Главная / Химия / Разработка урока на тему "Алюминий и его соединения"

Разработка урока на тему "Алюминий и его соединения"

Открытый урок для учащихся

2 курса.


Тема урока: «Алюминий и его соединения»


Тип урока: применение знаний по теме.


Цели и задачи:

  • Образовательная - выявление и оценка степени овладение системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементов и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;

  • Развивающая – развития критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;

  • Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.


Методы:

  1. Объяснительно-иллюстрационный (беседа, рассказ, объяснения (словесные), работа с рисунками).


Методические приемы:


Логические:

- определение цели урока, оценка результатов;

- обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения;

- формулировка выводов.


Технические:

- выполнение задания на закрепление материала;

- работа с иллюстрированным материалом;

- записи в тетради.

Организационные:

- организация знаний;

- привлечение учащихся;

- постановка вопросов;

- опора на опыт и знания учащихся.


Межпредметные связи:

- с биологией;

- с черчением.


Формы организации учебной деятельности учащихся:

Сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной деятельности учащихся.


Оборудование: ПК, медиапроектор, алюминиевая фольга, проволока, алюминиевая банка, ложка и кружка.


















Пояснительная записка.

Данный урок может быть проведен с учащимися 2 курса по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении методических приемом технологии развития критического мышления. В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Важными в данном занятии является самоконтроль и самооценка обучающихся, составление индивидуального задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.

Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изложения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).

Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний может быть использовано как универсальная на примере многих тем курса химии.

Схеме урока:

1.Стадия вызова – включает задания по нахождению сходства в изображениях, составление рассказа, решении анаграмм с исключением лишнего, блеф-игры «Верите ли вы»;


2. Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств алюминия; работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема педтехники на развитие внимания;


3. Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение «Отсроченной отгадки», письменное задание - рекламное объявление об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.


Ход урока:


1 стадия – ВЫЗОВ


1 задание – «Что объединяет изображения?»

(правильный ответ – алюминий).


hello_html_m10441a74.jpghello_html_7b817952.jpghello_html_m34c3ed61.jpg

hello_html_426a0547.jpghello_html_m690979a0.jpghello_html_477d0eb8.jpg


2 задание – составить рассказ по известным картинкам.


3 задание – решить анаграммы и исключить лишнее.

- легуогд - углерод

- нмийекр - кремний

- иксолодр - кислород

- ддрооов - водород

- лйминиаю - алюминий

Правильный ответ – алюминий (остальные элементы – неметаллы). Откуда появилось его название? (Алюмен – в переводе с латинского – квасцы, которые в древности использовали для крашения тканей).



4 задание – Блеф-игра «Верите ли Вы, что…»

1. Алюминий – один из 7 металлов древности?

( рука философа содержит изображения символов, обозначающих селитру (корона), медный купорос (звезда), нашатырь (Солнце), квасцы (фонарь), поваренная соль (ключ), ртуть и серу (рыба в огонь). По легенде некий изобретатель преподнес своему повелителю чашу из металла – легкого, но похожего на серебро. История закончилась плачевно: изобретателя казнили, поскольку владыка боялся, как бы новый металл не обесценил его серебро. Но скорее всего, эта история не более, чем красивая сказка. Алюминий не относится к металлам древности.

2. Есть то, что одновременно объединяет и отличает Францию и Республику Коми?

Объединяют не только одинаковые территории, но еще и бурые бокситы. Однако, Франция так и не стала главной бокситовой державой, зато Коми превратилась в сокровищницу для алюминиевой промышленности России.

3. Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи?

(Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает световые лучи).

4. Алюминиевая посуда – признак низкого достатка?

Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается.

А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. Наполеон 3 устроил однажды банкет, на котором особо почетным гостям выдали алюминиевые ложки и вилки. Гости поприще удостоились обычными для императорского двора золотыми и серебреными приборами. К тому же, только у сына Наполеона 3 была очень дорогая по тем временам алюминиевая погремушка.





2 стадия – УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ


Какова же тема урока? (Учащиеся назовут «Алюминий и его соединения», а я хочу назвать урок «Номер 13! Счастливый или нет?»).

Почему же я дала такое название? ( Порядковый номер алюминия в ПСХЭ – 13, с таким числом связаны суеверия).

Цель и задачи занятия – формулируют учащиеся (важно подчеркнуть необходимость самооценки и самоконтроля знаний с последующим составлением индивидуальной части домашнего задания).


АЛЮМИНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКОРДСМЕНОМОМ ПО МНОГИМ ПАРАМЕТРАМ. (Перечислите их):

-плотность

-электропроводность

- пластичность

-распространенность в земной коре.

Какие химическими свойствами он обладает?

( смотреть презентацию).

Вопрос к учащимся: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличии от металлов? ( взаимодействие со щелочью).

Вывод: алюминий проявляет амфотерное свойство ( реагирует и с кислотами, и со щелочью).

«Амфос» - в переводе «и с теми, и с другими». При изучении разных наук вы встречались с такими названиями.

(Амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни – на суше и в воде, это же и вид транспорта, перемещающийся по суше и по воде; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал).

В каком виде встречается алюминий в природе – в свободном или в виде соединений?

Жизненная аналогия – алюминий – активный металл, подобно активным людям он не может находиться в окружающей среде без «взаимодействия» с кем-либо).



Чем хорош алюминий в строительстве?

В результате «мозгового штурма» приходим к выводу о том, что применение алюминия в строительстве обусловлено основными физико-механическими и технологическими свойствами этого металла.

(Высокая технологичность на всех стадиях передела: при изготовлении профилей, механической обработке, нанесение защитно-декоративно покрытий, сборке, монтаже и эксплуатации.

Высокая коррозийная стойкость: алюминий лучше, чем любой другой металл, обладает устойчивостью к коррозии, вызываемой агрессивностью внешней средой- дождями, снегом, жарой.

Долговечность: конструкции из алюминиевого профиля будут служить практически «вечно». Это делает его прекрасным капиталовлачением в ваш дом, избавляя от будущих расходов на ремонт. Алюминий не нуждается в утомительном и дорогостоящем обслуживании.

Архитектурная выразительность: алюминиевые конструкции могут быть смонтированы в любом типе строений – от коттеджей и классических городских жилищ до современных административных и торговых зданий. Результаты удовлетворят любой вкус по стилю и дизайну.

Малая плотность при удовлетворительной прочности: алюминий – легкий и прочный металл, что позволяет делать из него большие по размеру конструкции без применения дополнительных материалов.

Надежность работы при низких температурах: алюминию не грозит хрупкое разрушению при низких температурах (бич большинства строительных сталей, используемых при строительстве особенно в северных регионах). Для некоторых конструкций этот фактор имеет не меньшее значение, чем коррозионная стойкость или малая масса.

Отсутствие искрообразования: Алюминий – единственный из применяемых в строительстве материалов, стопроцентное пожаробезопасность которого гарантирована.

Рециклинг: Благодаря своим физическим свойствам алюминий ценится как один из наиболее эффективных видов сырья для вторичной переработки. Экономическая выгода от этого по сравнению с другими конструкционными материалами несомненна).

3 стадия - РЕФЛЕКСИЯ


Графический диктант (+ -)




вопрос

ответ

1

Встречается в свободном виде

+

2

Легкий металл

+

3

Реагирует с кислотами, и со щелочами

+

4

Подвергается коррозии

-

5

Восстанавливает металлы из оксидов

+


Письменное задание:

Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него, либо подготовьте вопросы для интервью у алюминия.





Домашнее задание:


Обязательная часть – составьте и осуществите цепочку превращений с участием алюминия;

Индивидуальная часть – на основе самоконтроля и самопроверке составьте перечень вопросов для работы дома.


Разработка урока на тему "Алюминий и его соединения"
  • Химия
Описание:

 

Данный урок может быть проведен с учащимися 2 курса по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении методических приемом технологии развития критического мышления. В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Важными в данном занятии является самоконтроль и самооценка обучающихся, составление индивидуального задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.

Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изложения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).

Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний может быть использовано как универсальная на примере многих тем курса химии.

 

Автор Прокуда Елена Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 823
Номер материала 52006
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓