Главная / Химия / Разработка урока химии в 9 классе «Аллотропные модификации и свойства углерода»

Разработка урока химии в 9 классе «Аллотропные модификации и свойства углерода»

hello_html_m3a9a8ec5.gifСлавянский район

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательная школа-интернат п. Совхозного Краснодарского края





Разработка урока химии в 9 классе

«Аллотропные модификации и свойства углерода»



http://images.sodahead.com/polls/001715827/4311377411_diamond_01_answer_1_xlarge.jpeg











Учитель химии высшей категории

Гаранжа Наталья Алексеевна

2009-2010 учебный год



http://content.foto.mail.ru/mail/lenaminsk3/_animated/i-1416.gif

ПЛАН - KOHСПЕКТ УРОКА

ПО ТЕМЕ

Аллотропные модификации и свойства углерода.

ЦЕЛИ УРОКА .

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: актуализировать знания о строении атомов химических элементов на примере углерода, сформировать понятие об алмазе и графите как аллотропных модификациях углерода, об адсорбции угля; изучить химические свойства и окислительно-восстановительную способность углерода, закрепить навыки решения расчетных задач.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать познавательную активность, умение переносить знания в новые ситуации, наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы, аргументируя их; развивать творческий подход при подготовке сообщений.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать познавательный интерес, культуру речи, формировать ответственность, творческое отношение к труду и мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Эпиграф урока.

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема

Кроме сосуда знаний, он постоянно расширяется.

Арабская пословица.

ХОД УРОКА.

I Оргмомент.

II.Основная часть.

УЧИТЕЛЬ. Каждый день на каждом уроке ваши сосуды знаний пополняются хотя бы одной новой капелькой. Сегодня мы пополним сосуд наших знаний знаниями об элементе углероде, строении его атомов, аллотропных модификациях и химических свойствах.

Углерод – элемент необыкновенный, сказочный, поэтому мы - в сказке. В сказочном царстве, химическом государстве жил-был граф Углерод. Он был очень важной персоной, так как находился в родстве со всеми живыми организмами. Граф был мягким и добродушным, говорил он большей частью стихами.

Я здесь, коллега

Альфа и омега.

В химии я -

Гениальный поэт.

Я - Углерод

И неспроста

Свет превращаю

В зелень листа.

Нефть я и газы

В недрах прессую,

Углем по извести

Землю рисую…

УЧИТЕЛЬ. Начнем наше знакомство с графом Углеродом с изучения поместья и социального статуса Углерода - определения его положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атома. Капризен ли он, проявляя свои степени окисления, часто ли их меняет?

Ученики на доске и в тетрадях записывают строение атома С и возможные степени окисления.

УЧИТЕЛЬ. Граф Углерод был мягким и добродушным но, когда случалось вступать с кем-то в спор, когда на него оказывали давление, и доводили его до “белого каления”, Углерод становился совсем другим, непохожим на самого себя: очень твердым, бесцветным, прозрачным. В такой момент он был необычайно хорош и привлекал внимание всех красавиц сказочного государства.

Ребята подготовили сообщения о состояниях графа Углерода. Как мы называем простые вещества одного элемента? Какие аллотропные модификации есть у углерода?

Учащиеся представляют углерод и графит.

Физические свойства алмаза и графита

В чем причина такого отличия? Демонстрация моделей кристаллических решеток алмаза и графита выяснение разницы в длине связей и порядке соединения атомов между собой.

УЧИТЕЛЬ. Большие алмазы встречаются редко. В XVIII веке один европейский король послушал совета какого-то алхимика попробовать сплавить алмазы в один большой кристалл. Носил ли после этого монарх свои украшения?

Сейчас это возможно. Из графита получают искусственные алмазы при температуре около 1500 градусов и высоком давлении .

Сходен с графитом по строению древесный уголь. Это вещество аморфное и пористое. Площадь пор в древесном угле массой 1г может составлять несколько десятков и даже сотен квадратных метров. Уголь обладает способностью к адсорбции.

Понятие адсорбции.

УЧИТЕЛЬ. Углерод очень любил принимать гостей, проявляя при этом свои окислительные способности. С водородом он образовывал углеводороды, а с друзьями-неметаллами - карбиды



С + 2 Н2.=СН4 метан

4A I + 3С = A I4C3 карбид алюминия

Ученики записывают на доске и в тетрадях уравнения реакций углерода с водородом и алюминием с электронным балансом

УЧИТЕЛЬ. Давайте откроем дверь с надписью « СН4’».

Вы видите, здесь целое царство Углерода, где он правит. Это царство называется Органическая химия или ласково – Органика. В нем очень много веществ, и в каждом обязательно есть атомы углерода.

УЧИТЕЛЬ. Благодаря восстановительным свойствам в реакциях с кислородом у Углерода было два сына : Угарный газ –Угарик и Углекислый Газ -Углекислик.

Ученики на доске и в тетрадях записывают уравнения реакций углерода с недостатком и с избытком кислорода с составлением электронного баланса. Демонстрация горения угля в кислороде.

2 C + О2 =2 СО угарный газ

С + О2 =С О2 углекислый газ

Дети росли, а отец радовался, глядя на них. Угарик был бесцветным, без запаха, легче воздуха, он огорчал отца тем, что прочно соединялся с гемоглобином крови, и кровь уже не могла переносить кислород. Это было смертельно опасно.

Углекислик был бесцветным, дружил с основными оксидами и щелочами , образовывая соли, и страшно гордился тем, что мог превратиться в ‘’сухой лед”.

Однажды граф Углерод с сыновьями поехали на бал в Водное царство, их встретила там принцесса Вода. Она была так прекрасна в своем ослепительно-голубом наряде, что Углекислый Газ сразу влюбился. Весь вечер он танцевал только с принцессой и покорил ее сердце. У них родилась дочь. Ей дали красивое имя – Кислота. От отца она унаследовала фамилию – Угольная. Внучка Углерода была непоседой и баловницей, а, когда сердилась, то пускала пузыри и шипела.

Восстановителем был Углерод и в реакциях с оксидами металлов. Демонстрация восстановления углем меди из оксида меди(II) .Запись уравнения реакции на доске и в тетрадях.

2Cu O + C = 2Cu + C O2

УЧИТЕЛЬ. Итак, мы обошли все поместье Углерода. Граф очень любит загадки и предлагает нам разгадать одну из них.

Шел солдат по полю, решил привал сделать, письмо домой написать да нечем. Тут он нашел черный камешек, попробовал – рисует. Написал камешком письмо да поспать решил. Бросил камешек в огонь – тот вспыхнул, только дым пошел. Дождь дым остановил, к земле прибил; водица текла тяжелая, известковая. Стала сохнуть вода, кое-где осталась, а где высохла – там уж белые камешки лежали. Проснулся солдат, удивился, как дождь из черного камешка белый сделал. Взял он белый камешек, провел им по валуну, глядь, – а он рисует. Удивился солдат и пошел дальше.

С → СО2 → Н2СО3 → СаСО3

От трудов и забот

Отдыхает Углерод.

Не тревожьте сладкий сон,

Почивать изволит он.

Не шумите у ворот,

Спит Великий Углерод.

III.Закрепление.

УЧИТЕЛЬ. Мы обошли все поместье графа и познакомились со всеми его многочисленными родственниками. Я предлагаю вам, ребята…

IV. Интеллектуальное шоу.

Дорогие ребята, химия – наука серьезная. Но химики тоже могут смеяться!

Ведут 2 ученика.

1-й ведущий

Основа юмора, смеха и радости – это чувство превосходства, преимущества в каком-либо отношении над другими, иногда над самим собой. Данное чувство благоприятно влияет на общее состояние организма, улучшая обменные процессы, и способствуя, в конечном итоге, значительному продлению его жизни.

2-й ведущий:

У нас остается очень мало времени на развлечения и отдых, если вообще оно есть. Это приводит к накоплению стресса и ухудшению нашего здоровья. Нервные клетки не восстанавливаются, но их можно укреплять и защищать.

1-й ведущий:

Благодаря смеху очень серьезные и неразрешимые на первый взгляд проблемы вдруг оказываются не такими уж страшными, плохое настроение пропадает само по себе, депрессия прекращается, и на горизонте вновь появляется какая-то надежда. Жизнь становится более яркой, заряженной положительными эмоциями.

2-й ведущий:

Американские ученые сделали открытие: смех - это, образно говоря "внутренняя аэробика". Когда человек вовсю улыбается, хохочет, заливается смехом, улучшается работа сердца, кровь обогащается кислородом, а лишние калории сгорают быстрее. Так что почаще веселитесь!

1-й ведущий:
А теперь, давайте, займемся внутренней аэробикой!

Послушайте интересные случаи из жизни ученых-химиков.

2-й ведущий:.

Как-то Бородин пригласил к себе на вечер друзей. Играли его произведения, ужинали, беседовали. Неожиданно Бородин встает, одевает пальто и прощается.
— Куда это вы, Александр Порфирьевич?
— Будьте здоровы, мне некогда, уже и домой пора: у меня завтра лекция...
Раздается взрыв смеха, и только тогда хозяин понял, что он у себя дома.

1-й ведущий:
Рассказывают и о другом случае, происшедшем как-то с Бородиным. Однажды, уходя из дому и опасаясь, что во время его отсутствия к нему может прийти кто-либо из друзей, он приколол к входной двери записку: "Буду через час". Вернувшись через некоторое время и увидев записку, он огорчился:
— Какая досада! Впрочем, ничего не поделаешь — придется подождать...
И, вздохнув, устроился на скамейке в ожидании... самого себя!

2-й ведущий: Однажды Бородин поехал с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин, отличавшийся рассеянностью, никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник подозрительно посмотрел на него. В это время в комнату вошла Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней:
— Катя! ради бога, как тебя зовут?

1-й ведущий: Богатырские забавы профессора Зинина. Рассказывают, что известный химик-органик Николай Николаевич Зинин не только бранил нерадивых студентов, но поколачивал их. Никто из них, как ни странно, на это не обижался.
Впрочем, в потасовке разрешалось и дать сдачи профессору...
Но охотников тягаться с Зининым не находилось: Николай Николаевич обладал богатырской силой и мог так сжать противника в объятиях, что тот потом долго приходил в себя.
 

2-й ведущий: Хотя лекции Бунзена и были очень интересными, многие студенты по привычке прогуливали и их. В конце каждого семестра к нему приходили на сдачу экзаменов совершенно незнакомые ему молодые люди.
— Что-то я вас не припомню, — сказал как-то Бунзен одному студенту, протягивающему ему зачетную книжку.
— И я вас, господин профессор, — находчиво поддакнул профессору студент, — а все потому, что сидел за колонной. Между нами говоря, ее место явно не в аудитории.
— Возможно, что и так, — задумчиво согласился Бунзен. — Но никогда бы не догадался, что за этой колонной умещается столько людей!

1-й ведущий:

В свободное время Менделеев любил переплетать книги, делать чемоданы. Однажды, когда ученый покупал необходимые ему материалы кто-то, увидев бородатого Менделеева, спросил продавца:

Кто это такой? — Как же, его все знают, — ответил продавец. — известный чемоданных дел мастер Менделеев.

2-й ведущий: В 1943г. знаменитый датский ученый, лауреат Нобелевской премии Нильс Бор, спасаясь от гитлеровских оккупантов, бежал из Копенгагена. Побоявшись взять с собой золотую нобелевскую медаль, он растворил ее в «царской водке», а колбу с полученным раствором спрятал в своей лаборатории. Вернувшись домой после освобождения Дании, он выделил химическим путем золото из этого раствора и заказал сделать из него такую же медаль заново.

1-й ведущий:

Однажды во время обучения Нильс Бор плохо подготовился к зачету, и его выступление оказалось слабым. Бор, однако, не пал духом и в заключение с улыбкой сказал:
— Я выслушал здесь столько плохих выступлении, что прошу рассматривать мое нынешнее как месть.

2-й ведущий:

Во многих лабораториях раньше не было приспособлений, защищающих от взрыва. Не было их и в лаборатории Вюрца в Париже. Как-то один из друзей Вюрца встретил его, прогуливающегося с озабоченным видом на площади перед лабораторией. На вопрос, что он тут делает, Вюрц ответил:
— Я ожидаю результата опыта.
1-й ведущий

Однажды на камзоле Ломоносова продырявились локти. Повстречавший его друг ехидно заметил по этому поводу:
— Ученость выглядывает оттуда...
— Нисколько, сударь, — немедленно ответил Ломоносов, — глупость заглядывает туда!

2-й ведущий

В один из дней 1837г. В подвале частного пансиона в Казани раздался оглушительный взрыв. Виновником его оказался воспитанник Саша Бутлеров, увлекавшийся химией и тайно от начальства превративший подвал в свою «лабораторию». За это он был посажен в карцер и по мудрому решению педагогического совета был выведен в столовую с повешанной на груди доской, на которой крупными буквами было написано: «ВЕЛИКИЙ ХИМИК».

Придумывая эту издевательскую надпись, незадачливые воспитатели Саши не допускали, конечно, и мысли, что она может стать пророческой, что заклейменный ею «нарушитель пансионных правил» станет действительно великим химиком –Александром Бутлеровым.

Вот такими несерьезными, друзья, могут быть серьезные химики.


V. Задание :

Вычислить объем кислорода, необходимого для сжигания угля массой 150г, массовая доля углерода в котором составляет 80% .

§ 28, стр. 126-131.

Разработка урока химии в 9 классе «Аллотропные модификации и свойства углерода»
  • Химия
Описание:

  Разработка урока химии в 9 классе    «Аллотропные модификации и свойства углерода» по программе О.С. габриеляна.

Структура урока  позволяет актуализировать  знания  остроенииатомов  химических  элементов  на        примере     углерода,  сформировать  понятие  об  алмазе  и  графите  как  аллотропных  модификациях  углерода,  об  адсорбции  угля;  изучить  химические  свойства  и  окислительно-восстановительную  способность  углерода,  закрепить  навыки  решения  расчетных  задач. Сведения о соединениях углерода раскрываются в занимательной форме сказки, что позволяет усилить мотивационную составляющую. Вторая часть занятия проводится в форме интеллектуального шоу.


Автор Гаранжа Наталья Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 643
Номер материала 22618
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓