Инфоурок Математика Другие методич. материалыРазработка урока математики по теме: " Числовые и буквенные выражения. Уравнения." ( 5 класс)

Разработка урока математики по теме: " Числовые и буквенные выражения. Уравнения." ( 5 класс)

Скачать материал

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

муниципального района Мелеузовский район

Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающий урок

по теме:

« Числовые и буквенные выражения. Уравнение »

( урок с использованием этнокультурного материала,

посвященного 200 - летию победы в Отечественной войне 1812 года)

 

Математика 5 класс

 

 

 

Разработала: учитель математики

Мелкова Анжелика Николаевна

 

 

 

 

2012 год

 

 

 

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

Преподавание:  по учебнику Н.Я. Виленкина "Математика 5". 

Цели урока:

Образовательная:

·         Обеспечить в ходе урока закрепление следующих основных понятий: числовые и буквенные выражения, уравнение, корень уравнения.

·         Совершенствование навыков  решения  задач с помощью уравнения. Закрепление  свойств сложения и вычитания на примерах решения уравнений, упрощении выражений.

·         Продолжить формирование учебных умений и навыков:

- планирование ответа;

- навыки самоконтроля;

- совершенствование вычислительных навыков,  устный счет.

·         Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.

Развивающая:

·         Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации.

·         Развитие логического мышления, умения выделять главное, проводить обобщение, делать верные логические выводы.

·         Развитие самостоятельной деятельности обучающихся.

·         Развитие познавательного интереса.

Воспитательная:

·         Воспитание  чувство гордости за родной край, чувство патриотизма.

·         Формирование этнокультурной компетентности для позитивных межнациональных отношений.

·         Формирование интереса к предмету.

·         Воспитание умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

I.                   Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

 Приветствие, проверка готовности к уроку, раскрытие  темы и общей цели урока, подготовка обучающихся к работе на уроке и создание благоприятной рабочей атмосферы.

 Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас урок  по теме: «Числовые и буквенные выражения. Уравнение».  Впереди  нас ждет много различных заданий по данной теме.

Урок у нас будет необычным. Мы посвятим его одной исторической дате.

II.                Актуализация знаний. Устная работа.

Учитель: А чтобы узнать,  какой  же дате посвящен наш урок,  давайте  проведем небольшую устную работу.

1.      Найдите значение выражений:

350 + 650 =

720 + 80  =

720: 72  =

 

300 : 150  =

2.      Найдите сумму, полученных ответов

Обучающиеся дают ответ : 1000 + 800 + 10 + 2 = 1812

Учитель: Ребята, кто может ответить на вопрос, о чем говорит число 1812?

Обучающиеся дают ответ: В 1812 году император Франции Наполеон вторгся в пределы России. Все народы страны встали на защиту Отчизны. Так началась Отечественная война 1812 года.

Учитель: Правильно, ребята! В 2012 году Россия будет праздновать 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года.

Башкирский народ не остался в стороне. Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа.

III.             Работа по теме урока.

1.      Упрощение выражений

Цель: Систематизировать  изученные  приемы упрощения выражений с опорой на свойства сложения и вычитания.

Учитель: За проявленный особый героизм в годы войны были награждены орденами Святой Анны и Святого Владимира многие воины. Среди них были башкиры: Ирназар Давлетчурин, полковой командир 1-го полка Ихсан Абубакиров, Аюп Каюпов, Ибрагим Бикчурин, Хусаин Кучербаев, Абдулнасыр Наурузов, полковой командир 14-го полка Абдулла Сурагулов, Аралбай Акчулпанов, есаул Кутлугильде Ишимгулов и другие.

А об этом легендарном военачальнике башкирских войск было сложено много песен и преданий. Этот человек вошел в Париж, играя на серебряном курае, специально отлитым для него на Родине.

- Упростив выражение и заполнив таблицу, вы узнаете имя этого героя.


А   194 - (37 + х) =

М   21 + 14 + х =

          Ы   200 - (44 + b) =                                      

           К    48 + n - 27 =

 

 

 


      Х    m - 57 - 23 =

 

21+n

157 - x

m-80

156-b

35+x

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся дают ответ:  Кахым – Туря ( в переводе с башкирского языка « начальник, господин»)

 

 

Учитель: В художественном музее им. М. В. Нестерова находится акварель  А.Орловского "Всадник-башкир". По легенде, художнику позировал прославленный полководец Кахым-туря. Кахым – Туря был первым из башкир, кто окончил Петербургскую военную академию; в 22 года он получил звание полковника. Песня «Кахым-туря» рассказывает о трагической кончине полковника: по дороге домой Кахым Мурзашев был отравлен вельможами русского императора: один царский майор из зависти подлил Кахым-Туре яду в питьё. Существует легенда, что земляки-однополчане после смерти своего военачальника уберегли его верного коня и привели его из похода домой, в аул, а после смерти конь был похоронен с почестями.

2.      Нахождение значений выражений

Цель: Систематизировать  изученные  приемы упрощения выражений с опорой на свойства сложения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки.

Учитель: Башкиры, мишари и тептяри пожертвовали до 15 августа 1812 г. в пользу армии 500 тыс. рублей. Дворяне губернии внесли 65 тыс. рублей, собранные с крепостных крестьян. Башкирский народ собрал и подарил армии  лучших строевых лошадей.

А вот, сколько лошадей подарил башкирский народ, давайте узнаем, выполнив следующее задание.

- Найдите значение выражения, предварительно его упростив:

4821 – ( х + 114) при х = 568

Обучающиеся дают ответ: 4139 строевых лошадей.

3.      Решение уравнений

Цель: Актуализировать знания об уравнениях, полученные в начальных классах; закрепить навыки решения усложненных уравнений.

Учитель: Подвиг башкирских джигитов, их решимость бороться с врагом воспет во многих песнях. Башкирские исторические песни об Отечественной войне 1812 года довольно разнообразны как по содержанию, так и по поэтике. В песнях «Французская», « Рыжий конь» рассказывается о проводах на войну. В песне « Ахмет Баик» изображаются башкирские конники на поле брани.

В этой же песне прославляется дружба башкирского и русского народов.

О какой песне идет речь, вы узнаете, выполнив следующее задание.

- Работа устно и в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.

Решите уравнения  и, воспользовавшись данной таблицей, узнайте название песни.


1.      у - 27 = 45 (устно)

2.      136 + х = 300 (устно)

 

 

3.      760 - у = 690 (устно)

4.      (24 + х) + 37 = 149

5.      (145 + а) - 85 = 105

6.      243 - (у + 83) = 112

7.      (х + 624) - 276 = 357


 


144

70

72

88

164

48

19

45

9

К

Б

Л

И

Ю

А

М

З

Р

 

          Обучающиеся дают ответ: « Любизар»

 

IV.             Физкультминутка

Цель:  Снять утомление у обучающихся, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. 

V.                Повторение изученного материала.

1.      Составление выражений по задаче

Цель: Закрепить знания, умения и навыки в составлении буквенных выражений по условию задач.

Учитель: Когда началась Отечественная война 1812 г., не только воины, но и весь башкирский народ был охвачен небывалым патриотическим подъемом, что выразилось прежде всего в формировании новых полков, в желании участвовать в освобождении Родины. На войну вместе с мужьями шли даже женщины. Сохранились сведения об участии в Отечественной войне и заграничных походах русской армии жен башкирских воинов.

 Сохранились сведения, что эта женщина, была награждена за проявленный героизм боевой медалью. Узнайте имя этой башкирки, а для этого выполните задание.

- Устная работа. Игра « Кто в мешке»  (за правильный ответ жетон, который можно обменять на помощь  учителя при выполнении самостоятельной работы)

           Составьте буквенное выражение по задаче и, воспользовавшись таблицей,

         узнайте имя этой героини.

1.      В одном колчане 20 стрел, а во втором на  х стрел больше. Сколько стрел во втором колчане?

2.      Сабля стоит х рублей серебром, а мундир  на 42 рубля серебром дешевле. Сколько стоит мундир?

3.      В бою башкирские конники взяли в плен 12 офицеров и у солдат-французов. Сколько офицеров и солдат-французов было взято в плен?

4.      Башкирский воин проскакал на коне 8 часов со скоростью х км/час. Какое расстояние преодолел воин на коне?

 

 

5.      За суконный кафтан (сэкмен) и шаровары заплатили х рублей. Кафтан стоит 27 рублей. Сколько стоят шаровары?

6.      В отряде 50 строевых лощадей. Среди них х лошадей черной масти, остальные - белой. Сколько в отряде белых лошадей?

7.      Батыры Аюп и  Ихсан выпустили в бою  95 стрел. Аюп – х стрел. Сколько стрел выпустил Ихсан?

8.      Отряд воинов-башкир был в пути двое суток. В первые сутки он прошел 20 км, а во вторые – на х км больше. Сколько километров прошел отряд за двое суток?

Ы

А

К

Б

Л

С

И

12 + у

20 + х

95 – х

х - 27

х - 42

50 - х

 

Обучающиеся дают ответ: имя героини Асылбика.

2.      Решение задач с помощью уравнений

Цель: Закрепить знания, умения и навыки в решении задач способом составления уравнений.

Учитель: Башкиры мастерски стреляли на большое расстояние в цель. Обычно стрела, выпущенная воином, могла пронзить на 30 метров не только человека, но и лошадь.

Существует интересная история со стрелой, пущенной башкирским воином в башню церкви. Произошло это  в маленьком немецком городке 14 апреля 1814 года. Принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности башкирского оружия, тогда четыре башкира из отряда русского князя решили показать свое искусство стрельбы из лука. Условились, что будут стрелять по куполу церковной башни. Стрела одного из воинов вонзилась в купол, пробив прочную обшивку, и осталась там на долго. Деревянная стрела позднее была заменена на железную, а настоящая стрела бережно хранится в совете церковного прихода города, где ее могут увидеть посетители. А чтобы узнать о каком городе идет речь, давайте выполним задание.

- Работа над  задачей у доски и в тетрадях.

Решите задачу с помощью уравнения.  Воспользовавшись  таблицей, узнайте название города, в котором произошла эта история.

Задача:

Храбрый воин Байбулат взял в плен 51 француза. Среди них: солдаты, несколько офицеров и 5 генералов. Сколько офицеров взял в плен Байбулат, если солдат-французов было 37?

71

38

153

9

Целле

Люнебург

Вольфбург

Шварц

 

Обучающиеся дают ответ: г. Шварц

 

V.                Самостоятельная работа по вариантам

Цель: Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.

  Учитель: Град стрел и воинственность позы:  пять стрел во рту, три-четыре в  руках наготове заставили "французов" лечь на землю и просить "пардону". 

  Свершилось - "целый мир увидел, как могуч башкир"!

За мастерское владение луками французы так прозвали воинов-башкир, участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов.

 

 - Упростите выражение и найдите его значение. Затем воспользуйтесь таблицей и узнайте, как прозвали воинов-башкир.

Примечание: в пустую клетку поставьте букву Н.


I вариант

m + 87 + 23

С  при m = 39;

Е  при m = 196.

III вариант

62 – х + 28

М  при х = 55;

У  при х = 49

       II вариант

      59 + n + 141

      Ы  при n = 64;

           А  при n = 32.

      IV вариант

     147 + х - 47

    В  при х = 87;

149

306

187

306

179

23

264

306

 

232

35

41

179

264

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Р  при х = 79.


Обучающиеся дают ответ: « Северные амуры»

VI.             Подведение итогов урока. Рефлексия.

1.  Рефлексия.

Цель: Осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

      Учитель: Ребята, а сейчас я хотела бы, чтобы вы ответили на вопросы  

      небольшой  анкеты.  

1.На уроке я работал:  активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я:  доволен / не доволен

3.Урок для меня показался:  коротким / длинным

понятен / не понятен

интересен / скучен

полезен / бесполезен

4.За урок я:  не устал / устал

5.Мое настроение:  стало лучше / стало хуже

2.    Подведение итогов

Выставление оценок.

Домашнее задание: 1.  Найти значение выражения, предварительно его упростив:

№ 393 ( г)

2.  Решить задачу с помощью уравнения:

№ 397 (б)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока математики по теме: " Числовые и буквенные выражения. Уравнения." ( 5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка урока является приложением к презентации урока математики  по теме: " Числовые и буквенные выражения. Уравнения." ( 5 класс).

Использование этнокультурного материала на любом уроке очень важно и актуально. Спросите, почему? Потому, что  мы живем в большой многонациональной стране. Имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при этом должны уважать традиции и обычаи человека другой национальности и другой веры, быть толерантными.

 

Весь урок построен на использовании этнокультурного материала, посвященного 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

Урок позволяет воспитывать чувство гордости за родной край, чувство патриотизма. Данный урок был опубликован в журнале " Учитель Башкортостана", №7 2012 г.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 990 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 505
    • DOCX 197.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мелкова Анжелика Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мелкова Анжелика Николаевна
    Мелкова Анжелика Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6638
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Математика" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 515 человек

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 989 человек

Курс повышения квалификации

Система работы учителя математики по подготовке учащихся основной школы к математическим конкурсам и олимпиадам в рамках обновленного ФГОС ООО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 296 человек

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе