Главная / Информатика / Разработка урока информатики по теме "Понятие о мультимедиа" (6 класс)

Разработка урока информатики по теме "Понятие о мультимедиа" (6 класс)

Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ,

будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать

   Академик В. М. Глушков

Тема: Понятие о мультимедиа

Цель:

- учебная: ввести понятие мультимедиа, объекты мультимедиа (текст, изображение, аудио и видео); ознакомить учеников со сферами использования мультимедиа; сформировать умение копировать объекты мультимедиа на компьютер и другие устройства;

- развивающая: развивать у учащихся ключевые компетентности, а именно: информационно-коммуникационную, познавательную, коммуникативную, социальную, здоровьесберегающую; умение безопасно работать с компьютерным и коммуникационным оборудованием, использовать средства защиты данных; развивать интерес к предмету, мышление, память;

- воспитательная: воспитывать интерес к выбору будущей профессии, интерес и ценностное отношение к истории и культуре родного края, культуру труда.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Класс: 6

Оборудование: компьютеры, опорные конспекты, мультимедийные устройства (цифровой фотоаппарат или мобильный телефон с аналогичными функциями), проектор, картинки устройств компьютера.

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

  1. Создание благоприятной атмосферы. Упражнение «Подари улыбку».

Учитель. Здравствуйте, дети! Сегодня я пришла к вам на урок с отличным настроением. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и у вас всё получится.

2.Рефлексия «Все в твоих руках».

Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую тему. Нас ожидает много интересной работы. Что-то из того, о чем мы будем говорить, вы уже знаете, что-то слышали, а что-то будет для вас новым. От качества вашей работы на уроке напрямую зависят ваши знания, которые будут нужны вам для дальнейшего изучения данного раздела и помогут сознательно отнестись к выбору будущей профессии. А это означает, что ваши знания в ваших руках. Поэтому я предлагаю вам сейчас на с. 3 в опорном конспекте обвести свою левую руку. Каждый палец – это определённая позиция, по которой в конце урока нужно будет высказать свое мнение. И на протяжении всего урока записывать своё мнение по этим позициям.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию...

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

- Мизинец – для меня было недостаточно…

3.Заполнение протоколов работы

Кроме этого на протяжении всего урока вы будете заполнять протоколы работы и выставлять себе баллы, на основании которых получите оценки за урок. Они расположены в ваших опорных конспектах на с.2. Баллы в протокол работы на уроке ставятся следующим образом: если вы активно участвовали в беседе, то ставите в протокол работы на уроке «2балла», если дополняли ответ товарища - «1балл», если не знали ответ на вопрос - 0 баллов. В конце урока произведем подсчет баллов. Это и будет ваша оценка за работу на уроке. Могут быть дополнительные баллы от учителя за активную работу на уроке.


  1. ВОССОЗДАНИЕ И КОРРЕКТИРОВКА ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1.Экспресс-повторение

Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, предлагаю вспомнить те моменты, которые будут нам необходимы при её изучении:

  • Какие устройства для работы с данными вы знаете? (Компьютеры, калькуляторы, фото- и кинокамеры, навигаторы, игровые приставки, плееры, телефоны, диктофоны, факсы и др.)

  • Какие устройства могут хранить и воссоздавать для пользователя изображение, музыку, аудиокниги, видеофильмы? (Компьютеры, плееры, телефоны, планшеты, фото- и видеокамеры)

  • Какие существуют формы представления информации? (Графическая, текстовая, звуковая, числовая, видео, условные жесты и сигналы, специальные обозначения, комбинированная...)

  • Какие формы представления информации могут быть использованы во время учебного процесса? Привести примеры. (на математике, природоведении – числовая, географии, истории, основах здоровья, рисовании – графическая, русском языке и литературе – текстовая, химии, физике, математике, музыке – специальные обозначения);

  • Можно ли соединить разные виды информации? Как вы считаете, каким образом это можно сделать? (Примерные ответы учеников:

  •   параграф учебника с соответствующими иллюстрациями;

  •   видеоклип;

  •   учебный видеофильм;

  •   презентация;

  •   MMS-сообщения

  •  Какой способ представления информации называют комбинированным? (Сочетание различных способов представления информации вместе)

Рефлексия: Молодцы, вы правильно ответили на вопросы, повторив при этом необходимый для изучения новой темы материал. Оцените себя.

  1. Проблемный вопрос

Мы только что вспомнили разные способы представления информации. Исходя из услышаного, предлагаю вам ответить на следующий вопрос:

- Каким способом представлена информация в видео, которое вы сейчас увидите? Объяснить ответ.

 - Информацию, поданную комбинированным способом, еще называют мультимедийной.

А вот как именно можно объединить разные виды информации, вы узнаете во время изучения новой темы.

III. I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ, ЗАДАНИЙ УРОКА

1. Учитель: Ребята, исходя из того, что вы уже услышали, сформулируйте тему сегодняшнего урока. А какие цели мы можем достигнуть, изучая данную тему?

Ученики: Тема урока: «Понятие мультимедиа» (демонстрируется на экране – слайд)

Цели урока (предположительные ответы)

  • получить представление о мультимедиа;

  • расширить знания о сферах использования мультимедиа;

  • пополнить знания об устройствах, применяемых при работе с мультимедиа;

  • повысить интерес к изучению предмета.

Если ученик активно участвовал в беседе, он ставит в протокол работы на уроке «2балла», если ученик дополнял ответ товарища - «1балл»

2. Работа с разделом Теория

В ваших пособиях на партах есть раздел Теория. Прочитайте его внимательно. По ходу объяснения вы должны цветными маркерами отмечать наиболее важные, на ваш взгляд, моменты темы. Потом мы вместе проверим, как вы справились с этим заданием. А сейчас переходим к изучению новой темы. Будьте предельно внимательны.

IV. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ТЕМЕ «МУЛЬТИМЕДИА»

Короткая характеристика новой темы. Освещение ее роли в курсе информатики и в разных видах профессиональной деятельности человека. Доведение важности темы конкретными практическими примерами.

Современную жизнь трудно представить без мультимедиа. Однако даже, несмотря на то, что мультимедийными технологиями ежедневно пользуются десятки тысяч людей, далеко не каждый из них имеет представление о том, что означает данное понятие. Давайте вместе с вами попытаемся разобраться в данном вопросе. Итак, что же такое мультимедиа, и какое значение она имеет для человека?

Начнем с того, что понятие мультимедиа пришло к нам сравнительно недавно. Изначально под данным понятием понимали совокупность различных видов информации. 30 лет назад мультимедиа ограничивалась пишущей машинкой " Консул " (видео), которая не только печатала, но и могла привлечь внимание заснувшего оператора мелодичным треском. Сегодня мультимедиа представляет собой целую отрасль информационных технологий. Ежедневно тысячи специалистов осуществляют огромную работу над разработкой и созданием новых мультимедийных технологий и устройств.

Мультимедиа (лат. multum — много, medium — среда) — это сочетание разных способов представления информации.

Следовательно, под мультимедиа понимают сочетание мультимедийных объектов: текста, графики, звука, видео, анимации и других эффектов в одном файле.


Сейчас я вам предлагаю просмотреть видео и подготовить ответ на вопрос:

- Где в повседневной жизни мы встречаемся с использованием мультимедийных технологий? (Во время просмотра ответы можете кратко записывать на странице 6 под названием «Использование мультимедиа» в опорных конспектах.)

Рефлексия: так где же мы можем встретить использование средств мультимедиа?

- Сейчас я вам предлагаю упорядочить ваши ответы и классифицировать все сказанное по сферам использования мультимедиа (Слайд с гиперссылками (образование, техника, развлечения, медицина и т.д.))

  1. Образование

В качестве примера можно сказать о том, что современные мультимедийные технологии нашли свое широкое применение в обучающей сфере. Кто попробует привести примеры?

(Мультимедиа активно используются в компьютерных программах, предназначенных для учебы. Эти программы еще называют электронными учебниками или пособиями. Они содержат, кроме текстовых данных, еще видео- и аудиоматериалы, фотографии, схемы, графику, анимацию, пространственные модели реальных или мнимых объектов и тому подобное).

- На каких уроках вы уже работали с такими пособиями или программами?

(Кроме этого ученик старших классов должен уметь делать доклады, которые не просто содержат в себе новую и полезную информацию, но и которые было бы интересно смотреть. Потому что такие доклады намного эффективнее, чем просто зачитывание реферата. А без использования средств мультимедиа это сделать не возможно.)

  1. Искусство

Мультимедиа широко используют во время создания кино, видеофильмов и мультипликации, при постановке спектаклей в театре, при показе выставок в картинных галереях, широкое распространение приобретает искусство рисования светом или, как его называют, фризлайт.

  1. Индустрия развлечений

Ярким примером использования мультимедиа являются современные компьютерные игры. Их особенность заключается в том, что в них на человека одновременно оказывается визуальное, слуховое, умственное и прочее воздействие. Иллюзия реальности происходящих событий, которую мы можем наблюдать на мониторах наших компьютеров, стала по-настоящему стоящим открытием.

  1. Наука и производство

Мультимедийные объекты используют в науке и в производстве преимущественно для создания моделей процессов и явлений, а также во время проектирования будущих изделий: автомобилей, ракет, самолетов и тому подобное.

  1. Бизнес и торговля

Владельцы магазинов, киосков, торговых фирм могут демонстрировать свои товары с помощью мультимедиа. В рекламе, справочных системах мультимедиа используют для улучшения восприятия сведений о товарах, услугах, средствах и путях путешествий и тому подобное.

  1. Медицина

В медицине врачи учатся делать операции, делать перевязки, глядя на видеозаписи операции или используя модели-тренажёры, что имитируют тело человека.

  1. Туризм

Широкое распространение мультимедиа приобретает в сфере туризма. При этом популярностью пользуются виртуальные туры и экскурсии.

Рефлексия: И это далеко не весь перечень сфер человеческой деятельности, в которых успешно используется мультимедиа. Если спросить «Где можно использовать возможности мультимедиа?», то ответом будет «Повсюду». Поэтому предлагаю вам на следующий урок подготовить дополнительный материал о сферах использования мультимедиа, которые не были представлены на уроке.

- Скажите, пожалуйста, встречались ли вы с использованием мультимедийных технологий в нашем городе и где именно? (местный канал телевидения, книги в библиотеке, смотрели фильм, посвященный 60-летию Шахтёрска, билборды с рекламой)

- В каких профессиях используются мультимедийные технологии? (Врачи, учителя, инженеры, программисты, сценаристы, режисёры, дизайнеры, художники, журналисты, кореспонденты …)

- Какой вывод вы сделали для себя? (Умения работать с устройствами мультимедиа и знание мультимедийных технологий помогут не только сознательно подойти к выбору будущей профессии, но и стать хорошим, востребованным специалистом).

А сейчас оцените свои ответы.

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ОСМЫСЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ И ЗАВИСИМОСТЕЙ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Мы с вами уже убедились, что современные мультимедийные технологии сегодня используются в самых различных областях и отраслях человеческой деятельности. Именно поэтому значение их переоценить практически не возможно. Однако, чаще всего к средствам мультимедиа относят компьютеры. Любой компьютер состоит из ряда устройств. Предлагаю вспомнить, как называются эти устройства и их назначения. Чтобы вам было легче справиться с поставленной задачей, я подготовила вам подсказки. У каждого из вас на парте лежат картинки устройств компьютера. Ваша задача сгруппировать их по общему признаку. Возникли ли у вас какие-нибудь идеи? Поделитесь ими с одноклассниками и объеденитесь в группы, используя свои знания.

- Так какие группы устройств у вас образовались в результате работы? Прошу по одному представителю от группы прокомментировать свои ответы. (Представитель от каждой группы комментирует свой ответ).

  1. Для ввода объектов в компьютер:

  •   видео- и веб-камеры;

  •   фотоаппараты;

  •   микрофоны;

  •   музыкальные синтезаторы;

  •   планшеты;

  •   смартфоны и мобильные телефоны;

  •   сканеры;

  •   диктофоны и тому подобное.




  1. Для вывода объектов:

  •   мониторы;

  •   телевизоры;

  •   аудио- и видеоплееры;

  •   мультимедийные проекторы;

  •   мультимедийные доски;

  •   наушники;

  •   звуковые колонки.

  1. Для хранение объектов:

  • карты флеши;

  • жесткие магнитные диски;

  • оптические диски;

  • кассеты.

Рефлексия

Какой вывод напрашивается из услышанного?

(Все устройства компьютера можно разделить на следующие группы: устройства ввода данных, устройства обработки данных, устройства хранения и вывода данных.)

- Все ли группы были перечислены? Какая не представлена? (Для обработки данных).

Хочу обратить ваше внимание на то, что все перечисленные вами устройства являются так же устройствами ввода, вывода и хранения объектов мультимедиа.

Самоконтроль.

Перед тем, как приступить к выполнению практической работы, предлагаю снять напряжение с ваших глаз, выполнив несколько упражнений. Сейчас на экране будут появляться объекты, ваша задача – следить за их движениями, при мигании – моргать глазками.

Проведение электронной физминутки для глаз.

- Можно ли данную физминутку отнести к мультимедийной и почему? (Информация подана разными способами).

2.Копирование объектов мультимедиа

- Сегодня вам необходимо будет выполнить практическую работу обучающего характера по копированию графических и звуковых файлов.

- Выполнив ее, вы научитесь:

  1. копировать графические файлы из флеш-карты фотоаппарата в вашу папку на носителе данных компьютера;

  2. копировать звуковые файлы из вашей папки на носителе данных компьютера на ваш мобильный телефон.

- Мы уже с вами знаем, что объекты мультимедиа, как и остальные объекты, хранятся в файлах. Операции по копированию этих файлов осуществляются так же, как и любых других файлов. Однако для того, чтобы выполнить эти операции, сначала следует подсоединить устройство к компьютеру. Какие способы такого подсоединения вам известны?

(Чаще всего, мультимедийные устройства подсоединяют с использованием USB-кабеля. Стандартный разъём подключается к компьютеру, а другой – мини или микро — к соответствующему гнезду мультимедийного устройства.)

- Часто для подключения мультимедийного устройства используют разъём HDMI – мультимедийный интерфейс высокой четкости.

Современные операционные системы, как правило, самостоятельно определяют тип подсоединенного устройства и устанавливают программу, которая обеспечивает корректную его работу. Но что делать в случае, если операционной системе не удалось установить тип устройства или не найдено необходимой программы?

(Пользователю нужно будет установить программное обеспечение.)

- Какой ещё есть способ копирования данных устройства мультимедиа на компьютер?

(Использование флеш-карт. Для копирования нужно:

1.  Выключить устройство мультимедиа.

2.  Вытянуть флеш-карту из устройства мультимедиа.

3.  Вставить флеш-карту в кардридер (считыватель карт).

4.  Операции с файлами можно выполнять, как обычно.

Почти все современные ноутбуки имеют встроенный кардридер.)

- Узнать более подробно о назначении данных устройств вы можете, изучив тезаурус в ваших опорных конспектах на с. 8.

VІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ.

1. Инструктаж учителя.

- А сейчас переходим непосредственно к выполнению практической работы.

- Обратитесь к инструкционным картам в опорных конспектах в разделе Практика на с.7.

- Как вы думаете, для чего они вам предложены?

- Выполняйте работу с помощью инструкционных карт, где пошагово описан ход работы.

- Прочитайте по диагонали. Задайте вопросы. Работать будете в парах.

- Садимся за компьютеры. Вспоминаем правила техники безопасности при работе с компьютером и придерживаемся их. Данные правила расположены на стенде. Если есть необходимость, можно повторить, подойдя к стенду. Приступаем к работе. При необходимости поднимаем руку.

2. Показ выполненных работ.

3. Оценка выполнения практической работы

Те, кто выполнял работу с помощью учителя, ставят себе в протокол 1 балл. Ну а кто сделал работу самостоятельно – 2 балла.

VIІ. Первичное закрепление

Учитель: А теперь давайте проверим вашу работу в разделе «Теория». Я зачитываю определения, которые вы должны были выделить. Если они у вас отмечены, вы ставите в протокол работы на уроке в графе «Теория» 2 балла, если не все отмечены – 1 балл.

VIIІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.  Задание по учебнику для всех

Изучить информацию в разделе Теория в опорном конспекте (с. 4-5).

2. Дополнительные задания по выбору:

а) Привести примеры, как используются объекты мультимедиа в разных сферах жизнедеятельности людей (с демонстрацией).

б) Привести примеры, как используются объекты мультимедиа в вашей жизни (с демонстрацией).

в) Подготовить не менее 5 вопросов по теме для участия во взаимоопросе.

IX. Итоги урока.

Рефлексия «Все в твоих руках»

- А сейчас мне хотелось бы вернуться к вашим ручкам и услышать:

-Что же для вас было важным и интересным?

- По какому вопросу вы получили конкретную рекомендацию?

- что для вас оказалось трудным или не понравилось?

- Какая психологическая атмосфера была на уроке?

- что для вас было недостаточно?

- За что бы вы себя могли похвалить?

Х.ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ

Подсчет количества баллов (по протоколам).

Комментарии учителя.







































ТЕОРИЯ


Сообщения, поданные комбинированным способом, ещё называют мультимедийными. Мультимедиа — сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий. Дословный перевод слова «мультимедиа» означает «многие среды» («multi» — «много», «media» — «среда»). Под этим термином понимается одновременное воздействие на пользователя по нескольким информационным каналам. При этом пользователю, как правило, отводится активная роль.

Большинство знакомых вам игровых программ относятся к мультимедиа-продуктам. В таких играх сочетаются разнообразные формы подачи информации с диалоговым управлением. Красочное оформление, стереофоническое звуковое сопровождение, движущиеся персонажи — все это создает иллюзию реальности происходящих на экране событий. Кроме того, с помощью мыши или джойстика играющий может перемещать на экране фигурки людей, запускать ракеты и многое другое.

Мультимедиа — это сочетание разных способов представления сообщений. Текст, графические изображения, аудио и видео являются объектами мультимедийных сообщений, или объектами мультимедиа.

Компьютерные системы мультимедиа находят широкое применение в образовании, искусстве, рекламе и справочных системах, научных исследованиях, создании видеофильмов, мультипликационных и кинофильмов, компьютерных игр, в промышленном производстве, торговле, бизнесе, туризме и других областях человеческой деятельности. Причем в каждой из этих областей применение мультимедиа открывает новые возможности, которые были недоступны при использовании старых технологий.

Современные компьютерные обучающие программы, как правило, создаются в технологии мультимедиа. Используя одновременно зрительный и звуковой информационные каналы ученика, такие программы помогают ему лучше понять и запомнить учебный материал. Кроме того, интерактивный режим работы позволяет ученику самому влиять на темп обучения, проверять степень усвоения материала, возвращаться к повторению непонятых фрагментов урока.

Все большей популярностью пользуются электронные справочники, энциклопедии, художественные и музыкальные альбомы, созданные в технологии мультимедиа. Они содержат невиданные ранее объемы информации с цветными иллюстрациями, анимационными фильмами, видеороликами и музыкальным сопровождением. Например, мультимедийная музыкальная энциклопедия дает возможность послушать музыкальные произведения и одновременно увидеть выдающихся дирижеров и исполнителей.

Активно используется мультимедиа в торговой рекламе, в сфере услуг. Все чаще можно увидеть в торговых залах и витринах магазинов компьютеры, на экранах которых демонстрируется реклама продаваемых товаров. Мультимедийную рекламу все мы также постоянно наблюдаем по телевидению.

Для ввода объектов мультимедиа используют видеокамеры, веб-камеры, фотоаппараты, микрофоны, музыкальные синтезаторы, графические планшеты, сканеры, диктофоны и т.п.

Для вывода объектов мультимедиа используют мониторы, телевизоры, аудио- и видеопроигрыватели (плееры), мультимедийные проекторы, мультимедийные доски, наушники, звуковые колонки и т.п.

Для хранения данных в устройствах мультимедиа используют носители данных малых размеров – жесткие магнитные диски, кассеты с магнитной лентой, флеш-карты.

Для копирования данных с мультимедийного устройства (на мультимедийное устройство) нужно присоединить это устройство к компьютеру с использованием специального кабеля (USB или HDMI). В случае использования для обмена данными флеш-карты необходимо извлечь её из мультимедийного устройства и вставить в кардридер, который вмонтирован или подсоединен к компьютеру.


Разработка урока информатики по теме "Понятие о мультимедиа" (6 класс)
  • Информатика
Описание:

Цель урока:

- учебная: ввести понятие мультимедиа, объекты мультимедиа (текст, изображение, аудио и видео); ознакомить учеников со сферами использования мультимедиа; сформировать умение копировать объекты мультимедиа на компьютер и другие устройства;

- развивающая: развивать у учащихся ключевые компетентности, а именно: информационно-коммуникационную, познавательную, коммуникативную, социальную, здоровьесберегающую; умение безопасно работать с компьютерным и коммуникационным оборудованием, использовать средства защиты данных; развивать интерес к предмету, мышление, память;

- воспитательная: воспитывать интерес к выбору будущей профессии, интерес и ценностное отношение к истории и культуре родного края, культуру труда.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Автор Слоквина Елена Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 832
Номер материала 27290
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓