Аннотация
Класс: 9 класс
Раздел
программы:
Моделирование и формализация
Тема
урока: СУБД.
Запросы на выборку данных
Учебник: Л.Л.Босова. А.Ю.Босова
Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Программа:
программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) Л.Л.
Босовой, А.Ю. Босовой. (электронное методическое пособие http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php).
Рабочая тетрадь:
Л.Л.Босова. Информатика и ИКТ. 9 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Представлены материалы урока для учащихся 9
класса, изучающих информатику с 5-го класса по УМК Л.Л.Босовой «Информатика и
ИКТ, 5-9 классы».
На данном уроке актуализируются знания
учащихся о системе управления БД, её объектах, возможностях и применении в
жизни и объясняются правила создания запросов, позволяющих извлекать из БД
интересующую пользователя информацию. Повторение и объяснение нового материала
сопровождается презентацией, которая позволяет визуализировать материал. Во
второй части урока для закрепления полученных знаний предлагаются задания
практической работы в Microsoft Access.
Урок
информатики
«СУБД.
Запросы на выборку данных»
9
класс
Личностные
результаты:
ü
способность
увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость
умения создавать информационные модели в условиях развития информационного
общества;
Метапредметные результаты:
ü постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
ü рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Предметные результаты:
ü умение строить
информационную структуру БД и умение «читать» её.
ü умение
использовать СУБД Аccess для сбора,
хранения и поиска информации.
ü формирование
умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления
данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
ü
формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
План
урока
№
|
Этапы
урока
|
Деятельность
преподавателя
|
Деятельность
учащихся
|
Время,
мин
|
1.
|
Организацион-ный момент
|
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
|
Приветствуют преподавателя.
|
1
|
2.
|
Актуализация знаний.
|
Проводит опрос с
использованием презентации.
|
Отвечая на вопросы, определяют
базу для усвоения новых знаний.
|
9
|
3.
|
Мотивация учащихся на учебную
деятельность.
Целеполагание
|
Организует работу по
формулировке задач урока.
|
Слушают.
Формулируют задачи урока.
|
2
|
|
|
|
|
|
4.
|
Изучение
нового
материала
|
Объясняет новый материал и
проводит его закрепление с использованием заданий, отраженных в учебнике.
|
Слушают, осмысливают новую
информацию, отвечают на вопросы учителя, записывают решения на доске.
|
14
|
5.
|
Закрепление новых знаний
и способов деятельности
|
Организует работу учащихся за
компьютерами. Способствует формированию способности к оценочным действиям.
|
Выполняют практическое
задание.
|
15
|
6.
|
Заключитель-
ная часть
|
Подводит итоги работы.
Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Акцентирует внимание на полученных отметках за урок.
|
Слушают.
Проводят самооценку результатов работы.
Определяют перспективы изучения темы. Рефлексия
|
2
|
7.
|
Домашнее задание
|
Определяет задание на дом.
|
Записывают в дневник задание
|
2
|
I.
Вопросы
для повторения
1.
Что такое СУБД?
2.
Какими возможностями обладает СУБД Access?
3.
Microsoft Access является настольной СУБД
реляционного типа. Как вы это понимаете?
Существуют
СУБД, с помощью которых создаются крупные промышленные информационные системы.
Для работы с этими системами нужны специальные знания, в том числе владение
специализированными языками программирования. Для ведения личных БД и БД
небольших предприятий используются более простые СУБД, работать с которыми
могут обычные пользователи.
Проанализировав
характеристики области применения Microsoft Access можно выделить следующие
структуры:
ü
применение в малом и среднем бизнесе
(бухгалтерский учет, ввод заказов, ведение информации о клиентах, ведение
информации о деловых контактах, кадрах и т.п;
ü
в крупных корпорациях (приложения для рабочих
групп, системы обработки информации, документооборот);
ü
в качестве персональной СУБД (справочник по
адресам, поваренная книга, каталоги книг, пластинок, видеофильмов и т.п.);
ü
в качестве средства хранения данных, которое
используется в других приложениях.
4. Расскажите
об этапах создания БД.
5. Перечислите
основные объекты БД. Какие функции они выполняют?
II.
Изучение новой темы
- Cегодня
мы познакомимся ещё с одним объектом БД – запросами. Запрос – это.. (запишем
определение в тетрадь)
? Как вы считаете, в каком
виде отобразятся результаты запроса?
Таблица будет содержать только
те поля, которые будут заданы в запросе и только те записи, которые будут
удовлетворять заданным условиям
В
командах СУБД условия выбора записываются в форме логических выражений.
? Какие значения может
принимать логическое выражение?
В результате запроса получим
те записи, для которых логическое выражение принимает значение «истина».
В логическом выражении имена
полей связываются с определенными значениями этих полей операциями отношений. На
уроках математики вы применяете эти операции для сравнения числовых данных.
? Какие типы данных существуют
в БД?
Эти операции применимы не
только для числовых полей, но и полей текстового типа, дата и время.
а) Сравнение слов построено
на лексикографическом принципе: из двух слов меньшим считается то, слово,
первая буква которого идет по алфавиту раньше; если первые буквы слов одинаковы,
то сравнение производится по следующим буквам. САМАРА <> МОСКВА
б) Сравнение дат построено
иначе - одна дата считается меньше другой, если она относится к более раннему
времени.
Определим значение логического
выражения.
Задание
7,8 по учебнику (стр. 91).
Рассмотрим БД «Наш класс»
(страница 87)
1. Сколько полей в данной БД?
2. Сколько записей в данной
БД?
3. Определите типы
существующих полей.
4. Что является ключом БД?
Задание
7. Укажите все записи БД, для которых будут истинными простые
логические выражения таблицы 2.6
1) Представьте, что мы должны
выбрать из БД записи об учениках, рост которых не превышает 160 см. Свяжем имя
поля и значение логическим выражением РОСТ <=160.
Сколько записей БД и какие
удовлетворяют логическому выражению?
Задание 8.
Укажите все записи БД, для которых будут истинными сложные логические выражения
таблицы 2.7
Запишем в тетрадь Алгоритм создания запроса
в СУБД Ассеss
1.
Создание
– Конструктор запросов
2. Выбрать таблицу
(из списка) – Добавить
3. Заполнить бланк
запроса
4. Запрос –
Выполнить
Рассмотрим примеры условий отбора
III.
Практическая работа
Сейчас вам предстоит выполнить практическую
работу. В которой необходимо создать БД Школа, внести данные в форму и создать
пять простых запросов, а также два сложных (для тех кто справится с предыдущими
заданиями.
Помните о правилах поведения и безопасной работы
на персональном компьютере.
IV.
Подведение итогов работы. Рефлексия
С каким новым объектом
БД мы познакомились сегодня?
Что такое запрос?
Что мы получаем в
результате запроса?
V.
Домашнее задание
Домашняя
работа (п. 2.6.4 изучить, задание 5-9 выполнить)
Используемая литература и электронные ресурсы
- Босова
Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса, в 2ч., М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012
- Босова Л.Л. Информатика и
ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Методическое пособие для учителя, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Угринович
Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Информатика и ИКТ: практикум, БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2011
- Набор
цифровых образовательных ресурсов (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php)
6.
Информатика. 9 класс. Формирование компьютерных
компетенций: практические работы/ авт.-сост. Ю.И.Калашникова – Волгоград:
Учитель, 2007.
- Информатика
и ИКТ. Подготовка к ГИА. Вступительные испытания / под ред. Ф.Ф.Лысенко,
Л.Н.Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2012
- http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm
- http://school-collection.edu.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.