Главная / Начальные классы / Разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень».

Разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень».

Разработка урока.


Тема:

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень».


Тип урока: открытие нового знания.

Цель: познакомить учащихся с творчеством Бориса Пастернака, учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения.

Задачи:

Образовательная: продолжить знакомство со стихотворением как жанром, познакомить детей со стихотворением «Золотая осень», объяснить понятие новых слов, формирование навыка чтения и его качеств: беглости, сознательности, правильности, выразительности, формирование умения анализировать текст.

Развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Развитие поля чтения, умения слушать музыкальные произведения и соотносить их содержание с поэтическими сочинениями.

Воспитательная: воспитание интереса к литературным произведениям, патриотизма, совершенствовать культуру младшего школьника.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, экран,CD-проигрыватель с USB-входом, школьные словарики литературных терминов, технологическая карта урока, рисунки учеников на тему «Золотая осень», «Родная речь» учебник для 4 класса нач.шк. Сост. Климанова Л. Ф. и др.









Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку под руководством учителя.


2. Введение в тему урока.

 На дом было задано нарисовать на альбомном листе картину «Золотая осень». Представьте ваши работы, на доске организуем выставку ваших работ. А вернемся мы к ней чуть-чуть попозже.  А сейчас мы переходим к теме нашего урока. Но вы сами ее назовете, когда послушаете песню (слайд №2) – Н.Носков «Свеча горела».

- О чем она? Что вы почувствовали? - Понравилась вам эта песня? Слова к ней написаны великим русским поэтом. А фамилию его вы узнаете, когда декодируете этот шифр. Зачеркните все повторяющиеся буквы.

-Прочитайте это слово.

-Давайте сформулируем тему нашего урока и поставим цели.

Ученики вывешивают свои работы на доску.








Ученики слушают песню.


Отвечают на вопросы.




Дети разгадывают шифровку и называют фамилию поэта, называют тему урока и цели.







Аудиозапись,слайд №3





слайд №4

3. Работа  по теме урока.

1) Работа в группах по тексту биографии поэта.

2) Проверка работы учащихся.



Слово учителя:







3) Словарно-лексическая работа в парах.






















4) Знакомство с произведением.












5) Чтение стихотворения по желанию учащимися.

 Сейчас, ребята, вы будете работать в группах. Текст у всех одинаковый, а вопросы у каждой группы свои (их вы видите на слайде). Каждая группа отвечает на свой вопрос.



-Выделите делегата от своей группы, который у доски прочитает получившийся текст.



- Жизнь Бориса Пастернака была очень интересной, насыщенной, более подробно о ней вы узнаете в старших классах. Его творчество было не менее интересным. В русской поэзии он занимал особое место. И сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением «Золотая осень». А начнем мы наше знакомство со словарно -    лексической работы. - Сейчас вы будете работать в парах. Откройте учебник на стр. 114. В тексте произведения вы видите слова красного цвета. Что с ними нужно сделать? -Прочитайте значение слов (чертог, флигель, каталог). Запишите их в словарики. Чертог - большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец. Флигель- вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы… Каталог - В общем случае, это некий список информации об объектах,составленный с целью облегчения  поиска этих объектов по какому-то признаку

- А сейчас я вам включаю аудиозапись стихотворения «Золотая осень», а чтобы вы прочувствовали это замечательное произведение как можно глубже, слушайте внимательно и смотрите на картину на слайде. Чтение стихотворения Бориса Пастернака «Золотая осень» на записи. -Что вы чувствовали, слушая его?

-Что вам понравилось?

-А давайте посмотрим на ваши работы. - Можно их использовать в качестве иллюстраций к данному произведению?



- Посмотрите перед вами картина «Осенняя песня» художника Виктора Борисова-Мусатова. -Какие ощущения вызывает у вас эта картина? Мы сейчас докажем, что эта картина может стать иллюстрацией к стихотворению Бориса Пастернака. -Кто желает прочитать произведение вслух и вложить в него все те чувства, которые вы сейчас чувствуете?

Вывод: подходит картина к стиху?

Дети по группам отвечают на вопрос и готовят рассказ о поэте.


1 человек от группы читает у доски текст и получается биография поэта.



















Дети открывают учебники и находят слова.





-Найти в словаре и объяснить их значение.

-Дети выполняют задание.



Ученики читают слова на слайде, находят их значение в словарях и записывают в словарики.



















Дети слушают и отвечают на вопросы.


Дети подходят и смотрят выставку рисунков на доске.








Ответы учеников.






-Дети читают, смотрят на картину и находят сходство.


-Да.

слайд №7








слайд №8,9
































слайд №10
































слайд №11
















слайд №11








4.Физкульминутка.

- Ребята, я думаю, вы немного устали и предлагаю сделать физкультминутку, но сегодня она пройдет не совсем обычно. Раз уж мы окунулись в мир искусства, предлагаю вам встать и немного потанцевать, давайте представим, что мы с вами осенние листочки, и кружимся, кружимся. Это звучит музыка ещё одного замечательного композитора Антонио Вивальди «Времена года. Осень».

Дети танцуют под музыку.

слайд №12

  1. Работа над текстом.

































А)фронтальная работа.






































Б) слово учителя.









  1. Закрепление нового знания.



-Давайте вспомним, какие литературные приемы используют поэты в своих произведениях и для чего они это делают.

Эпитет- Одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности.

Олицетворение - Наделение неживых предметов качествами, чувствами, поступками живых предметов, человека.

Метафора- Скрытое сравнение.

Сравнение - Сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку.

 - Находим в стихотворении все литературные приемы.

«…сказочный чертог…» – метафора.

«…дорог, заглядевшихся в озера…» - олицетворение.

«Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин…» - метафора.

«Липы обруч золотой…» - метафора и эпитет.

Как венец на новобрачной…» - сравнение.

«Лик березы…» олицетворение

Подвенечной и прозрачной» - метафора.

«В желтых кленах флигеля,Словно в золоченых рамах» - сравнение.  «И зари вишневый клей Застывает в виде сгустка…» - метафора. «Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья…» - метафора.

«Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа» - метафора. - В изображении природы с особой силой проявился стихийно-игровой дар Б.Пастернака, тяготеющего к моментальной и бурной смене впечатлений, сплетению разнокачественных образов и ассоциаций.

-Ребята, прочитайте тихонечко друг другу в парах стих.

-А теперь прочитайте его вслух всему классу с такой интонацией, какую вы почувствовали за время работы.

-Дети называют (эпитеты, олицетворение, метафора).

























Ученики объясняют значение используемых средств.















































-Дети читают в парах друг другу.





-Дети читают классу.

слайд №13

7. Рефлексия.

-Что вам понравилось на уроке?

-Изменилось ли ваше настроение?

-Спасибо вам за работу, вы все хорошо работали, а оценки поставьте себе сами в карту урока.

Я надеюсь, что наш сегодняшний урок помог вам окунуться в мир высокой поэзии и искусства, творчество Бориса Пастернака оставило след в вашей душе и вам захочется почитать его произведения.

Ответы детей.




Дети оценивают себя сами.


слайд №15

Домашнее задание:

-Подготовить выразительное чтение стихотворения Бориса Пастернака «Золотая осень», по желанию выучить.


Ученики записывают д/з в дневники.

слайд №16


Список литературы.

  1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2-х частях. Часть 1. Москва. «Просвещение». 2012г.

  2. Учебник «Родная речь», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, 2012г.

  3. Поурочные разработки, И.В.Персидская, Волгоград, 2011 г .

  4. Профессиональная педагогическая библиотека. Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. Москва .«Народное образование». 1998.

  5. Информационные  и  коммуникационные  технологии  в  образовании.  И.В.Роберт,  С.В.  Панюкова,  А.А.  Кузнецов,  А.Ю.  Кравцова;  под  ред.  И.В.  Роберт.  –  М.:  Дрофа,  2008  –  312с.

  6. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. Москва, Педагогика, 1989.

  7. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

  8. http://school15.krasnoturinsk.ru/

  9. http://www.zavuch.info/

  10. http://pedsovet.org/

Приложение.

Технологическая карта урока.

  1. Ф. и. учащегося___________________________________________


в

п

у

ш

к

у

д

ы

а

д

с

к

д

в

у

ы

в

т

е

ы

р

ы

ш

н

в

а

в

к

у

ш

у

ш

в

у

к



Ответ:________________________



  1. Задания для работы в группах.

Задание для 1 группы: Расскажите о месте рождения и учебы Б.Пастернака.

Задание для 2 группы: Расскажите о семье Б.Пастернака.

Задание для 3 группы: Расскажите о друзьях и увлечениях семьи Пастернак.

Биография поэта.

Борис Леонидович Пастернак русский поэт, писатель, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии.

Он родился 10 февраля 1890 года в Москве.

Борис окончил гимназию с золотой медалью. После ряда колебаний отказался от карьеры музыканта и композитора. В 1908 г. Поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета. В1912 году изучал философию в Марбургском университете, в Германии.

Будущий поэт родился в творческой семье. Отец Леонид Осипович Пастернак – художник, академик Петербургской Академии художеств. Мать Розалия Исидоровна Пастернак – пианистка. У Бориса был брат Александр и сёстры Жозефина и Лидия.

Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками И.И.Левитаном, М.В.Нестеровым, В.Д.Поленовым, С. Ивановым, в доме бывали музыканты и писатели. В 13 лет, под влиянием композитора А.Н.Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался шесть лет и даже сохранились его музыкальные сочинения. 30 мая 1960 года после тяжелой болезни Б.Л.Пастернак скончался и был похоронен на Переделкинском кладбище.


  1. Словарно – лексическая работа в парах.

Чертог- ________________________________________________________________________________________________________________________________


Флигель- ________________________________________________________________________________________________________________________________


Катало'г- ________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Знакомство с произведением (работа по картине).



hello_html_m6dbeeb63.png

5.Рефлексия.

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- Чем вам понравились стихи Б.Пастернака?

- Изменилось ваше настроение по отношению к началу урока?


Домашнее задание:

-выразительно читать стихотворение Б.Пастернака «Золотая осень».

-учить по желанию.



Самооценка:________








Памятка раздается детям после того, как они назвали литературные приемы.


Памятка. Литературные приемы.


-Эпитет - Одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности.

-Олицетворение - Наделение неживых предметов качествами, чувствами, поступками живых предметов, человека.

-Сравнение - Сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку.

- Метафора - Скрытое сравнение.














Разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень».
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: познакомить учащихся с творчеством Бориса Пастернака, учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения

Задачи:

Образовательная: продолжить знакомство со стихотворением как жанром, познакомить детей со стихотворением «Золотая осень», объяснить понятие новых слов, формирование навыка чтения и его качеств: беглости, сознательности, правильности, выразительности, формирование умения анализировать текст.

Развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Развитие поля чтения, умения слушать музыкальные произведения и соотносить их содержание с поэтическими сочинениями.

 

Воспитательная: воспитание интереса к литературным произведениям, патриотизма, совершенствовать культуру младшего школьника.

Автор Смирнова Валентина Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1076
Номер материала 32659
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓