Сценарий урока
Тема «Сила трения»
ТРЕНИЕ – СИЛА ЗНАКОМАЯ,
НО ТАИНСТВЕННАЯ
А.А. Первозванский
Цели:
Образовательные:
- изучить явление
трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у
учащихся практических навыков измерения силы трения.
Развивающие: формировать
представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся
выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, показать роль физического
эксперимента в физике, выражать грамотно свои мысли вслух.
Воспитательные: способствовать воспитанию у школьников
культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения.
Задачи урока: первичное формирование
умения наблюдать, высказывать гипотезы, планировать эксперимент, подтверждающий
или опровергающий высказанные гипотезы; первичное формирование навыков
исследовательской деятельности обучающегося.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 1), на
каждом столе брусок, набор грузов, динамометр, две стеклянные пластины, две
полоски наждачной бумаги, лупа.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний. (Слайды
2-7)
1)В результате чего может изменяться скорость тела?
т)
под действием силы;
у) без
какого-либо внешнего воздействия.
2)Силой тяжести называется сила, с которой…
о)
тело действует на весы;
п)
тело действует на Землю;
р)
Земля притягивает тело.
3) Сила упругости возникает, если тело…
е) деформируется;
ж) притягивается к Земле;
з) двигается равномерно.
4) Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или
подвес, называется…
л) сила тяжести;
м) сила упругости;
н) вес тела.
5) Прибор для измерения силы-…
и) динамометр;
к) спидометр;
л) термометр.
6) Единица измерения силы-…
д) кг;
е) Н;
ж) м/с.
(В
результате выполнения теста ученики получают «ТРЕНИЕ»)
III.
Определение темы и
цели урока. (Слайд 8)
Ребята
мы с вами сейчас повторили тему: “Взаимодействия тел”, именно силы. Теперь нам предстоит
изучить на мой взгляд одну из самых важных сил – силу трения, которая сильнее
бурь, ветров и непогоды. Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является
изучение силы трения и её видов; экспериментально установить от чего зависит
сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в
жизни человека.
Итак,
тема сегодняшнего урока «Сила трения»
IV.
Изучение нового материала.
Опыт 1.
Наблюдение трения. (Слайд
9)
Толкните
деревянный брусок по поверхности стола и пронаблюдайте за его движением.
-Почему
он остановился? (на него подействовала сила)
В
земных условиях любому движению тел всегда
сопутствует трение. При всех видах механического движения
одни тела соприкасаются либо с другими, либо с окружающей их сплошной жидкой
или газообразной средой. Такое соприкосновение всегда оказывает большое влияние
на движение. Возникает сила трения, направленная противоположно
движению. Она обозначается Fтр.
Опыт 2.
Зависимость силы трения от
веса тела. (Слайд 10)
Прикрепите
к бруску динамометр. Медленно увеличивайте силу упругости пружины до тех пор,
пока брусок остается в покое. Измерьте максимальную силу трения покоя. Как
изменится сила трения покоя, если на брусок поставить груз? (Учащиеся
записывают результаты измерений и выводы в таблицы на отдельных листах, приложение
2)
№
опыта
|
Вид
трения
|
Содержание
опыта
|
Сила
трения Fтр
|
Вывод
|
2
|
Трение
покоя
|
Сила,
необходимая для того, чтобы сдвинуть один брусок с места
|
|
|
Сила,
необходимая для того, чтобы сдвинуть брусок с грузом с места
|
|
Опыт 3.
Виды трения. (Слайд
11-12)
Прикрепите
к бруску динамометр и тяните равномерно.
-Какую
силу показывает динамометр? (Динамометр показывает силу тяги, которая равна по
модулю и противоположна по направлению силе трения).
Положите
брусок на катки (круглые карандаши) и тяните равномерно. Сравните силу трения
скольжения и силу трения качения.
№
опыта
|
Вид
трения
|
Содержание
опыта
|
Сила
трения Fтр
|
Вывод
|
3
|
Трение
скольжения
|
Равномерное
движение бруска по поверхности стола
|
|
|
Трение
качения
|
Равномерное
движение бруска на катках
|
|
Исторические
сведения. (Слайд 13)
Для пьедестала
памятника Петру 1 в Санкт-Петербурге монолитную гранитную глыбу массой более
тысячи тонн доставили из деревни Лахти, что на берегу Финского залива, в
столицу. Эта глыба была обнаружена местным крестьянином Вишняковым. Ее назвали Гром-камень,
так как в нее однажды ударила молния, отбив большой осколок, около 9
кг. Пропутешествовал Гром-камень по суше, потом по Неве на плотах был
доставлен в Петербург. Вся Европа дивилась этой уникальной операции.
Один
из кузнецов, предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах,
заключенных в специальные желоба, выдолбленные в бревнах. Несколько мужиков
должны были все время смазывать шары говяжьим салом и переставлять их вперед
после того, как глыба пройдет через них. 120 дней путешествовал по суше Гром-
камень. В Петербурге камень был обработан каменотесами и стал прекрасным пьедесталом
памятника Петру I.
- От каких
факторов еще может зависеть сила трения?
Опыт 4.
Зависимость силы трения от
рода соприкасающихся поверхностей. (Слайд 14)
Возьмите
деревянный брусок, к одной стороне которого приклеена резиновая (кожаная)
прокладка. С помощью динамометра проверьте зависимость силы трения от рода
соприкасающихся поверхностей.
№
опыта
|
Вид
трения
|
Содержание
опыта
|
Сила
трения Fтр
|
Вывод
|
4
|
Трение
скольжения
|
Равномерное
движение бруска по поверхности стола
|
|
|
Равномерное
движение бруска по наждачной бумаге
|
|
Опыт 5.
Зависимость силы трения от
площади поверхности. (Слайд 15)
№
опыта
|
Вид
трения
|
Содержание
опыта
|
Сила
трения Fтр
|
Вывод
|
5
|
Трение
скольжения
|
Равномерное
движение бруска поверхностью наибольшей площади по поверхности стола
|
|
|
Равномерное
движение бруска поверхностью наименьшей площади по поверхности стола
|
|
- Какова
же причина возникновения силы трения? (Слайд 16)
Возьмите 2
кусочка наждачной бумаги, сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг
друга. Что мешает их движению? Рассмотрите поверхность этих тел при помощи
лупы.
Одна из
причин возникновения силы трения – шероховатость поверхностей соприкасающихся
тел.
Возьмите 2
стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину
относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?
Капните
пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще
труднее сдвигать пластины?
Другая
причина трения – взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
Эпиграфом
к уроку взяты слова А.Первозванского, где трение названо силой таинственной. А
тайна его заключается в том, что это явление двойственное: простое и сложное,
нужное и ненужное, полезное и вредное.
-
Приведите примеры, когда нам трение необходимо.
(без
трения мы не могли бы ходить; без трения невозможно было бы остановиться; без
трения предметы выскальзывали бы из рук).
- А
когда трение не нужно? (изнашивается обувь, детали машин)
Когда
трение полезно, его стараются увеличить, а когда вредно – уменьшить. (Слайд
17)
Например,
-
когда на дороге скользко, посыпают лед песком для увеличения трения;
-
делают поверхности шин ребристыми для увеличения трения;
-
делают гладкие поверхности для уменьшения трения;
-чтобы
уменьшить трение вращающихся валов машин и станков, их опирают на подшипники,
заменяя трение скольжения трением качения.
Учащиеся
знакомятся с устройством и принципом действия шариковых и роликовых
подшипников.
V.
Закрепление.
Объясните поговорки о трении. (Слайды 18-20)
1. Ты мечтал,
что с горки съедешь?
Не
подмажешь – не поедешь.
2. Снег лежит
на огороде,
Скользят
лыжи по погоде.
3. Хоть много
силы у ребят
Угря
в руках не удержать.
4. Бежит
мячик далеко.
Что
кругло – катится легко.
5. Всего
добиться можно упорными делами.
Колодезная
верёвка и сруб перетирает.
6. Я введу
под тело смазку
Пойдет дело как по маслу
VI.
Домашнее задание:
§
30-31, ответить на вопросы к параграфам
Творческая работа «Если бы не было силы трения» (Слайд 21)
VII.
Рефлексия.
Ребята,
в завершение урока продолжите фразы, записанные на листе, подчеркнув подходящий
вариант ответа.
1.
На уроке я работал
активно/пассивно
2.
Своей работой на уроке я
доволен/не доволен
3.
Урок мне показался
коротким/длинным
4.
За урок я
не устал/устал
5.
Моё настроение
стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был
понятен/ не
понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7. Домашнее задание мне
кажется
лёгким/трудным
интересно/не интересно
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.