Главная / Технология / Разработка урока на тему: «Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака)» (5 класс)

Разработка урока на тему: «Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака)» (5 класс)

Урок: Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских.

Оборудование рабочего места (верстака).



Цель: раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения", научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины, ознакомить с техникой безопасности труда.



Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся 5 классов.



Ход урока:



I. Вводная часть



1. Ознакомление учащихся с правилами поведения в школьных мастерских, а также с требованиями, предъявляемыми к ученикам.

2. Ознакомление с учебными мастерскими и режимом работы в них.

3. Распределение обязанностей между учащимися



II. Изложение нового программного материала



Для повышения у учащихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учащихся предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения. Итак, приступим к изучению новой учебной дисциплины – технологии.



Что же это за термин ?



Слово "технология" происходит от древнегреческого techne -"искусство, мастерство, умение" и латинского logos - "учение, наука".

Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности - гарантия выпуска качественной продукции.

Технология же, как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.



Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.



Как вы думаете, что это за технологии?



Это технология общения, технология ухода за жильем и др.

Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, - это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.

Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое



Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете?



Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др.

Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

Слово "верстак" в переводе с немецкого означает "мастерская". Верстак, как вы уже поняли, - это рабочий стол.



Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?



Столяр (от словосочетания - изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный - для обработки древесины, а универсальный - для обработки древесины и металлов.



Столярный верстак (рис. 1) состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4), переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).

Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия (3) с клиньями - для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке (4) размещают инструмент. Задний зажим - для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы - для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

hello_html_287cf26e.png





Какие инструменты относятся к режущим?



Ножовки, пилы, рубанки, дрели и другие.



Какие инструменты относятся к измерительным?



Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук. Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.



Как это проверить?



Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на него крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту.



Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным.

Что для этого нужно делать?



Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев. Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима (рис. 2). Работу в мастерской выполняют в специальной одежде.

hello_html_m78fc3bdd.png

Рис. 2.



В какой?



Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета)



Давайте вместе обсудим технику безопасности при работе на верстаке.



  • Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами

  • Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака

  • Не ударять молотком по крышке верстака.

  • Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.

  • По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.



III. Практическая часть.

Ознакомиться с устройством столярного верстака. Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями.



IV. Текущий инструктаж.

Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.



V. Заключительная часть.

Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских.

Муниципальное образовательное учреждение Искровская средняя общеобразовательная школа имени В.И. Шульпекова















Разработка урока на тему:



«Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских.

Оборудование рабочего места (верстака)»







Разработал учитель технологии Смольянинов Владимир Алексеевич





































2009

Разработка урока на тему: «Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака)» (5 класс)
  • Технология
Описание:

Урок: Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских.

Оборудование рабочего места (верстака).

 

Цель: раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения", научить  организовывать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины, ознакомить с техникой безопасности труда.

 

Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ обучающихся 5 классов.

 

Ход урока:

 

I. Вводная часть

 

1. Ознакомление обучающихся с правилами поведения и требованиями в школьных мастерских.

2. Ознакомление с учебными мастерскими и режимом работы в них.

3. Распределение обязанностей между учащимися.

 

II. Изложение нового программного материала

 

Для повышения у обучающихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учеников  предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения. Итак, приступим к изучению новой учебной дисциплины – технологии.

 

 Что же это за термин ?

 

Слово "технология" происходит от древнегреческого techne -"искусство, мастерство, умение" и латинского logos - "учение, наука".

Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности - гарантия выпуска качественной продукции.

Технология же, как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.

 

Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

 

 Как вы думаете, что это за технологии?

 

Это технология общения, технология ухода за жильем и др.

Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, - это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.

Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое

 

Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете?

 

Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др.

Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

Слово "верстак" в переводе с немецкого означает "мастерская". Верстак, как вы уже поняли, - это рабочий стол.

 

Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

 

Столяр (от словосочетания - изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный - для обработки древесины, а универсальный - для обработки древесины и металлов.

 

Столярный верстак   состоит из подверстачья, крышки с отверстиями, в которые вставляются клинья, лотка, переднего зажима, заднего зажима,   выдвижных и поворотных пальцев.

 

Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия  с клиньями - для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке  размещают инструмент. Задний зажим - для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы - для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

Какие инструменты относятся к режущим?

 

Ножовки, пилы, рубанки, дрели и другие.

 

Какие инструменты относятся к измерительным?

 

Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук. Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.

 

Как это проверить?

 

Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на него крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту.

 

Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным.

 Что для этого нужно делать?

 

 

Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев. Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима.  Работу в мастерской выполняют в специальной одежде.

В какой?

 

Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета).

 

Давайте вместе обсудим технику безопасности при работе на верстаке.

 

·        Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами

·        Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака

·        Не ударять молотком по крышке верстака.

·        Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.

·        По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.

 

III. Практическая часть.

Ознакомиться с устройством столярного верстака.  Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту обучающихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями.

 

IV. Текущий инструктаж.

Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

 

V. Заключительная часть.

 

Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских.

Автор Бухарева Светлана Леонидовна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1174
Номер материала 8307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓