Автор: Ильина Валентина Викторовна
Образовательное учреждение: МБОУ Рождественская СОШ
Предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: «В.А.Жуковский. Детство и начало
литературного творчества. Жанр баллады. Баллада «Кубок»
Тип урока: урок изучения нового материала
Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе Power Point
Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации
презентации, учебники, выставка книг Жуковского, стенды «Жизнь В.А.Жуковского»,
«Жуковский – переводчик», презентация
Время реализации занятия: 45 минут
Цели урока:
1. Познакомить с
началом жизненной и творческой биографии В.А.Жуковского, его переводными
балладами
2. Развивать
представление о балладе. Об особенностях данного жанра
3. Воспитывать
стремление жить в гармонии с природой и самим собой
Задачи:
Образовательные
1) обучить постановке цели занятия,
организации процесса ее достижения;
2) обучить организации анализа,
самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
3) сформировать способность
определять тему, основную мысль произведения;
4) обучить самостоятельному и
коллективному поиску ответа на поставленную проблему
Развивающие
1) развивать коммуникативную
компетенцию;
2) развивать аналитические и
творческие способности;
3) развивать мыслительную деятельность.
Воспитательные
1) показать богатство русской
литературы;
2) прививать уважение к литературе;
3) воспитывать культуру
поведения в обществе, уважение к чужому мнению.
Методы работы
- проблемно-эвристические;
- частично-поисковые;
- объяснительно-иллюстративные.
Приемы работы: рассказ, беседа, сравнение,
анализ, обобщение, систематизация материала
Формы работы: самостоятельная, групповая,
коллективная
Структура урока
Этапы урока
|
Время
|
I. Приветствие, активизация внимания
|
1 мин.
|
II Целеполагание
|
1 мин.
|
III. Изучение
нового (заочная экскурсия – реализация домашнего задания, словарно –
лексическая работа по тексту баллады, чтение баллады)
|
20 мин.
|
IV Проверка первичного восприятия текста баллады
|
3 мин.
|
V. Анализ произведения
В творческой лаборатории поэта.
|
15 мин.
|
VI. Обобщение.
|
2 мин.
|
VI. Домашнее
задание.
|
1 мин.
|
VI I. Рефлексия.
|
1 мин.
|
Ход урока
Его стихов пленительная
сладость
Пройдет веков задумчивую даль…
А.С.Пушкин
1.
Оргмомент
Сообщение темы урока:
–Ребята, сегодня у нас необычный
урок. Мы с вами будем работать в литературной гостиной. Здесь существует
золотое правило: выскажи свое мнение, свое впечатление, поделись новым с
одноклассниками, стремись узнать что-то новое.
Наш план работы:
1. Заочная экскурсия «Жизнь и
творчество В.А.Жуковского»,
2. В Творческой лаборатории
В.А.Жуковского.
- Вас устраивает данный план?
II
Целеполагание:
-Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны
выполнить на уроке согласно его плану? (выслушивает мнение учащихся и обобщает
их ответ)
III. Изучение нового Жизнь и творчество
в.А.Жуковского
1.–Прочитайте эпиграф к уроку. Как оценивал творчество
Жуковского его ученик А.С.Пушкин?
Проблемный вопрос: « Каким человеком и поэтом был
Жуковский?»
(звучат разные предположения учащихся)
-Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо…? Что?
(познакомиться с биографией поэта, с его произведениями)
2. Заочная экскурсия «Жизнь и творчество
В.А.Жуковского» (Презентация, стенды) – реализация домашнего задания:
подготовленные ученики проводят экскурсию (стенды, компьютер)
А) «Детские годы Жуковского» (слайды 3-5)
Б) «Годы учебы»(слайды 6-8)
В) «Служба при царском дворе» (слайды 9-10)
Г) «Жуковский – переводчик» (слайды 11-14)
К -1. Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783г. в с.
Мишенском Белевского уезда. Отец поэта – Афанасий Иванович Бунин, тульский
помещик. Мать-пленная турчанка Сальха, которую в 1770 году, в возрасте
шестнадцати лет, привезли из-под турецкой крепости Бендеры в «подарок»
А.И.Бунину. При крещении Сальху назвали Елизаветой Дементьевной. Ребёнок был
усыновлён, по желанию Бунина, жившим в его доме бедным дворянином Андреем
Григорьевичем Жуковским. Таким образом, будущий поэт получил дворянство и избежал
уготованной столь многим побочным помещичьим детям участи крепостного.
Мать поэта, ставшая домоправительницей Бунина, легко овладела
русской грамотой. Она была умна и обаятельна, но сохранившиеся письма к ней
мальчика-Жуковского не свидетельствуют об особой душевной близости, положение
не изменилось и после смерти отца. С ребенком обходились ласково, но он
чувствовал необычность своего положения и страдал от этого.
К-2. Учился Жуковский с начала в частном пансионе Роде, затем в
Тульском народном училище. Первые его стихотворения (не дошедшие до нас ) были
написаны в возрасте 6-7 лет. В 1797г. мальчика увезли из Тулы и поместили в
Московский университетский благородный пансион. Пансион возглавлял
А.А.Прокопович - Антонский, писатель и педагог. Воспитанникам внушались идеи
нравственного самосовершенствования, гражданского долга и политического
благомыслия.
К-3. С 1800 по 1802год Жуковский служит в Московской соляной канторе,
но служба тяготит его, так как отвлекает от любимых занятий. Когда разразилась
война 1812 г, поэт , как и все в округе , был охвачен патриотическим порывом и,
после обнародования в июле манифеста о составлении военных сил, решил
записаться в ополчение. В августе Жуковский поступил в московское ополчение в
чине поручика . В день
Бородинской битвы 26 августа он находился в резерве , позади главной
армии , а затем был отрекомендован Кутузову для дежурства при ставке
главнокомандующего армиями.
В 1817 году ему предложили стать учителем русского языка
принцессы Шарлоты – Александры Федоровны , жены великого князя Николая
Павловича (будущего Николая 1).
Эта должность уже не была столь формальной , как прежняя
(чтец при императрице Марии Федоровне). В переломный для России 1826
год, когда после разгрома декабристов началось долгое царствование Николая 1,
Жуковский получил предложение организовать и возглавить обучение наследника
престола , будущего Александра 2 .
К-4. Жуковский глубоко воспринял идеалы морального
самосовершенствования и личной добродетели.
Первой серьезной пробой сил Жуковского был перевод элегии английского
поэта-сентименталиста Т.Грея «Сельское кладбище» (1802). Одобренная Карамзиным,
элегия Жуковского печатается в лучшем русском журнале того времени –«Вестнике
Европы».
Жуковский рано приобретает широкую по тому времени популярность
и литературный авторитет. Его элегии, песни, баллады составляют золотой фонд
тогдашних журналов. Они поражали новизной содержания
и формой. В европейских литературах второй половины 18- начало 19
века огромное распространение приобретает жанр баллады ,восходящий
народнопоэтической традиции. У Жуковского этот жанр становился одним из
основных .
Образцом для Жуковского были баллады Бюргера, Уланда.
В русской литературе – «Раиса» Карамзина. Именно в балладах в
наибольшей степени выразились романтические устремления Жуковского.
Почти тридцать девять баллад Жуковского - переводы.
Жуковского справедливо называют гением перевода.
Жуковский переводит Уланда, Шеллинга и других, более «мистических»
поэтов . Жуковский испытывает сильное влияние Гете и Шиллера ; под их
воздействием создает оригинальные стихи, а также замечательные переводы « Песни
Миньоны» ( под названием «Мина») , « Утро пришло …» (« Взошла заря…») Гете , «Горной
песни» Шиллера («Горная дорога») и др
Венцом деятельности Жуковского как переводчика древних эпосов
является перевод «Одиссеи» (1842- 1849).
После «Одиссеи» Жуковский успел еще перевести две песни «Илиады» Много
занимается переводами - из Гёте, Шиллера, Байрона, В.Скотта, я - нам
родная". В октябре 1818 года поэт был принят в члены Российской Академии
наук.
3.Беседа:
- Какие личные качества Жуковского вам запомнились?
Понравились?
- Каким же человеком и поэтом был Жуковский?
4. А) История создания баллады «Кубок» - рассказ
учителя.
Проблемный вопрос: «Что такое баллада?»
Поиск ответа (обращаемся к учебнику, стр. 72)
- Докажите, что «Кубок» - это баллада.
Б) Словарная работа по тексту баллады ( реализация
д/з: слова выписаны на доску или на слайде)
Рыцарь -, латник -, кубок- , паж -, епанча -, чрев -,
В) Чтение баллады учениками (реализация д/з)
IV Проверка первичного восприятия текста баллады
-Определите тему баллады.
-Назовите главных героев баллады.
-Почему рыцарь и латник не приняли вызова царя?
- Зачем, почему царь объявляет этот конкурс?
V. Анализ произведения
В творческой лаборатории поэта.
1) Самостоятельная работа – исследование в группах.
Вариант 1: Устное словесное рисование (Карточка)
-Каким мы видим пажа в балладе?
-Какие слова подчеркивают возраст пажа?
- Каким мы его себе представляем?
Вариант 2: (карточка)
-Прочитайте описание пучины, в которую царь бросил
кубок. Найдите изобразительно – выразительные средства языка, при помощи
которых Жуковский рисует эту пучину.
Вариант 3:
-Прочитайте рассказ пажа о морской бездне. Какие
чувства вызывает у вас эта картина?
2) Реализация задания.
VI. Обобщение.
Беседа.
-Что помогло юноше спастись?
-Как зрители относятся к его чудесному возвращению?
-Каково отношение автора к героям во второй части
баллады?
-Кого поэт осуждает? Кого жалеет и за что?
-Заполните таблицу:
|
Паж
|
Царь
|
Качества характера/ причины поступка
|
Жажда подвига, смелость, правдивость
|
Желание быть богатым, тщеславие, жестокость
|
-Как вы понимаете слова:
…смертный пред Богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной…?
-В чем же заключается идея баллады «Кубок» Жуковского?
-Как вы понимаете название баллады? (кубок славы, но
не кубок тщеславия, корысти)
-Как проявляются благородство, рыцарство, жестокость
героев?
-Как автор относится к героям, кого осуждает, кого
жалеет? Как вы это определили?
-По каким приметам догадались?
VI. Домашнее задание. Выразительное чтение
баллады (по частям), иллюстрирование
VII.Рефлексия
- Что для себя вы смогли взять с урока?
-Что осталось в вашем сердце?
-Чему научились на уроке?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.