Разработка урока.
Тема:
Настроение, выраженное в
стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: познакомить учащихся с творчеством Бориса Пастернака,
учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения.
Задачи:
Образовательная: продолжить знакомство со стихотворением как жанром,
познакомить детей со стихотворением «Золотая осень», объяснить понятие новых
слов, формирование навыка чтения и его качеств: беглости, сознательности,
правильности, выразительности, формирование умения анализировать
текст.
Развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, воображения,
речи. Развитие поля чтения, умения слушать музыкальные произведения и
соотносить их содержание с поэтическими
сочинениями.
Воспитательная: воспитание интереса к литературным произведениям,
патриотизма, совершенствовать культуру младшего школьника.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, экран,CD-проигрыватель
с USB-входом,
школьные словарики литературных терминов, технологическая карта урока, рисунки
учеников на тему «Золотая осень», «Родная речь» учебник для 4 класса нач.шк.
Сост. Климанова Л. Ф. и др.
Ход урока:
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Оборудование
|
1. Организационный момент.
Подготовка
учащихся к работе.
|
Учитель приветствует учащихся.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
|
Учащиеся проверяют свою
готовность к уроку под руководством учителя.
|
|
2.
Введение в тему урока.
|
На дом
было задано нарисовать на альбомном листе картину «Золотая осень». Представьте
ваши работы, на доске организуем выставку ваших работ. А вернемся мы к ней
чуть-чуть попозже.
А сейчас мы переходим к теме нашего урока. Но вы сами ее
назовете, когда послушаете песню (слайд №2) – Н.Носков «Свеча горела».
- О чем она? Что вы
почувствовали? - Понравилась вам эта песня? Слова к
ней написаны великим русским поэтом. А фамилию его вы узнаете, когда
декодируете этот шифр. Зачеркните все повторяющиеся буквы.
-Прочитайте это слово.
-Давайте сформулируем тему
нашего урока и поставим цели.
|
Ученики
вывешивают свои работы на доску.
Ученики слушают песню.
Отвечают на вопросы.
Дети разгадывают шифровку и называют фамилию поэта, называют
тему урока и цели.
|
Аудиозапись,слайд №3
слайд №4
|
3. Работа по
теме урока.
1) Работа в группах по тексту биографии поэта.
2) Проверка работы учащихся.
Слово учителя:
3)
Словарно-лексическая работа в парах.
4) Знакомство с
произведением.
5)
Чтение стихотворения по желанию учащимися.
|
Сейчас,
ребята, вы будете работать в группах. Текст у всех одинаковый, а вопросы у
каждой группы свои (их вы видите на слайде). Каждая группа отвечает на свой
вопрос.
-Выделите
делегата от своей группы, который у доски прочитает получившийся текст.
- Жизнь
Бориса Пастернака была очень интересной, насыщенной, более подробно о ней вы
узнаете в старших классах. Его творчество было не менее интересным. В русской
поэзии он занимал особое место. И
сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением «Золотая
осень». А
начнем мы наше знакомство со словарно - лексической работы. - Сейчас вы
будете работать в парах. Откройте учебник на стр. 114. В тексте произведения
вы видите слова красного цвета. Что с ними нужно сделать?
-Прочитайте значение слов (чертог, флигель, каталог). Запишите их в
словарики. Чертог - большое, пышное, великолепно
убранное помещение, великолепное здание, дворец. Флигель-
вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная
постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы… Каталог - В общем случае, это некий список
информации об объектах,составленный с целью облегчения поиска этих объектов по какому-то
признаку
- А
сейчас я вам включаю аудиозапись стихотворения «Золотая осень», а чтобы вы
прочувствовали это замечательное произведение как можно глубже, слушайте
внимательно и смотрите на картину на слайде. Чтение стихотворения
Бориса Пастернака «Золотая осень» на
записи. -Что
вы чувствовали, слушая его?
-Что
вам понравилось?
-А
давайте посмотрим на ваши работы. - Можно их
использовать в качестве иллюстраций к данному произведению?
-
Посмотрите перед вами картина «Осенняя песня» художника Виктора
Борисова-Мусатова. -Какие ощущения вызывает у вас эта
картина? Мы сейчас докажем, что эта картина может стать иллюстрацией к
стихотворению Бориса Пастернака. -Кто желает
прочитать произведение вслух и вложить в него все те чувства, которые вы
сейчас чувствуете?
Вывод: подходит картина к стиху?
|
Дети по
группам отвечают на вопрос и готовят рассказ о поэте.
1 человек от группы читает у
доски текст и получается биография поэта.
Дети открывают учебники и
находят слова.
-Найти в словаре и объяснить их
значение.
-Дети выполняют задание.
Ученики читают слова на слайде,
находят их значение в словарях и записывают в словарики.
Дети слушают и отвечают на
вопросы.
Дети подходят и смотрят
выставку рисунков на доске.
Ответы учеников.
-Дети читают, смотрят на
картину и находят сходство.
-Да.
|
слайд №7
слайд №8,9
слайд №10
слайд №11
слайд №11
|
4.Физкульминутка.
|
- Ребята, я думаю, вы немного устали и предлагаю сделать
физкультминутку, но сегодня она пройдет не совсем обычно. Раз уж мы окунулись
в мир искусства, предлагаю вам встать и немного потанцевать, давайте
представим, что мы с вами осенние листочки, и кружимся, кружимся. Это звучит
музыка ещё одного замечательного композитора Антонио Вивальди «Времена года.
Осень».
|
Дети танцуют под музыку.
|
слайд №12
|
1.
Работа над текстом.
А)фронтальная работа.
Б) слово
учителя.
2. Закрепление
нового знания.
|
-Давайте
вспомним, какие литературные приемы используют поэты в своих произведениях и
для чего они это делают.
Эпитет-
Одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое
к названию предмета для большей образности.
Олицетворение
- Наделение неживых предметов качествами, чувствами, поступками
живых предметов, человека.
Метафора-
Скрытое сравнение.
Сравнение
- Сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим
предметом по общему им обоим признаку.
-
Находим в стихотворении все литературные приемы.
«…сказочный
чертог…» – метафора.
«…дорог,
заглядевшихся в озера…» - олицетворение.
«Залы,
залы, залы, залы
Вязов,
ясеней, осин…» - метафора.
«Липы
обруч золотой…» - метафора и эпитет.
Как
венец на новобрачной…» - сравнение.
«Лик
березы…» олицетворение
Подвенечной
и прозрачной» - метафора.
«В
желтых кленах флигеля,Словно в золоченых рамах» -
сравнение. «И зари вишневый
клей Застывает в виде сгустка…» - метафора. «Осень.
Древний уголок
Старых
книг, одежд, оружья…» - метафора.
«Где
сокровищ каталог
Перелистывает
стужа» - метафора. - В изображении природы с особой силой проявился
стихийно-игровой дар Б.Пастернака, тяготеющего к моментальной и бурной смене
впечатлений, сплетению разнокачественных образов и ассоциаций.
-Ребята, прочитайте тихонечко друг другу в парах стих.
-А теперь прочитайте его вслух всему классу с такой
интонацией, какую вы почувствовали за время работы.
|
-Дети называют (эпитеты,
олицетворение, метафора).
Ученики
объясняют значение используемых средств.
-Дети читают в парах друг
другу.
-Дети читают классу.
|
слайд №13
|
7. Рефлексия.
|
-Что вам понравилось на уроке?
-Изменилось ли ваше настроение?
-Спасибо вам за работу, вы все хорошо работали, а оценки
поставьте себе сами в карту урока.
Я надеюсь, что наш сегодняшний урок помог вам окунуться в мир
высокой поэзии и искусства, творчество Бориса Пастернака оставило след в
вашей душе и вам захочется почитать его
произведения.
|
Ответы детей.
Дети оценивают себя сами.
|
слайд №15
|
Домашнее
задание:
|
-Подготовить выразительное чтение стихотворения Бориса
Пастернака «Золотая осень», по желанию выучить.
|
Ученики записывают д/з в дневники.
|
слайд №16
|
Список литературы.
1. Концепция и
программы для начальных классов «Школа России» в 2-х частях. Часть 1. Москва.
«Просвещение». 2012г.
2. Учебник «Родная
речь», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, 2012г.
3. Поурочные
разработки, И.В.Персидская, Волгоград, 2011 г .
4. Профессиональная
педагогическая библиотека. Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии.
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской
Федерации в качестве учебного пособия для педагогических вузов и институтов
повышения квалификации. Москва .«Народное образование». 1998.
5.
Информационные и
коммуникационные технологии в образовании.
И.В.Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов,
А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт.
– М.: Дрофа, 2008 – 312с.
6.
Пейперт С. Переворот в
сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. Москва, Педагогика, 1989.
7.
Харламов
И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
8.
http://school15.krasnoturinsk.ru/
9.
http://www.zavuch.info/
10. http://pedsovet.org/
Приложение.
Технологическая
карта урока.
1.
Ф. и. учащегося___________________________________________
в
|
п
|
у
|
ш
|
к
|
у
|
д
|
ы
|
а
|
д
|
с
|
к
|
д
|
в
|
у
|
ы
|
в
|
т
|
е
|
ы
|
р
|
ы
|
ш
|
н
|
в
|
а
|
в
|
к
|
у
|
ш
|
у
|
ш
|
в
|
у
|
к
|
Ответ:________________________
2.
Задания
для работы в группах.
Задание для 1 группы:
Расскажите о месте рождения и учебы Б.Пастернака.
Задание для 2 группы:
Расскажите о семье Б.Пастернака.
Задание для 3 группы:
Расскажите о друзьях и увлечениях семьи Пастернак.
Биография поэта.
Борис
Леонидович Пастернак – русский
поэт, писатель, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века, лауреат
Нобелевской премии.
Он
родился 10 февраля 1890 года в Москве.
Борис
окончил гимназию с золотой медалью. После ряда колебаний отказался от карьеры
музыканта и композитора. В 1908 г. Поступил на юридическое отделение
историко-филологического факультета Московского университета. В1912 году изучал
философию в Марбургском университете, в Германии.
Будущий
поэт родился в творческой семье. Отец Леонид Осипович Пастернак – художник,
академик Петербургской Академии художеств. Мать Розалия Исидоровна Пастернак –
пианистка. У Бориса был брат Александр и сёстры Жозефина и Лидия.
Семья
Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками И.И.Левитаном, М.В.Нестеровым,
В.Д.Поленовым, С. Ивановым, в доме бывали музыканты и писатели. В 13 лет, под
влиянием композитора А.Н.Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался
шесть лет и даже сохранились его музыкальные сочинения. 30 мая 1960 года после
тяжелой болезни Б.Л.Пастернак скончался и был похоронен на Переделкинском
кладбище.
3.
Словарно
– лексическая работа в парах.
Чертог-
________________________________________________________________________________________________________________________________
Флигель-
________________________________________________________________________________________________________________________________
Катало'г-
________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Знакомство
с произведением (работа по картине).
5.Рефлексия.
- Что вам особенно
понравилось на уроке?
- Чем вам понравились стихи
Б.Пастернака?
- Изменилось ваше настроение
по отношению к началу урока?
Домашнее задание:
-выразительно читать
стихотворение Б.Пастернака «Золотая осень».
-учить по желанию.
Самооценка:________
Памятка
раздается детям после того, как они назвали литературные приемы.
Памятка.
Литературные приемы.
|
-Эпитет - Одно из
изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию
предмета для большей образности.
-Олицетворение - Наделение
неживых предметов качествами, чувствами, поступками живых предметов,
человека.
-Сравнение - Сопоставление
изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим
признаку.
- Метафора - Скрытое
сравнение.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.