Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Разработка урока по русскому языку на тему «Служебные части речи»
Тема: Служебные части речи
Цели урока:
1. Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
2. Доказать значимость служебных частей речи.
3. Совершенствовать устную и письменную речь.
Задачи урока:
1. Организовать работу в деятельном режиме.
2. Исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Тип урока: урок-путешествие в страну «Морфологию»
Ход урока
1.Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке.
Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.
Запишите тему урока: «Служебные части речи»
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.
1.Станция «Домашняя»
2.Проверка д\з
Задание: Укажите слова, в которых
1 вариант – букв больше, чем звуков (солнце, дочь, учитель)
2 вариант – звуков больше, чем букв (ярмарка, ёлка, дающий)
Вьюга, солнце, ярмарка, дочь, ёлка, дающий, учитель
2.Станция «Служебная»
3. На путевых листах дано стихотворение найдите в нем служебные части речи.
Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…» и выпишите все служебные части речи в таблицу:
предлог союз частица
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
Какова их роль в предложении?
3.Станция «Загадочная»
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это? (предлог)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это? (союз)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это? (частицы)
Используя полученные знания о служебных частях речи, рассмотрим таблицу на путевых листах
Служебные части речи.
Предлог Союз Частица
4.Станция «Рабочая»
4. Работа с учебником. Два уч-ся работают у доски
Из упр. 254 с. 118 выписать одно любое предложение и найти служебные части речи
5.Станция «Литературная»
5. На путевых листах дано стихотворение «Алатау» Т.Молдагалиева.
Работа в парах – выписать 10 слов: самостоят. и служебн. ч.р.
На Алатау вечен белый снег,
Как вечен дней
Неторопливый бег.
Стоит он в недоступной синеве,
Как аксакал
С чалмой на голове.
К нему на грудь садятся облака.
Как с равным,
С ним беседуют века.
С его необозримой вышины
Любые дали явственно видны.
Он подпирает солнце в небесах,
Он держит звезды
На своих плечах,
Что освещают нам пути во мгле.
Он людям
Реки дарит на земле.
Казах! Ты знаешь, очень счастлив я.
Что мы ему - родные сыновья!
7. Работа с учебником упр. 258 устно
-Как пишутся телеграммы? (в них отсутствуют служ.ч.р.)
8.– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по-прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка-горбунок
… его вертелся ног.
– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.
– Восстановите текст, используя слова для справок.
– Можно ли обойтись без служебных частей речи?
– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.
– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.
6.Станция « Мозговой штурм.»
Умеете ли вы разгадывать шарады?
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)
7.Станция «Неожиданная»
Попробуем полученные знания внедрить в практику (упр. 259 с. 120)
Итог урока
-Для чего служат предлоги и союзы в речи?
-Какую роль играют частицы в речи?
Рефлексия
(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - )
- На сегодня наше путешествие окончено, и мы продолжим его на следующем уроке
Домашняя работа: упр. 257 с. 118
По желанию составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке.
Выставление оценок
Ребята, в заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее. Старайтесь следовать принципу: я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами.
6 664 296 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Сарсенова Асия Жалгасовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.