Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазработка урока на тему: "Состав слова. Обобщение."

Разработка урока на тему: "Состав слова. Обобщение."

Скачать материал

Акмолинская область

Бурабайский район

Урумкайская СШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Конспект урока

                 по русскому языку

                           на тему:

        «Состав слова. Обобщение.»

                        

                            2 класс

 

 

 

 

                                    Учитель начальных классов:     

                                               Шехтель Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

2014  год

Тема: «Состав слова» (обобщение)

 

Цели урока: закрепить знания о составе слова; развивать умение образо-

                     вывать новые слова с помощью  приставок и суффиксов;         

                     правильно писать корни и приставки;

                     прививать навыки культуры речи, дисциплинированности;

                     развивать речь учащихся, внимание, память, логическое 

                     мышление; орфографические навыки; активизировать 

                     познавательную деятельность через различные формы работы.

Тип урока:   урок-конкурс.

Методы:      наглядный, практический, частично-проблемный, осуществление

                     взаимоконтроля, модельный.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте за мной:

- Я в школе на уроке.

сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю.

                                А сейчас проверь, дружок,

                               Ты готов начать урок?

                              Всё ль на месте, всё ль в порядке,

                              книга, ручка и тетрадка?

II. Сообщение темы и целей урока.

 - Сегодня у нас урок-конкурс, который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова». Проверим ваши умения правильно писать корни и приставки. Образовывать с их помощью новые слова. 

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель. В лингвистике этот раздел называют «Словообразование». Как вы думаете, почему так назвали этот раздел? Что он изучает?

Дети. Он изучает образование новых слов.

У. Какие части слова словообразование помогли вам ответить на данный вопрос?

Д. Слово  и  образование.

У. Из чего же состоят слова?

Д. Из корня, приставки, суффикса и окончания.

У. А какая часть слова самая главная? Почему?

Д. Корень. Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах.

У. Вот мы и попали в гости к главной части слова.

 

 

На доске открывается плакат:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 - А теперь откройте тетради и запишите в них сегодняшнее число и тему урока.

 

IV. Работа над темой урока.

1) Упражнение в различении корня слова и подбор однокоренных слов.

1.      Определение значения слова  корень. Упражнение в подборе однокоренных слов.

У. Какое основное значение слова  корень?

Д. Корень – это то, без чего растение не может жить.

- Корень – подземная часть растения, но она очень нужна растению, без него оно погибнет.

У.  А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова?

Д. Из корня появляются слова.

У. Первое задание. Прочитайте текст на доске. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова  с корнем  снег (снеж).

На доске:

 

Надпись:    Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … .
Тёплым одеялом укроет … землю.   … метели 
заметут лесные тропы. А детям радость.
Будут лепить  …, строить крепости.
 

 

 

 

 

 


          - Напишите текст в тетрадь.

           ( Работа выполняется 5-6 минут. Победителем становится тот, кто справится

           с работой первым. Он получает жетон.)

       - Прочитайте законченный текст. Назовите среди записанных слов однокоренные

         имена существительные, имена прилагательные.

           2.  Упражнение в различении и подборе однокоренных слов.

А теперь поиграем. Игра называется «Найди «лишнее» слово». Из ряда слов вы должны убрать «лишнее»  слово.

Борьба, борец, бороться, воевать,

смешной, смешать, смешить,

учить, изучать, зубрить,

сосна, дерево, деревянный,

ветер, вихрь, безветренный,

вражда, враг, противник, вражеский.

 

2) Упражнение в различении приставок, их смысла и в подборе слов с различными приставками.

У. Подготовьтесь рассказать,  что вы знаете о приставке как части слова? Какую работу выполняют  в языке приставки?

Д. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем, при помощи приставок образуются новые слова.

У. Выполните следующее упражнение. При помощи приставок от корня  ход нужно образовать и записать как можно больше новых слов.

(На доске – цветок  с данными приставками.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Оказывается, что знать и помнить – это не совсем одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью. Но когда начинаете специально вспоминать приставки, они «приходят» в голову с большим трудом. В русском языке более сорока приставок, с ними вы будете знакомиться и в третьем, и в пятом классе и ещё много о них узнаете.  А сейчас следующее задание.

Упражнение «Назовите одним словом»:

Присоединить с помощью верёвки. – Привязать.

Присоединить с помощью верёвки с ниткой. – Пришить.

Очень добрый. – Предобрый.

Как называли Кощея в русских сказках? – Бессмертный.

А царевну Елену? – Прекрасная, премудрая.

 

V. Физкультминутка-игра «Не ошибись, пожалуйста»

У. Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста».

1. Встаньте, пожалуйста.

2. Поднимите руки.

3. Будьте добры, похлопайте.

4. Потопайте, попрыгайте, пожалуйста.

5. Тихонько сядьте.

6. Тихонько сядьте, пожалуйста.

 

VI. Упражнения в различении и образовании слов с различными суффиксами.

У. Расскажите, что вы знаете о суффиксах.

Д. Это часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.

У. Посмотрите на доску, образуйте слова и запишите их.

 

( На доске плакат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(Первые трое учащихся, справившихся, с заданием получают жетоны.)

- Назовите детёнышей козы, утки, лося, оленя, тигра, льва, гуся, кошки, курицы, слона, собаки, аиста.

 

VII. Определение роли окончаний в слове.

У. Посмотрите на доску и выберите правильное утверждение.

На доске:

 

Д. Окончанием называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

 

VIII. Рефлексия урока.

У. Мы повторили всё, что вы знаете о частях слова. А сейчас, в завершение, попробуем сами составить слова из частей разных слов.

   (Детям раздаются карточки со словами.)

залез

приготовить

ночка

коса

 

понёс

слово

курица

крапива

 

полёт

краски

дочка

лапа

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

зори

голенький

нога

 

расписка

садик

звезда

 

подчистка

ходить

 

занос

морозец

горка

листочки

 

бессонница

смертный

лесной

осиновый

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подведение итогов, подсчёт полученных жетонов. Определение победителя.

Остальные учащиеся получают оценку в зависимости от количества набранных баллов.

У. Ну, кто же сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении.

                   Корень мой находится в цене.

                  В очерке найди приставку мне.

                  Суффикс мой в тетрадке все встречали,

                  Вся же – в дневнике я и в журнале.         (Оценка)

IX. Выставление оценок.

X.  Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока на тему: "Состав слова. Обобщение.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока: закрепить знания о составе слова; развивать умение образовывать новые слова с помощью  приставок и суффиксов;       правильно писать корни и приставки;прививать навыки культуры речи, дисциплинированности; развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление; орфографические навыки; активизировать познавательную деятельность через различные формы работы.

Тип урока: урок-конкурс.

Методы: наглядный, практический, частично-проблемный, осуществление  взаимоконтроля, модельный.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 273
    • DOCX 1.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шехтель Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шехтель Ирина Николаевна
    Шехтель Ирина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2765
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1181 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 547 человек

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе