Главная / Биология / Разработка урока: «Многообразие и значение Простейших».

Разработка урока: «Многообразие и значение Простейших».

амёба-протей, дизентерийная амёба, эвглифа, арцелла, панцирная амёба диффлюгия.
парамеция (инфузория-туфелька), блефаризма, эвплотес, подофрия, инфузория - ...
 Вольвокс. Эвглена зеленая. Лямблия.
Цели урока. 1. Систематизировать и обобщить знания о многообразии простейших....
Фамилия, имя уча- щегося.	Предва- рительная само- оценка. 	Отметка За устные ...
1. Почему клетка простейших является самостоятельным организмом? Амёба-протей.
1.Какие свойства характеризуют простейших как самостоятельные организмы: а) н...
2. В каких средах обитают простейшие? Почему наличие воды является обязательн...
3. Назовите органоиды, выполняющие функцию движения. Какие способы движения с...
2. На какие виды раздражений реагируют и направленно двигаются простейшие? а)...
5.Охарактеризуйте способ питания и процесс выделения у амебы.
6. Охарактеризуйте типы питания эвглены зеленой. 7. Какие особенности строен...
8. В чем проявляется усложнение организации колониальных форм жгутиковых? Поя...
9. Как проявляется более сложное, чем у других простейших, строение инфузории...
3. Чем отличается инфузория-туфелька от амебы и эвглены? а) наличием ложноно...
4. Какие органеллы клетки выполняют пищеварительную функцию у простейших? а) ...
10. Какими способами размножаются простейшие? Кратко охарактеризуйте эти спос...
11. Почему важное биологическое значение имеет половой процесс в жизни инфуз...
13. Какую роль играют простейшие в природе и жизни человека? 14.Назовите изв...
5. Какие простейшие вызывают инфекционные заболевания человека? а) эвглена зе...
15. Назовите представителей простейших, обитающих в морской среде. Какую роль...
Первые фораминиферы появились ещё в докембрии; в карбоне они достигли расцвет...
Раковины глобигерин – источник голубого ила. Солнечники.
Ответы тестовых заданий: 1 –а), б), в) 2 – а), в), г) 3 –б), г), д) 4 - в) 5 ...
Критерии оценки: Каждый «+» в графе «отметка за устные ответы» - один балл. К...
Суммируйте все подсчитанные баллы. Выставите себе итоговую оценку за урок из ...
1 из 29

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 амёба-протей, дизентерийная амёба, эвглифа, арцелла, панцирная амёба диффлюгия.
Описание слайда:

амёба-протей, дизентерийная амёба, эвглифа, арцелла, панцирная амёба диффлюгия.

№ слайда 3 парамеция (инфузория-туфелька), блефаризма, эвплотес, подофрия, инфузория - тру
Описание слайда:

парамеция (инфузория-туфелька), блефаризма, эвплотес, подофрия, инфузория - трубач.

№ слайда 4  Вольвокс. Эвглена зеленая. Лямблия.
Описание слайда:

Вольвокс. Эвглена зеленая. Лямблия.

№ слайда 5 Цели урока. 1. Систематизировать и обобщить знания о многообразии простейших. 2.
Описание слайда:

Цели урока. 1. Систематизировать и обобщить знания о многообразии простейших. 2. Сравнить основные классы простейших на основе строения амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории-туфельки, выделив их сходство и различия. 3. Отметить каково значение простейших в природе и жизни человека?

№ слайда 6 Фамилия, имя уча- щегося.	Предва- рительная само- оценка. 	Отметка За устные отв
Описание слайда:

Фамилия, имя уча- щегося. Предва- рительная само- оценка. Отметка За устные ответы на вопросы Отметка за промежу- точный тестовый контроль Отметка за письменную работу по карточкам. Отметка компьютера Итоговая отметка за урок. №1 №2 №3 №4 №5

№ слайда 7 1. Почему клетка простейших является самостоятельным организмом? Амёба-протей.
Описание слайда:

1. Почему клетка простейших является самостоятельным организмом? Амёба-протей.

№ слайда 8 1.Какие свойства характеризуют простейших как самостоятельные организмы: а) насл
Описание слайда:

1.Какие свойства характеризуют простейших как самостоятельные организмы: а) наследственность, б) обмен веществ, в) раздражимость?

№ слайда 9 2. В каких средах обитают простейшие? Почему наличие воды является обязательным
Описание слайда:

2. В каких средах обитают простейшие? Почему наличие воды является обязательным условием их существования?

№ слайда 10 3. Назовите органоиды, выполняющие функцию движения. Какие способы движения суще
Описание слайда:

3. Назовите органоиды, выполняющие функцию движения. Какие способы движения существуют у одноклеточных? 4.Как специфика органоидов движения повлияла на названия классов простейших?

№ слайда 11 2. На какие виды раздражений реагируют и направленно двигаются простейшие? а) хи
Описание слайда:

2. На какие виды раздражений реагируют и направленно двигаются простейшие? а) химические, б) звуковые, в) световые, г) механические?

№ слайда 12 5.Охарактеризуйте способ питания и процесс выделения у амебы.
Описание слайда:

5.Охарактеризуйте способ питания и процесс выделения у амебы.

№ слайда 13 6. Охарактеризуйте типы питания эвглены зеленой. 7. Какие особенности строения
Описание слайда:

6. Охарактеризуйте типы питания эвглены зеленой. 7. Какие особенности строения и жизнедеятельности подтверждают эволюционное положение эвглены зеленой на границе царства растений и животных?

№ слайда 14 8. В чем проявляется усложнение организации колониальных форм жгутиковых? Поясни
Описание слайда:

8. В чем проявляется усложнение организации колониальных форм жгутиковых? Поясните на примере вольвокса.

№ слайда 15 9. Как проявляется более сложное, чем у других простейших, строение инфузории-ту
Описание слайда:

9. Как проявляется более сложное, чем у других простейших, строение инфузории-туфельки в процессах питания и выделения? Питание инфузории-туфельки.

№ слайда 16 3. Чем отличается инфузория-туфелька от амебы и эвглены? а) наличием ложноножек
Описание слайда:

3. Чем отличается инфузория-туфелька от амебы и эвглены? а) наличием ложноножек, б) ресничек, в) хлоропластов, г) рта, д) двух ядер?

№ слайда 17 4. Какие органеллы клетки выполняют пищеварительную функцию у простейших? а) пла
Описание слайда:

4. Какие органеллы клетки выполняют пищеварительную функцию у простейших? а) пластиды, б) рибосомы, в) лизосомы, г) аппарат Гольджи?

№ слайда 18 10. Какими способами размножаются простейшие? Кратко охарактеризуйте эти способы
Описание слайда:

10. Какими способами размножаются простейшие? Кратко охарактеризуйте эти способы.

№ слайда 19 11. Почему важное биологическое значение имеет половой процесс в жизни инфузори
Описание слайда:

11. Почему важное биологическое значение имеет половой процесс в жизни инфузории-туфельки?

№ слайда 20 13. Какую роль играют простейшие в природе и жизни человека? 14.Назовите извест
Описание слайда:

13. Какую роль играют простейшие в природе и жизни человека? 14.Назовите известные вам заболевания, вызываемые простейшими организмами и меры предупреждения этими заболеваниями. Дизентерийная амёба. Представители подтипа жгутиковых –лямблия и трипаносома. Возбудитель сонной болезни трипаносома гамбийская, возбудитель лейшманиоза лейшмания

№ слайда 21 5. Какие простейшие вызывают инфекционные заболевания человека? а) эвглена зелен
Описание слайда:

5. Какие простейшие вызывают инфекционные заболевания человека? а) эвглена зеленая, б) радиолярия, в) дизентерийная амеба, г) трихомонада.

№ слайда 22 15. Назовите представителей простейших, обитающих в морской среде. Какую роль он
Описание слайда:

15. Назовите представителей простейших, обитающих в морской среде. Какую роль они играют в природе?

№ слайда 23 Первые фораминиферы появились ещё в докембрии; в карбоне они достигли расцвета.
Описание слайда:

Первые фораминиферы появились ещё в докембрии; в карбоне они достигли расцвета. Раковины фораминифер образовали значительные массы известняка; в каждом кубическом сантиметре породы их до 20 000.

№ слайда 24 Раковины глобигерин – источник голубого ила. Солнечники.
Описание слайда:

Раковины глобигерин – источник голубого ила. Солнечники.

№ слайда 25 Ответы тестовых заданий: 1 –а), б), в) 2 – а), в), г) 3 –б), г), д) 4 - в) 5 – в
Описание слайда:

Ответы тестовых заданий: 1 –а), б), в) 2 – а), в), г) 3 –б), г), д) 4 - в) 5 – в), г)

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 Критерии оценки: Каждый «+» в графе «отметка за устные ответы» - один балл. Кажд
Описание слайда:

Критерии оценки: Каждый «+» в графе «отметка за устные ответы» - один балл. Каждый правильный ответ в промежуточном тестовом задании - один балл. Каждая правильно указанная и названная клеточная структура в 1 задании по карточке - один балл. Каждая правильно названная систематическая группа во 2 задании – один балл. Оценка компьютера учитывается по пятибальной системе.

№ слайда 29 Суммируйте все подсчитанные баллы. Выставите себе итоговую оценку за урок из рас
Описание слайда:

Суммируйте все подсчитанные баллы. Выставите себе итоговую оценку за урок из расчета: 45 – 55 баллов – «отлично». 38 - 44 баллов – «хорошо». 27 – 37 балов – «удовлетворительно».

Разработка урока: «Многообразие и значение Простейших».
  • Биология
Описание:


 

 

Тип урока – обобщающий контроль знаний – зачет по теме:«Многообразие и значение простейших».

Продолжительность – 40 минут

 

Класс – седьмой

 

Учебник биологии  «Животные», авторы Латюшин, Шапкин. Третья линейная программа, утвержденная Министерством образования.

 

Учитель – Купряшёва Елена Викторовна

 

Школа: МОУ « Гимназия №1»

 

Город – Астрахань

 

Использовались мультимедийные продукты: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Медиатека по биологии».

 

Задачи урока.

 

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся по изучаемой теме.
  • Проверить качество усвоения школьниками знаний по данной теме.
  • Закрепить у учащихся основные понятия компьютерной графики, побудить их к анализу достоинств и недостатков, стимулировать развитие логического мышления.

 

Предлагается выполнить следующие задания:

 

  1. Сравнить основные классы простейших на основе строения амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории-туфельки, выделив их сходство и различия.
  2. Составить сравнительную характеристику основных Классов Типа Простейших. Отметить значение простейших в природе и жизни человека.
  3. Описать симптомы заболевания малярией.
  4. Доказать, что инфузории являются наиболее прогрессивным Классом среди Простейших.
  5. Доказать, почему Простейшие выделены в подцарство?
  6. Описать способы передвижения амебы, эвглены-зеленой, инфузории-туфельки.
  7. Выяснить, какова роль инфузорий в пищеварении жвачных?

 

Данный урок направлен на выявление и закрепление умений учащихся  систематизировать и обобщить знания по теме: «Многообразие и значение Простейших». Необходимость иллюстрации объектов, закономерностей, лежащих в основе строения и жизнедеятельности, Простейших в точности определяет специфику преподавания данной темы. Учащиеся должны в результате  содержательно-оценочной деятельности проверить качество усвоения знаний. Интеграция  с ИКТ направлена на  закрепление  основных понятий компьютерной графики, побуждает их к анализу достоинств и недостатков, стимулирует развитие логического мышления. Для создания урока были использованы информационные объекты ВШКМ. Особенно целесообразно применение таких информационных объектов на заключительном или промежуточном обобщающем уроке, где с их помощью можно проверить знание учащихся за короткий отрезок времени.

 

Этапы урока:

 

1. Мотивация: 

 

 

 - Какие  животные изображены?                            

 

Учащимся объявляется  тема обобщения:

 

«Многообразие и значение простейших».

 

 

 (Тема и домашнее задание записываются в тетради).

 

 

Затем учащимся предлагается самостоятельно назвать основные цели обобщения по теме.                                        

 

Целеполагание происходит в виде уточнения целей урока, предложенных учащимися; записи целей  урока появляются поочередно на втором слайде презентации.

 

Перед каждым учеником на столе заранее разложены: карточка индивидуальной критериально-оценочной деятельности; вариант с проверочным материалом, напечатанным на листе, к которому стиплером прикреплен вчетверо сложенный лист с правильными ответами и критериями оценки.

 

 

 

Ученики сначала заполняют первые две графы карточки индивидуальной критериально-оценочной деятельности:

 

Ход урока

 

Актуализация знаний.

 

После заполнения каждым учеником карточки учета ЗУН, в презентации демонстрируются слайды. Слайды включают вопросы, графические рисунки, анимации, тесты.

 

Ученикам предлагается прокомментировать, пояснить, дать определение. Ответивший правильно, получает «+» в соответствующую графу карточки..

 

 

На третьем слайде поочередно появляются вопросы для обобщения и уч-ся отвечают устно, получая за правильный ответ «+» в графу «отметка за вопросы». Все отметки в карточке ЗУН выставляются  уч-ся самостоятельно.

 

 

 

Опрос проходит с элементами соревнования, так как не все отвечают  правильно. Комментарии и установки при выставлении отметки осуществляет учитель            

 

 

 

 

 

-Почему Простейшие выделены в отдельное  подцарство?

 

 

Сравнить основные классы простейших на основе строения амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории-туфельки, выделив их сходство и различия.    

 

 

Опишите способы передвижения амебы, эвглены, инфузории.  

 

  Описать симптомы заболеваний, вызываемых болезнетворными простейшими.

 

 

 Каждый раз после устного ответа одного из учеников, появляется тестовое задание для промежуточного контроля. Учащиеся должны выписать в первую часть графы карточки ЗУН «промежуточный контроль» буквы, соответствующие правильному ответу.

 

Учитель, видя, что все записали ответы, называет правильные варианты в конце презентации. Ученики ставят в той же графе «+», ответив правильно или «- », ответив  неправильно. Проверка осуществляется красной пастой, заранее приготовленной каждым учеником.

 

 

 

Затем класс делится на две группы по 12-13 человек, ориентированно на количество компьютеров.

 

 

Первая группа выполняет за компьютерами тест по теме: «Простейшие» по вариантам №1, №2.

 

Отметки, данные компьютером, выставляются в соответствующую графу карточки индивидуальной критериально-оценочной деятельности

 

 

Вторая группа выполняет письменную работу по карточкам,  регламентировано, в течение 8-10 минут, а затем каждый отрывает вчетверо сложенный листок с правильными ответами и критериями оценки и сам себя оценивает. Оценка выставляется в соответствующую графу карточки ЗУН.

 

 

 

 

Задание по карточкам.

 

 

 

 

1.На рисунках простейших запишите цифры, обозначающие названия  клеточных структур.

 

                    2. Под обозначениями простейших: А), Б), В) укажите их систематику:

 

 

 Подцарство: ------  Тип: ---------   Класс: --------     Вид: -----------

 

                    

 

 

 

                                     Названия клеточных структур:

 

 

                     1. Оболочка                  7. Пищеварительная вакуоль

 

                     2. Цитоплазма              8. Сократительная вакуоль

 

                     3. Ядро                          9. Ротовое отверстие

 

                     4. Ложноножка            10. Порошица

 

                     5. Жгутик                      11. Хлоропласты

 

                     6. Реснички                  12. Светочувствительный глазок.

 

 

 

 

 

 

                Тест по теме: «Простейшие», по вариантам №1, №2.

 

 

 

(MicrosoftOfficeExcel)

 

 

 

Выполнив задания, группы меняются.

 

Затем выставляется итоговая отметка; суммируются все баллы, и выставляется общая количественная отметка, которая округляется по пятибалльной системе оценки знаний.

 

 

 

 

    Рефлексия:

 

  - Кто получил пятерки?

 

  -Сколько четверок и троек?

 

  -Соответствуют ли итоговые отметки предварительным отметкам?

 

 

Выводы:

 

Советы обратить внимание на недочеты и ошибки.

 

 

 

Автор Купряшева Елена Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1027
Номер материала 38394
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓