Главная / Русский язык и литература / разработка урока М.А. Шолохов рассказ«Судьба Человека »

разработка урока М.А. Шолохов рассказ«Судьба Человека »

Дата

Предмет. Русская литература

Группа

Тема урока М.А. Шолохов «Судьба Человека »

Цели урока:

1) Образовательная: знакомство с творчеством М.А. Шолохова. Анализировать и интерпретировать художественный текст, производить сопоставительный анализ произведений близкой тематики, выявить шолоховскую концепцию гражданской войны

2) Развивающая: развивать информационной культуры; формировать умений строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- развивать критического мышления.

3) Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;

Вид урока

Метод урока

Форма урока

Межпредметная связь

Оборудование учебник русской литературы, буклет, слайды, таблицы, портрет писателя


Ход урока


  1. Организационный момент. Взаимоприветствие , проверка готовности к уроку

  2. Проверка домашнего задания

  3. Повторение пройденного материала

  4. Целепологание

Цели нашего урока: знакомство с творчеством А. Шолохова «Судьба человека».

  1. Изложение нового материала

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.

Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека. В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов — главный герой. Второй голос—голос автора, слушателя, случайного собеседника.

Голос Андрея Соколова в рассказе — это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей.

Однажды на работах Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Его высказывание нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья era погибла, а на месте, где стоял родной дом — глубокая яма, поросшая бурьяном. Сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать.

Голос автора помогает нам осмыслить человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос—звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.

Все, что осталось в жизни Соколова — воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.

Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.

Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Соколов убил труса, который готов был предать своего командира.

Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества — эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились. Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.


  1. Закрепление пройденного материала

Составить опорные схемы по рассказу

  1. Рефлексия. Что сегодня на уроке повторили, узнали?

  2. Подведение итого урока Выставление оценок.
























Дата 07. 12.2012 г. Группа 203 А

Тема урока лирика Н.А. Некрасова

Цели урока

Обучающие задачи: Проанализировать  особенности поэзии   Некрасова, её своеобразие и новаторство. Рассмотреть основные темы лирики поэта

Развивающие задачи: Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания..Вырабатывать  умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.

Воспитательные задачи: Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Тип урока: урок структуризации

Формы работы: лекция

Оборудование: учебник русской литературы, буклет, слайды, таблицы, портрет писателя, сборник стихов.


Ход урока:

  1. Оргмомент. Взаимоприветствие , проверка готовности к уроку

Проверка домашнего задания. Характеристика образа Катерины, монолог Катерина «Почему люди не летают »

2.Изложение нового материала Сообщение темы и целей урока

Цели нашего урока: познакомится с лирикой Некрасова и выделить ее особенности

Эпиграфы:

«То сердце не научится любить,
которое устало ненавидеть…»

«Я лиру посвятил народу своему…» 

«Да знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный?»

детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления, связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей счастья - значит ненавидеть всё, что её позорит. Нелёгкую жизнь довелось  прожить  Н. А., труден  был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия.

Своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и её тематикой, идейностью.  Некрасов с раннего детства общался с крестьянскими ребятишками, и поэтому о  детях и для детей написал  много различных произведений. О страданиях детей, маленьких тружениках,  вынужденных работать с утра до ночи в мастерских ремесленников, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». (1866) Это, наверное, единственное стихотворение в поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт спрашивает:

Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
В них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей.

В то время, как «В золотую пору малолетства // Всё живо - счастливо живёт», маленькие рабы, выбиваясь из сил, целыми днями  вертят колёса на фабриках. И нет силы, которая могла бы остановить это  ужасное, бесконечное кружение:

Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит- гудит- гудит!

Безграничной любовью к детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Но поэт напоминает и о том, что многим из них  « рано знакомы труды» (образ мужичка с ноготок, шести лет от роду). Для детей он пишет стих-я «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» и другие. Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт. Именно таким произведением  явилась поэма «Корабейники».(1861) В ней поэт обобщил наблюдения над крестьянской жизнью в канун  проведения реформы. Отдельные части поэмы стали  народными песнями («Коробушка») О печальной истории, поведанной крестьянкой о гибели своего единственного сына, написана поэма «Орина, мать солдатская» О бесправном положении народа рассказывают стих-я «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» . Женская тема - одна из основных в творчестве поэта. О трагическом и бесправном положении русской женщины- крестьянки Н. пишет в одном из лучших произведений 1860-х годов в поэме «Мороз, Красный нос» (1864). В самом начале поэмы - подлинный гимн во славу русской женщины…(«Есть женщины в русских селеньях…»), лирические стих-я, «Русские женщины». На закате своей жизни Н. пишет поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо» 

Таким образом, мы видим, насколько широка и многогранна  была поэзия великого поэта, и в каждом стихотворении перечисленных направлений звучат мотивы огромной любви к родине, боль и гнев, протест против эксплуатации.

Поэт признаётся, что не всегда  спешил  «известности добиться», шёл «тропкой торною» и «добродушно воспевал» «то гром небес, то ярость моря», удивлял «дерзостью мальчишек//  И похвалой гордился их» Ведь было время, когда в годы «печальной, бескорыстной, трудной» юности он «без отвращенья, без боязни» «шёл в тюрьму и к месту казни», «честно ненавидел» и «искренне любил» Но поэт не выдержал жизненных испытаний, не захотел погибнуть безвестным, когда ему было всего двадцать лет:

Лукаво жизнь вперёд давила,
Как моря вольные струи,
И ласково  любовь сулила
Мне блага лучшие свои…

Далеко не сразу понял Поэт, что попрал он «долг священный человека». Раскаянье пришло, когда

Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,

Презренья полного полна
Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех её гранях, которые поэт воссоздал в своём творчестве..

3. Закрепление пройденного материала чтение и анализ

Задание.  Прочитайте стихотворение «Муза» (1852) . Определите, какими эпитетами он охарактеризовал её.

В стихотворениях «Муза», «Блажен незлобивый поэт…», «Замолкни, Муза мести и печали!..» выражена позиция поэта- гражданина, певца народного горя и страданий. Его  Муза «плачущая, скорбящая и болящая», ведущая его «через бездны  тёмные насилия и Зла.

Муза - 1. В греческой мифологии богиня покровительница искусства и наук. 2. (перен. знач.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.

- А как изображает поэт Музу? (Изображение Музы, по- видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего). Наконец, можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка – сама поэзия, обречённая в эпоху Некрасова несколько умалять своё достоинство, на время «притвориться прозою», как  бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».  

Также  в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной», в крови, кнутом иссечённой Музы, плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей…согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой  и нелюбимой».


4.Итог урока

Что сегодня на уроке повторили, узнали?

Домашнее задание чтение выучить наизусть стихотворение по выбору учащегося










Дата 07. 12.2012 г. Группа 203 А

Тема урока Кому жит на Руси хорошо

Цели урока

Обучающие задачи: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во  всей его широте и целостности:

Развивающие задачи: помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства Воспитательные задачи: Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию

Тип урока: комбинированный

Формы работы: лекция

Оборудование: учебник русской литературы, буклет, слайды, таблицы, портрет писателя,

Ход урока:

  1. Оргмомент. Взаимоприветствие , проверка готовности к уроку

Проверка домашнего задания. Стихотворении наизусть

2.Изложение нового материала Сообщение темы и целей урока

Цели нашего урока: познакомится с поэмой Некрасова Кому жить на Руси хорошо         
Замысел поэмы   «Кому на Руси жить хорошо» был продиктован самой жизнью, тем значением, которое приобретал в пореформенную эпоху крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний  европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа: он не был подготовлен к сознательным действиям.Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события  современной  ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.Народная жизнь в поэме изображена  глазами самого народа.
Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». 
Выразительно прочитайте и постарайтесь передать атмосферу широкого народного праздника, заставляющего  почувствовать размах, удаль, силу русского крестьянина.В первой картине обратим внимание на богатство красок : «пестро, красно кругом», «рубахи всех цветов», «платья красные», «косы с лентами»… .

Во второй картине выделим глаголы ,передающие поведение народа на празднике : «шумит», «поёт»…, сравнения  : «не ветры воют буйные, не мать-земля колышется» и т.д.

В третьей картине отметим  художественные  детали ,говорящие о талантливости и душевной силе народа : «…песня хором грянула, согласная, складная и катится она широко, вольно…».)

-Как отнеслись крестьяне к поступку  Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?

Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в никем не сдерживаемое пьянство.В первом эпизоде создаётся, а во втором усиливается представление о том, как ещё много в народе тёмного, неприглядного и безобразного:
Таким образом, все высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить своё положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка пореформенной реформы:
Работа с текстом третьей части. Глава «Последыш».

- Краткий пересказ содержания части.- Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями .Докажите это текстом поэмы. Почему мужики согласились «выдать себя» за крепостных? (Крестьяне наивны, доверчивы. Они не утратили веру в возможность договориться с помещиками В самом решении «помалчивать до смерти старика» много от прежней покорности и приниженности).
- Зачитать эпизоды, где вахлаки безропотно переносят всякий раз моральное унижение.
- О чём говорят данные эпизоды, что хотел отразить в них поэт?

- Вывод. Главное в этой части – общественные отношения между помещиками и крестьянами. Крестьянство многосложно, уровень духовного развития различен. В решении вахлаков сохранить старые порядки Агап Ветров видит проявление мужицкой глупости.
Работа с текстом главы «Крестьянка».

- Рассказать ,как жили корежские крестьяне. Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян, их отношение с помещиками? - Кто такой Савелий?Найдите в тексте портрет Савелия и зачитайте.Как понимает Савелий слово «терпит»? Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает образ былинного богатыря Святогора? (Святогор – один из самых сильных , но и один из самых неподвижных образов богатырского эпоса. Так и народ: и силён, и бессилен одновременно.)
-Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит? ( В словах «Эх вы, Аники- воины! Со стариками. с бабами вам только воевать!» звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу.)
- Как понимать терпение, к которому призывает Савелий Матрёну Тимофеевну? (Терпение как покорность, смирение.)- Вывод. В образе Савелия обнажается сила и бессилие русского русского крестьянства, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая несгибаемая мощь, с другой – незнание, как завоевать себе свободу. Отсюда – ноты отчаяния, неверие в возможность изменить свою судьбу.
«Крестьянка» - единственная часть поэмы, написанная от первого лица. Вывод. Жизненные испытания не сломили Матрёну Тимофеевну, а воспитали способность и стремление отстаивать права и судьбу близких ей людей. Эта женщина не только сильная духом, но и одарённая, талантливая. Рассказ Матрёны Тимофеевны –это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной женщины-матери, которая в пореформенную эпоху осталась такой же угнетённой и бесправной, как и до 1861 года.
3. Закрепление пройденного материала

3. Закрепление пройденного материал а Кто так описывается в поэме?
А) Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И – разные глаза.
Б) Горазд он был балясничать,
Носил рубаху красную,
Поддёвочку суконную, 
Смазные сапоги…
В) Как ни просила вотчина,
От должности уволился,
В аренду взял ту мельницу,
И стал он пуще прежнего
Всему народу люб…

А) Старцем, в одежде монашеской,
Грешник вернулся домой,
Жил под навесом старейшего
Дуба, в трущобе лесной.
Б) Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,

с сигарочкой во рту.
В) Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое

Народного заступника, чахотку и Сибирь.

4.Итог урока

Что сегодня на уроке повторили, узнали?

Домашнее задание характеристика образа Савелия

Дата 07. 12.2012 г. Группа 203 А

Тема урока Образ Гриши Добросклонова         

Цели урока

Обучающие задачи: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во  всей его широте и целостности:

Развивающие задачи: помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства Воспитательные задачи: Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию

Тип урока: урок структуризации

Формы работы: лекция

Оборудование: учебник русской литературы, буклет, слайды, таблицы, портрет писателя,

Ход урока:

  1. Оргмомент. Взаимоприветствие , проверка готовности к уроку

Проверка домашнего задания. Образ Савелия

2.Изложение нового материала Сообщение темы и целей урока

Цели нашего урока: проанализировать образ Гриши Добросклонова         
В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова — человек, способный к самопожертвованию ради других.

Проблемный вопрос урока: Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым? В начале урока можно прослушать сообщения учащихся о выполнении индивидуальных домашних заданий.

Задание 1. Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа (ч. I, гл.2, 3)? (Павлуша Веретенников, занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, он помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирина, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь.)

 Задание 2. Охарактеризуйте холопа примерного Якова Верного. Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест?

Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме? (Холоп примерный Яков Верный способен к открытому протесту против господ и к самопожертвованию, но его протест носит стихийный характер и является лишь эмоциональным откликом на действия барина. Он также не способен кардинально изменить жизнь крестьян.)

Задание 3. Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках». Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа показывает Некрасов на примере Кудеяра? Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе XIX века? (В образе Кудеяра автор показывает человека, решившего пойти по пути праведничества, но этот образ неожиданно наделяется чертами протестанта и мстителя. Такое решение показывает сложное отношение Некрасова к образам праведников, автор оправдывает жестокость Кудеяра его стремлением наказать виновника людских несчастий, что соответствует позициям революционных демократов и народников.) Но ни один из перечисленных героев не способен к последовательной и сознательной борьбе за свободу и счастье народа, потому что для успеха этой борьбы необходимо отказаться от всех житейских радостей и удовольствий, принести на алтарь революционной борьбы даже свою жизнь. Такими идеальными чертами наделяет автор образ Гриши Добросклонова.

3. Закрепление пройденного материала

1. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на: Его прошлое; Характеристику его родителей; Портрет; Его материальное положение; Черты характера, таланты, способности.

2.С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у нет быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?

3. Прочитайте песни Гриши: «Соленая», «Средь мира дольного», «В минуты унынья, о родина-мать… », «Русь». Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?

 4. Каковы жизненные позиции Григория? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.

5. Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?

6. Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?

 Выводы. В поэме Некрасов рисует несколько образов людей, сострадающих угнетенному народу. В образе Павла Веретенникова, собирающего фольклор как воплощение народной мудрости, в аллегорической легенде «О двух великих грешниках», в рассказе «О холопе примерном Якове Верном» автор показывает стихийный протест народа против угнетателей. Но только в образе Гриши Добросклонова он рисует образ последовательного и сознательного борца за свободу, готовящего себя с детства к лишениям и трудностям такого пути. Выходец из бедной семьи, семинарист, Григорий Добросклонов исповедует революционно-демократические взгляды. Он герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения.

Он пишет и поет песни о любви к Родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям — главная идейная позиция героя.

Поэтому автор считает его тем «счастливым», «кому на Руси жить хорошо». В заключительной части урока можно обратить внимание учащихся на особенности языка и стиля поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Стиль — это стройная система элементов текста, которые находятся между собой в единстве, подчиняясь единому художественному закону. Тема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — изображение различных слоев русского народа в пореформенное время. Главная мысль поэмы — отсутствие в народной России счастливых, идеал которых «покой, богатство, честь». По мысли автора, счастлив тот, кто сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции. Для воплощения этой темы и главного смысла поэмы автор находит оригинальные, новаторские способы и приемы: 1.

Жанр поэмы-эпопеи, в которой показаны все слои трудового народа и образы его угнетателей.

2. Сложность композиции поэмы, в основе которой лежит мотив странничества, поисков счастливого.

3. Философское понимание понятия «счастье». Перевод его в область духовно-нравственную, которую автор не разделяет с общественной борьбой.

4. Фольклорное начало в поэме.

Жанр народной сказки, мотивы былинного эпоса, идейно-композиционное значение пословиц, поговорок, загадок, народных примет и поверий. 5. Народно-поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты и поэтические интонации крестьянской речи, диалектизмы, просторечия. Особенности и смысловая роль ритма поэмы. Для подготовки к домашнему сочинению необходимо подтвердить выдвинутые положения текстом, используя следующие

 Вопросы и задания:

4.Итог урока

Что сегодня на уроке повторили, узнали?

Домашнее задание 1. Докажите, что «Кому на Руси жить хорошо» — это поэма-эпопея.

2. Вспомните замысел и историю создания поэмы. Объясните ее композиционную сложность.

3. Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Что можно сказать о художественном методе изображения действительности в поэме?

4. Какова фольклорная основа поэмы? Проиллюстрируйте свои суждения текстом.

 5. Проанализируйте лексику, синтаксические обороты, поэтические интонации народной речи, воплощенные в поэме, ее ритмические особенности. Каковы смысловые функции этих художественных приемов? Ответить на вопросы письменно




Дата 07. 12.2012 г. Группа 203 А

Тема урока Сказки Салтыкова – Щедрина         

Цели урока

Обучающие задачи: раскрыть художественное своеобразие сказок;

Развивающие задачи: уметь выступать с сообщением на тему; определять, что сближает сказки Салтыкова- Щедрина с народными и что разделяет;

Воспитательные задачи: воспитание активности.


Тип урока: комбинированный

Формы работы: лекция, беседа по сказкам

Оборудование: учебник русской литературы, буклет, слайды, таблицы, портрет писателя,

Ход урока:

  1. Оргмомент. Взаимоприветствие , проверка готовности к уроку

Проверка домашнего задания. Образ Савелия

2.Изложение нового материала Сообщение темы и целей урока

Цель нашего урока познакомится с сказками Салтыкова – Щедрина Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.

В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народных интересов. Писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека, умудрённого горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения. Фантастика — форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной действительности конкретным содержанием. И фантастика, и «эзопова речь» служат для реализации поставленной им перед собой задачи. Давайте же убедимся в этом на сегодняшнем уроке-конференции, познакомившись поближе со сказками М.

Хотя «Сказки» включают в свой состав отдельные произведения, книга не является простым сборником, между отдельными сказками устанавливается довольно плотная и разветвлённая художественная взаимосвязь.

Вы прочитали сказку «Дикий помещик». Чему и кого Хотел писатель этой сказкой научить? Помещиков, чтобы не дичали и помнили всегда о крестьянах? Крестьян, чтобы поняли суть Своих помещиков и чтобы умели «не возвращаться на ярмарку» В свой город? Читателей — потенциальных друзей, особенно молодых, чтобы они умели различать под напомаженной физиономией образованного дворянина того же «дикого барина»? Обоснуйте свой ответ. 2 группа. Во многих сказках Салтыков-Щедрин применял приём Переключения повествования из реального плана в фантастический. Как использован этот приём в сказке «Коняга»? Какой идейный смысл заключён в пейзаже из сказки «Коняга»? Обоснуйте свой ответ. 3 группа. Сказка «Вяленая вобла» создана М. Салтыковым- Щедриным в 80-е годы XIX века. Какие социальные и нравственные приметы эпохи сатирик разоблачил в этом отрывке из сказки: «…От рождения она была вобла степенная, не в своё дело носа не совала, за «лишним» не гналась, в эмпиреях не витала и неблагонадёжных компаний удалялась. Ещё где, бывало, заслышит, что пескари об конституциях болтают — сейчас налево кругом и под лопух схоронится. Однако же, и за всем тем, не без страху жила, потому что не ровен час, вдруг… «Мудрёное нынче время,— думала она,— такое мудрёное, что и невинный за виноватого как раз сойдёт! начнут, это, шарить, а ты около где-нибудь спряталась: — ан и около пошарят! Где была? по какому случаю? каким манером? — господи, спаси и помилуй!» Стало быть, можете себе представить, как она была рада, когда её изловили и все мысли и чувства у ней выхолостили!..» Как использовал сатирик эзопов язык в этом отрывке? 4 группа. Прочтите стихотворение а. Прокофьева. С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря? Какой, по-вашему, нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь»? ПРЕМУДРЫЙ КАРАСИК Плывёшь, премудрый мой карасик? Плыви, коль плыть тебе дано. В подготовительном ты классе Сидишь, дружок, давным-давно. Который год? Чуть-чуть не классик, А всё сидишь, как на мели. Плыви, плави, злодей-карасик, Чуть плавниками шевели! Опять лениво заметался, И что ты там не говори, Опять воды ты наглотался, Везде пускаешь пузыри. Потом лежишь в унылом тлене, По-прежнему угрюм и зол, И вдруг узнал я, что от лени ты на кроссворды перешёл. Прошу тебя, карасик милый, ты не суди и не судачь, Опять прудок твой запрудило, а ты не плачь, а ты не плачь! И протолкни скорей беседу, И если хочешь, повтори — О встрече с бабкой или дедом, Чтоб веселились пескари! К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки Щедрина «Премудрый пескарь» и стихотворения Прокофьева «Премудрый карасик»? 3. презентация результатов творческих работ представителями групп (Учащиеся остальных групп дополняют, корректируют ответы отвечающего.) IV.

3. Закрепление пройденного материала

1. обобщающая беседа (прием «Микрофон») В чём заключается значение сатиры М. Салтыкова-Щедрина: во имя каких идей действовал писатель, обличая пороки современного ему общества и отдельных людей? Как ирония, сарказм, сатирическое заострение образов в сказках М. Салтыкова-Щедрина способствуют утверждению в нашей жизни положительных нравственно-политических идеалов? Какие именно идеалы формируют сказки М. Салтыкова-Щедрина у современного читателя?

2. Заключительное слово учителя — В качестве заключения на нашем уроке пусть будет задан нами вопрос самому сатирику: «Михаил Евграфович, нет больше в русском лесу былого богатыря, нет той силы, которая висела над его обитателями.

Что же тогда есть?» Один известный философ так сказал о современности: «…господствующим психологическим типом стал человек равнодушный…

Совершенно безнравственный, с полностью потерянным понятием об общественном благе или гражданском долге. “Человек равнодушный” не задаёт вопросов, не лезет не в своё дело, поддаётся лёгкому внушению и ещё более лёгкому управлению и ничем особенным не интересуется, рад своей “пайке”, дающей возможность выжить. тем и счастлив». Попробуйте с ним поспорить.

4.Итог урока

Что сегодня на уроке повторили, узнали?

Домашнее задание подготовить характеристику героев сказок


























Дата 07. 12.2012 г. Группа 203 А

Тема урока Сказки Салтыкова – Щедрина         

Цели урока

Обучающие задачи: раскрыть художественное своеобразие сказок;

Развивающие задачи: уметь выступать с сообщением на тему; определять, что сближает сказки Салтыкова- Щедрина с народными и что разделяет;

Воспитательные задачи: воспитание активности.


Тип урока: комбинированный

Формы работы: лекция, беседа по сказкам

Оборудование: учебник русской литературы, буклет, слайды, таблицы, портрет писателя,

Ход урока:

  1. Оргмомент. Взаимоприветствие , проверка готовности к уроку

Проверка домашнего задания. Образ Савелия

2.Изложение нового материала Сообщение темы и целей урока

Цель нашего урока познакомится с сказками Салтыкова – Щедрина Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.

В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народных интересов. Писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека, умудрённого горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения. Фантастика — форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной действительности конкретным содержанием. И фантастика, и «эзопова речь» служат для реализации поставленной им перед собой задачи. Давайте же убедимся в этом на сегодняшнем уроке-конференции, познакомившись поближе со сказками М.

Хотя «Сказки» включают в свой состав отдельные произведения, книга не является простым сборником, между отдельными сказками устанавливается довольно плотная и разветвлённая художественная взаимосвязь.

Вы прочитали сказку «Дикий помещик». Чему и кого Хотел писатель этой сказкой научить? Помещиков, чтобы не дичали и помнили всегда о крестьянах? Крестьян, чтобы поняли суть Своих помещиков и чтобы умели «не возвращаться на ярмарку» В свой город? Читателей — потенциальных друзей, особенно молодых, чтобы они умели различать под напомаженной физиономией образованного дворянина того же «дикого барина»? Обоснуйте свой ответ. 2 группа. Во многих сказках Салтыков-Щедрин применял приём Переключения повествования из реального плана в фантастический. Как использован этот приём в сказке «Коняга»? Какой идейный смысл заключён в пейзаже из сказки «Коняга»? Обоснуйте свой ответ. 3 группа. Сказка «Вяленая вобла» создана М. Салтыковым- Щедриным в 80-е годы XIX века. Какие социальные и нравственные приметы эпохи сатирик разоблачил в этом отрывке из сказки: «…От рождения она была вобла степенная, не в своё дело носа не совала, за «лишним» не гналась, в эмпиреях не витала и неблагонадёжных компаний удалялась. Ещё где, бывало, заслышит, что пескари об конституциях болтают — сейчас налево кругом и под лопух схоронится. Однако же, и за всем тем, не без страху жила, потому что не ровен час, вдруг… «Мудрёное нынче время,— думала она,— такое мудрёное, что и невинный за виноватого как раз сойдёт! начнут, это, шарить, а ты около где-нибудь спряталась: — ан и около пошарят! Где была? по какому случаю? каким манером? — господи, спаси и помилуй!» Стало быть, можете себе представить, как она была рада, когда её изловили и все мысли и чувства у ней выхолостили!..» Как использовал сатирик эзопов язык в этом отрывке? 4 группа. Прочтите стихотворение а. Прокофьева. С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря? Какой, по-вашему, нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь»? ПРЕМУДРЫЙ КАРАСИК Плывёшь, премудрый мой карасик? Плыви, коль плыть тебе дано. В подготовительном ты классе Сидишь, дружок, давным-давно. Который год? Чуть-чуть не классик, А всё сидишь, как на мели. Плыви, плави, злодей-карасик, Чуть плавниками шевели! Опять лениво заметался, И что ты там не говори, Опять воды ты наглотался, Везде пускаешь пузыри. Потом лежишь в унылом тлене, По-прежнему угрюм и зол, И вдруг узнал я, что от лени ты на кроссворды перешёл. Прошу тебя, карасик милый, ты не суди и не судачь, Опять прудок твой запрудило, а ты не плачь, а ты не плачь! И протолкни скорей беседу, И если хочешь, повтори — О встрече с бабкой или дедом, Чтоб веселились пескари! К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки Щедрина «Премудрый пескарь» и стихотворения Прокофьева «Премудрый карасик»? 3. презентация результатов творческих работ представителями групп (Учащиеся остальных групп дополняют, корректируют ответы отвечающего.) IV.

3. Закрепление пройденного материала

1. обобщающая беседа (прием «Микрофон») В чём заключается значение сатиры М. Салтыкова-Щедрина: во имя каких идей действовал писатель, обличая пороки современного ему общества и отдельных людей? Как ирония, сарказм, сатирическое заострение образов в сказках М. Салтыкова-Щедрина способствуют утверждению в нашей жизни положительных нравственно-политических идеалов? Какие именно идеалы формируют сказки М. Салтыкова-Щедрина у современного читателя?

2. Заключительное слово учителя — В качестве заключения на нашем уроке пусть будет задан нами вопрос самому сатирику: «Михаил Евграфович, нет больше в русском лесу былого богатыря, нет той силы, которая висела над его обитателями.

Что же тогда есть?» Один известный философ так сказал о современности: «…господствующим психологическим типом стал человек равнодушный…

Совершенно безнравственный, с полностью потерянным понятием об общественном благе или гражданском долге. “Человек равнодушный” не задаёт вопросов, не лезет не в своё дело, поддаётся лёгкому внушению и ещё более лёгкому управлению и ничем особенным не интересуется, рад своей “пайке”, дающей возможность выжить. тем и счастлив». Попробуйте с ним поспорить.

4.Итог урока

Что сегодня на уроке повторили, узнали?

Домашнее задание подготовить характеристику героев сказок
























Дата 20 12.2012 г. Группа 101 ХО

Дата 17. 12.2012 г. Группа 102 ХК


Тема урока морфологический разбор числительного

Цели урока

Обучающие задачи: раскрыть художественное своеобразие сказок;

Развивающие задачи: уметь выступать с сообщением на тему; определять, что сближает сказки Салтыкова- Щедрина с народными и что разделяет;

Воспитательные задачи: воспитание активности.


Тип урока: комбинированный

Формы работы: лекция,

Оборудование: учебник русского языка

Ход урока:

  1. Оргмомент. Взаимоприветствие , проверка готовности к уроку

Проверка домашнего задания. Образ Савелия

2.Изложение нового материала Сообщение темы и целей урока

Цель нашего урока научится делать морфологический разбор числительного

3. Закрепление пройденного материала

4.Итог урока

Что сегодня на уроке повторили, узнали?

Домашнее задание подготовить характеристику героев сказок





Цели: повторить полученные сведения о числительных, об их синтаксической роли; ознакомить учащихся с морфологическим разбором имени числительного; закрепить правильное употребление числительных в косвенных падежах в устной и письменной речи; на примере содержания художественного текста прививать Внимание и ответственность при работе с числительными.

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию

Зачитать хронологическую таблицу, правильно произнося числи

Тельные.

II. Актуализация опорных знаний

Синтаксическая пятиминутка

Задание

Разобрать синтаксически предложение, охарактеризовать числительные.

В 1914 году в 76 библиотеках было только около 50 миллионов томов интереснейших книг.

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

Знакомство с морфологическим разбором числительного. морфологический разбор слов: библиотеках, интереснейших, 76, 50 миллионов.

V. Повторение и закрепление материала

1. Игра «поделюсь знанием» (по принципу «змейки»)

Задание

Каждый ученик говорит одно предложение, касающееся нового, что он узнал о числительном. Следующие дополняют сведения.

2. объяснительный диктант

Повторение оформления диалога.

Задание 1

Написать, объяснить встречающиеся орфограммы. Четвертая планета принадлежала деловому человеку. При появлении маленького Принца он не приподнял головы.

Добрый день! — сказал ему гость.

Три да два — пять, семь да четыре — одиннадцать. Уф! Итого пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот девяносто один. За пятьдесят четыре года мне мешали на этой планете только три раза. Двадцать два года назад ко мне залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал ошибки в сложении.

(А. де Сент-Экзюпери)

Задание 2

Сделать разбор 3 числительных: 1 — порядкового, 2 — количественных.

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

По учебнику повторить теорию по теме «Имя числительное». Выполнить 2—3 упражнения из раздела «Готовимся к тематической аттестации».

VIII. «на закуску» распределительный диктант

Задание

В два столбика записать числительные и существительные.

Пятерка, пять, один, три, двойка, пятачок, тройня, двое, девятка, одиннадцать, пятый, тройник, пятьдесят, пятидесятилетие, тридцать пять, троиться.

Какое слово не попало никуда? Почему? (Троиться — глагол)

Урок __

Тема урока. Т. А. 4. Языковая Тема урока. Аудирование Цели: проверить уровень знаний и умений учащихся по теме «Имя числительное»; проверить умение восприятия и понимания текста на слух; развивать логическое мышление; прививать интерес к окружающему миру, истории.

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока

II. языковая тема тест

1. Имя числительное — это часть речи, обозначающая...:

А) число;

Б) число, количество предметов;

В) число, количество предметов, порядок их при счете.

2. Укажите имена числительные.

А) Двойка, два, двадцать два;

Б) третий, три, трое; /

В) четыре пятых, четверка, четыре.

3. Числительные делятся на...:

А) количественные и качественные;

Б) количественные и порядковые; /

В) определительные и качественные.

4. Укажите, в каких числительных пишется ь в середине.

А) 50, 760; /

Б) 15, 55;

В) 20, 980.

5. Укажите сложное числительное.

А) 22;

Б) 11;/

В) 10.

6. Укажите, какие числительные имеют только две падежные формы.

А) Сорок, пятьдесят, полтора;

Б) девяносто, сто, полтораста;

В) полтораста, восемнадцать, сто.

7. В составных порядковых числительных...:

А) склоняется только последнее слово;

Б) склоняются все слова;

В) ни одно слово не склоняется.

8. Собирательные числительные сочетаются...:

А) со всеми существительными;

Б) с существительными, употребляющимися только во множественном числе;

В) с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных. /

9. В каком словосочетании допущена ошибка?

А) Готовимся к 1 сентябрю; /

Б) встретимся после двенадцати часов;

В) из лесу выехало двое саней.

10. Слитно пишется...:

А) (три)пятых;

Б) (трех)сотый; /

В) (тридцать)пять.

11. В каком словосочетании допущена ошибка?

А) Семнадцать целых шесть десятых километров; /

Б) имела тринадцать станций;

В) двадцать второе августа.

12. В каком предложении числительное является подлежащим?

А) Мы отремонтировали 13 кабинетов в школе;

Б) Семеро одного не ждут; /

В) Я проиграл 45 рублей.

III. Аудирование

КАК БЫЛ ПРИДУМАН КАЛЕНДАРЬ

Когда человек начал выращивать хлеб и убирать урожай, было отмечено, что время посева ежегодно приходило в одно и то же время. Люди начали считать, сколько времени проходит между посевами. Это была первая попытка человека определить число дней в году!

Древние египтяне первыми определили продолжительность года с высокой точностью. Они знали, что лучшим временем для посевов было время ежегодных разливов Нила. Жрецы заметили, что между разливами проходит 12 полнолуний. Отсчитав 12 «месяцев», можно было определить начало нового разлива.

Но это было недостаточно точно. Жрецы также отметили, что ежегодно, примерно одновременно с началом разлива, перед восходом солнца на небосклоне появлялась яркая звезда. Пересчитали дни между этими событиями — оказалось 365 дней. Это было 6 000 лет назад, а до этого никто не знал, что в году 365 дней. Египтяне разделили год на 12 месяцев по 30 дней, в конце года добавляли 5 дополнительных дней. Таким образом появился первый календарь.

Со временем в календарях за основу взяли не новолуния (лунный календарь), а число дней, — 365,25 — необходимых Земле для полного оборота вокруг Солнца (солнечный календарь). Лишние четверть суток стали все больше и больше мешать. Наконец, Юлий Цезарь решил все это исправить. Он приказал считать 46 год до н. э. состоящим из 445 дней, чтобы «подогнать» подсчеты, а каждый последующий год должен был состоять из 365 дней, за исключением каждого четвертого года. Этот четвертый год — високосный — будет состоять из 366 дней с учетом четверти суток трех предыдущих лет.

Но со временем обнаружили, что религиозные праздники (Пасха и другие) не совпадали по дням в каждом последующем году. Прибавлялось слишком много «лишних» дней. В1582 году Папа Григорий XIII издал указ, согласно которому 1582 год уменьшался на 10 дней. Для более точного летоисчисления в будущем високосный год, приходящийся на последний год столетия, будет лишь в том году, который делится на 400. Поэтому 1700, 1800 и 1900 годы не были високосными годами, а 2000 был.

Эта система носит название григорианского календаря и используется по всему миру ежедневно, хотя многие религии для определенных целей используют свои календари!

(350 слов) (Из энциклопедии «Все обо всем»)

1. Как люди впервые пытались определить число дней в году?

А) Следили за луной;

Б) считали, сколько времени проходит между посевами;

В) записывали на дощечках числа.

2. Кто первым определил продолжительность года с высокой точностью?

А) Греки;

Б) украинцы;

В) египтяне.

3. При составлении календаря они опирались на разливы реки...:

А) Нила;

Б) Конго;

В) Амазонки.

4. Сколько лет тому назад было определено, сколько дней в году?

А) 6 000;

Б) 3 000;

В) 2 000.

5. Какой календарь лег в основу современного?

А) Лунный;

Б) солнечный;

В) звездный.

6. Какой ближайший год был високосным?

А) 2000;

Б) 2004;

В) 2006.





разработка урока М.А. Шолохов рассказ«Судьба Человека »
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока:

1) Образовательная: знакомство с творчеством М.А. Шолохова. Анализировать и интерпретировать художественный текст, производить сопоставительный анализ произведений близкой тематики, выявить шолоховскую концепцию гражданской войны

2) Развивающая: развивать информационной культуры; формировать умений строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- развивать критического мышления.

3) Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;

Автор Атчебарова Зульфия Тауфиковна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1462
Номер материала 12176
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓