Главная / Начальные классы / Разработка урока литературного чтения по теме "Л.Пантелеев "Честное слово"(3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме "Л.Пантелеев "Честное слово"(3 класс)

Предмет: Литературное чтение.

Класс:3.

Тема урока: «Л.Пантелеев «Честное слово»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- определять жанр произведения.

Чтение

- предполагать содержание по заглавию;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи

- создавать письменный текст (отзыв о мальчике).


2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник

- Рабочая тетрадь №2

- Приложение 1

Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Работа с текстом до чтения (10 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

- Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

- Откройте учебники на стр.

- По заглавию, вы можете определить, произведение какого жанра мы будем читать?

- А почему вы решили, что это рассказ?











- Рассмотрите иллюстрацию. Кто является героем данного рассказа?



- По заглавию и иллюстрации мы можем сказать, о чём будем читать в этом рассказе?







2. Постановка цели

- Прочитайте название рассказа.

- Какой вопрос вы хотите задать автору?



Что это за слово такое честное, честь?

- Как вы сами думаете?

Записывает мнения учащихся на доске.

1)Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

2) Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).

3) Почёт, уважение (честь по труду).

На доску выписываю слова: доброта, лживость, честность, честь, доброе имя.



- Посмотрите, мы пришли к одному мнению?

- Какую цель ставим?










- Мы будем читать рассказ.



- Нет рифмы, текст небольшой по объёму, герои – не сказочные персонажи, а люди, судя по иллюстрации.





Высказывают своё мнение.





Высказывают своё мнение.











- «Честное слово».

-Почему автор назвал рассказ «Честное слово»?



Высказывают своё мнение.















- Нет.

-Ответить на вопрос: Почему автор назвал рассказ «Честное слово»?









Определять жанр произведения.

Называть признаки сказки.















Предполагать содержание по заглавию.






















Проводить доказательство (Познавательные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).



С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).



Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).

Работа с текстом во время чтения (10 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение).























2. Обобщающая беседа

Попробуем разобраться, почему же автор назвал свой рассказ «Честное слово».















- Какие чувства у вас вызвал мальчик?

- Объясните, почему.

- Почему мальчик не ушел с поста?

- Найдите в тексте слова, которые говорят о смелости мальчика.


Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

























Высказывают своё мнение.

















Называют свои чувства и объясняют.

Отвечают на вопросы.

Читают слова, подтверждающие смелость героя.

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.



























Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Находить в тексте материал для характеристики героя.


Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).























Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).









Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Работа с текстом после чтения (15 мин)

1. Концептуальная беседа

- Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор?

- Выберите из пословицу ту, в которой заключена главная мысль рассказа.

Пословицы напечатаны на листах формата А 4.

Слезами горю не поможешь.

Не давши слова, крепись, а давши – держись!

У страха глаза велики.







2. Составление характеристики героя

- Предлагаю вам поработать в паре и составить характеристику героев, используя план:

1. Где встретил автор мальчика?

2. Почему мальчик не ушел с поста?

3. Как автор относится к герою?

4. Как ты относишься к герою?

Организует проверку.

3. Творческое задание.

-Дома запишите в рабочей тетради отзыв. Каким вы представляете мальчика? (с.68 упр.4)






Высказывают своё мнение










Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3 мин.


По одному представителю от каждой пары зачитывает (или дополняет) характеристику героев.










Формулировать главную мысль.













Находить в тексте материал для характеристики героя.













Создавать письменный текст (рассуждение).










Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).







Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).



С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Рефлексия (10 мин)

- Какое произведение сегодня читали?

- Кто автор этого произведения?

- Смогли ли вы получить ответ на вопрос: Почему автор так назвал это произведение?


Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что …

Меня удивило ….

Мне захотелось ….


- « Честное слово»

- Леонид Пантелеев

- Высказывают своё мнение





На листочках самостоятельно выполняют работу 2-3 мин. Желающие 2-3 человека озвучивают записи.



Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).











ПРИЛОЖЕНИЕ

Леонид Пантелеев «Честное слово»

Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живет, и кто его мама и папа. В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке. А на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.

Как-то летом я зашел в садик, - я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся и не заметил, как наступил вечер.

Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я захлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.

Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.

Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. (От чьего имени идет повествование? Где происходили действия?) Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.

Я свернул на боковую дорожку – там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах, какая-то будка или сторожка. А около её стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.(Что мы узнали о мальчике?)

Я подошел и окликнул его:

-Эй, что с тобой, мальчик?

Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голову, посмотрел на меня и сказал:

-Ничего.

-Как это ничего? Тебя кто обидел?

-Никто.

-Что же ты плачешь?

Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.

-Давай пошли,- сказал я ему.- Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.

И хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:

-Не могу.

-Что не можешь?

-Идти не могу?

-Как? Почему? Что с тобой?

-Ничего,- сказал мальчик.

-Ты что – нездоров?

-Нет, - сказал он, - здоров.

-Так почему ж ты идти не можешь?

-я – часовой, - сказал он.

-Как часовой? Какой часовой? ( Кто такой часовой?)

-Ну, что вы – не понимаете? Мы играем.

- Да с кем ты играешь?

Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:

-Не знаю.

Тут я, признаться, подумал, что наверное, мальчик все-таки болен и что голова у него не в порядке.

-Послушай, - сказал я ему.- Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь - с кем?

-Да, - сказал мальчик. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик…он маршал был…он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад – в этой будке. А ты будешь часовой…Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».

-Ну?

-Ну, я и сказал: «Честное слово – не уйду».

-Ну и что?

-Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.

-Так, - улыбнулся я. – А давно они тебя сюда поставили?

-Еще светло было.

-Так где же они?

Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:

-Я думаю,- они ушли.

-Как ушли?

-Забыли.

-Так чего ж ты тогда стоишь?

-Я честное слово сказал.

Яуже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы не случилось – хоть лопни. А игра это или не игра – все равно.

-Вот так история получилась! – сказал я ему – Что же ты будешь делать?

-Не знаю, - сказал мальчик и опять заплакал.( Почему мальчик плакал? В какую ситуацию он попал? Как к этому отнесся рассказчик?)

Мне очень хотелось ему как–нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул и взяли с него честное слово, а сами убежали домой.Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек? Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.

А человек на часах стоит. В темноте. Голодный небось.

-Ты, наверное, есть хочешь? – спросил я у него.

-Да, - сказал он, - хочу.

-Ну, вот что, - сказал я, подумав. – Ты беги домой, поужинай, а я за тебя постою тут.

-Да, - сказал мальчик. – А это можно разве?

-Почему же нельзя?

-Вы же не военный.

Я почесал затылок и сказал:

-Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник…

И тут мне в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем же дело? Надо , значит, идти искать военного. Я ничего не сказал мальчику, только сказал : «Подожди минутку», - а сам, не теряя времени, побежал к выходу…( Какая мысль пришла в голову рассказчику? Что произойдет дальше?)

Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.

Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки – ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.

Я уже хотел несолоно хлебавши (ни с чем) возвращаться в сад, как вдруг увидел – за углом, на трамвайной остановке – защитную командирскую фуражку с синим околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту».Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу – к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон. Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:

-Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор! Почему только военный мог снять мальчика с караула?

Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:

-В чем дело?

-Видите ли, в чем дело, - сказал я. – Тут в саду, около каменной будки, на часах стоит мальчик…Он не может уйти, он дал честное слово… Он очень маленький…Он плачет…

Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.

-При чем же тут я? – сказал он.

Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.

Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:

-Идемте. Идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали? Как вы думаете, почему майор согласился помочь?

Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.

В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять – но на этот раз очень тихо – плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:

-Ну, вот, я привел начальника.

Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

-Товарищ караульный, - сказал командир. - Какое вы носите звание?

-Я – сержант, - сказал мальчик.

-Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:

-А у вас какое звание? Я не вижу сколько у вас звездочек…

-Я – майор, - сказал командир.

И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:

-Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост. Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?

И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.

И мальчик весело и с облегчением засмеялся. Что значит «весело и с облегчением засмеялся»?

Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.

Майор протянул мальчику руку.

-Молодец, товарищ сержант, - сказал он.

- Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.

Мальчик что-то пробормотал и сказал: «До свидания!» Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

Майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к остановке.

Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.

-Может тебя проводить?- спросил я у него.

-Нет, я близко живу. Я не боюсь, - сказал мальчик.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.

А когда он вырастет…Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.

И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.






















Разработка урока литературного чтения по теме "Л.Пантелеев "Честное слово"(3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 

Урок чтения построен в технологии продуктивного чтения. В целях урока точно и конкретно указан планируемый результат (воспринимать на слух художественное произведение, определять его жанр, вести диалог с автором по ходу чтения, оценивать поступки героя, высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному).

 

Создается учебная ситуация (проблема): что такое честь (дети высказывают свое мнение).Ситуацию создала с помощью вопроса и на доску  выписала ключевые слова.

 

Логика обнаружения незнания привела к обнаружению цели урока: почему же автор назвал рассказ «Честное слово».Проблемный диалог помог обнаружить цель урока.

 

Для самостоятельной работы предусмотрено творческое задание, нужно написать ответ на вопрос «Каким вы представляете себе мальчика» в рабочей тетради на печатной основе, который дети будут выполнять дома, опираясь на текст и работу в классе.

Подобранный учебный материал (высказывания мнений с полнотой и точностью, прогнозирование по заглавию, вопросы автору, извлечение информации из текста, пословицы)  адекватен для формирования данных УУД и способностей

Автор Овчарова Эльмира Маликовна
Дата добавления 15.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2468
Номер материала 58082
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓