Предмет: Литературное чтение.
Класс:3.
Тема урока: «Л.Пантелеев
«Честное слово»
Тип урока:
знакомство с новым произведением.
Цель: Достижение
образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В.
Бунеевой и О.В. Чиндиловой.
Задачи:
1. Совершенствовать предметные умения:
Аудирование
(слушание)
- воспринимать на слух художественное произведение в
исполнении учителя;
- определять жанр произведения.
Чтение
- предполагать содержание по заглавию;
- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть
прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по
тексту;
- формулировать главную мысль;
- находить в тексте материал для характеристики героя.
Культура
речевого общения
- высказывать и аргументировать своё отношение к
прочитанному;
Культура
письменной речи
- создавать письменный текст (отзыв о мальчике).
2. Формировать УУД:
- прогнозировать; осуществлять оценку
результатов деятельности (Регулятивные УУД);
- формулировать познавательную цель;
проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно
строить речевое высказывание (Познавательные УУД);
- задавать вопросы; с полнотой и точностью
выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
- оценивать поступки героев (Личностные
УУД).
Оборудование:
- учебник
-
Рабочая тетрадь №2
- Приложение 1
Ход урока.
Этапы урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Планируемые
результаты (предметные)
|
Планируемые
результаты (личностные и метапредметные)
|
Работа с
текстом до чтения (10 мин)
|
1.
Антиципация (прогнозирование содержания)
-
Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Пантелеева
«Честное слово»
-
Откройте учебники на стр.
-
По заглавию, вы можете определить, произведение какого жанра мы будем читать?
-
А почему вы решили, что это рассказ?
-
Рассмотрите иллюстрацию. Кто является героем данного рассказа?
-
По заглавию и иллюстрации мы можем сказать, о чём будем читать в этом
рассказе?
2.
Постановка цели
-
Прочитайте название рассказа.
-
Какой вопрос вы хотите задать автору?
Что
это за слово такое честное, честь?
-
Как вы сами думаете?
Записывает
мнения учащихся на доске.
1)Достойные
уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие
принципы.
2)
Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь
смолоду).
3)
Почёт, уважение (честь по труду).
На
доску выписываю слова: доброта, лживость, честность, честь, доброе имя.
-
Посмотрите, мы пришли к одному мнению?
-
Какую цель ставим?
|
- Мы будем читать рассказ.
- Нет рифмы, текст
небольшой по объёму, герои – не сказочные персонажи, а люди, судя по
иллюстрации.
Высказывают своё мнение.
Высказывают своё мнение.
- «Честное слово».
-Почему автор назвал рассказ
«Честное слово»?
Высказывают своё мнение.
- Нет.
-Ответить на вопрос: Почему автор
назвал рассказ «Честное слово»?
|
Определять
жанр произведения.
Называть
признаки сказки.
Предполагать
содержание по заглавию.
|
Проводить доказательство (Познавательные
УУД).
С полнотой и точностью выражать
свои мысли (Коммуникативные УУД).
Прогнозировать (Регулятивные
УУД).
С полнотой и точностью выражать
свои мысли (Коммуникативные УУД).
Формулировать познавательную цель
(Познавательные УУД).
|
Работа с
текстом во время чтения (10 мин)
|
1. Чтение текста
с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.
Организует работу с текстом
(Приложение).
2. Обобщающая
беседа
Попробуем разобраться, почему же
автор назвал свой рассказ «Честное слово».
- Какие чувства у вас вызвал
мальчик?
- Объясните, почему.
- Почему мальчик не ушел с поста?
- Найдите в тексте слова, которые
говорят о смелости мальчика.
|
Слушают текст, следят по ходу
чтения, вступают в «диалог с автором».
Высказывают своё мнение.
Называют свои чувства и
объясняют.
Отвечают на вопросы.
Читают слова, подтверждающие
смелость героя.
|
Воспринимать
на слух художественное произведение в исполнении учителя.
Вести
диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские
вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.
Высказывать
и аргументировать своё отношение к прочитанному.
Находить в тексте материал для
характеристики героя.
|
Задавать вопросы (Коммуникативные
УУД).
Прогнозировать (Регулятивные
УУД).
Извлекать необходимую информацию Познавательные
УУД).
Оценивать поступки героев (Личностные
УУД).
С полнотой и точностью выражать
свои мысли (Коммуникативные УУД).
|
Работа с
текстом после чтения (15 мин)
|
1. Концептуальная беседа
- Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор?
- Выберите из пословицу ту, в которой заключена
главная мысль рассказа.
Пословицы напечатаны на листах формата А 4.
Слезами горю не поможешь.
Не давши слова, крепись, а давши
– держись!
У страха глаза велики.
2. Составление
характеристики героя
- Предлагаю вам поработать в паре и составить
характеристику героев, используя план:
1. Где встретил автор мальчика?
2. Почему мальчик не ушел с поста?
3. Как автор относится к герою?
4. Как ты относишься к герою?
Организует проверку.
3. Творческое
задание.
-Дома запишите в
рабочей тетради отзыв. Каким вы представляете мальчика? (с.68 упр.4)
|
Высказывают своё мнение
Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3
мин.
По одному представителю от каждой пары зачитывает
(или дополняет) характеристику героев.
|
Формулировать главную мысль.
Находить в тексте материал для
характеристики героя.
Создавать письменный текст
(рассуждение).
|
Извлекать необходимую информацию Познавательные
УУД).
Осознанно
строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
С полнотой и точностью выражать
свои мысли (Коммуникативные УУД).
|
Рефлексия
(10 мин)
|
- Какое произведение сегодня читали?
- Кто автор этого произведения?
- Смогли ли вы получить ответ на вопрос:
Почему автор так назвал это произведение?
Оцените свою работу на уроке, продолжив
предложения:
Я понял, что …
|
Меня удивило ….
|
Мне захотелось ….
|
|
-
« Честное слово»
- Леонид Пантелеев
- Высказывают своё мнение
На листочках самостоятельно
выполняют работу 2-3 мин. Желающие 2-3 человека озвучивают записи.
|
|
Осуществлять
оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).
Осознанно
строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Леонид Пантелеев «Честное слово»
Мне
очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и
где он живет, и кто его мама и папа. В потемках я даже не успел как следует
разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что
штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке. А на таких
лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.
Как-то
летом я зашел в садик, - я не знаю, как он называется, на Васильевском острове,
около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся и не
заметил, как наступил вечер.
Когда
в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я захлопнул книгу,
поднялся и пошел к выходу.
Сад
уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик
сторожа.
Я
боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. (От
чьего имени идет повествование? Где происходили действия?) Вдруг я
остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.
Я
свернул на боковую дорожку – там белел в темноте небольшой каменный домик,
какие бывают во всех городских садах, какая-то будка или сторожка. А около её
стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и
безутешно плакал.(Что мы узнали о мальчике?)
Я
подошел и окликнул его:
-Эй,
что с тобой, мальчик?
Он
сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голову, посмотрел на меня и
сказал:
-Ничего.
-Как
это ничего? Тебя кто обидел?
-Никто.
-Что
же ты плачешь?
Ему
еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал,
шмыгал носом.
-Давай
пошли,- сказал я ему.- Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.
И
хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:
-Не
могу.
-Что
не можешь?
-Идти
не могу?
-Как?
Почему? Что с тобой?
-Ничего,-
сказал мальчик.
-Ты
что – нездоров?
-Нет,
- сказал он, - здоров.
-Так
почему ж ты идти не можешь?
-я
– часовой, - сказал он.
-Как
часовой? Какой часовой? ( Кто такой часовой?)
-Ну,
что вы – не понимаете? Мы играем.
-
Да с кем ты играешь?
Мальчик
помолчал, вздохнул и сказал:
-Не
знаю.
Тут
я, признаться, подумал, что наверное, мальчик все-таки болен и что голова у
него не в порядке.
-Послушай,
- сказал я ему.- Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь - с кем?
-Да,
- сказал мальчик. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята
подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть,
мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик…он маршал был…он привел меня
сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад – в этой будке. А ты будешь
часовой…Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит:
«Дай честное слово, что не уйдешь».
-Ну?
-Ну,
я и сказал: «Честное слово – не уйду».
-Ну
и что?
-Ну
и вот. Стою-стою, а они не идут.
-Так,
- улыбнулся я. – А давно они тебя сюда поставили?
-Еще
светло было.
-Так
где же они?
Мальчик
опять тяжело вздохнул и сказал:
-Я
думаю,- они ушли.
-Как
ушли?
-Забыли.
-Так
чего ж ты тогда стоишь?
-Я
честное слово сказал.
Яуже
хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и
что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы не
случилось – хоть лопни. А игра это или не игра – все равно.
-Вот
так история получилась! – сказал я ему – Что же ты будешь делать?
-Не
знаю, - сказал мальчик и опять заплакал.( Почему
мальчик плакал? В какую ситуацию он попал? Как к этому отнесся рассказчик?)
Мне
очень хотелось ему как–нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих
глупых мальчишек, которые поставили его на караул и взяли с него честное слово,
а сами убежали домой.Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек? Они уже
небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.
А
человек на часах стоит. В темноте. Голодный небось.
-Ты,
наверное, есть хочешь? – спросил я у него.
-Да,
- сказал он, - хочу.
-Ну,
вот что, - сказал я, подумав. – Ты беги домой, поужинай, а я за тебя постою
тут.
-Да,
- сказал мальчик. – А это можно разве?
-Почему
же нельзя?
-Вы
же не военный.
Я
почесал затылок и сказал:
-Правильно.
Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только
военный, только начальник…
И
тут мне в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить
мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем
же дело? Надо , значит, идти искать военного. Я ничего не сказал мальчику,
только сказал : «Подожди минутку», - а сам, не теряя времени, побежал к
выходу…( Какая мысль пришла в голову рассказчику? Что
произойдет дальше?)
Ворота
еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и
дозванивал там в свой колокольчик.
Я
стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или
хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на
улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели, я
обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это
не моряки, а мальчишки – ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень
красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной
шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.
Я
уже хотел несолоно хлебавши (ни с чем) возвращаться
в сад, как вдруг увидел – за углом, на трамвайной остановке – защитную
командирскую фуражку с синим околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не
радовался, как обрадовался в эту минуту. Как
понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как
обрадовался в эту минуту».Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг,
не успел добежать, вижу – к остановке подходит трамвай, и командир, молодой
кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в
вагон. Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:
-Товарищ майор!
Минуточку! Подождите! Товарищ майор! Почему только
военный мог снять мальчика с караула?
Он оглянулся, с
удивлением на меня посмотрел и сказал:
-В
чем дело?
-Видите
ли, в чем дело, - сказал я. – Тут в саду, около каменной будки, на часах стоит
мальчик…Он не может уйти, он дал честное слово… Он очень маленький…Он плачет…
Командир
захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что
я болен и что у меня голова не в порядке.
-При
чем же тут я? – сказал он.
Трамвай
его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.
Но
когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а
сразу сказал:
-Идемте.
Идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали? Как
вы думаете, почему майор согласился помочь?
Когда
мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его
несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с
майором побежали в глубину сада.
В
темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я
его оставил, и опять – но на этот раз очень тихо – плакал. Я окликнул его. Он
обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:
-Ну,
вот, я привел начальника.
Увидев
командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько
сантиметров выше.
-Товарищ
караульный, - сказал командир. - Какое вы носите звание?
-Я
– сержант, - сказал мальчик.
-Товарищ
сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
Мальчик
помолчал, посопел носом и сказал:
-А
у вас какое звание? Я не вижу сколько у вас звездочек…
-Я
– майор, - сказал командир.
И
тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
-Есть,
товарищ майор. Приказано оставить пост. Как повёл
себя мальчик при виде военного? Почему?
И
сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.
И
мальчик весело и с облегчением засмеялся. Что
значит «весело и с облегчением засмеялся»?
Не
успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько
раз повернул в скважине ключ.
Майор
протянул мальчику руку.
-Молодец,
товарищ сержант, - сказал он.
-
Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.
Мальчик
что-то пробормотал и сказал: «До свидания!» Почему
майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?
Майор
отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к
остановке.
Я
тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
-Может
тебя проводить?- спросил я у него.
-Нет,
я близко живу. Я не боюсь, - сказал мальчик.
Я
посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно,
нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово,
не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных
вещей.
А
когда он вырастет…Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он
ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
Я
подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.
И
я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.