодежь – это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.


Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее» (Н.В.Гоголь).



разработка урока обществознания Легко ли быть молодым
  • Обществознание
Описание:

в данной разработке разработка урока обществознания, где обсуждаются вопросы настоящего и будущего современного поколения.      Показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры; подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, о возможностях молодежи в реализации социального статуса, выявить проблемы и социальные функции молодежи в современном обществе. 1.      Формировать у учащихся отношение к проблемам молодежи и ответственности молодого поколения. форма урока: круглый стол

 

 

Автор Злобина Мария Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1106
Номер материала 37782
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓