Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 5
муниципального
района Мелеузовский район
Республики
Башкортостан
Обобщающий
урок
по
теме:
«
Числовые и буквенные выражения. Уравнение »
(
урок с использованием этнокультурного материала,
посвященного
200 - летию победы в Отечественной войне 1812 года)
Математика
5 класс
Разработала:
учитель математики
Мелкова
Анжелика Николаевна
2012
год
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.
Преподавание: по учебнику Н.Я. Виленкина "Математика
5".
Цели урока:
Образовательная:
·
Обеспечить
в ходе урока закрепление следующих основных понятий: числовые и буквенные
выражения, уравнение, корень уравнения.
·
Совершенствование навыков решения задач с
помощью уравнения. Закрепление свойств сложения и вычитания на примерах
решения уравнений, упрощении выражений.
·
Продолжить
формирование учебных умений и навыков:
-
планирование ответа;
-
навыки самоконтроля;
-
совершенствование вычислительных навыков, устный счет.
·
Контроль
степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.
Развивающая:
·
Развитие
умений в применении знаний в конкретной ситуации.
·
Развитие
логического мышления, умения выделять главное, проводить обобщение, делать
верные логические выводы.
·
Развитие
самостоятельной деятельности обучающихся.
·
Развитие познавательного интереса.
Воспитательная:
·
Воспитание чувство гордости за родной край,
чувство патриотизма.
·
Формирование
этнокультурной компетентности для позитивных межнациональных отношений.
·
Формирование
интереса к предмету.
·
Воспитание
умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи.
Тип
урока: комбинированный
ХОД
УРОКА
I.
Организационный момент. Постановка целей и
задач урока.
Приветствие, проверка
готовности к уроку, раскрытие темы и общей цели урока, подготовка обучающихся
к работе на уроке и создание благоприятной рабочей атмосферы.
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня
у нас урок по теме: «Числовые и буквенные выражения. Уравнение». Впереди нас
ждет много различных заданий по данной теме.
Урок
у нас будет необычным. Мы посвятим его одной исторической дате.
II.
Актуализация знаний. Устная работа.
Учитель:
А чтобы узнать, какой же дате посвящен наш урок, давайте проведем небольшую
устную работу.
1. Найдите
значение выражений:
350
+ 650 =
720
+ 80 =
720:
72 =
300
: 150 =
2. Найдите
сумму, полученных ответов
Обучающиеся
дают ответ : 1000 + 800 + 10 + 2 = 1812
Учитель:
Ребята, кто может ответить на вопрос, о чем говорит
число 1812?
Обучающиеся
дают ответ: В 1812 году император Франции Наполеон
вторгся в пределы России. Все народы страны встали на защиту Отчизны. Так
началась Отечественная война 1812 года.
Учитель:
Правильно, ребята! В 2012 году Россия будет
праздновать 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года.
Башкирский народ
не остался в стороне. Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях
Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской
армии до самого Парижа.
III.
Работа по теме урока.
1.
Упрощение выражений
Цель:
Систематизировать изученные приемы упрощения выражений с опорой на свойства
сложения и вычитания.
Учитель:
За проявленный особый героизм в годы войны были
награждены орденами Святой Анны и Святого Владимира многие воины. Среди них
были башкиры: Ирназар Давлетчурин, полковой командир 1-го полка Ихсан
Абубакиров, Аюп Каюпов, Ибрагим Бикчурин, Хусаин Кучербаев, Абдулнасыр Наурузов,
полковой командир 14-го полка Абдулла Сурагулов, Аралбай Акчулпанов, есаул
Кутлугильде Ишимгулов и другие.
А
об этом легендарном военачальнике башкирских войск было сложено много песен и
преданий. Этот человек вошел в Париж, играя на серебряном курае, специально
отлитым для него на Родине.
-
Упростив выражение и заполнив таблицу, вы узнаете имя этого героя.
Х
m
- 57 - 23 =
21+n
|
157 - x
|
m-80
|
156-b
|
35+x
|
|
|
|
|
|
|
Обучающиеся
дают ответ: Кахым – Туря ( в переводе с башкирского языка « начальник, господин»)
Учитель:
В художественном музее им. М. В.
Нестерова находится акварель А.Орловского "Всадник-башкир". По
легенде, художнику позировал прославленный полководец Кахым-туря. Кахым – Туря был первым из башкир,
кто окончил Петербургскую военную академию; в 22 года он получил звание
полковника. Песня «Кахым-туря» рассказывает о трагической кончине полковника:
по дороге домой Кахым Мурзашев был отравлен вельможами русского императора:
один царский майор из зависти подлил Кахым-Туре яду в питьё. Существует
легенда, что земляки-однополчане после смерти своего военачальника уберегли его
верного коня и привели его из похода домой, в аул, а после смерти конь был
похоронен с почестями.
2.
Нахождение значений выражений
Цель:
Систематизировать изученные приемы упрощения выражений с опорой на свойства
сложения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки.
Учитель:
Башкиры, мишари и тептяри пожертвовали до 15 августа
1812 г. в пользу армии 500 тыс. рублей. Дворяне губернии внесли 65 тыс. рублей,
собранные с крепостных крестьян. Башкирский народ собрал и подарил армии
лучших строевых лошадей.
А
вот, сколько лошадей подарил башкирский народ, давайте узнаем, выполнив
следующее задание.
-
Найдите значение выражения, предварительно его упростив:
4821
– ( х + 114) при х = 568
Обучающиеся
дают ответ: 4139 строевых лошадей.
3.
Решение уравнений
Цель: Актуализировать знания
об уравнениях, полученные в начальных классах; закрепить навыки решения
усложненных уравнений.
Учитель: Подвиг башкирских
джигитов, их решимость бороться с врагом воспет во многих песнях. Башкирские
исторические песни об Отечественной войне 1812 года довольно разнообразны как
по содержанию, так и по поэтике. В песнях «Французская», « Рыжий конь»
рассказывается о проводах на войну. В песне « Ахмет Баик» изображаются
башкирские конники на поле брани.
В
этой же песне прославляется дружба башкирского и русского народов.
О
какой песне идет речь, вы узнаете, выполнив следующее задание.
-
Работа устно и в
парах. Каждая пара получает карточку с заданием.
Решите
уравнения и, воспользовавшись данной таблицей, узнайте название песни.
144
|
70
|
72
|
88
|
164
|
48
|
19
|
45
|
9
|
К
|
Б
|
Л
|
И
|
Ю
|
А
|
М
|
З
|
Р
|
Обучающиеся дают ответ: « Любизар»
IV.
Физкультминутка
Цель: Снять утомление у обучающихся, обеспечить активный отдых и
повысить умственную работоспособность.
V.
Повторение изученного материала.
1.
Составление выражений по задаче
Цель:
Закрепить знания, умения и навыки в составлении буквенных выражений по условию
задач.
Учитель:
Когда началась Отечественная война 1812 г., не только воины, но и весь
башкирский народ был охвачен небывалым патриотическим подъемом, что выразилось
прежде всего в формировании новых полков, в желании участвовать в освобождении
Родины. На войну вместе с мужьями шли даже женщины. Сохранились сведения об
участии в Отечественной войне и заграничных походах русской армии жен башкирских
воинов.
Сохранились
сведения, что эта женщина, была награждена за проявленный героизм боевой
медалью. Узнайте имя этой башкирки, а для этого выполните задание.
-
Устная работа. Игра « Кто в мешке» (за правильный ответ жетон,
который можно обменять на помощь учителя при выполнении самостоятельной работы)
Составьте буквенное выражение по задаче и,
воспользовавшись таблицей,
узнайте имя этой героини.
1. В
одном колчане 20 стрел, а во втором на х стрел больше. Сколько стрел во втором
колчане?
2. Сабля
стоит х рублей серебром, а мундир на 42 рубля серебром дешевле. Сколько стоит
мундир?
3. В
бою башкирские конники взяли в плен 12 офицеров и у солдат-французов. Сколько
офицеров и солдат-французов было взято в плен?
4. Башкирский
воин проскакал на коне 8 часов со скоростью х км/час. Какое расстояние
преодолел воин на коне?
5. За
суконный кафтан (сэкмен) и шаровары заплатили х рублей. Кафтан стоит 27 рублей.
Сколько стоят шаровары?
6. В
отряде 50 строевых лощадей. Среди них х лошадей черной масти, остальные -
белой. Сколько в отряде белых лошадей?
7. Батыры
Аюп и Ихсан выпустили в бою 95 стрел. Аюп – х стрел. Сколько стрел выпустил
Ихсан?
8. Отряд
воинов-башкир был в пути двое суток. В первые сутки он прошел 20 км, а во
вторые – на х км больше. Сколько километров прошел отряд за двое суток?
Ы
|
А
|
К
|
Б
|
Л
|
С
|
И
|
12
+ у
|
20
+ х
|
95
– х
|
х
- 27
|
8х
|
х
- 42
|
50
- х
|
Обучающиеся
дают ответ: имя героини Асылбика.
2.
Решение задач с помощью уравнений
Цель:
Закрепить знания, умения и навыки в решении задач способом составления
уравнений.
Учитель:
Башкиры мастерски стреляли на большое расстояние в цель. Обычно стрела,
выпущенная воином, могла пронзить на 30 метров не только человека, но и лошадь.
Существует
интересная история со стрелой, пущенной башкирским воином в башню церкви.
Произошло это в маленьком немецком городке 14 апреля 1814 года. Принц Карл
Гюнтер выразил сомнение в эффективности башкирского оружия, тогда четыре
башкира из отряда русского князя решили показать свое искусство стрельбы из
лука. Условились, что будут стрелять по куполу церковной башни. Стрела одного
из воинов вонзилась в купол, пробив прочную обшивку, и осталась там на долго.
Деревянная стрела позднее была заменена на железную, а настоящая стрела бережно
хранится в совете церковного прихода города, где ее могут увидеть посетители. А
чтобы узнать о каком городе идет речь, давайте выполним задание.
-
Работа над задачей
у доски и в тетрадях.
Решите
задачу с помощью уравнения. Воспользовавшись таблицей, узнайте название
города, в котором произошла эта история.
Задача:
–
Храбрый воин Байбулат взял в плен 51 француза. Среди них: солдаты,
несколько
офицеров и 5 генералов. Сколько офицеров взял в плен Байбулат, если солдат-французов
было 37?
71
|
38
|
153
|
9
|
Целле
|
Люнебург
|
Вольфбург
|
Шварц
|
Обучающиеся
дают ответ: г. Шварц
V.
Самостоятельная работа по вариантам
Цель:
Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.
Учитель: Град стрел и воинственность позы: пять
стрел во рту, три-четыре в руках наготове заставили "французов" лечь
на землю и просить "пардону".
Свершилось - "целый мир увидел, как могуч башкир"!
За
мастерское владение луками французы так прозвали воинов-башкир, участников
Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814
годов.
- Упростите
выражение и найдите его значение. Затем воспользуйтесь таблицей и узнайте, как
прозвали воинов-башкир.
Примечание:
в пустую клетку поставьте букву Н.
Обучающиеся
дают ответ: « Северные амуры»
VI.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Рефлексия.
Цель: Осуществить самоанализ,
дать качественную и количественную оценку уроку.
Учитель:
Ребята, а сейчас я хотела бы, чтобы вы ответили на вопросы
небольшой анкеты.
1.На
уроке я работал: активно / пассивно
2.Своей
работой на уроке я: доволен / не доволен
3.Урок
для меня показался: коротким / длинным
понятен
/ не понятен
интересен
/ скучен
полезен
/ бесполезен
4.За
урок я: не устал / устал
5.Мое
настроение: стало лучше / стало хуже
2.
Подведение итогов
Выставление
оценок.
Домашнее задание: 1. Найти значение
выражения, предварительно его упростив:
№ 393 ( г)
2. Решить задачу с
помощью уравнения:
№ 397 (б)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.