Главная / История / Разработка урока на тему

Разработка урока на тему

Открытый урок на тему: «Декабристы в Сибири».

( 8 класс История России + Краеведение)

Цели и задачи урока:

1) Познакомить учащихся с деятельностью декабристов, сосланных в Сибирь.

2) Показать роль декабристов в освоении и изучении сибирского края.

3) Познакомить учащихся с местами поселений декабристов в Сибири и Томске

4) Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

5) Способствовать воспитанию любви у учащихся к родному краю.


Тип урока: урок-конференция.


Оборудование урока:

Презентация “Декабристы в Сибири”.

Музыка: Г.Свиридов “Зимняя дорога”, А. Уткин. Звон колоколов, К.Фролов “Посвящение жёнам декабристов”.

Ход урока

I. Организационный момент урока.(2 мин.)

II. Опрос:(4мин.)

1) В чём вы видите главную причину династического кризиса 1825 года?

2) Опишите планы руководителей выступления 14 декабря 1825 г.?

3) Почему декабристы потерпели поражение?


III. Основная часть урока:

Вступительное слово учителя. Мы обратились к данной теме: «Декабристы в Сибири» не случайно. Дело в том, что в декабре 2014-го года исполняется 189 лет со дня Восстания декабристов, одного из интереснейших событий Отечественной истории. Первыми выступили 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади участники «Северного общества», с целью свержения самодержавия и отмены крепостного права в России. Затем произошло восстание Черниговского полка на Украине с 26 декабря по 3 января 1825 года. Оба восстания были подавлены царскими войсками, а их участники преданы суду.(1 мин.)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам заслушать видео презентацию: Царский приговор участникам восстания «по делу 14 декабря» (1 мин.)

?Каково же было решение суда?(2 мин.)

Звучит запись колокольного звона.


Сообщение. Деятельность декабристов в Сибири. (Баландин Р., 7мин.). Приложение 1.


Звучит музыка: К.Фролов “Посвящение жёнам декабристов”.


Учитель: 11 женщин, несмотря на разрешение императора развестись с государственными преступниками, решили разделить судьбу своих мужей и ехать в неизвестную страшную Сибирь. Они шли на добровольное изгнание.

Дамы, принадлежащие к благородному сословию, бросили уютные усадьбы ради того, чтобы жить рядом с близкими им людьми, как простолюдинки. Тем самым, совершая великий подвиг, который естественно не получил публичную поддержку, жены декабристов вслед за революционерами-мужьями добровольно проделали «путешествие» в Сибирь, которое сам царь считал «ужасным». Они проявили мужество, твердость духа и самоотверженность, как и декабристы“.

Когда к некоторым из декабристов прибыли их жены ( Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева, А.И. Давыдова, А.В. Розен и др.), то мужья имели возможность общаться с ними”.(1 мин.)


Сообщение. Мария Волконская ( Н. 5мин.). Приложение 2.

Сообщение. Екатерина Трубецкая ( Н. 5мин.). Приложение 3.


Проецирование: г.Томск XIX в., портреты декабристов,
живших на томской земле.

Учитель: Томск тоже не остался в стороне от сибирских городов, причастных к событиям 1825 года. Сначала – как город, расположенный по пути следования, затем – город, где жили декабристы на поселении. Это:

Батеньков Гавриил Степанович,
Дунцов – Выгодовский Павел Фомич,
Мозгалевский Николай Осипович.

Здесь же, в Томске, останавливался приезжавший на несколько дней Иван Иванович Пущин.

Историческая справка о Томске. С целью усиления царской власти в Сибири и сбора налогов в 1804 году образована Томская губерния за счет выделения из Тобольской губернии ряда уездов.

Превращение Томска в губернский центр наложило отпечаток на его внешний облик и внутреннее развитие.

В 1804 году в Томске насчитывалось 4.800 жителей, а к 1851 году население города возросло до 13 тысячи человек, из них 26% составляли военные и 10% - дворянство, чиновники и лица духовного звания.

Внешний облик нового губернского центра в начале XIX века был весьма непригляден: в 1806 году в Томске насчитывалось 1562 дома деревянных и только 4 каменных. В 1817 году количество каменных домов увеличилось до 12, а деревянных уменьшилось до 1440, что объясняется многочисленными пожарами (47 пожаров за 11 лет).

Среди судеб декабристов, может быть, наибольшим трагизмом проникнута судьба Гавриила Степановича Батенькова, понесшего более тяжкое наказание, что было определено даже приговором Верховного уголовного суда.(2 мин.)

Сообщение. Батеньков Г. С. (Булавская П., 5 мин.). Приложение 4.


Учитель: Томская земля чтит память замечательного патриота Батенькова. Одна из центральных площадей города Томска в ознаменование столетия со дня восстания декабристов названа именем Батенькова, на ней поставлен ему памятник.

В 1856 году ссылка декабристов, наконец завершилась. Пришедшее, наконец, “прощение” вызывало у декабристов двойственное чувство: хотелось вернуться в родные места, увидеть оставшихся еще близких, познакомиться с молодым поколением и жаль было расставаться с пусть скромным, но налаженным бытом, сложившимся кругом друзей, возмущало и недоверие нового монарха, отдававшего возвращавшихся стариков под надзор полиции. Александр II позаботился об эффектном представлении своей “милости” (доставить Манифест об амнистии в Иркутск было поручено сыну декабриста Михаилу Волконскому), но ясно дал понять, что они по-прежнему в глазах власти преступники и милосердие проявлено лишь из-за старости декабристов и своеобразной традиции прощения пострадавших от ушедшего царя, сложившейся в России еще в XVIII в.

(3-4 мин.)


III. Закрепление изученного материала. (2 мин.)

О чём мы узнали сегодня на уроке?

Какую роль играли декабристы в жизни Сибирского края?

Чем они заслужили любовь сибиряков?


IV. Подведение итогов урока.


Выводы по теме “Декабристы в Сибири”


Учитель: “Декабристы в тех местностях Сибири, где они жили, приобрели необыкновенную любовь народа. Они имели громадное нравственное влияние на сибиряков, их прямота, всегдашняя со всеми учтивость, простота в обращении и, вместе с тем, возвышенность чувств ставили их выше всех, а между тем они были равно доступны для каждого”.











Разработка урока на тему
  • История
Описание:

Открытый урок на тему: «Декабристы в Сибири».

( 8,10 классы История России + Краеведение)

Цели и задачи урока:

1) Познакомить учащихся с деятельностью декабристов, сосланных в Сибирь.

2) Показать роль декабристов в освоении и изучении сибирского края.

3) Познакомить учащихся с местами поселений декабристов  в Сибири и   Томске

4) Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

5) Способствовать воспитанию любви у учащихся к родному краю.

 На даном уроке мы с ребятами расматриваем дальнейшую судьбу декабристов в Сибири, в том числе и в Томске. 

 

 

 

Автор Сухова Лилия Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 800
Номер материала 32236
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓