Главная / История / Разработка урока истории 7 класс на тему: "Смута"

Разработка урока истории 7 класс на тему: "Смута"

ПРОЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ: 7 класс

Учитель

Злобина М.Ю.

Тема урока

Смута

Цель урока

Формирование исторического сознания и стиля мышления школьников на основе глубокого осмысления причин и сути Смутного времени

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы:

—дает собственную оценку явлению Смута

—называет причины и суть Смуты

—показывает на карте районы, охваченные восстанием Ивана Болотникова, вторжение войск Польши и Швеции

—дает определение основным понятиям

—рассказывает о событиях Смуты

—показывает на карте Тушино

—называет годы правления Лжедмитрия Первого, Василия Шуйского

—анализирует информацию предлагаемого периода, делает выводы

—формулирует вопросы, развивающие познавательную активность

Программные требования

Личностные результаты:

—осмысление социально—нравственного опыта предшествующих поколений

—способность к определению своей позиции, отношения к событиям времени Смуты

—формирование ответственного поведения в современном обществе путем поиска компромиссных решений и толерантности

Метапредметные результаты:

—выработка умений работы с различной информацией (карта, иллюстрации в учебнике, исторический источник «Русский историк В.О.Ключевский о Лжедмитрии Первом»;

—умений анализировать материал, сравнивать, делать выводы

—отстаивать свою точку зрения

Предметные:

Владение целостным представлением об историческом пути своей страны и человечества

—способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа

Мировоззренческая идея

Обеспечить благоденствие своего народа способно только сильное государство. Сила любого государства в охранении его единства .

Программное содержание

Смутное время. Причины и причины и последствия

План изучения нового материала

1.Причны и суть Смутного времени

2.Царствование Лжедмитрия Первого

3. Боярский заговор

4. Выступление Ивана Болотникова

5. Лжедмитрий Второй

6.Вторжение войск Польши и Литвы


Основные понятия

Смута, смутное время, «тушинский вор», ополчение, интервенция, крестоцеловальная запись

Имена исторических деятелей

Лжедмитрий Первый, Василий Шуйский, Михаил Скопин—Шуйский, Иван Болотников, Михаил Шеин, патриарх Гермоген, Филарет, Марина Мнишек

Основные даты

1605—1606 гг правление Лжедмитрия Первого

1606—1610 гг правление Василия Шуйского

1606—1607 гг восстание Болотникова

1607 г—увеличение срока сыска беглых крестьян (урочные лета)

1610 г. начало польско —литовской интервенции

Географические объекты

Москва, Тушино, Калуга, Тула, Смоленск

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Традиционная

Технология

Объяснительно—иллюстративного обучения

Мизансцена урока

традиционная

Оборудование

Учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.История России: 7 класс, мультимедийная презентация, мультимедийные средства

Домашнее задание

Параграф 2 пересказывать, вопросы 2,3 стр. 20—21 (устно)



Ход урока:

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2—3 мин)


Приветствие учащихся

Отметка отсутствующих на уроке

Поверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности

Стоя

Дежурный

2. Постановка учебной задачи (10 мин)









—анализирует информацию, делает выводы

— формулирует вопросы, направляющие познавательную активность





































































—формулирует главный вопрос урока

Был ли правящий царь Борис Годунов из династии Рюриковичей? (нет)



Как он попал на престол? (Был регентом при последнем царе из династии Романовых, избран на престол Земским собором)



Что вы знаете о пресечении династии Рюриковичей?

( престол должен был наследовать царевич Дмитрий, который был убит по приказу Бориса Годунова в Угличе. После смерти слабоумного Федора Ивановича наследников не осталось)



Насколько успешным было правление Бориса Годунова? (первые годы правления Бориса Годунова были отмечены успехами во внешней и внутренней политике. Однако, в начале 17 века ситуация резко изменилась — в стране начался голод, вспыхнули народные восстания, обострилась борьба за власть)



Почему его преследовали неудачи?( его ненавидело боярство, потому что он незнатного рода, он виновен в смерти наследника престола царевича Дмитрия, который чудесным образом воскрес и предъявил свои права на престол в образе Лжедмитрия Первого)



Добился ли Лжедмитрий Первый московского престола? ( да, в 1605 г он со своим войском вошел в Москву после смерти Бориса Годунова)



Предположите, могло ли быть его правление успешным и объясните почему? (поскольку он был ненастоящий Рюриковичем, то и его правление не могло быть успешным)



Вывод: Действительно, после смерти последнего царя из династии Рюриковичей Федора Ивановича, начинается в России Смутное время, то есть период, когда за княжеский стол боролись беглый монах, бывший холоп, нищий школьный учитель; монархия вдруг стала выборной. Народ и бояре метались от одного царя к другому, забыв о единстве государства и помня лишь о личной выгоде. Недруги России попытались лишить ее независимости.



Главный вопрос урока: Была ли Смута закономерным этапом в развитии России?

Фронтальный опрос

































































1—2 ученика

















Слайд 1

Запись темы и вопроса в тетрадь

3. Изучение нового материала (20 мин)

—называют причины Смуты

— дают определение основным понятиям

—объясняют, почему пресечение династии вызвало лихолетье на Руси

—рассказывают и показывают путь следования войска Болотникова

—показывают, Москву, Тушино, Смоленск

—называют годы правления Василия Шуйского, Лжедмитрия 1, восстания Ивана Болотникова

—узнают на портретах Лжедмитрия Первого и Василия Шуйского

—дают краткую характеристику правлению Василия Шуйского

—анализируют информацию, делают выводы

1. Причины и суть Смутного времени:

Прочитайте текст учебника на стр 12—13 и выпишите себе в тетрадь причины Смуты

—пресечение московской династии

—разруха, голодные годы

—закрепощение крестьян

—противоречия между боярами и дворянами

—ослабление центральной власти

Какая причина по—вашему была главной? (пресечение законной московской династии)



2. Царствование Лжедмитрия Первого

Годы правления Лжедмитрия Первого 1605—1606. Как вы думаете, почему он так мало правил? Ответте на вопрос, прочитав стр 13—14 (Он не считался с русскими обычаями. Привел в Москву поляков, которые насмехались над православными традициями)



3. Боярский заговор

Бояре не любили и боялись Лжедмитрия Первого так же сильно как Бориса Годунова. Против нового правителя был составлен заговор. Жестоко расправились бояре с самозванцем, убив его в собственных палатах. Труп выставили на Красной площади, через 3 суток сожгли его, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши. Царем на Земском соборе выкликнули Василия Шуйского. Рассмотрите его изображение на стр 15.

Что вы можете о нем сказать по рисунку? (суровый и хитрый, смотрит сбоку, а не прямо)

Действительно, этот человек был достаточно хитер, чтобы скрывать при Борисе Годунове факты, связанные с убийством царевича Дмитрия, а потом прилюдно признать в Лжедмитрии убиенного царевича. Его назвали «боярским царем», потому что он клялся на кресте, что во всем будет советоваться с боярами, такие его действия назвали крестоцеловальной записью. Правил он с 1606 по 1610 годы, после чего был пострижен в монахи и остаток жизни провел в монастыре. При нем стал патриархом казанский митрополит Гермоген, который обеспечил царю поддержку духовенства.



4. Выступление Ивана Болотникова

Иван Болотников—бывший холоп князя Телятевского. Участвовал в походе против крымских татар , где и попал в плен, сумел сбежать оттуда и возвращался на Родину через Польшу, где получил грамоту о назначении его воеводой в царском войске. Болотников до конца жизни считал, что защищает настоящего царя, чудом воскресшего. Войско его собралось в Путивле. Найдите его на карте на интерактивной доске. Проследите по карте путь Болотникова на Москву. Рассмотрите карту и ответте на вопросы:

—удалось Болотникову взять Москву? (нет)

—где он расположился? (в селе Коломенское)

—можно сказать, что Болотников потерпел поражение? (да)

—почему вы так думаете? (ему пришлось уйти от Москвы)

—куда он отправился? (часть войска на Калугу, часть на Тулу)

—где состоялось последнее сражение и когда оно было? (под Каширой, в мае 1607 года)

Запишите годы восстания Болотникова 1606—1607

Вывод: восстание Болотникова потерпело поражение, т.к. большинство жителей столицы и других городов не пошли за ним. Они видели труп Лжедмитрия Первого и не хотели повторения его правления. Болотников был сослан в монастырь, где вскоре ослеплен и утоплен.



5. Лжедмитрий Второй.

Однако, идея воскресшего Дмитрия осталась. Лжедмитрий Второй был бродячим учителем и напоминал фигурой Лжедмитрия Первого. К тому же жена Лжедмитрия Первого, дочь польского воеводы, Марина Мнишек признала своего мужа в новом самозванце. Лжедмитрий стал лагерем вокруг Москвы под Тушино и занялся грабежами и насилием, за что получил прозвище «Тушинский вор». Он основал свое правительство, назначил патриарха Филарета и провозгласил себя царем. Против него выступил отряд талантливого полководца Михаила Скопина—Шуского. Но завершить начатое не удалось, началась польско—шведская интервенция. Скопин—Шуйский был отравлен.

6. Вторжение Польши и Швеции

Почему именно в период Смуты иностранные войска вторглись на нашу территорию? (не было единства в рядах защитников Отечества)

Кто был во главе польского войска? (король Польши Сигизмунд Третий)

Проследите по карте путь польского войска. Какие города были захвачены? (Смоленск, Клушино. Можайск, путь на Москву был открыт)





Составляют план п.1



Слайд 2









Слайд 3

Записывают годы правления в тетрадь,

Читают, анализируют текст учебника, делают выводы













Работают с иллюстрацией в учебнике











Слайд 4



Записывают годы правления в тетрадь







Слайд 5













Слайд 6

Работают с интерактивной картой

1 человек чертит на карте путь продвижения войск отряда Болотникова





Записывают годы восстания в тетрадь

























Запись в тетрадь «тушинский вор»—















Слайд 7



Работают с интерактивной картой







Слайд 8



Фронтальный опрос

4. Первичное повторение и закрепление (7—10 мин)

—дают собственную оценку событиям смутного времени

—называют причины Смуты

—показывают по карте основные события 1605—1610 годов

—дают определения понятиям

—объясняют, почему к власти приходят представители самых разных социальных групп

—выясняют, что ослабленной государство не может защищать своих граждан

—называют годы правления Василия Шуйского, Лжедмитрия Первого, годы восстания Ивана Болотникова

—дают краткую характеристику Василию Шуйскому, Лжедмитрию Первому, Лжедмитрию Второму

—делают самостоятельные выводы по главному вопросу урока

Повторительно—обобщающая беседа

—Что такое Смута?

—назовите причины Смуты?

— что вы знаете о Лжедмитрии Первом?

— кто такой Болотников?

—почему Василия Шуйского прозвали «боярским царем»?

—кого народ прозвал «Тушинским вором» и почему?

— к чему могла привести польско—шведская интервенция?

Дайте ответ на главный вопрос урока: Была ли Смута закономерным этапом в развитии России?



Посмотрим, совпадает ли ваше мнение с мнением авторов учебника. Читаем вывод стр 20



Отвечают на вопросы, анализируют, систематизируют материал, делают вывод, отвечая на главный вопрос урока





1 ученик читает вывод урока


5. Подведение итогов урока (2 мин)


Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся




Разработка урока истории 7 класс на тему: "Смута"
  • История
Описание:

Проект урока истории в 7 классе на тему " Смута" составлен по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной "История России", М., Просвещение, 2007 год.

Необходимое оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска, презентация "Смута", учебник.

Проект урока составлен по традиционной форме ведения урока, технология-объяснительно-иллюстративная с элементами проблемного урока. В проекте урока указаны образовательные результаты, личностные, метапредметные, предметные результаты.

Может служить упрощенной формой технологической карты урока. Разработка составлена по одной из сложных тем истории России в 7 классе

Автор Злобина Маргарита Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2246
Номер материала 30015
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓