Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Теоретическое обоснование
|
1. Этап подготовки к ознакомлению с новым вычислительным приемом
|
Найди лишнее число
10, 20, 30, 40, 55, 60
|
Лишнее – 55, т.к. остальные числа круглые, т.е. в
разряде единиц стоит 0.
|
Актуализация изученного материала, в частности круглых чисел
|
Допишите недостающие круглые двузначные числа
|
50, 70, 80,90
|
Игра «Веселый мяч».
Ваша задача: из
двузначного числа при помощи вычитания получить круглое число.
Учитель называет число
и кидает мяч 28, 24,
35,65,98
|
Ребенок, которому
кинули мяч, называет круглое число
20, 20, 35,60,90
|
Повторение операции, входящей в прием: уменьшение до круглого числа
|
Работа в парах
Сосчитайте устно в парах примеры
20-5, 30-4, 70-8, 60-3
Ответы запишите в порядке возрастания
|
15,26,57,62
|
Повторение операции, входящей в прием:
вычитание из круглого числа однозначного числа
Работа в парах для развития коммуникативных УУД, с последующей
проверкой по сигнальным карточкам или светофорам
|
Наряди елочку
6
4
3
7
5
1
8
6
5
|
6
2 4
3
3
7
2 5
1
6
8
2 6
35
|
Повторение состава числа в пределах 10
|
Вспомните, как решим пример
15- 7 с подробным объяснением
Самостоятельно решите примеры, не разбирая
их подробно
Мальчики: 17-8
Девочки: 13-6
|
15- 7 =15-(5+2) =( 15-5)-2=8
17-8=9
13-6=7
|
повторение приема-аналога (это вычитание с
переходом через десяток, вычитание по частям)
|
2. Этап
ознакомления с новым вычислительным приемом Частично-поисковый метод
|
-Посмотрите на выражения:
45-20=
65-4=
30-5=
46-8=
|
|
Введение проблемной ситуации
|
-Чем похожи эти выражения?
|
Примеры на вычитание,
уменьшаемые – двузначные числа.
|
- Решите примеры с объяснением
|
дети устно вычисляют с объяснением
|
Какой из примеров вызывает затруднение и почему?
|
Последний пример вызывает затруднение, т.к. с подобным
видом вычислений еще незнакомы.
|
Выявление места и причины затруднения.
|
Какие задачи мы поставим перед собой на уроке, чему мы
должны научиться?
|
Вычитать из двузначного числа однозначное с переходом
через разряд
|
Целеполагание
|
Как вы думаете, что надо сделать сначала, чтобы удобно было вычислять?
|
Заменю число 8 суммой удобных слагаемых 6
и 2.
2. Вычту из 46 число 6, чтобы получилось
круглое число.
3. Вычту из 40 оставшееся число 2.
4.Запишу ответ – 38.
|
Построение проекта выхода из
затруднения.
Наводящими вопросами выводится каждый
этап алгоритма, но слово алгоритм учитель вслух не произносит. На доске постепенно
закрепляется каждый выведенный этап.
|
А теперь посмотрите, как в учебнике представлено решение примера
35-7
Что вы видите наглядно?
|
Из 35 всего убрали 7 шариков: сначала
убрали 5, а затем еще 2 шарика.
|
Разбор примера в учебнике
(Математика. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон.
носителе. В 2 ч. Ч. 1( М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др) М.:
Просвещение, 2012.
Стр 67
|
Поэтапно решим пример
На доске постепенно закрепляется каждый выведенный этап
|
1. Заменю число 7 суммой удобных
слагаемых 5 и 2.
2. Вычту из 35 число 5, чтобы получилось
круглое число.
3. Вычту из 30 оставшееся число 2.
4.Запишу ответ – 28.
|
Составление алгоритма
|
Пользуясь нашим образцом, найдите значение выражений.
По одному человеку решают на доске с проговариванием:
|
48-9= 48-(8+1)=48-8-1=39
1.Заменю число 9 суммой удобных слагаемых 8 и 1.
2. Вычту из 48 число 8, чтобы получилось
круглое число. Получилось 40
3. Вычту из 40 оставшееся число 1.
4.Запишу ответ – 39.
65-7= 65 –(5 +2)= 58
1.Заменю число 7 суммой удобных слагаемых 5 и 2.
2. Вычту из 65 число 5, чтобы получилось
круглое число. Получилось 60.
3. Вычту из 60 оставшееся число 2.
4.Запишу ответ – 58.
|
Наблюдение за работой по
алгоритму
Формирование регулятивных УУД
|
Образец
помогает в работе с другими примерами?
|
Да
|
Как
можно его назвать?
|
Алгоритм
решения
|
3. Этап закрепления нового вычислительного приема
|
Ну что, работает алгоритм?
|
(Да)
|
Первичное закрепление с проговариванием
во внешней речи
Формирование коммуникативных УУД
|
-Какую сейчас задачу поставим перед собой?
|
(Научиться применять алгоритм)
|
- На доске заранее записаны примеры :
43 – 4 =
75 – 7 =
31 – 3 =
68 – 9 =
Работать вы будете в парах (раздаются карточки с заданием,
дети работают в парах.)
|
Дети выполняют их парами по 2 примера
каждый. Ребенок вслух проговаривает, доставшиеся ему примеры соседу по парте
|
-Парами вы поработали, всем классом – тоже. Скажите, как сейчас
поработаем?
|
Самостоятельно
|
закрепление с последующей
фронтальной проверкой и коррекцией ошибок.
|
-А для чего?
|
выяснить, понятен ли нам новый
прием вычислений
|
-Работаем самостоятельно в с.67 упр.2 выбрать только примеры
изученного сегодня вида. Какие?
|
Примеры на вычитание из двузначного
числа однозначного с переходом через разряд
|
-Устная коллективная проверка.
|
|
-Как считаете, где вы сможете использовать новые умения?
-Давайте решим задачу:
На полке стояло 33 книги. 7 книг забрали. Сколько книг осталось
на полке?
Составьте краткую запись, запишите решение и ответ.
|
при решении примеров, задач
Дети работают самостоятельно, после чего
один записывает решение на доске
33-7 =26(к.)
Ответ: 26 книг.
|
Включение в систему знаний и
повторение.
Формирование познавательных УУД
|
Пригодилось вам знание алгоритма?
Как использовали его при решении?
|
-Сверка с алгоритмом
1.Заменю число 7 суммой удобных слагаемых 3 и 4.
2. Вычту из 33 число 3, чтобы получилось
круглое число. Получилось 30
3. Вычту из 30 оставшееся число 4.
4.Запишу ответ – 26.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.