ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока с
использованием ИКТ
по биологии
«ЦВЕТОК – ГЕНЕРАТИВНЫЙ ОРГАН
РАСТЕНИЯ.»
Дата проведения :
Учитель биологии
Второй
категории
ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Погрузная
Алексеева Ирина Михайловна
Цель: познакомить обучающихся со строением цветка, многообразием
типов цветков, раскрыть роль соцветий в жизни растений
Задачи:
Образовательные:
-показать, что цветок это видоизменённый побег;
-изучить главные части цветка;
-дать представление о пестичных и тычиночных цветках;
-ввести понятие «двудомные и однодомные» растения;
-доказать, что цветок – орган семенного размножения
цветковых растений;
Воспитательные:
-продолжить воспитывать бережное отношение к
растениям;
-формировать навыки коммуникативного общения.
Развивающие:
-развить умение анализировать,
синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать
Методы обучения:
1.По источнику знаний: словесные, наглядные,
практические.
2.По характеру деятельности учителя – проблемные.
3.По характеру деятельности обучающихся –
исследовательские.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный, лабораторная
работа
Обеспечение урока: компьютер,
проектор, таблица «Строение цветка», разборная модель цветка, цветущие
комнатные растения, муляжи плодов, цифровой микроскоп.
Ход урока
1.Организационная часть
2.Проверка домашнего задания
3.Изучение нового материала:
- актуализация изучения материала;
- организация целеполагания;
-изучение нового материала;
-физкультминутка
4.Обобщение и закрепление изученного материала.
5.Рефлексия
6. Домашнее задание.
1.Организационная часть (3 минуты)
-приветствие, фиксация отсутствующих;
-проверка подготовленности обучающихся к уроку;
-организация внимания;
2. Проверка домашнего задания:
конструирование по теме «Стебель» .
3.Изучение нового материала
-актуализация знаний:
- У вас на столах лежат
листочки с текстом загадки в конце урока вы назовете отгадку.
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК»
На высоком холме стоит вишнёвый замок. Крепостная
стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зелёных
зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а
вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.
О каком замке идёт речь? Как называются все части
замка?
- Что в
вазе? ( В вазе муляжи плодов.)
- Без какого органа
растения не смог бы развиться плод?
- Верно, без цветка.
- Для чего цветы
пришли в нашу жизнь?- (обучающиеся высказывают свои предположения)
Они возникли задолго до
появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы украсить себя,
у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И всё же, при виде
цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов. То
есть, цветы – неотъемлемая часть жизни человека. Наиболее торжественные и
радостные дни в нашей жизни мы стараемся отметить цветами и дарим цветы тем,
кого любим. О цветах сочиняют стихи, поют песни, о них сложно много красивых
легенд и преданий. У себя в квартирах люди заводят цветущие растения, часто
привозя их с отдалённых концов земного шара. Сейчас растения уже не цветут, но
в классной комнате, цветёт пеларгония, фиалка привезенные с самого юга Африки.
Все мы любим цветы.
– Ребята, как вы
думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Слайд 1.
- Запишите тему урока в тетрадь
- Посмотрите , как красивы цветы!( Слайды 2- 4.)
- Как вы думаете, о чем мы будем
говорить на уроке?
– А что мы постараемся узнать о цветке? ( Отвечают на
вопрос, тем самым формулируют цели урока.)
(Обобщение ответов)
В ходе урока мы ответим на следующие
проблемные вопросы:
-Зачем растениям нужны цветки и
почему они такие красивые?
-Какие части цветка самые
главные? Цветок – это орган семенного размножения. (запись в тетрадь).
-Подумайте, у всех ли
растений образуются цветки? (Дети говорят). Цветки образуются только у
цветковых растений.
Цветок – видоизменённый
укороченный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки,
пестик (запись в тетрадь) ( Слайд 5)
Слайд 5.
- Ребята, если бы среди нас
был П.И.Чайковский, он бы сказал: «Царем цветов я признаю ландыши, к ним у меня
какое-то бешеное обожание!»
П.И.Чайковский —
композитор, как вы думаете, что он мог посвятить ландышам? (музыку).
-Нет, ребята, ЛАНДЫШАМ ОН
ПОСВЯТИЛ СТИХИ, а для всех цветов написал « Вальс цветов» (звучит мелодия и
на фоне ее ученик рассказывает стихотворение): « О, ЛАНДЫШ ! Отчего так
радуешь ты взоры? Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и
веселей узоры,
Но прелести в них нет
таинственной твоей!» (Создается праздничная атмосфера.)
- Какое строение имеет
цветок?
(Самостоятельная работа с
рисунком учебника, обсуждение с соседом.
Показ на модели цветка и таблице)
Обмен информацией.
-Строение цветка. (Слайд 6.)
(По ходу рассказа
учитель показывает сборную модель цветка )
-Цветок состоит из
цветоножки, её расширенная часть называется цветоложем. Выше она переходит в
чашечку, состоящую из лепестков. Главные части цветка – пестик и тычинки.
Вокруг главных органов
цветка расположен околоцветник. Околоцветник состоит из листочков двух типов.
Внутренние листочки - это лепестки, образующие венчик. Наружные листочки –
чашелистики, образующие чашечку. Если околоцветник состоит из чашечки и
венчика, то его называют двойным. Если околоцветник состоит только из чашечки,
то такой околоцветник называют простым. ( Слайды 7-9)
Функции околоцветника:
1.защита пестика и
тычинок от неблагоприятных условий окружающей среды;
2.привлечение опылителей.
- Рассмотрим главные
части цветка – пестик и тычинки. (Слайд 10)
Слайд 10.
-Тычинки – мужской орган
размножения растений, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором
созревает пыльца, содержащая мужские половые клетки - спермии.
Пестик – женский орган
размножения, он состоит из рыльца, столбика и завязи. Завязь содержит в себе
семязачатки. Один семязачаток – односемянный плод (слива), много семязачатков
(малина) – многосемянный плод.
- Сейчас мы рассмотрим по
цифровому микроскопу микропрепарат « строение завязи пестика» и «строение
пыльника». ( Показ на экране слайдов с изображением этих частей цветка ,
полученных с помощью цифрового микроскопа.)
-Из завязи пестика после
опыления и оплодотворения развивается плод, а из семязачатков – семена.
-Почему пестик и тычинки
– генеративные органы растения?
(Участвуют в
оплодотворении и образовании плода.)
-Цветки, в которых
есть и тычинки, и пестики (вишня, тюльпан), называются обоеполыми. Но у
некоторых растений цветки содержат либо пестики (пестичные цветки), либо
тычинки(тычиночные цветки). Это однополые цветки. (Слайд 11)
-Такие растения, как
огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные
цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными
растениями так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях,
а пестичные – на других. (Слайд 12-13)
4.Обобщение
и закрепление изученного материала
- Я думаю, сейчас
вы сможете отгадать загадку, которую вы прочитали на листочке в начале урока. (Ответы
и обсуждение ответов)
-Давайте проверим, как вы
усвоили материал урока.
На экране – модель цветка. Необходимо подписать части цветка. (Слайд 14.)
Самостоятельная работа в
тетради .
Беседа по вопросам:
1.Какая главная функция
цветка? (Ответы учащихся)
2.Чем отличаются
однополые цветки от обоеполых?(Ответы учащихся)
3.Почему нужно беречь
цветы у растений?(Ответы учащихся)
Вывод: Мы изучили
строение цветка и его значение в природе и жизни человека. Цветок –
видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и
всякий побег, цветок развивается из почки. Цветком обычно оканчивается главный
или боковой побег.
5.Рефлексия
– Скажите, ребята, а о чем мы сегодня говорили?
(обращаем внимание на поставленные цели и задачи,
– Оцениваю работу учащихся .
– А как вы оцените ваше состояние? Если вы уходите с
урока с хорошим настроением с хорошо понятой новой темой , то вы поднимаете
зеленый смайлик, если вы что- то не поняли , то поднимите желтый смайлик , ну и
если вы ничего не поняли , то поднимите красный смайлик.
6. Домашнее задание.
§22.
Творческое задание:
1. «Цветы – рекордсмены»
- сообщение.
2. «Цветковые растения
Красной книги Самарской области» – сообщение.
3.Презентация «Легенды о
цветах»
Литература:
1.И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко,
Биология, 6 класс, Растения. Бактерии. Грибы.Лишайники, Москва, Вентана- Граф,
2010;.
2.И.Н. Фасевич, Е.Н.Поцелуйко, Е.В.Селезнева, Биология
6-11, конспекты уроков: семинары, конференции, Волгоград, Издательство
«Учитель», 2009г;
3.Т.В.Зарудняя, Биология, Растения. Бактерии. Грибы.
Лишайники. 6 класс, Поурочные планы по учебнику И.Н.Пономарёвой,
О.А.Корниловой, В.С.Кучменко, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007г.
Заместитель директора по УВР:___________________________Г.А.Степанова
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.