Главная / Химия / разработка урока химии в 9 классе по теме

разработка урока химии в 9 классе по теме

Шитикова Наталья Ивановна, учитель химии МБОУ « Краснооктябрьская СОШ»

Химия 9 класс

Тема: Азотная кислота

(Урок независимое расследование)

Цель урока: продолжить формирование у учащихся понятия «кислота» на примере азотной кислоты; создать условия для выявления общих и специфических свойств азотной кислоты посредством решения экспериментальных задач.

Формируемые УУД:

-Личностные:

- самоопределение – повысить мотивацию учащихся через ученический химический эксперимент;

- смыслообразование – способствовать проявлению интереса к новому; умение использовать имеющиеся знания и личный опыт при изучении физико-химических свойств и областях применения азотной кислоты;

-Коммуникативные – умение планировать парную и групповую работу на уроке; умение слушать и понимать речь учителя, одноклассников, обмениваться мнениями при работе;

-Познавательные – формулировать цели урока; устанавливать причинно-следственные связи при изучении химических свойств азотной кислоты; выдвигать гипотезу и доказывать ее посредством химического эксперимента; строить логическую цепь рассуждений при изучении прмышленного способа получения азотной кислоты;

-Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценочную информацию со стороны одноклассников и учителя по поводу правильности ответов; развивать волевую регуляцию.

Задачи урока:

Образовательные:

- расширить и привести в систему знания о свойствах азотной кислоты;

- продолжить совершенствование умений составлять уравнения химических реакций, электронного баланса в окислительно-восстановительных реакциях и написания полных и сокращенных ионных уравнений реакций.

Развивающие:

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся;

- развитие умений сравнивать, делать выводы, читать схемы;

Воспитательные:

- продолжить формирование культуры работы с реактивами;

- развитие экологического мышления;

- воспитывать сотрудничество;

- способствовать развитию грамотной химической речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный; словесный (рассказ, эвристическая беседа); наглядные (презентация, видео опыт); работа с книгой.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Вещества: растворы азотной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, фенолфталеин, оксид меди (II), индикаторы

Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс ваш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Повернитесь к нашим гостям поприветствуйте их своими улыбками ведь гости у на сегодня не простые это те кто любят химию так же как я и надеюсь вы …

А теперь -посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пожелаем друг другу удачи, рабочего настроения, азартного поиска ответов на все интересующие вас вопросы. И я уверена, что все у нас сегодня на уроке получится.

Девизом урока будут слова: (Слайд 3)

Внимательно слушайте – и всё услышите

Внимательно смотрите и вы все увидите

Думайте и вы обязательно все поймете !

Удачи

Только тот, кто не боится неудач, сможет достичь успеха!

Ну что начнем ….

Работа у доски 2 человека

1.Задача

2.Схема превращений

1Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х:

N2 -> X -> NH4Cl

NO2 -> X -> NH4NO3

2. Работа с тестом «Азот и его соединения» (на компьютере)2 человека


Знакомые незнакомцы : На магнитной доске 5 моделей молекул оксидов азота Кто они ? Запишите их формулы, расставьте степени окисления азота.


Слайд 4 .АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ

  1. Газообразный при обычных условиях

  2. Не имеет запаха

  3. Бесцветный

  4. В воде малорастворим

  5. Степень окисления азота -3

  6. В воздухе не горит

  7. Горит в кислороде

  8. Взаимодействует с кислотами с образованием солей

  9. В молекуле между атомами ковалентная полярная связь

10. Взаимоотношение с водородом в присутствии катализатора

11. он является важнейшим биогенным элементом.

12. водный раствор имеет щелочную среду

13. он проявляет только восстановительные свойства

14. в атмосфере этого газа хранят рукописи

  1. он легко сжижается и поэтому применяется в холодильных установках (проверяем, обмениваемся тетрадями слайд 5 )

азот

аммиак

  1. 1,2,3,4,6,10,11,14

  1. 1,3,5,7,8,9,12,13,15

Все остальные внимательно слушают текст.Ошибка в газете Слайд 6 ,7

На столе я собрала прибор для получения аммиака? Все ли верно ? Исправьте?


6.Мы купаемся в океане азота. Мы вдыхаем азот даже в большем объёме, чем кислород. Но и выдыхаем его же. Почему азот не вступает в химические реакции? Можно ли его заставить реагировать с другими веществами?


Итак, какие соединения мы повторили и теперь внимание, таинственный ящик ! Слайд 8

В нем находится таинственная особа . Кто она ?

прослушав информацию, вы назовете тему урока.

В (15в) – называли в старину ее зияющей красным гасом кислотой или селитряной дымистой водкой. «Она родилась в самой волшебной, самой удивительной стране – химической лаборатории. Ее папа – оксид азота (IV), был мужчина злого нрава и носил прозвище «Лисий хвост». Ее мама была простой спокойной женщиной и звали ее Вода. Она появилась маленькая и бесцветная и дали ей красивое женское имя – Кислота, а от отца она унаследовала фамилию Азотная». Назовите тему урока.

В тетрадях: Тема урока: «Азотная кислота» Напишите реакцию на доске

Предложите план изучения темы

  1. Состав и строение молекулы.

  2. Физические свойства.

  3. Химические свойства.

  4. Получение

  5. Применение

Золото всегда привлекало людей и сегодня многие из нас носят золотые украшения. Иногда предлагают золотые изделия купить с рук, соблазняя дешевизной. Но при этом можно нарваться на подделку из меди. Как определить, золотое изделие или медное? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке, в ходе независимого расследования «И это все о ней» или« Царская взрывоопасная особа»

Почему ящик в котором находилась кислота -красный (Красный цвет – цвет опасности, предупреждения )

1. Состав и строение молекулы азотной кислоты: слайды 9-12

1) Назовите формулу азотной кислоты - hello_html_m12078553.png. Определите степень окисления
2) Напишите графическую формулу азотной кислоты.
3) Валентность азота равна IV, а степень окисления + 5.

hello_html_27698483.png Это одноосновная кислородосодержащая кислота.

2. Физические свойства.

Бесцветная жидкость, с едким запахом , более концентрированная – желтого цвета от избытка оксида азота (IV). Плотность кислоты hello_html_m4d9b1771.png, температура кипения + 86 градусов, температура замерзания - 41 градус.

Слайды 13 -17

Химические свойства. Независимое расследование А характерны ли азотной кислоте общие свойства кислот? Чтобы это выяснить, я предлагаю провести химический эксперимент. Напоминаю вам, что вы работаете с кислотами и щелочами и необходимо соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторного опыта. У вас на партах имеются лотки и инструкция по выполнению эксперимента, ознакомьтесь с ней.

  1. Вспомним, какие свойства характерны для кислот (изменяют цвет индикатора, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями).
    2) Азотная кислота – сильная кислота, степень диссоциации ее = 1.

  2. Докажите? Что вам для этого понадобится ? (метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага)

  3. Проверим, изменяет ли цвет индикатора азотная кислота (учащиеся выполняют опыты).

Опыт 1.

В раствор азотной кислоты помещаем индик бумагу. Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет. Почему изменилась окраска индикатора? (В ней присутствуют ионы водорода). Напишите диссоциацию азотной кислоты. 
hello_html_macabaff.png

Опыт 2.

Взаимодействие с оксидами металлов. В пробирку с оксидом магния наливаем азотную кислоту. Оксид магния растворяется. Напишите уравнение реакции.
hello_html_m2832fa81.png. Напишите полное ионное уравнение.

Опыт 3.

Взаимодействие с основаниями. В пробирку с раствором гидроксида натрия добавляем азотную кислоту (в азотной кислоте раствор метилоранж). 
hello_html_152845ff.png. Напишите полное ионное уравнение.

Демонстрация опыта взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом меди и раствором карбоната натрия. Напишите молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения.

Таким образом, азотная кислота – сильная кислота, обладает общими свойствами всех кислот.  Практически ничем не отличается

Слайд 18 Физминутка

Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород.

Выдохнув: из легких чистых газ уходит углекислый.

Руки вверх, потом вперед – не поймать нам водород.

Руки в стороны. Ходить. Будем с химией дружить.


Слайды 19-22

Особа, кто такая особа в каком смысле употребляется это слово - особая

работа с текстом (приложение)

Специфические свойства азотной кислоты – взаимодействие с металлами. 
Демонстрация опыта с медью - выделяется бурый газ (видео )

hello_html_m1a9a303e.png

работа с табл. учебника Химия -9 с. 125

Предложите, в какой цистерне вы будете перевозить концентрированную азотную кислоту, ведь она реагирует со всеми металлами?

Слайд 23 Пассивация (видеопыт)

Слайд 24 Почему взрывоопасная?

Прочтите текст. Ответьте на вопросы

  • Благодаря этому веществу русский учёный В.Ф. Петрушевский в 1866 году впервые получил динамит.

  • Это вещество – прародитель большинства взрывчатых веществ (например, тротила, или тола).

  • Это вещество является компонентом ракетного топлива, его использовали для двигателя первого в мире советского реактивного самолёта БИ – 1.

При нагревании азотная кислота разлагается:

hello_html_15756dd1.png

Двое учащихся у доски пишут уравнения, составляют электронный баланс.

hello_html_5206cc47.png

видеопыты:

  • С бензолом – получение взрывчатых веществ

  • Скипидар

  • с красным фосфором

Поэтому концентрированная азотная кислота и ее растворы требуют большой осторожности в обращении. Она может воспламенять многие органические вещества,

Слайд 25 Химический кислотный ожог

При попадании кислоты на кожу – кожа желтеет. Таким образом, кислота обладает не только общими свойствами кислот, но и специфическими.

  • С белками – появление ярко-желтого окрашивания с шерстью на коже оставить болезненные язвы, а на одежде дыры.

Скажите как оказать первую помощь ? слайд ( поврежденный участок кожи сразу же следует промыть большим количеством воды и затем нейтрализовать раствором питьевой соды и снова смыть водой )

Влияние на организм человека текст

В окружающую среду азотная кислота поступает со сточными водами

машиностроительного, лакокрасочного, текстильного, полиграфического

производств. Пары азотной кислоты приблизительно на 25% токсичнее, чем оксид азота (IV). Присутствие азотной кислоты в воздухе в виде тумана

вызывает у людей раздражение дыхательных путей, поражает зубную эмаль, поражает роговицу глаз; возможны неврологические нарушения, расстройства желудочно-кишечного тракта, токсический гепатит.

Слайд 26

Почему Царская ? Слышали лы вы о царской водке? (с 124 учебник ) Это вещество в смеси с соляной кислотой растворяет платину и золото, признанное «царём» металлов. Сама смесь, состоящая из 1-ого объёма этого вещества и 3-х объёмов соляной кислоты, называется «царской водкой».

Слайд 27 «Не все золото, что блестит»

В ювелирной Мастерской ( Зная свойства кислоты и золота ответьте как проверить действительно ли золотой браслет?)

Демонстрация (взаимодействие изделия с конц. азотной кислотой, если раствор окрасился в голубой цвет и выделяется бурый газ (оксид азота), то изделие содержит медь. (опыт проводится под тягой)

Слайд 28 А кто и когда впервые получил азотную кислоту?

ГЛАУБЕР Иоганн Рудольф (1604-1670), немецкий химик и врач. Получил чистую азотную кислоту в 1650 году действием концентрированной серной кислоты на нитрат натрия. Это был лабораторный способ получения азотной кислоты. Запишите уравнение реакции.

Слайд 29 Задание Расшифруйте текст

Слайд 30 Схема получения азотной кислоты

Слайд 31 Применение

Слайд 32- 33 Закрепление « Да» или «нет »слайд

Слайд 34 Домашнее задание

Слайд 35 Рефлексия А напоследок я скажу…».

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось


Слайд 36 Полезные и ужасные нитраты. Может ли такое быть?



разработка урока химии в 9 классе по теме
  • Химия
Описание:

 Разработка урока химии в 9 классе по теме " Азотная кислота". Урок в форме исследования, предусматривает различные формы и методы работы на уроке: объяснительно-иллюстративные  (беседа, объяснение учителя,), средства ИКТ (слайды, ВИДЕО ОПЫТЫ,демонстрационный эксперимент), лабораторные опыты, эвристические методы (беседа о соответствии строения и свойств молекул), исследовательский метод (исследование физических и химических свойств азотной кислоты).

На данном уроке «Азотная кислота » становится возможным, обсудить видеодемонстрации таких химических процессов, которые нельзя осуществить в школьном химическом кабинете из-за опасных свойств реагирующих веществ, их токсичности, но изучение этих процессов входит в школьную программу

Автор Шитикова Наталья Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 658
Номер материала 51960
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓