Главная / История / Разработка урока истории на тему : "Один час о Екатерине Великой"

Разработка урока истории на тему : "Один час о Екатерине Великой"

Тема: «Один час о Екатерине 2»

Цели урока:

Предметные: обеспечить усвоение учебного материала по периоду правления

Екатерины 2.

Надпредметные: содействовать развитию способностей учащихся структурировать учебный материал, работать с различными видами источников информации, анализировать, сравнивать, участвовать в обсуждении.

Личностные: способствовать развитию любознательности, ценностно - окрашенного отношения к событиям исторического процесса с гуманистических позиций.

Ожидаемые результаты: на основе технологии развития критического мышления, проблемного обучения, обеспечивающих самостоятельность мышления, развивающих навык анализа, умение участвовать в дискуссии и работать с различными видами источников, предполагаю достижение поставленных целей.


Обучающая среда урока: мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, исторические источники.


Форма урока: обобщение и систематизация предметных знаний.


Технология развития критического мышления, технология проблемного обучения
















Организационный этап.


Учитель: - Здравствуйте, поприветствуем наших гостей. Сегодня для работы на уроке нам понадобятся тетради, исторические источники, конечно же ваши знания и хорошее настроение.



Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Учитель: - Начать урок я хотела бы словами Державина, прослушав отрывок из стихотворения, определите тему и задачи сегодняшнего урока.


Слух идёт о твоих поступках,

Что ты нимало не горда;

Любезна и в делах и в шутках,

Приятна в дружбе и тверда;

Что ты в напастях равнодушна,

А в славе так великодушна,

Что отреклась и мудрой слыть.

Еще же говорят неложно,

Что будто завсегда возможно

Тебе и правду говорить.

Г.Державин.



Ученик: - Мы будем обобщать наши знания о правлении Екатерины 2.


Учитель: - Что мы должны выяснить, исходя из темы урока?


Ученик: - Какая она? Какова её политика? Почему «Великая»?



Актуализация знаний.


Учитель: - Поможет ответить на первый вопрос нам небольшой проект, который подготовил Саша Булин.


( Мини – проект. Вывод.)


Учитель: - Составьте синквейн по прослушанному материалу.


Ученик: - Екатерина.

Умная, настойчивая.

Управляет, стремится, думает.

Всегда добивалась чего хотела.

Великая Россия.


Обобщение и систематизация знаний.


  1. создание проблемной ситуации


Учитель: - Прослушайте запись и определите особенности политики Екатерины 2.

( Звучит запись.)


Ученик: - Политику Екатерины можно разделить на политику «Просвящённого абсолютизма» и реакционную; политика была противоречивой; политика была направлена на поддержку высших слоёв.

  1. работа в группах


а) Учитель: - Какие главные направления во внутренней политике можно выделить?


Ученик: - Главными вопросами были крестьянский вопрос, вопрос о положении дворян, вопрос о положении горожан.


Учитель: - Каждая группа имеет свой документ. Проанализируйте его и сделайте вывод.


( Приложение № 1)


Каждая группа делает вывод.


б) Учитель: - Что стало причиной начала реакционной политики?


Ученик: - Выступление Пугачёва.


Учитель: - Из предложенного списка выберите те факты, которые характеризуют данное событие.


( Приложение № 2)



Учитель: - Каковы последствия выступления Пугачёва ?


Ученик: - Впервые были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством и с целым сословием – дворянством, от которого по мнению Пугачёва, исходило главное зло.

Это было первое крупное совместное выступление крестьян, работных людей, национальных меньшинств.

Ничего не изменилось в положении крестьян и работных людей, но эта война заставила власти искать пути решения крестьянского вопроса.


  1. индивидуальная работа с взаимопроверкой


«Внешняя политика, - резюмирует Василий Ключевский, - самая блестящая сторона политической деятельности Екатерины. Когда хотят сказать самое лучшее, что можно сказать о ее царствовании, то говорят о ее внешних деяниях»


Учитель: - Что имел в виду Василий Ключевский?


Ученик: - Внешняя политика Екатерины была очень насыщенной, а самое главное имела много положительных последствий для России.


Учитель: - Давайте проверим ваши знания по вопросам внешней политики.


( Решение разноуровневых тестов. Взаимопроверка)



Применение знаний и умений в новой ситуации.


Учитель: - Отвечаем на последний вопрос: «Почему «Великая»»? Напишите мини-эссе, дав ответ на данный вопрос.


( Ученики зачитывают работы)



Рефлексия


Учитель: - Что нового вы услышали? Как вы оценили свою работу на уроке? (карточки самоконтроля)

На какую ступень настроения вы бы себя поставили?



Выставление оценок


Домашнее задание


Учитель: - Сделать сравнительную характеристику правления Петра 1 и Екатерины 2.

























Приложение № 1




1 группа. Крестьянство.


Охарактеризуйте положение крестьян по приведённым выдержкам из документов.


  • № 434. Дворовым нашим людям, которые имеются в Москве отпущенные на оброк и в науки, чтоб конечно все по воскресным дням в нашем доме явились, а ежели который хотя один день явкой пропустит, таковых сечь розгами, давая за каждый пропуск по тысячи раз нещадно.

  • № 458. Впредь Фёклу Яковлевну именем и отчеством не звать никому, а звать её всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовёт, то сечь розгами, давая по пяти раз нещадно.

  • № 510. В двенадцатой части, прежде бывших богадельнях, у живущего офицера продаётся девка по шестнадцатому году, знающая кружева плести, бельё шить, гладить, крахмалить и госпожу одевать, притом имеющая талию и лицо приятное.













2 группа. Дворяне.


Какие привилегии получили дворяне по «Жалованной грамоте дворянству», данной Екатериной 2 в апреле 1785 года ?


  • Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства.

  • Да не судится благородный, окроме своими равными.

  • Дело благородного, впавшего в уголовное преступление и по законам достойного лишения дворянского достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без вынесения в Сенат.

  • Телесное наказание да не коснётся до благородного.

  • Благородным подтверждается право покупать деревни.

  • Подтверждается благородным право собственности. Не только на поверхность земли, каждому из них принадлежащей; но и в недрах той земли, и в водах ему принадлежащих, на все сокровенные минералы и произрастения, и на всё из того делаемые металлы, в полной силе и разуме, как в указе изъяснено.

  • По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя.

  • Благородный самолично изъемлется от личных податей.








3 группа. Горожане.



Прочитайте выдержки из «Жалованной грамоты городам», опубликованной в апреле 1785 года. Какие привилегии получили горожане? Что изменилось в их жизни?


I. В городе составить городскую обывательскую книгу. В коей вписать обывателей того города, разделив книгу на шесть частей.

В первую часть внести обывателей, имеющих в том городе дом или иное строение, или землю;

Во вторую часть купцов по гильдиям;

В третью часть мастеровых людей;

В четвертую – иногородних и иностранных гостей;

В пятую – именитых граждан по алфавиту;

В шестую – посадских по алфавиту, какие кормятся промыслом, рукоделием или другой работой.


  1. О городской общей думе и городской шестигласной думе.


Городская дума бывает составлена из людей знатных, занятых торгами, промыслами,

ремеслами, она обязана собираться, когда нужда и польза городская потребуют и в другое время.

Обществу городскому запрещается избирать тех мещан, которые в том городе не имеют капитала, с которого проценты ниже 50 рублей, а также моложе 25 лет.











Приложение № 2








Тест №1 ( ОЦЕНКА 5 )


1) Задание на восстановление последовательности.


Задание. Расположите события в хронологическом порядке:

Варианты ответа:


Ответ

1.


2.


3.


4.


5.


А. захват Татищевой крепости

Б. осада Царицына

В.сражение у Сальникова завода

Г. переправа через Волгу и поход на Москву

Д. осада Оренбурга




2) Задание на восстановление соответствия.

Задание. Соотнесите имена и деятельности исторических личностей

Варианты ответа:

А. Салават Юлаев

Б. Кара

В. Бибиков

Г. Рейнсдорп


  1. Второй главнокомандующий царской армии при восстании

  2. Первый главнокомандующий царской армии при восстании

  3. Повстанческий командир башкирских войск

  4. Губернатор Оренбурга



Ответ

А


Б


В


Г









Задание 3. Основная часть армии восставших …

Варианты ответа:

1. дворяне.

2. крестьяне.

3. казаки.

4. помещики.



Задание 4. Основная цель восстания на первом этапе …

Варианты ответа:

1. Тверь.

2. Оренбург.

3. Суздаль.

4. Смоленск.


ЗАДАНИЕ К ВОПРОСУ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА»



Выберите те положения, которые характеризуют внешнюю политику Екатерины.



  1. Начало Семилетней войны.

  2. Первый раздел Польши.

  3. 1772 г., 1793 г., 1795 г.

  4. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Северного Причерноморья.

  5. Борьба за выход к Балтийскому морю.

  6. Продвижение в Западную Сибирь.

  7. Борьба за выход к Черному морю.

  8. Присоединение Крыма.

  9. Присоединение Западной Сибири.

  10. Превращение России в черноморскую державу.

  11. Форсирование Дуная.

  12. Взятие Туртукая.

  13. Овладение крепостью Очаков.

  14. Взятие Измаила.

  15. Начало превращения России из великой европейской державы в великую мировую державу.

  16. Значительное увеличение территории и населения России.

  17. Присоединение Индии.

  18. 1785г.

  19. П.А.Румянцев.

  20. А.В.Суворов

  21. Ф.Ф.Ушаков

  22. Сражение в Керченском проливе.

23. Штурм Измаила.
24.Сражение на р.Ларга.
25. Чесменский бой.

26.1768-1774.

27.1787-1791.

28.Битва при деревне Лесной.
29. Бородинское сражение.

30.Сражение у о. Гренгам.
31.Полтавскую битву.



Тест №2 ( ОЦЕНКА 4 )


  1. Восстание  под руководством Е.И. Пугачёва произошло в:

А) 1770-1773г.г.   Б) 1772-1775г.г.   В) 1773-1775г.г.  

  Г) 1773-1774г.г.

2. Районы России, которые были охвачены восстанием:

А) Поволжье                               В) Дон

Б) Украина                                   Г) Южный Урал

3. В восстании не принимали участие:

А) башкиры                                  В) мануфактурные рабочие

Б) крестьяне                                 Г) дворяне

4. Причиной восстания Пугачёва не было:

А) голод

Б) гнёт помещиков

В) ограничение казачьей свободы

Г) лишение нерусских народов земли

5. К событиям крестьянской войны под руководством Пугачёва не относится:

А) «поход за зипунами» в Персию

Б) осада Оренбурга

В) подготовка к бегству из России Екатерины II

Г) поход восставших на войну




Тест №3 ( ОЦЕНКА 3 )




  1. Кто возглавил народное восстание при Екатерине 2?


  1. Какие слои населения участвовали в восстании ?


  1. Чем закончилось восстание?






















Данный урок – это урок обобщения и систематизации знаний учащихся 8 класса по екатерининской эпохе. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Основной использованной технологией является технология критического мышления, присутствуют элементы исследовательской деятельности учащихся. В рамках практической направленности урока используется работа с документами. На уроке формируются навыки написания эссе по истории.

Разработка урока истории на тему : "Один час о Екатерине Великой"
  • История
Описание:

Урок выстроен в логике ФГОС ООО, соответствует дидактическим требованиям к учебному занятию, возрастным и индивидуальным особенностям детей. При проектировании урока исрользовалась технология развития критического мышления. На уроке использовались разнообразные методические приёмы в систематизации предметного содержания: создание проблемной ситуации, извлечение информации из исторических текстов и аудиоисточников, составление синквейна.Интерактивные формы организации познавательной деятельности, элементы технологий были направлены на формирование УУД и достижение предметных, личностных и межпредметных результатов обучающихся.

Автор Сибилёва Марина Николаевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 599
Номер материала 9508
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓