Главная / Русский язык и литература / Разработка урока на тему: Жизненные искания героев романа Л.Толстого «Война и мир».

Разработка урока на тему: Жизненные искания героев романа Л.Толстого «Война и мир».

Название документа 10 klass_Жизненные искания героев романа Л.Толстого Война и мир.doc




ПЛАН УРОКА

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ


КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ

Тема: Жизненные искания героев романа Л.Толстого «Война и мир».


1

Базовая компетенция:

Формирование социальных компетенций.




Дисциплина: Русская литература

1.1

Составляющая компетенция:



Уметь использовать диапазон умений в конкретной области для выполнения задачи демонстрировать личную интерпретацию посредством и адаптации методов, инструментов и материалов/ Выражать все конструктивным образом.

Класс: 10

1.1.1

ЦЕЛЬ УРОКА

Операция, метод, прием


Преподаватель: Липодат О.Н.

Уметь положительно думать о людях и положительно о них отзываться.


Дидактическая степень/категория: высшая

Что будет оцениваться на данном уроке

Учебное заведение: КГУ «Школа-гимназия»

Базовый учебник: Русская классическая литература и современность: учебник для общеобразовательных школ с русским языком обучения, общественно-гуманитарного направления/ Г.Г. Лукпанова,, , В.В. Савельева, Г.М. Мучник, Г.М. Камбарбаева, Л.С. Рыгалова, Е.М. Лулудова, Е.А. Агушевич. – Алматы: Жазуши, 2011.

2



Умение выражать конструктивным образом свое мнение о людях.



КЛАССИФИКАТОР

ОРГАНИЗАЦИЯ

Учебное задание

(уровень)

Время (мин)

Организационная форма/ форма оценивания

Общее время урока:

45

1

Различи события, представленные в таблице, выбери и запиши номера событий соответствующие герою, распределяя их на положительные и отрицательные (см приложение 1)

1.10

5

работа в малой группе/ взаимооценка оценка учителя

2

Обсуди художественные средства (эпизоды из произведения «Война и мир») и заполни таблицу положительных поступков героев, используя технику Картография (см приложение 2)

2.20

5

работа в малой группе/ взаимооценка оценка учителя

3

Помоги найти аргументы о положительных поступках других героев романа (выбери не менее 3 имен: А.П.Шерер, Элен Курагина, Василий Курагин, Николай Ростов, Мария Болконская, Анатоль Курагин, Борис Друбецкой) Оформи ответ с помощью техники Карта памяти

3.20

10

работа в малой группе/ взаимооценка оценка учителя

4

Определи критерии положительной оценки героев. Оформи ответ с помощью техники Карта памяти (в рабочей тетради)




4.20

10

Индивидуальная работа / самооценка, оценка учителя

5

Получи положительную оценку со стороны сверстников к составленным тобой правилам общения друг с другом.




5.20

10

Индивидуальная работа/ взаимооценка оценка учителя








Таксономия учебных задач по Кротвелу


Аффективная категория





Подкатегория

Востребованное действие

Оперант

Что делает учитель

Что делает ученик

Художественные средства

Техника

Ожидаемый результат

Примечание

Различи события, представленные в таблице, выбери и запиши номера событий соответствующие герою, распределяя их на положительные и отрицательные (см приложение 2)

1.00 Получение/ восприятие

1.10 Сознание

Глагол различать

события

Организует работу в парах

Познает неизвестное Заполняет таблицу

Роман Л.Толстого «Война и мир»

Работа с текстом

Запись в таблице





Аффективная категория





Подкатегория

Востребованное действие

Оперант

Что делает учитель

Что делает ученик

Художественные средства

Техника

Ожидаемый результат

Примечание

Обсуди художественные средства (эпизоды из произведения «Война и мир») и заполни таблицу положительных поступков героев, используя технику Картография (см приложение 3)

2.00 Ответ/ реакция

2.20 Готовность ответить

Глагол обсудить

художественные средства

Организует работу в парах

Восприятие с восхищением Составляет схему

Роман Л.Толстого «Война и мир»

Картография

Схема Картография




Аффективная категория





Подкатегория

Востребованное действие

Оперант

Что делает учитель

Что делает ученик

Художественные средства

Техника

Ожидаемый результат

Примечание

Помоги найти аргументы о положительных поступках других героев романа (выбери не менее 3 имен: А.П.Шерер, Элен Курагина, Василий Курагин, Николай Ростов, Мария Болконская, Анатоль Курагин, Борис Друбецкой) Оформи ответ с помощью техники Карта памяти (приложение 4)

3.00 Оценка

3.20 Предпочтение

ценности

Глагол Помоги

аргументы

Организует в паре

Исследует ценности Заполняет Карту памяти

Роман

Л. Толстого «Война и мир»

Карта памяти

Информация в виде схемы Карта памяти




Аффективная категория





Подкатегория

Востребованное действие

Оперант

Что делает учитель

Что делает ученик

Художественные средства

Техника

Ожидаемый результат

Примечание

Определи критерии положительной оценки героев. Оформи ответ с помощью техники Карта памяти (в рабочей тетради)


4.00 Организация

4.20 Организация системы ценности

Глагол определить

критерии

Организует самостоятельную работу учащегося

Разрабатывает план по присвоению новой ценности для оценивания поступков героев

В. Овчинников музыка из кинофильма «Война и мир»

Карта памяти

схема

Карта памяти




Аффективная категория





Подкатегория

Востребованное действие

Оперант

Что делает учитель

Что делает ученик

Художественные средства

Техника

Ожидаемый результат

Примечание


Получи положительную оценку со стороны сверстников к составленным тобой правилам общения друг с другом.


5.00 Организация

5.20 Включение в личные ценности

Глагол получить положительную оценку

Гуманизм, моральные качества, целостность, экстравагантность, избыточность, конфликтность, величие

Организует работу в малых группах

Присваивает эту ценность на основании определенной логики

В. Овчинников музыка из кинофильма «Война и мир»

Схема отношений

Правила общения друг с другом.
















Сценарий урока

Тема: Жизненные искания героев романа Л. Толстого «Война и мир».

Цель: Уметь положительно думать о людях и положительно о них отзываться.

Развивать умение работать с художественным текстом, умение представлять информацию в виде схем, таблиц, навыки анализа и синтеза информации, умение применить полученные умения в социуме. Формировать навыки и способы социально значимой деятельности, умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения.

Оборудование: структурные карты урока для каждого ученика, приложения 1, 2, 3, бумажные стикеры разных цветов; музыкальное сопровождение С. Прокофьев «Вальс», В. Овчинников музыка из кинофильма «Война и мир».

Эпиграфы к уроку

"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость ". (Из письма Л. Н. Толстого от 18 октября 1857 года).

И все же, и все же я верить не брошу,

Что надо в начале любого пути

С хорошей, с хорошей и только с хорошей,

С доверчивой меркою к людям идти!

Эдуард Асадов

I Организационный момент. Учитель раздает каждому ученику цветной бумажный стикер (это необходимо для деления на группы, цвет учащиеся могут выбрать самостоятельно, также учитель может сам определить состав групп), таким образом организуется 5 групп по 5 человек.

  1. Слово учителя с элементами беседы.

Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом месте. На предыдущих уроках мы говорили о двух главных героях великой эпопеи: о Пьере Безухове и Андрее Болконском, - обсуждали трудный путь их духовных, нравственных исканий. Герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера Безухова с момента его возвращения в Россию. Увлечения и разочарования переживает неоднократно князь Андрей Болконский. И при всех противоречиях у героев остается неудовлетворенность собой, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смысла жизни и настоящего места в ней.

А теперь первое задание: составьте из предложенных пазлов текст (на листах, заранее разрезанных на пазлы, записана цель урока)

Цель сегодняшнего урока: Уметь положительно думать о людях и положительно о них отзываться.

-Как вы понимаете эту фразу? (ответы учащихся)

Определите каждый для себя цель, которую постарается выполнить к концу урока и запишите на стикер, затем стикер прикрепите на «дерево ожиданий». В конце урока мы вернемся к вашим записям. На этом уроке вы попробуете определить среди различных поступков героев положительные и отрицательные. Для этого вам необходимо выполнить задания Структурной карты урока (Приложение 1). Работать по ней вы будете в группе и индивидуально. Итогом работы станет свод правил общения друг с другом.

II Выполнение заданий. (учащиеся работают в группах)

1) Различи события, представленные в таблице, выбери и запиши номера событий, соответствующие герою, распределяя их на положительные и отрицательные. (Учащиеся заполняют таблицу, записывая номера событий в соответствующие графы, дают оценку приведенным в таблице событиям в жизни героев и распределяют их на положительные и отрицательные)

2) Обсуди художественные средства (учащиеся в группе анализируют эпизоды из произведения «Война и мир», в домашнем задании учащиеся выбирали необходимые эпизоды из жизни Болконского и Безухова: Петербург 1805, Мирная жизнь до Отечественной войны

1812 года, война 1812, после войны 1812 года заполняют таблицу положительных поступков героев, используя технику Картография (см приложение 4)


3) Помоги найти аргументы о положительных поступках других героев романа (выбери не менее 3 имен: А.П.Шерер, Элен Курагина, Василий Курагин, Николай Ростов, Мария Болконская, Анатоль Курагин, Борис Друбецкой) Оформи ответ с помощью техники Карта памяти (приложение 3)

4) Определи критерии положительной оценки героев. Оформи ответ с помощью техники Карта памяти (в рабочей тетради)

5) Получи положительную оценку со стороны сверстников к составленным тобой правилам общения друг с другом (задание для индивидуальной работы, составленные Правила подари своему однокласснику) Учащиеся составляют правила общения друг с другом.

III. Подведение итога урока. Рефлексия. Учащиеся берут с «дерева ожиданий» прикрепленный в начале урока стикер и записывают вывод о своей работе на уроке, оценивают свое эмоциональное состояние.

Название документа pril_1_karta uroka.doc

Приложение 1

Структурная карта урока

Тема: Жизненные искания героев романа Л.Толстого «Война и мир».

Цель: Уметь положительно думать о людях и положительно о них отзываться.

Учебное задание

Время (мин)

Организационная форма/ форма оценивания

1

Различи события, представленные в таблице, выбери и запиши номера событий соответствующие герою, распределяя их на положительные и отрицательные (см приложение 2)


5

работа в малой группе/ взаимопроверка/взаимооценка

2

Обсуди художественные средства (эпизоды из произведения «Война и мир») и заполни таблицу положительных поступков героев, используя технику Картография (см приложение 3)


5

работа в малой группе/ взаимооценка

3

Помоги найти аргументы о положительных поступках других героев романа (выбери не менее 3 имен: А.П.Шерер, Элен Курагина, Василий Курагин, Николай Ростов, Мария Болконская, Анатоль Курагин, Борис Друбецкой) Оформи ответ с помощью техники Карта памяти (приложение 4)


10

работа в малой группе/ взаимооценка

4

Определи критерии положительной оценки героев.

Оформи ответ с помощью техники Карта памяти (приложение 4) (в рабочей тетради)



10

Индивидуальная работа / самооценка, оценка учителя

5

Получи положительную оценку со стороны сверстников к составленным тобой правилам общения друг с другом. (Составь самостоятельно Правила общения друг с другом в классе – не менее 6 пунктов и подари их другу)



10

Индивидуальная работа/ взаимооценка оценка учителя



Название документа pril_2_tabl.doc

(приложение 2)

События.

Андрей

Пьер


положительные

отрицательные

положительные

отрицательные

1.Презрительно относится к свету.





2 Попадает в плен и переживает там ужасные минуты ожидания смерти, наблюдая за казнью пленных.





3.«Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезни), -вот вся моя мудрость теперь»





4.Кутежи в компании Анатоля Курагина, история с квартальным, дуэль с Долоховым.





5.Участник Шенграбенского сражения.





6. Женитьба на Элен Курагиной.





7. Из-за своей непрактичности терпит неудачи, разочаровываясь в самой идее переустройства крестьянской жизни





8.Тяжело раненный, он смотрит в бездонное небо, которое как бы говорит о бренности его недавних желаний.





9. Принимает участие в Бородинском сражении.





10.Участвует в Отечественной войне.





11. Поклоняется Наполеону, считая его истинно великим деятелем своего времени.





12. Подражает своему кумиру Наполеону





13.Личная драма повергнет его в апатию, мало того - породит в душе ненависть к Анатолю Курагину





14. На Бородинском поле впервые испытывает чувство единства с окружающими, помогая им во время боя





15. Ищет случая выделиться, найти «свой Тулон»,






Название документа pril_3_karta pamyati.doc

Приложение 3

Карта памяти

Назначение

  • Представить структуру аргументации.

  • Сделать заметки относительно взаимосвязи фрагментов содержания.


Элементы

  • Слова.

  • Замкнутые линии (овалы), выделяющие фрагменты содержания.

  • Линии, обозначающие связи и/или принадлежности.


Правила

  • Удобно начинать построение схемы с середины страницы, чтобы можно было
    ее продолжить в любом необходимом направлении.

  • Слова можно писать вдоль линий или в том месте, где они заканчиваются. При записи слов можно использовать техники сокращения слов

  • Если Вы запутаетесь или потеряете нить рассуждений, начните с новой
    основной темы, расположив ее в центре.

hello_html_m10d90474.png


Название документа pril_4_kartografiya.doc

Приложение 4

Картография.

Назначение.

Визуальный прием, который позволяет проследить эволюцию процесса/феномен во временных координатах.


Элементы.

  • Числовая шкала.

  • Событийный ряд.

Правила.

  • Определяется то, что необходимо нанести на карте, в какой момент, и с какой точки зрения.

  • На числовой шкале указываются временные индексы.

  • В событийном ряде записывается то, что происходило в тот или иной временной период.(можно записать не год, а событие, связанное с определенным этапом)

Пример:

Картография положительных поступков Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Пример:

Картография положительных поступков Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Группа 1
















Название документа карта оценки учащихся.doc

Приложение 1

Карта оценки учащихся

Ф.И.учащегося

Аксенов Роман

Большакова Мария

Вавилова Ирина

Доценко Дарья

Клинцов Виталий

Махова Екатерина

Николаев Кирилл

Чупринюк Максим


1 задание










2 задание










3 задание










4 задание










5 задание










Итоговая оценка
























Разработка урока на тему: Жизненные искания героев романа Л.Толстого «Война и мир».
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по теме: Жизненные искания героев романа Л.Толстого «Война и мир» разработан по таксономии Кротвела. Нацелен на формирование социальных  компетенций. Составляющей компетенцией является умение  использовать диапазон знаний в конкретной области для выполнения задачи демонстрировать личную интерпретацию посредством и адаптации методов, инструментов и материалов. Выражать все конструктивным образом. На уроке оценивается умение выражать конструктивным образом свое мнение о людях. К уроку прилагаются структурная карта урока для учащихся, техники учения, карта оценки.

Автор Липодат Ольга Николаевна
Дата добавления 11.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 604
Номер материала 56118
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓