Главная / Математика / Разработка урока математики по теме: " Числовые и буквенные выражения. Уравнения." ( 5 класс)

Разработка урока математики по теме: " Числовые и буквенные выражения. Уравнения." ( 5 класс)


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

муниципального района Мелеузовский район

Республики Башкортостан








Обобщающий урок

по теме:

« Числовые и буквенные выражения. Уравнение »

( урок с использованием этнокультурного материала,

посвященного 200 - летию победы в Отечественной войне 1812 года)


Математика 5 класс




Разработала: учитель математики

Мелкова Анжелика Николаевна





2012 год




Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

Преподавание: по учебнику Н.Я. Виленкина "Математика 5". 

Цели урока:

Образовательная:

  • Обеспечить в ходе урока закрепление следующих основных понятий: числовые и буквенные выражения, уравнение, корень уравнения.

  • Совершенствование навыков решения задач с помощью уравнения. Закрепление свойств сложения и вычитания на примерах решения уравнений, упрощении выражений.

  • Продолжить формирование учебных умений и навыков:

- планирование ответа;

- навыки самоконтроля;

- совершенствование вычислительных навыков, устный счет.

  • Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.

Развивающая:

  • Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации.

  • Развитие логического мышления, умения выделять главное, проводить обобщение, делать верные логические выводы.

  • Развитие самостоятельной деятельности обучающихся.

  • Развитие познавательного интереса.

Воспитательная:

  • Воспитание чувство гордости за родной край, чувство патриотизма.

  • Формирование этнокультурной компетентности для позитивных межнациональных отношений.

  • Формирование интереса к предмету.

  • Воспитание умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Приветствие, проверка готовности к уроку, раскрытие темы и общей цели урока, подготовка обучающихся к работе на уроке и создание благоприятной рабочей атмосферы.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас урок по теме: «Числовые и буквенные выражения. Уравнение». Впереди нас ждет много различных заданий по данной теме.

Урок у нас будет необычным. Мы посвятим его одной исторической дате.

  1. Актуализация знаний. Устная работа.

Учитель: А чтобы узнать, какой же дате посвящен наш урок, давайте проведем небольшую устную работу.

  1. Найдите значение выражений:

350 + 650 =

720 + 80 =

720: 72 =


300 : 150 =

  1. Найдите сумму, полученных ответов

Обучающиеся дают ответ : 1000 + 800 + 10 + 2 = 1812

Учитель: Ребята, кто может ответить на вопрос, о чем говорит число 1812?

Обучающиеся дают ответ: В 1812 году император Франции Наполеон вторгся в пределы России. Все народы страны встали на защиту Отчизны. Так началась Отечественная война 1812 года.

Учитель: Правильно, ребята! В 2012 году Россия будет праздновать 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года.

Башкирский народ не остался в стороне. Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа.

  1. Работа по теме урока.

  1. Упрощение выражений

Цель: Систематизировать изученные приемы упрощения выражений с опорой на свойства сложения и вычитания.

Учитель: За проявленный особый героизм в годы войны были награждены орденами Святой Анны и Святого Владимира многие воины. Среди них были башкиры: Ирназар Давлетчурин, полковой командир 1-го полка Ихсан Абубакиров, Аюп Каюпов, Ибрагим Бикчурин, Хусаин Кучербаев, Абдулнасыр Наурузов, полковой командир 14-го полка Абдулла Сурагулов, Аралбай Акчулпанов, есаул Кутлугильде Ишимгулов и другие.

А об этом легендарном военачальнике башкирских войск было сложено много песен и преданий. Этот человек вошел в Париж, играя на серебряном курае, специально отлитым для него на Родине.

- Упростив выражение и заполнив таблицу, вы узнаете имя этого героя.


А 194 - (37 + х) =

М 21 + 14 + х =

Ы 200 - (44 + b) =

К 48 + n - 27 =





Х m - 57 - 23 =


21+n

157 - x

m-80

156-b

35+x








Обучающиеся дают ответ: Кахым – Туря ( в переводе с башкирского языка « начальник, господин»)


C:\Users\User\Desktop\Анжела\урок к 200 летию\рис 1 Кахым- туря.jpeg

Учитель: В художественном музее им. М. В. Нестерова находится акварель А.Орловского "Всадник-башкир". По легенде, художнику позировал прославленный полководец Кахым-туря. Кахым – Туря был первым из башкир, кто окончил Петербургскую военную академию; в 22 года он получил звание полковника. Песня «Кахым-туря» рассказывает о трагической кончине полковника: по дороге домой Кахым Мурзашев был отравлен вельможами русского императора: один царский майор из зависти подлил Кахым-Туре яду в питьё. Существует легенда, что земляки-однополчане после смерти своего военачальника уберегли его верного коня и привели его из похода домой, в аул, а после смерти конь был похоронен с почестями.

  1. Нахождение значений выражений

Цель: Систематизировать изученные приемы упрощения выражений с опорой на свойства сложения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки.

Учитель: Башкиры, мишари и тептяри пожертвовали до 15 августа 1812 г. в пользу армии 500 тыс. рублей. Дворяне губернии внесли 65 тыс. рублей, собранные с крепостных крестьян. Башкирский народ собрал и подарил армии лучших строевых лошадей.

А вот, сколько лошадей подарил башкирский народ, давайте узнаем, выполнив следующее задание.

- Найдите значение выражения, предварительно его упростив:

4821 – ( х + 114) при х = 568

Обучающиеся дают ответ: 4139 строевых лошадей.

  1. Решение уравнений

Цель: Актуализировать знания об уравнениях, полученные в начальных классах; закрепить навыки решения усложненных уравнений.

Учитель: Подвиг башкирских джигитов, их решимость бороться с врагом воспет во многих песнях. Башкирские исторические песни об Отечественной войне 1812 года довольно разнообразны как по содержанию, так и по поэтике. В песнях «Французская», « Рыжий конь» рассказывается о проводах на войну. В песне « Ахмет Баик» изображаются башкирские конники на поле брани.

В этой же песне прославляется дружба башкирского и русского народов.

О какой песне идет речь, вы узнаете, выполнив следующее задание.

- Работа устно и в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.

Решите уравнения и, воспользовавшись данной таблицей, узнайте название песни.


  1. у - 27 = 45 (устно)

  2. 136 + х = 300 (устно)



  1. 760 - у = 690 (устно)

  2. (24 + х) + 37 = 149

  3. (145 + а) - 85 = 105

  4. 243 - (у + 83) = 112

  5. (х + 624) - 276 = 357




144

70

72

88

164

48

19

45

9

К

Б

Л

И

Ю

А

М

З

Р


Обучающиеся дают ответ: « Любизар»


  1. Физкультминутка

Цель: Снять утомление у обучающихся, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. 

  1. Повторение изученного материала.

  1. Составление выражений по задаче

Цель: Закрепить знания, умения и навыки в составлении буквенных выражений по условию задач.

Учитель: Когда началась Отечественная война 1812 г., не только воины, но и весь башкирский народ был охвачен небывалым патриотическим подъемом, что выразилось прежде всего в формировании новых полков, в желании участвовать в освобождении Родины. На войну вместе с мужьями шли даже женщины. Сохранились сведения об участии в Отечественной войне и заграничных походах русской армии жен башкирских воинов.

Сохранились сведения, что эта женщина, была награждена за проявленный героизм боевой медалью. Узнайте имя этой башкирки, а для этого выполните задание.

- Устная работа. Игра « Кто в мешке» (за правильный ответ жетон, который можно обменять на помощь учителя при выполнении самостоятельной работы)

Составьте буквенное выражение по задаче и, воспользовавшись таблицей,

узнайте имя этой героини.

  1. В одном колчане 20 стрел, а во втором на х стрел больше. Сколько стрел во втором колчане?

  2. Сабля стоит х рублей серебром, а мундир на 42 рубля серебром дешевле. Сколько стоит мундир?

  3. В бою башкирские конники взяли в плен 12 офицеров и у солдат-французов. Сколько офицеров и солдат-французов было взято в плен?

  4. Башкирский воин проскакал на коне 8 часов со скоростью х км/час. Какое расстояние преодолел воин на коне?



  1. За суконный кафтан (сэкмен) и шаровары заплатили х рублей. Кафтан стоит 27 рублей. Сколько стоят шаровары?

  2. В отряде 50 строевых лощадей. Среди них х лошадей черной масти, остальные - белой. Сколько в отряде белых лошадей?

  3. Батыры Аюп и Ихсан выпустили в бою 95 стрел. Аюп – х стрел. Сколько стрел выпустил Ихсан?

  4. Отряд воинов-башкир был в пути двое суток. В первые сутки он прошел 20 км, а во вторые – на х км больше. Сколько километров прошел отряд за двое суток?

Ы

А

К

Б

Л

С

И

12 + у

20 + х

95 – х

х - 27

х - 42

50 - х


Обучающиеся дают ответ: имя героини Асылбика.

  1. Решение задач с помощью уравнений

Цель: Закрепить знания, умения и навыки в решении задач способом составления уравнений.

Учитель: Башкиры мастерски стреляли на большое расстояние в цель. Обычно стрела, выпущенная воином, могла пронзить на 30 метров не только человека, но и лошадь. C:\Users\User\Desktop\Анжела\урок к 200 летию\рис 2 г. Шварц.jpg

Существует интересная история со стрелой, пущенной башкирским воином в башню церкви. Произошло это в маленьком немецком городке 14 апреля 1814 года. Принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности башкирского оружия, тогда четыре башкира из отряда русского князя решили показать свое искусство стрельбы из лука. Условились, что будут стрелять по куполу церковной башни. Стрела одного из воинов вонзилась в купол, пробив прочную обшивку, и осталась там на долго. Деревянная стрела позднее была заменена на железную, а настоящая стрела бережно хранится в совете церковного прихода города, где ее могут увидеть посетители. А чтобы узнать о каком городе идет речь, давайте выполним задание.

- Работа над задачей у доски и в тетрадях.

Решите задачу с помощью уравнения. Воспользовавшись таблицей, узнайте название города, в котором произошла эта история.

Задача:

Храбрый воин Байбулат взял в плен 51 француза. Среди них: солдаты, несколько офицеров и 5 генералов. Сколько офицеров взял в плен Байбулат, если солдат-французов было 37?

71

38

153

9

Целле

Люнебург

Вольфбург

Шварц


Обучающиеся дают ответ: г. Шварц


  1. Самостоятельная работа по вариантамC:\Users\User\Desktop\Анжела\урок к 200 летию\рис 3 Северные Амуры.jpg

Цель: Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.

Учитель: Град стрел и воинственность позы: пять стрел во рту, три-четыре в руках наготове заставили "французов" лечь на землю и просить "пардону".

Свершилось - "целый мир увидел, как могуч башкир"!

За мастерское владение луками французы так прозвали воинов-башкир, участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов.


- Упростите выражение и найдите его значение. Затем воспользуйтесь таблицей и узнайте, как прозвали воинов-башкир.

Примечание: в пустую клетку поставьте букву Н.


I вариант

m + 87 + 23

С при m = 39;

Е при m = 196.

III вариант

62 – х + 28

М при х = 55;

У при х = 49

II вариант

59 + n + 141

Ы при n = 64;

А при n = 32.

IV вариант

147 + х - 47

В при х = 87;

149

306

187

306

179

23

264

306


232

35

41

179

264














Р при х = 79.

Обучающиеся дают ответ: « Северные амуры»

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  1. Рефлексия.

Цель: Осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Учитель: Ребята, а сейчас я хотела бы, чтобы вы ответили на вопросы

небольшой анкеты.

1.На уроке я работал: активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я: доволен / не доволен

3.Урок для меня показался: коротким / длинным

понятен / не понятен

интересен / скучен

полезен / бесполезен

4.За урок я: не устал / устал

5.Мое настроение: стало лучше / стало хуже

  1. Подведение итогов

Выставление оценок.

Домашнее задание: 1. Найти значение выражения, предварительно его упростив:

393 ( г)

2. Решить задачу с помощью уравнения:

397 (б)




Разработка урока математики по теме: " Числовые и буквенные выражения. Уравнения." ( 5 класс)
  • Математика
Описание:

Данная разработка урока является приложением к презентации урока математики  по теме: " Числовые и буквенные выражения. Уравнения." ( 5 класс).

Использование этнокультурного материала на любом уроке очень важно и актуально. Спросите, почему? Потому, что  мы живем в большой многонациональной стране. Имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при этом должны уважать традиции и обычаи человека другой национальности и другой веры, быть толерантными.

 

Весь урок построен на использовании этнокультурного материала, посвященного 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

Урок позволяет воспитывать чувство гордости за родной край, чувство патриотизма. Данный урок был опубликован в журнале " Учитель Башкортостана", №7 2012 г.

Автор Мелкова Анжелика Николаевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1263
Номер материала 19585
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы