Главная / Химия / Разработка урока на тему: Химическая связь.

Разработка урока на тему: Химическая связь.

Методическая разработка по химии Алцыбеевой И. А.

Тема: Основные виды химической связи.

Тип урока: обобщение материала в 8 классе по теме: «Строение атома. Химическая связь»

Вид урока: урок обобщения знаний.

Цели:  проверить усвоение материала о строении атома и видах химической связи; выявить пробелы  знаний и наметить пути их преодоления; закрепить и обобщить знания учащихся по изученным темам; продолжить формировать навыки коллективной работы; воспитывать потребность во взаимопомощи; развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

Задачи: образовательная – закрепить знания по изученной теме, развивающая – работа над развитием речевых навыков, развитие умения  работы в группах,  воспитательная – расширить кругозор и  развитие творческих способностей  учащихся

Оборудование: периодическая  система химических элементов Д. И. Менделеева, карточки с заданиями, карточки – консультации, опросные листы, тексты.

Ход урока:

Учитель:  Ребята! Сегодняшний урок я хочу начать стихами.

Весь мир большой-

    Жара и стужа –

       Планет круженье, свет зари

           Все то, что видим, мы снаружи

               Законом связано внутри

                    Найдется ль правило такое,

                         Что целый мир объединит.

Запишите домашнее задание: параграф 42, повторить тему кислоты

У вас на столах лежат листы с текстами. Разделим класс на 3 группы. У каждого ряда свой

текст. Прочитайте их.

1ряд: (листы зеленого цвета)

Вот тут-то и появился лис.

- Здравствуй, - сказал он.

- Здравствуй, - вежливо ответил маленький принц и оглянулся, но

никого не увидел.

- Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней...

- Кто ты? - спросил маленький принц. - Какой ты красивый!

- Я - лис, - сказал лис.

- Поиграй со мной, - попросил маленький принц. - Мне так грустно...

- Не могу я с тобой играть, - сказал лис. - Я не приручен.

- Ах, извини, - сказал маленький принц.

Но, подумав, спросил:

- А как это - приручить?

- Ты не здешний, - заметил лис. - Что ты здесь ищешь?

- Людей ищу, - сказал маленький принц. - А как это - приручить?

- У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще

они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?

- Нет, - сказал маленький принц. - Я ищу друзей. А как это -

приручить?

- Это давно забытое понятие, - объяснил лис. - Оно означает: создать

узы.

- Узы?

  • Вот именно, - сказал лис.


Давайте подумаем какое отношение эти тексты имеют к нашему уроку. Учащиеся говорят о связях между людьми. О какой связи шла речь в диалоге Лиса и Маленького принца? (О дружеской.)
А какие ещё связи вам известны? (Сотовая, родственная, телефонная, интернет, супружеская, преступная и т. д.)

Делают предположение о теме урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Учитель говорит о многообразии веществ и обращается ко второй группе (желтые листы).


По мнению китайского философа Лао-Цзы, человек входит в жизнь мягким и слабым, а умирает жёстким и крепким. Все живые существа и растения входят в жизнь мягкими и нежными, а умирают засохшими и жёсткими. Мягкость и гибкость — символы жизни. Жёсткость и сила — спутники смерти.
А есть ли в природе вещества, сочетающие эти качества?

Основная часть:
«Во всём мире нет ничего более мягкого и податливого, чем вода. Но она точит твёрдое и крепкое. Никто не может её одолеть, хотя любой может её победить. Податливое побеждает крепкое, мягкое одолевает твёрдое. Все это знают, но никто не осмеливается действовать так», — писал о воде Лао-Цзы более двух с половиной тысячелетий назад.
Только ли воде, а может быть, вовсе и не ей посвятил мудрец эти проникновенные строки?
Учащиеся, размышляя, вместе с учителем приходят к выводу о том, что побеждать других можно только разумом. Разум — самое мягкое и в то же время самое действенное орудие. Грубая сила вызывает отпор, а терпеливость и снисходительность заставляют задуматься и понять. «Кто знает других — тот умён. Кто знает самого себя — тот мудр>> — эта древняя мысль — подлинное начало любой философии.
Почему?

Учащиеся, размышляя, вместе с учителем приходят к выводу о том, что побеждать других можно только разумом
В чём причина возникновения любых связей: сотовых, дружеских, семейных и т. д.? (Это нужно, необходимо.)


Далее обращается к третьей группе (красные листы).

А вот как древние греки представляли себе химическую связь. Древнегреческий мыслитель Эпикур считал, что между атомами существуют некие крючочки, посредством которых атомы удерживались друг возле друга.

Обычная история,

Она как мир стара.

С эпохи Эпикура

О связях говорят.
Крючочки или палочки,

Закрученные в рог,

Чтоб атом возле атома

Удерживаться мог.

Просты определения,

Но современный век

Трактует всё по-новому.

Взрослеет человек!

А ты запомни главное

И твёрдо это знай:

Любые связи — сила,

О том не забывай!


Чтобы разъединить связанные атомы, нужно приложить усилие.

Что же такое химическая связь? (Это силы между атомами в молекулах, ионами в кристаллах.) А в чём сила человека? (Учащиеся дают варианты ответов: в красоте, уме, физическом превосходстве и т. д.)

Почему возникают связи, в чем причина возникновения.

Вывод: если бы не было связей, не было бы такого разнообразия и количества веществ.


Сегодня мы с вами на уроке повторим и обобщим имеющиеся знания и умения по теме: «Химическая связь». А какие химические связи вы знаете?(Ионная, ковалентная полярная, ковалентная неполярная, металлическая). Сейчас вы должны будете показать знания по строению атома и определению химических связей. Для этого выполните тест (на 5 минут), после выполнения обмениваются своими тетрадями и проверяют задания своих одноклассников, ставят оценки (ответы записаны на доске).

Тест

1 вариант 

  1. Частицы в атоме не имеющие заряда

а) нейтрон               б) электрон в) протон                 г) позитрон

  1. Число электронов  на внешнем энергетическом уровне атома натрия

а) 4                       в) 2

б) 3                       г) 1

3.  Заряд ядра атома магния

а) + 1                        в) + 12

б) + 8                        г) + 18

4.  Какой тип  связи в молекуле НF

а) ионная                              в) ковалентная неполярная

б) ковалентная полярная     г) металлическая

5.  Элемент 3 периода главной подгруппы 2 группы

а) Аl                             в) Мg

б) Ве                            г) N

                                      2 вариант 

1. Частицы в атоме, имеющие положительный заряд.

а) нейтрон               б) электрон в) протон                 г) позитрон

  1. Число электронов  на внешнем энергетическом уровне атома калия

а) 4                       б) 2

б) 3                       г) 1

3.  Заряд ядра атома кислорода

а) + 1                        б) + 12

в) + 8                        г) + 18

4.  Какой тип  связи в молекуле LiF

а) ионная                              б) ковалентная неполярная

в) ковалентная полярная     г) металлическая

5.  Элемент 3 периода главной подгруппы 3 группы

а) Аl                             б) Мg

в) Ве                            г) N

Если нет ни одной ошибки – «5», 1 - 2 ошибки – «4»,  3 ошибки – «3», и более «2».


Следующее задание:

Команда из 4человек выполняет задание по карточкам:


Выбрать формулы соединений с ионной связью:

NaCL, CL2, Cu, Br2, Na2O, H2, Ca, KCL, O2, Fe, SO2, Na, N2O5, Ba, P2O5,CO2, BaS.


Выбрать формулы соединений с ковалентной полярной связью:

. NaCL, CL2, Cu, Br2, Na2O, H2, Ca, KCL, O2, Fe, SO2, Na, N2O5, Ba, P2O5,CO2, BaS.


Выбрать формулы соединений с ковалентной неполярной связью:

NaCL, CL2, Cu, Br2, Na2O, H2, Ca, KCL, O2, Fe, SO2, Na, N2O5, Ba, P2O5,CO2, BaS.

Выбрать формулы соединений с металлической связью:

NaCL, CL2, Cu, Br2, Na2O, H2, Ca, KCL, O2, Fe, SO2, Na, N2O5, Ba, P2O5,CO2, BaS.


Их контролируют 4 человека (более сильные ученики), выполняя аналогичные задания. Если у учащихся возникают трудности, можно воспользоваться карточкой – консультацией или планом.

Класс работает с периодической системой, составляют формулы соединений (оксидов, оснований, солей), записывают в тетради и определяют вид химической связи и тип кристаллической решетки, повторяют определения соединений.

После выполнения задания у доски, ребятам класс задает вопросы (при затруднении отвечают те ученики, которые задавали вопросы).

Следующая команда из 4 человек выполняет задание по карточкам. Их контролируют более сильные ученики.

Класс работает с периодической системой.


- После проверки заданий у доски все учащиеся выполняют самостоятельную работу(10 минут) в листах индивидуальной работы
Лист индивидуальной работы ученика (цы) ____________________________________
(фамилия, имя)
Вариант № 1
1. Определите виды химической связи в предложенных веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру фосфора, то задание выполнено правильно.
Формула/ вид связи Ковалентная неполярная Ковалентная полярная Ионная
H2S 1 2 3
O2 4 5 6
K2O 7 8 9
2. Покажите образование химической связи в молекуле NH3

Лист индивидуальной работы ученика (цы) ________________________________
(фамилия, имя)
Вариант № 2
1. Определите виды химической связи в предложенных веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру фосфора, то задание выполнено правильно.
Формула/ вид связи Ковалентная неполярная Ковалентная полярная Ионная
HF 1 2 3
Al2O3 4 5 6
H2 7 8 9
2. Покажите образование химической связи в молекуле Na2O

Лист индивидуальной работы ученика (цы) _____________________________________
(фамилия, имя)
Вариант № 3
1. Определите виды химической связи в предложенных веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру фосфора, то задание выполнено правильно.
Формула/ вид связи Ковалентная неполярная Ковалентная полярная. Ионная
CaF2 1 2 3
OF2 4 5 6
N2 7 8 9
2. Покажите образование химической связи в молекуле Cl2


После выполнения самостоятельной работы учитель просит отметить свое отношение к уроку на листах индивидуальной работы.

Учитель подводит итог урока, коментирует работу учащихся, объявляет оценки и завершает урок пословицами.

  1. Не все аурум, что блестит.

  2. Феррумный характер.

  3. Слово - аргентум, а молчание – аурум.

  4. Белый как карбонат кальция.

Ученики расшифровывают пословицы.

Всем спасибо за урок. До свидания.






































Разработка урока на тему: Химическая связь.
  • Химия
Описание:

Методическая разработка по химии Алцыбеевой И. А.

Тема: Основные виды химической связи.

Тип урока: обобщение материала в 8 классе по теме: «Строение атома. Химическая связь»

Вид урока: урок обобщения знаний.

Цели:  проверить усвоение материала о строении атома и видах химической связи; выявить пробелы  знаний и наметить пути их преодоления; закрепить и обобщить знания учащихся по изученным темам; продолжить формировать навыки коллективной работы; воспитывать потребность во взаимопомощи; развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

Задачи: образовательная – закрепить знания по изученной теме, развивающая – работа над развитием речевых навыков, развитие умения  работы в группах,  воспитательная – расширить кругозор и  развитие творческих способностей  учащихся

Автор Алцыбеева Инесса Антоновна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1009
Номер материала 21111
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы