Главная / Русский язык и литература / Разработка урока литературы в 11 классе "ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ декабрьскому СОЧИНЕНИЮ"

Разработка урока литературы в 11 классе "ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ декабрьскому СОЧИНЕНИЮ"

hello_html_72e5eec3.gifhello_html_55bf0bbe.gifhello_html_49f594d4.gifhello_html_m203f99fb.gif





«Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова).

«Вопросы, заданные человечеству войной».

«Человек и природа».

«Спор поколений: вместе и врозь».

«Чем люди живы»

  1. «Этапы работы над итоговым сочинением»

(10 минут)

Шаг I. Выбор темы.

1. Задать себе вопросы:

Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)

На каком материале можно раскрыть данные темы?

Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?

2. Выбрать одну из предложенных тем.

При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы.

Тема выбрана! Что делать дальше?

1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.

2. Нахожу ответы на составные вопросы:

ЧТО (О ЧЁМ) писать?

КАК писать?

1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план.

1. Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение)


2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию.

2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации


3. Обдумываю композицию и форму сочинения

3. Пишу заключение

3. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:

высказывание своего взгляда на проблему;

вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

обоснование причин обращения к этой теме;

эмоционально ввод в тему сочинения;

использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;

проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

оформление вступления в виде риторических вопросов


4. Обдумать заключение. Это может быть так:

обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.


  1. Определить композицию будущего сочинения


композиционные части

содержание

Возможные пути раскрытия содержания (на выбор учащегося)

1. Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности)

- ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

- обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;

- разъяснение основных понятий темы;

- изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.

2. Основная часть

Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение

- использование индукции: от конкретного к обобщению;

- использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению.

3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Выводы (обобщение)

- изложение основной мысли в виде итоговых выводов;

- указание на изменчивость проблемы



Шаг 3. Тактика работы над сочинением

1. Пишу сочинение на черновике.

2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное количество - 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается).

3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы:

Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта)

Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта)

Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?

Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?

Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Это критерий 3)

Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4)

Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)



  1. Коллективная работа в группах

(обсуждение предложенного блока сочинений)

(15 минут)



Блок 1

1. Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2. Забытые уроки «грозовых» 40-х годов

3. Роль природы в жизни человека

4. Это страшное слово «одиночество»… (Одиночестве в семье)

5. Милосердие в современном мире

Блок 2

1. Тема патриотизма в творчестве М.Ю.Лермонтова

2. Война и детские судьбы…

3. Истоки безответственного отношения человека к природе.

4. Роль семьи в жизни ребенка.

5. «Закон, живущий в нас, называется совестью». (И.Кант)

Блок 3

1. Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2. Влияние войны на судьбу человека

3. Философское звучание пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

4. «Мысль семейная» в художественной литературе.

5. Тема счастья в художественной литературе.

Блок 4

1. Изображение каких явлений человеческой натуры наблюдается в творчестве М.Ю.Лермонтова?

2. В чём проявляется бесчеловечная сущность войны?

3. Какую роль играет природа в художественных произведениях?

4. «Все семьи счастливы одинаково» и «каждая семья несчастна по-своему» (Л.Н.Толстой)

5. Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?

Блок 5

1. Тема «лишнего человека» в произведениях М.Ю.Лермонтова

2. Героизм и предательство в годы войны.

3. Благодарная природа и неблагодарный человек.

4. Тема предательства в семье.

5. «Честь дороже жизни» (Ф.Шиллер)

Блок 6

1. Отражение человеческих характеров в творчестве М.Ю.Лермонтова

2. Бесчеловечная сущность войны.

3. Природа – лекарь человеческой души.

4. «У добрых супругов – две души, но одна воля». (М.де Сервантес)

5. Высокомерие – это, в сущности, та же гордыня, во всеуслышание заявляющая о своём присутствии. (Франсуа Ларошфуко, французский писатель-моралист)


3. Индивидуальная работа над разработкой одного из направлений предложенного блока

  1. минут)

Тема: Почему война является страшнейшим преступлением против человечества?


Тезис (мой ответ на поставленный в ТЕМЕ вопрос)

ЭТО я буду доказывать аргументами

Аргументы

Заключение

Высказывания (для вступления):

Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире (Л.Н.Толстой)

Если мы не покончим с войной, война покончит с нами (Х. Г. Уэллс)

Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями.

Тезис: Война является страшнейшим преступлением против всего человечества. Одних она убивает, калечит судьбы других, нравственно ломает третьих…

Отечественная литература

1. Ч.Айтматов «Материнское поле».

2. В.Некрасов “В окопах Сталинграда”.

3. В.Быков. «Обелиск» «Сотников»

4. Б.Васильев. «А зори здесь тихие»

5. М.А. Шолохов «Судьба человека»

Зарубежная литература

1. Алесь Адамович. «Хатынская повесть», «Я из огненной деревни»

женское лицо».

2. Э. М.Ремарк. «Время жить и время умирать»

4. Э.Хемингуэй. «Прощай, оружие»

5. Д.Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме»

Увы, люди стали забывать, что несёт война человечеству. Мы, живущие в мирное время, забываем о том, что война несет за собой смерть, ужас, сломанные судьбы, что война не щадит никого. Мы обязаны помнить страшные уроки войны, должны защитить страну от неофашизма, чтобы не вздрагивала от взрывов земля, чтобы не теряли матери сыновей, чтобы не плакали жены, потерявшие мужей, чтобы не было детей-сирот…


4.Подведение итогов работы

(10 минут)


Разработка урока литературы в 11 классе "ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ декабрьскому СОЧИНЕНИЮ"
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка урока литературы в 11 классе "ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ декабрьскому СОЧИНЕНИЮ"

«Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова).

«Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа», «Спор поколений: вместе и врозь»,«Чем люди живы».

Урок разработан по современной бригадно-индивидуальной технологии (работа в бригаде ("четверке"), в паре, индивидуальная работа.

Представлены этапы работы над сочинением, пошаговая инструкция начиная с выбора темы и до заключения.

Даются рекомендации композиции будущего сочинения с учетом критериев оценивания, опубликованных на ФИПИ.

Предлагается 6 тематических блоков на выбор. Предлагается схема индивидуальной работы над одним из направлений предложенного блока.

 

 

Автор Панкова Оксана Игоревна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2516
Номер материала 34020
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓