Урок в 4 классе.
Тема: Операции над множествами: объединение,
пересечение.
Цели:
-
закрепить представление о множествах,
подмножествах, пересечении двух множеств;
-
закрепить умение определять: характер отношений
между множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют
пересечения);
-
научиться определять принадлежность объектов
заданным множествам, в том числе подмножествам и пересекающимся множествам.
Ход урока
- Организационный момент. Знакомство с темой и целями урока (слайд №1)
- Актуализация знаний.
Учитель.
Ребята, сначала
вспомним то, что вам уже известно о множествах.
Назовите элементы
множества: (слайд №2)
Множество
|
Элементы множества
|
Количество элементов
|
Месяцев в году
|
|
12
|
Времен года
|
Зима, весна, лето, осень
|
4
|
Ученики в вашем классе
|
|
10
|
Гласные буквы в русском языке
|
|
10
|
Клеток на шахматном поле
|
|
64
|
Результатов деления чисел на ноль
|
|
0
|
|
|
|
Что такое пустое
множество? Приведите пример.
- Практическая работа.
1) Раздается всем задание №2
(Один ученик читает задание вслух. Учитель проводит инструктаж
выполнения) Например: Чайка – это птица,
множество птиц обозначено «ромбиком», поэтому букву Ч нужно записать
внутри ромба.
После
выполнения работы дети обмениваются карточками с выполненным заданием, чтобы
проверить. На доске показан правильный ответ (слайд№3) и дети проверяют ошибки соседа
(если таковы есть). Ставят оценки.
2) Задание №3 (на доске слайд №4)
По
заданию №3 ответьте на вопросы:
-
Какой рисунок соответствует понятию «множество и его подмножество»? (2)
-
Какой рисунок соответствует понятию «два множества, имеющих пересечение»? (1)
-
Какой рисунок соответствует понятию «два множества не имеющих пересечения»? (3)
Правильно,
а теперь возьмите, пожалуйста, фломастер и проведите стрелку от рисунка к
подходящей паре множеств. (после выполнения задания дети обмениваются
листочками и проверяют, обращая внимание на ответ на доске,(слайд№4) ставят
оценку).
-
Ребята, а какие ещё подмножества есть у множества
животных? (Подмножества птиц, рыб, насекомых, …)
-
Назовите животное, которое:
-
является зверем и обитает в море (дельфин,
тюлень, морской лев, кит, …);
-
обитает в море, но не зверь (осьминог, краб,
акула, …);
-
зверь, но не обитатель моря (медведь, тигр, заяц,
…)
Показать на 1-ой
картинке на место пересечения множеств и задать вопрос, какой элемент здесь
может «жить» (дельфин).
3) Игра «Назови подмножество»
Класс
делится на две команды, каждая команда придумывает себе имя, выбираются
эксперты от каждой команды, которые будут подсчитывать и отмечать на листочке
все правильные ответы своей команды (можно за правильный ответ команды ставить
на листочке просто палочку).
Учитель
называет множество, а команды по очереди называют его возможные подмножества
(эксперт участвует в работе команды и помечает на листочке все правильные
ответы).
Множество фильмов – подмножества комедий, боевиков,
индийские фильмы, фильмы сказки;
Множество букв – подмножество гласных и согласных букв;
Множество городов – подмножество европейских городов,
столиц, областных центров;
Множество людей в школе – подмножество учителей и
учеников;
Множество автомобилей – подмножество легковых, грузовых,
иномарок;
Множество мебель – подмножество стульев, столов, шкафов.
- Физкультминутка
Ветер
дует нам в лицо,
И
качает деревцо,
Ветерок
все тише, тише…
Деревцо
все выше, выше…
- Самостоятельная
работа.
Дети
рассаживаются за компьютеры, открывают программу «Мир информатики 3 год
обучения», тему «Отношения между множествами. Объединение множеств.» и
выполняют все задания. Кто справился раньше, тот получает дополнительное
задание №4 на листочках.
- Подведение итогов
урока:
Ребята, сегодня вы вспомнили, что различные множества
отличаются числом элементов, что одно множество может пересекаться с другим или
быть его подмножеством.
- Домашнее задание
№7 (слайд №5).
- Рефлексия.
Ребята,
а вы довольны своей работой на уроке сегодня? Какую бы вы оценку себе
поставили? Нарисуйте «рожицу» (слайд №6)с вашей оценкой на своих рабочих
листочках, подпишите их и сдайте мне.
5
4 3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.