Главная / Русский язык и литература / Разработка урока на тему "Служебные части речи"

Разработка урока на тему "Служебные части речи"

Разработка урока по русскому языку на тему «Служебные части речи»

Тема: Служебные части речи
Цели урока: 
1. Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи. 
2. Доказать значимость служебных частей речи. 
3. Совершенствовать устную и письменную речь. 
Задачи урока: 
1. Организовать работу в деятельном режиме. 
2. Исследовать тему и обосновать выводы. 
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы. 
Тип урока: урок-путешествие в страну «Морфологию» 
Ход урока 
1.Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке. 
Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение: 
Они неделимы и целы, 
Корней и приставок в них нет, 
Нельзя отыскать в них морфемы – 
И в этом их главный секрет!
Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких? 
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные. 
Запишите тему урока: «Служебные части речи» 
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность. 
1.Станция «Домашняя» 
2.Проверка д\з 
Задание: Укажите слова, в которых 
1 вариант – букв больше, чем звуков (солнце, дочь, учитель) 
2 вариант – звуков больше, чем букв (ярмарка, ёлка, дающий) 
Вьюга, солнце, ярмарка, дочь, ёлка, дающий, учитель 
2.Станция «Служебная» 
3. На путевых листах дано стихотворение найдите в нем служебные части речи. 
Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? 
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…» и выпишите все служебные части речи в таблицу: 
предлог союз частица 

Предлоги, союзы, частицы – 
Все встали в один хоровод, 
Служебные, важные лица – 
На редкость серьезный народ. 
Без них обойтись невозможно, 
И знают об этом они. 
Всегда и во всем осторожны: 
Нигде не гуляют одни. 
Но исподволь и незаметно 
Значенье свое принесут, 
Здесь свяжут, а рядом разделят, 
Укажут и силу дадут. 
Какую информацию о служебных частях речи оно несёт? 
Какова их роль в предложении? 
3.Станция «Загадочная» 
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки. 
В предложении на службе 
С падежом всегда он в дружбе, 
На него показывает 
И слова все связывает. 
Это? (предлог) 
Объединять и связывать стараюсь 
Я равных и неравных в нужный час. 
Порою я совсем не повторяюсь, 
Порою повторяюсь много раз. 
Это? (союз) 
Могу оттенки придавать значеньям, 
Могу усилить их без напряженья. 
Могу помочь я форм образованью, 
Когда Глагол на службу призовёт, 
Могу вообще подвергнуть отрицанью 
Всё то, что кто-нибудь произнесёт. 
Это? (частицы) 
Используя полученные знания о служебных частях речи, рассмотрим таблицу на путевых листах 
Служебные части речи. 
Предлог Союз Частица 

4.Станция «Рабочая» 
4. Работа с учебником. Два уч-ся работают у доски 
Из упр. 254 с. 118 выписать одно любое предложение и найти служебные части речи 
5.Станция «Литературная» 
5. На путевых листах дано стихотворение «Алатау» Т.Молдагалиева. 
Работа в парах – выписать 10 слов: самостоят. и служебн. ч.р. 

На Алатау вечен белый снег, 
Как вечен дней 
Неторопливый бег. 
Стоит он в недоступной синеве, 
Как аксакал 
С чалмой на голове. 
К нему на грудь садятся облака. 
Как с равным, 
С ним беседуют века. 
С его необозримой вышины 
Любые дали явственно видны. 
Он подпирает солнце в небесах, 
Он держит звезды 
На своих плечах, 
Что освещают нам пути во мгле. 
Он людям 
Реки дарит на земле. 
Казах! Ты знаешь, очень счастлив я. 
Что мы ему - родные сыновья! 
7. Работа с учебником упр. 258 устно 
-Как пишутся телеграммы? (в них отсутствуют служ.ч.р.) 
8.– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи. 
Вечер …ночи собирался; 
…ночлег собрался; 
Вдоль… улице идет, 
Ест картошку … поет. 
… он поля достигает 
Руки … боки подпирает 
… … прискочкой … пан, 
Боком входит … балаган. 
Все по-прежнему стояло, 
… коней … … бывало; 
… игрушка-горбунок 
… его вертелся ног. 
– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения. 
– Восстановите текст, используя слова для справок. 
– Можно ли обойтись без служебных частей речи? 
– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости. 
– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке? 
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. 
6.Станция « Мозговой штурм.» 
Умеете ли вы разгадывать шарады? 
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо) 
Какой предлог является нотой? (до) 
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза) 
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача) 
7.Станция «Неожиданная» 
Попробуем полученные знания внедрить в практику (упр. 259 с. 120) 
Итог урока 
-Для чего служат предлоги и союзы в речи? 
-Какую роль играют частицы в речи? 
Рефлексия 
(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - ) 
- На сегодня наше путешествие окончено, и мы продолжим его на следующем уроке 
Домашняя работа: упр. 257 с. 118 
По желанию составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке. 
Выставление оценок 
Ребята, в заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее. Старайтесь следовать принципу: я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами.



Разработка урока на тему "Служебные части речи"
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка урока по русскому языку на тему «Служебные части речи»

Тема: Служебные части речи
Цели урока: 
1. Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи. 
2. Доказать значимость служебных частей речи. 
3. Совершенствовать устную и письменную речь. 
Задачи урока: 
1. Организовать работу в деятельном режиме. 
2. Исследовать тему и обосновать выводы. 
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы. 
Тип урока: урок-путешествие в страну «Морфологию» 
Ход урока 
1.Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке. 
Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение: 
Они неделимы и целы, 
Корней и приставок в них нет, 
Нельзя отыскать в них морфемы – 
И в этом их главный секрет!
Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких? 
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные. 
Запишите тему урока: «Служебные части речи» 
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность. 
1.Станция «Домашняя» 
2.Проверка д\з 
Задание: Укажите слова, в которых 
1 вариант – букв больше, чем звуков (солнце, дочь, учитель) 
2 вариант – звуков больше, чем букв (ярмарка, ёлка, дающий) 
Вьюга, солнце, ярмарка, дочь, ёлка, дающий, учитель 
2.Станция «Служебная» 
3. На путевых листах дано стихотворение найдите в нем служебные части речи. 
Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? 
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…» и выпишите все служебные части речи в таблицу: 
предлог союз частица 

Предлоги, союзы, частицы – 
Все встали в один хоровод, 
Служебные, важные лица – 
На редкость серьезный народ. 
Без них обойтись невозможно, 
И знают об этом они. 
Всегда и во всем осторожны: 
Нигде не гуляют одни. 
Но исподволь и незаметно 
Значенье свое принесут, 
Здесь свяжут, а рядом разделят, 
Укажут и силу дадут. 
Какую информацию о служебных частях речи оно несёт? 
Какова их роль в предложении? 
3.Станция «Загадочная» 
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки. 
В предложении на службе 
С падежом всегда он в дружбе, 
На него показывает 
И слова все связывает. 
Это? (предлог) 
Объединять и связывать стараюсь 
Я равных и неравных в нужный час. 
Порою я совсем не повторяюсь, 
Порою повторяюсь много раз. 
Это? (союз) 
Могу оттенки придавать значеньям, 
Могу усилить их без напряженья. 
Могу помочь я форм образованью, 
Когда Глагол на службу призовёт, 
Могу вообще подвергнуть отрицанью 
Всё то, что кто-нибудь произнесёт. 
Это? (частицы) 
Используя полученные знания о служебных частях речи, рассмотрим таблицу на путевых листах 
Служебные части речи. 
Предлог Союз Частица 

4.Станция «Рабочая» 
4. Работа с учебником. Два уч-ся работают у доски 
Из упр. 254 с. 118 выписать одно любое предложение и найти служебные части речи 
5.Станция «Литературная» 
5. На путевых листах дано стихотворение «Алатау» Т.Молдагалиева. 
Работа в парах – выписать 10 слов: самостоят. и служебн. ч.р. 

На Алатау вечен белый снег, 
Как вечен дней 
Неторопливый бег. 
Стоит он в недоступной синеве, 
Как аксакал 
С чалмой на голове. 
К нему на грудь садятся облака. 
Как с равным, 
С ним беседуют века. 
С его необозримой вышины 
Любые дали явственно видны. 
Он подпирает солнце в небесах, 
Он держит звезды 
На своих плечах, 
Что освещают нам пути во мгле. 
Он людям 
Реки дарит на земле. 
Казах! Ты знаешь, очень счастлив я. 
Что мы ему - родные сыновья! 
7. Работа с учебником упр. 258 устно 
-Как пишутся телеграммы? (в них отсутствуют служ.ч.р.) 
8.– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи. 
Вечер …ночи собирался; 
…ночлег собрался; 
Вдоль… улице идет, 
Ест картошку … поет. 
… он поля достигает 
Руки … боки подпирает 
… … прискочкой … пан, 
Боком входит … балаган. 
Все по-прежнему стояло, 
… коней … … бывало; 
… игрушка-горбунок 
… его вертелся ног. 
– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения. 
– Восстановите текст, используя слова для справок. 
– Можно ли обойтись без служебных частей речи? 
– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости. 
– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке? 
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. 
6.Станция « Мозговой штурм.» 
Умеете ли вы разгадывать шарады? 
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо) 
Какой предлог является нотой? (до) 
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза) 
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача) 
7.Станция «Неожиданная» 
Попробуем полученные знания внедрить в практику (упр. 259 с. 120) 
Итог урока 
-Для чего служат предлоги и союзы в речи? 
-Какую роль играют частицы в речи? 
Рефлексия 
(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - ) 
- На сегодня наше путешествие окончено, и мы продолжим его на следующем уроке 
Домашняя работа: упр. 257 с. 118 
По желанию составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке. 
Выставление оценок 
Ребята, в заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее. Старайтесь следовать принципу: я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами.

 

 

Автор Сарсенова Асия Жалгасовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 723
Номер материала 50208
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓