Главная / Информатика / Разработка урока информатики на тему "Моделирование в среде табличного процессора. Компьютерный эксперимент" (9 класс)

Разработка урока информатики на тему "Моделирование в среде табличного процессора. Компьютерный эксперимент" (9 класс)

Открытый урок по информатике в 9 классе


Тема: Моделирование в среде табличного процессора. Компьютерный эксперимент.

Цели:

  1. Обучение – отработать навыки выполнения компьютерного эксперимента в электронных таблицах. Провести компьютерный эксперимент.

  2. Развитие операционно-контрольных умений, умений экспериментировать с помощью компьютера, исследовать, оценивать результаты выполненных действий, умений делать выводы.

  3. Воспитание самостоятельности, ответственности, инициативности, уверенности в своих силах.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного, комбинированный, интегрированный (математика).

Вид урока: урок-практикум, анализ ситуаций.

Метод обучения: метод исследования заданий.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Приемы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый.

Технология: проблемно-исследовательская.

Оборудование: компьютер, операционная система Windows XP, лицензированный пакет Office 2003, приложение Excel, конспект предыдущего урока, методичка, проектор, слайд-презентация в программе Power Point.


Ход урока


  1. Организационный момент. Знакомство с темой и целями урока (Слайд №1)

  2. Актуализация опорных знаний.

Учитель.

Ребята, на прошлом уроке мы начали рассматривать задачу «О склеивании коробки» и провели постановку задачи и формализацию задачи.

Сколько и какие этапы моделирования существует в электронных таблицах?

Расскажите о каждом этапе. И поясните, какая работа проделывается на каждом этапе. (выходят выступающие и рассказывают у доски по схеме с проектора) (Слайд №2)

СХЕМА: Этапы моделирования в электронных таблицах.

I ЭТАП. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

II ЭТАП.РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ.

III ЭТАП. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

IV ЭТАП. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ.


На прошлом уроке мы рассмотрели:

  • постановку задач, (читают задачу) (Слайд №3)

  • разработали модели: (Слайд № 4)

  • информационную (таблица),

  • геометрическую (схема, чертеж),

  • математическую (вывели формулы),

  • компьютерную (создали таблицу в электронном виде в Exсel).

Расскажите подробней о каждом проделанном шаге.

(выходят следующие выступающие и подробно описывают каждый проделанный шаг, формулы записываются на доске выступающими).





  1. III Этап. Компьютерный эксперимент

А теперь все пройдут к своим компьютерам, откроют свои рабочие документы (компьютерные модели в электронных таблицах) и проведем ряд экспериментов:


1 эксперимент. Исследование параметров модели. (Слайд №5)

Проследить, как изменяется с увеличением выреза:

  • длина стороны;

  • площадь дна;

  • объем коробки.

  1. Для проведения исследования запомните в компьютерной модели не менее 20 строк.

  2. По столбцу В проследите, как изменяется длина стороны дна. Определите, сколько строк компьютерной модели надо использовать для исследования.

Вывод: Длина стороны дна уменьшается до нуля, а затем становится отрицательной. Для исследования используется диапазон строк, для которых с>0. Общее количество строк с положительными значениями с приблизительно равно а/2.

  1. В диапазоне строк, подлежащих исследованию, по столбцу с проследите, как изменяется площадь дна. Сделайте вывод.

Вывод: Площадь дна уменьшается.

  1. В диапазоне строк, подлежащих исследованию, по столбцу D проследите, как изменяется объем коробки. Сделайте вывод.

Вывод: Объем коробки сначала увеличивается, достигает некоторого наибольшего значения, затем уменьшается.


2 эксперимент. Определение наибольшего объема коробки и соответствующего выреза. (Слайд №6)

  1. В диапазоне строк, подлежащих исследованию, по столбцу D определите наибольший объем коробки.

  2. По столбцу А определите размер выреза, соответствующий наибольшему объему.


3 эксперимент. Зависимость наибольшего объема коробки от размера исходного листа. (Слайд №7)

  1. Определите значения наибольшего объема коробки для нескольких значений длины картонного листа. Для этого

  • В ячейку В4 введите новое исходное значение;

  • По столбцу В определите допустимый диапазон строк для исследования. При необходимости заполните дополнительное количество строк;

  • По столбцу D определите наибольший объем коробки;

  • По столбцу А определите размер выреза, соответствующий наибольшему объему.

  1. Результаты экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной таблицы по образцу.

Эксперимент 3

Шаг изменения выреза 1 см

Длина стороны листа

Вырез

Объем

40



60



80





  1. Сделайте вывод и запишите его после таблицы результатов экспериментов.


Но надо понимать, что если увеличим размер исходного листа, возможно, понадобится заполнить дополнительное количество строк.



4 эксперимент. Зависимость наибольшего объема коробки от шага изменения выреза. (Слайд №8)

  1. Введите в ячейку новое значение шага изменения выреза (например, Δb=0,3 см).

  2. Определите значения наибольшего объема коробки для нескольких значений длины картонного листа.

  3. Результаты экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной таблицы по образцу.

  4. Сравните значения наибольшего объема и соответствующего выреза, полученные в 3-м и 4-м экспериментах.

    Эксперимент 4

    Шаг изменения выреза 0,3 см

    Длина стороны листа

    Вырез

    Объем

    40



    60



    80



  5. Сделайте вывод, позволяет ли уменьшение шага изменения выреза точнее определить наибольший объем и соответствующий вырез. Запишите вывод после таблицы результатов экспериментов.


5 эксперимент. Подбор размера исходного картонного листа. (Слайд №9)

  1. Для подбора размера исходного картонного листа изменяйте значение ячейки и определяйте наибольший объем коробки, пока не добьетесь заданной величины.

  2. Результаты экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной таблицы по образцу.

Эксперимент 5

Шаг изменения выреза 1 см

Длина стороны листа

Вырез

Объем



3500



5000



12000


IV Этап. Анализ результатов моделирования. (Слайд №10)

По результатам экспериментов сформулируйте выводы.

(Обучающиеся по очереди формулируют выводы каждого эксперимента)


  1. Рефлексия.

Довольны ли вы своими результатами?

Какую бы вы себе поставили сегодня оценку за урок? Поставьте эту оценку под своей работай в электронной таблице.


Ребята, мы с вами проделали большую работу, сделали выводы, но одним из важных вопросов исследовательской деятельности является составление отчета о результатах. Поэтому:


Д/З: (Слайд №11)

Выполнить отчет в виде составного документа, в который включить:

  • описание постановки задачи,

  • информационную модель (таблица),

  • геометрическую модель (чертеж, схема),

  • математическую модель (используемые формулы),

  • результаты экспериментов и выводы.

Все разделы отчета снабдить соответствующими заголовками. (можно выполнить дома в рукописной форме, а затем в классе составить составной документ).

Разработка урока информатики на тему "Моделирование в среде табличного процессора. Компьютерный эксперимент" (9 класс)
  • Информатика
Описание:

1.     мы с вами ходим в магазин. Для чего? (Чтобы делать покупки) А в каком виде вы покупаете товар в магазине? Как он упакован? Какие виды упаковки вы встречали?

Конечно, каждый из вас знает, что для упаковки товаров, как правило, используются коробки всевозможных форм и размеров, поэтому изготовление упаковки уже давно стало самостоятельной отраслью производства. Перед началом производства необходимо решить следующие вопросы:

-        Как изготовить коробку?

-        Какого она будет объема?

-        Сколько получится отходов?

Обучение – отработать навыки выполнения компьютерного эксперимента в электронных таблицах. Провести компьютерный эксперимент.

2.      Развитие операционно-контрольных умений, умений экспериментировать с помощью компьютера, исследовать, оценивать результаты выполненных действий,  умений делать выводы.

 

3.      Воспитание самостоятельности, ответственности, инициативности, уверенности в своих силах.

Автор Панюшкина Марина Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 721
Номер материала 22934
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓