Инфоурок Математика Другие методич. материалыРазработка урока математики " Решение задач с помощью пропорции" 6 класс

Разработка урока математики " Решение задач с помощью пропорции" 6 класс

Скачать материал

Разработка  урока математики

Тема: « Решение задач с помощью пропорции »

Класс:  6 (коррекционный)

Место урока: Данный урок является вторым в теме: «Прямая и обратная пропорциональная зависимости»» и опирается на тему «Пропорции».

Цели урока:

Образовательная:

 

·        Обеспечить в ходе урока закрепление следующих основных понятий: пропорция, основное свойство пропорции, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины.

·        Совершенствование навыков решения текстовых задач с помощью пропорции. Закрепление основного свойства пропорции на примерах решения уравнений, имеющих вид пропорции.

·        Продолжить формирование учебных умений и навыков:

- планирование ответа;

- навыки самоконтроля;

- устный счет.

·        Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.

 

Развивающая:

 

·        Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации.

·        Развитие логического мышления, умения выделять главное, проводить обобщение, делать верные логические выводы.

·        Развитие умений сравнивать, правильно формулировать задачи и излагать мысли.

·        Развитие самостоятельной деятельности обучающихся.

·        Развитие познавательного интереса.

 

Воспитательная:

·        Воспитание здорового образа жизни.

·        Формирование научного мировоззрения, интереса к предмету через содержание учебного материала.

·        Воспитание умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи.

·        Воспитание таких качеств характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

 

Оборудование:  компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация ( среда Power Point ), тест ( конструктор тестов Power Point), два вида карточек по количеству парт с изображением гнома  и феи.

 

Продолжительность урока: 45 минут

 

Тип урока: комбинированный

 

Структура урока:

 

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока  - 2 мин

2. Актуализация знаний. Устная работа - 6 мин

3. Решение задач с помощью пропорции - 15 мин

4. Физкультминутка - 1 мин

5. Повторение пройденного материала  -  8 мин

6. Историческая справка  - 3 мин

7. Контрольное тестирование -  8 мин

8. Домашнее задание - 1 мин

9. Подведение итогов урока. Выставление оценок - 1 мин

                                 

Целесообразность использования медиапроектора на уроке:

1.     Интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);

2.     Повышение эффективности усвоения учебного материала.

 

Преподавание:  по учебнику Н.Я. Виленкина "Математика 6". 

 

ХОД УРОКА

I.                  Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

 

Цель: приветствие, проверка готовности к уроку, раскрытие  темы и общей цели урока, подготовка обучающихся к работе на уроке и создание благоприятной рабочей атмосферы.

 

 Учитель: Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас  урок математики.

Математику, друзья, 
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука – 
Это математика!

 

Сегодня у нас урок решения задач с помощью пропорции  и впереди у нас много различных заданий:

 

1.   в начале нашего урока мы по традиции проведем устную работу;

2.   повторим  и  приведем в систему изученные нами приемы решения задач с помощью пропорции;

3.   повторим  умения использовать свойства пропорций при решении некоторых типов уравнений;

4.   совершим  небольшую экскурсию по истории пропорции;

5.    пройдете контрольное тестирование,  в ходе которого вы покажете  свои знания и умения. 

А девизом нашего урока я предлагаю взять слова замечательного писателя С. Я. Маршака, автора таких известных детских стихотворений как:

«Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный» и др.

Девиз урока:

« Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет ».

 

II.               Актуализация знаний. Устная работа.

 

Цель: подготовка обучающихся к доминирующему виду учебно-познавательной активности.

 

Учитель:  Перед тем, как мы приступим к решению задач, обратимся к устной работе, которая состоит из трех заданий.

Но  для того, чтобы успешно справиться  с  заданием 1 надо ответить на следующие  на вопросы:

1.            Что называется пропорцией?  Ответы обучающихся.

2.            Сформулируйте основное свойство пропорции.  Ответы обучающихся.

 

Учитель:  Приступаем к заданию 1

 

Задание 1.  Назовите крайние и средние члены пропорции:

5 : 10 =  6 : 12

Ответ: Крайние члены 5 и 12, средние члены 10 и 6

 

20 : 4 = 35 : 7

Ответ: Крайние члены 20 и 7, средние члены 4 и 35

 

Учитель: Вы, молодцы!  Для того чтобы приступить ко второму заданию,  нам нужно вспомнить ответы  на такие  вопросы, как:

1.Какая пропорция называется верной? Ответы обучающихся.

2.Какие способы помогают определить, верна ли пропорция? Ответы обучающихся.

Учитель:  Приступаем к заданию 2

 

Задание 2. Укажите верную

 пропорцию:

а) 2 : 3 = 5 : 10    Ответ: не верна

б) 5 : 10 = 8 : 4    Ответ: не верна

в) 2 : 3 = 10 : 15  Ответ:  верна

г) 3 : 5 = 10 : 12  Ответ: не верна

д) 16 : 6 = 8 : 3    Ответ:  верна

 

 

 

Учитель:  Вы, снова были на высоте!  Осталось последнее задание.

 В нашем порту три корабля« Победа», « Мечта»  и  «Слава» и три пирса:  А, В, С. Необходимо каждый корабль поставить на свой пирс, а для этого из данных отношений составить верные пропорции

Задание 3. Найти пирс для

корабля


Пирсы:     

« Победа»   105  :  21

« Мечта»      2  :  0,5

«Слава»        6  :  0,2                 

Корабли:                                                        


А  90  :  3

В  64  :  16

С  0,15  :  0,03



Ответы обучающихся:

 

90  :  3 = 6  :  0,2  ( А « Слава») ;

64  :  16= 2  :  0,5  ( В « Мечта»);

 0,15  :  0,03 = 105  :  21 (С « Победа»)

 

Примечание: Проводится проверка ответов  через демонстрацию слайда

 

III.           Решение задач с помощью пропорции.

Цель:  систематизировать  изученные  приемы решения задач с помощью пропорции 

 

1.     Подготовительная работа

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем решать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости. А для того, чтобы справиться с задачами, давайте вспомним:

1.     Какие величины называются прямо пропорциональными?

2.     Какие величины называют обратно пропорциональными?

3.     Приведите примеры прямо и обратно пропорциональных величин.

4.     Каким способом можно решать задачи на прямую и обратную пропорциональность?

5.     Что необходимо сделать, чтобы решить задачу с помощью пропорции?

 

Учитель: Давайте вспомним алгоритм решения задач на пропорцию.

 

Ответы обучающихся:

           1. Внимательно прочитать условие задачи.

 2. Неизвестное число обозначить буквой Х.

 3. Условие задачи записать в виде таблицы.

 4. Определить вид зависимости.

 5. Поставить стрелки, соответствующие виду пропорции.

 6. Записать пропорцию.

 7. Найти неизвестный член пропорции.

 

2.     Фронтальная коллективная работа

Учитель: Ребята, откройте свои тетради. Сейчас мы вами приступим  к решению задач.

А о чем будет  наша первая задача, мы узнаем с вами, отгадав загадку.

 

Под кустами, 
Под листами 
Мы попрятались в траву, 
Нас в лесу ищите сами, 
Мы не крикнем вам: «Ау!»

Ответ: Грибы

Задача №1  (Задача на прямую пропорциональность)

·                   Бельчонок  из 30 кг свежих грибов получил 9 кг сушеных.

 Сколько надо собрать ему в лесу свежих грибов, чтобы получить 15 кг сушеных?

 ( Ответ: 50 кг)

Учитель: Ребята, а скажите мне какие съедобные и несъедобные грибы вы знаете? Ответы обучающихся.

 

Учитель:  Приступаем ко второй задаче.

Ребята, а вы знаете, кому установлен этот памятник, изображенный на слайде? А в каком городе он установлен? Что написано у дворника  на фартуке?

Ответ: памятник дворнику, г. Салават, слова « Чисто не там, где прибирают, а там, где не сорят»

Правильно, ребята. Главными героями нашей задачи будут дворники.

Примечание: Используется элемент регионального компонента.

 

Задача №2  (Задача на обратную пропорциональность)

              3 дворника могут подмести площадь за 7 часов.

За сколько времени подметут эту же площадь дворники, если им на помощь придут ещё 4 дворника? ( Ответ: 3 часа)

 

Примечание:  В ходе решения задач  учитель задает вопросы:

- Расскажите задачу по краткой записи.

- Что известно в задаче?

- Что надо узнать?

- Определите какая зависимость между … ?

- Объясните, почему?

- Как обозначается на чертеже данная … зависимость?

- Какой член пропорции неизвестен?

- Как найти неизвестный … член пропорции?

 

3.     Работа в парах

Учитель:  Ребята, а сейчас я предлагаю вам работу над задачами в парах. Пары формируются в соответствии с тем, как вы сидите за партами на уроке.

Сейчас, я раздам каждой паре карточку, где будет изображен гном или  фея. В соответствии  с тем, что изображено у вас на карточке, вы решаете задачу, в которой главным героем является ваш  персонаж.

После того, как вы решите задачи мы с вами проверим правильность ваших решений.

Примечание: карточки раздаются с учетом дифференцированного подхода, так как задачи на обратную пропорциональность вызывают трудность.

 

 Задача про гномов   (Задача на прямую пропорциональность)

·                   4 гнома посадили для Белоснежки 8 кустов роз.

Сколько кустов роз посадят за то же время 3 гнома?  ( Ответ: 6 кустов)

 

Задача про фей    (Задача на обратную пропорциональность)

·                   3 феи соберут мед с цветов за 4 часа.

За сколько часов выполнят эту работу 2 феи?  (Ответ: за 6 часов)

 

Примечание: Обучающиеся работают над задачами.  Проводится проверка выполненной работы через демонстрацию слайдов на экране.


 

IV.            Физкультминутка

Цель: снять утомление у обучающихся, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. 

 

Учитель: Ребята, вы молодцы! Вы все отлично поработали,  и  пришла пора отдохнуть и провести физкультминутку. А проводить  ее сегодня мы будем с добрым  и смешным дракончиком.

 

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И вновь писать начнем.

 

V.               Повторение пройденного материала.

Уравнения.

 

Цель: закрепить навыки решения уравнений, записанных в виде пропорции.

 

Учитель: На предыдущих уроках мы  с вами говорили о том, что с помощью пропорции можно решать не только задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости, но и уравнения.

Подготовили это задание нам с вами гномы из сказки про Белоснежку. Кто-то из вас сегодня уже помогал им сажать розы, а сейчас давайте все вместе и дружно поможем им с решениями  уравнений.

Давайте вспомним, как решаются уравнения данного типа.

 

Примечание: К доске по - очереди вызываются двое обучающихся, которые работают над решением уравнений. Остальные обучающиеся работают в тетрадях.

В ходе выполнения заданий учитель проводит беседу по вопросам:

1.     Какой член пропорции неизвестен? Ответы обучающихся.

 

2.     Как найти неизвестный крайний член пропорции? Ответы обучающихся.

 

3.     Как проверить верно ли вы решили уравнение? Ответы обучающихся.

 


                 Уравнение  1.                                              Уравнение  2.



V.  Историческая справка.

 

Цель: углубление и расширение знаний о пропорции.

 

Учитель:  Мир пропорции огромен и разнообразен. Пропорции начали изучать еще в древности.

Слово «пропорция»  ввел  в употребление Цицерон  (древнеримский политик и философ) в I веке до н.э.

 В 4 веке до н.э. древнегреческий математик Евдокс дал определение пропорции.

Очень интересна история записи пропорции.

В 1631 году Вильям Оутред  (английский математик. Известен как изобретатель логарифмической линейки ) предложил следующую запись пропорции

 а ● b :: с ● d.

 

Рене Декарт ( французский математик, философ, физик и физиолог.) Декарт впервые ввел координатную систему. В 17 веке записывал пропорцию так:

7 | 12 | 84 | 144 .

 

В 1693 году Г. В. Лейбниц (немецкий философ, логик, математик,

физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед) предложил современную запись  пропорции а : b = с : d.

 

 

 

 

VI.            Контрольное тестирование                        

Цель: проверка сформированности умений и навыков, выявление недостатков и причин их появления, побуждение к самообразованию.

 

Учитель: Ребята, теперь вам нужно ответить на вопросы контрольного тестирования и показать все свои знания и умения. Пройдите, пожалуйста, к

компьютерам, сядьте по – удобнее и послушайте инструкцию по работе с тестом.

Инструкция:

1.     надо ввести свою Фамилию и Имя и нажать «начать тестирование»;

2.     внимательно прочитать задание и выбрать один правильный ответ и отметить его;

3.     нажать «далее» и перейти к следующему заданию;

4.     в конце работы появится ваша оценка, если вы не удовлетворены ею и у вас есть время (оно указывается внизу слайда), то можно нажать «снова» и повторить попытку.

5.     на тест отводится 8 минут.

 

Тест

 

VII.        Домашняя работа.

Цель: дать домашнее задание, которое дало бы возможность обучающимся реализовать себя творчески, применить полученные знания в новой ситуации.

Учитель: А домашнее задание у вас будет  необычным, творческим. Необходимо придумать интересную текстовую задачу, которая решается с помощью пропорции  и красочно её оформить на альбомном листе.

 

VIII. Подведение итогов урока.  Выставление оценок.

 

Цель: оценить работу обучающихся на уроке.

 

Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, что повторили? Ответы обучающихся.

 - Чем интересен или не интересен был урок? Ответы обучающихся.

 

 Ребята, спасибо Вам,  за работу на уроке! Вы все молодцы!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока математики " Решение задач с помощью пропорции" 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Хранитель музейных предметов

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный конспект урока по теме: " Решение задач с помощью пропорции" был разработан для 6 (коррекционного) класса.

На уроке проходит закрепление основных понятий: пропорция, основное свойства пропорции, прямо- и обратнопропорциональные величины. Совершенствуются умения решать текстовые задачи с помощью пропорций. Ребята знакомятся с историей появления пропорции, с ее обозначением. Тип урока комбинированный.Используется элемент регионального компонента.

На уроке проводится тестирование учеников на компьютерах.  

К данному уроку разработана презентация. Тест разработан в конструкторе тестов Power Point.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 111 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок математики в 4 классе "Умножение двузначных чисел на круглые десятки" Урок -исследование.
  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
  • Тема: Умножение двузначного числа на круглые десятки
  • 30.09.2020
  • 1220
  • 19
«Математика (в 2 частях)», Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
Контрольная работа № 2 по математике по теме "Умножение и деление на 2 и 3" 3 класс УМК "Школа России"
  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
  • Тема: Умножение и деление (продолжение)
Рейтинг: 1 из 5
  • 30.09.2020
  • 4668
  • 603
«Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 1024
    • DOCX 3.1 мбайт
    • 23 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мелкова Анжелика Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мелкова Анжелика Николаевна
    Мелкова Анжелика Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6645
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания математики в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 523 человека

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: умножение и деление

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 225 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 329 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 300 человек

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе