Главная / Химия / Разработка урока химии в 8 классе по теме "Химические свойства солей"

Разработка урока химии в 8 классе по теме "Химические свойства солей"

hello_html_392b42cb.gifhello_html_m3518fa5e.gifhello_html_72d69f0b.gifhello_html_m5951b446.gifhello_html_536dbc3c.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_m61703edf.gifhello_html_392b42cb.gifhello_html_m6f8b8788.gifhello_html_76321f19.gif Муниципальное образовательное учреждение Шараповская средняя общеобразовательная школа











РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ

в 8 КЛАССЕ

с использованием ИКТ





ТЕМА УРОКА:



ХИМИЧЕСКИЕ

СВОЙСТВА СОЛЕЙ



Учитель: Каравашкина А.И.









ЦЕЛЬ:

для учителя: создать условия для самостоятельного добывания знаний о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации.

для ученика: самостоятельно добыть знания о химических свойствах солей.

Задачи: 1. Экспериментальным путём изучить химические свойства солей, формировать химические компетенции учащихся: составление названий и формул солей, уравнений в ионном виде.

2. Развивать ключевые компетенции, навыки прогнозирования , умение классифицировать, вычленять проблему, находить пути решения.

3. Воспитывать культуру интеллектуального труда, коммуникативные навыки, интерес к предмету.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: классификационный, исследовательский, эвристическая беседа

ОСНАЩЕНИЕ: пробирки, растворы солей и кислот, железная пластинка, карточки с формулами солей, рабочие листы с тестами и таблицей самоконтроля, мультимедийная презентация к уроку, видеофрагмент «Электролитическая диссоциация», электронное пособие «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Химия 8-9 класс».

















Этапы урока. Содержание этапов.

Обоснование этапов



  1. Организационно – мотивационный этап. (2 мин)

1. Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, дежурных, назначение «дежурного по электронной почте».

2. Выступление филолога, историка и биолога – защита мини-проекта «Соль- это жизнь или смерть?».

Активизация учащихся. Им предлагается найти ответ на вопрос и высказать свою точку зрения, даже если она не совпадает с таковой товарищей.письмо.jpg

Филолог:

  • Без соли и хлеб не естся.

  • Рассыпать соль – к несчастью.

  • Без золота прожить можно, а без соли – нет.

  • Собираясь в дальнюю дорогу, заверни соль в тряпицу и повесь на грудь – принесёт удачу.

Каких только нет поверий, пословиц, поговорок о соли. В Ветхом завете соль упоминается около 50 раз. Соляной налог на Руси был самым тяжёлым.

Историк: Во многих странах соль заменяла деньги, за неё воевали. Война между Римом и Карфагеном была борьбой за владычество на Средиземном море, за обладание соляными промыслами. Считают, что массовая гибель наполеоновских солдат при отступлении из Москвы произошла по причине нехватки поваренной соли в пище.

Биолог: В современном мире существует мнение, что соль – это белый яд. Действительно, при разовом переедании соли неизбежен летальный исход. Летальная доза составляет 3г на 1 кг массы тела. В то же время для поддержания нормальной жизнедеятельности человеку требуется 7 – 10 г соли в сутки. Я сделала расчёт потребления соли и выяснила, что за месяц я съела примерно

10* 30= 300 г соли

За год: 300 г *12= 3 кг 600г

За свою жизнь: 3кг 600г * 14 =50 кг 400г

Заслушивание мнений учащихся о необходимости умеренного потребления соли.








Создание рабочего настроя, деловой, доброжелательной атмосферы.

Мотивация учащихся к активной учебной деятельности, реализация межпредметных взаимосвязей, всестороннее развитие личности. Развитие умений по самостоятельному вычленению и решению проблем. Реализация компетентностного подхода, осознание личностной значимости изучаемого материала.




  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

(10 мин)

  1. Индивидуальные задания у доски.

  • «Вода мёртвого моря».

К доске прикреплены карточки с символами ионов. Из них нужно составить формулы солей так, чтобы они не повторялись. Так мы узнаем химический состав воды Мёртвого моря.

Na+ SO4 2- Na+ Cl- Cl- Mg2+ K+ Br-

Из данного набора ионов получаются формулы солей: сульфата натрия, хлорида магния, бромида калия.

  • Составить формулы солей:

Стр. 225 № 2 учебника

Сульфат калия – K2SO4, гидросульфат калия, карбонат магния MgCO3, гидрокарбонат магния – Mg(HCO3)2, фосфат натрия – Na3PO4, гидрофосфат натрия Na2HPO4, дигидрофосфат натрия – NaH2PO4. Почему именно фосфорная кислота образует три ряда солей? Какие кислоты не образуют кислых солей? Почему?

  1. Интеллектуальная разминка.

На столах учащихся – карточки с формулами солей. На экране появляется название соли, ученик поднимает соответствующую карточку с формулой и называет её. После этого на экране появляется правильный ответ – формула с иллюстрацией, отражающей применение соли.

По окончании игры один ученик собирает карточки и распределяет их на доске на три группы: средние, кислые, основные.

  • Что такое соли в свете теории ЭД?

  • Какие соли называют средними, кислыми, основными?









Повторение знаний о классификации солей, их диссоциации, умений по составлению формул и названий.

  1. Целеполгание. (1 мин) Соли проникают во все сферы человеческой деятельности. Почему их нужно изучать? Сегодня на уроке вы убедитесь в том, что не менее важно знать химические свойства солей. Цель урока – открыть их.

Осознание и принятие целей урока учащимися.



4. Домашнее задание: (1 мин)

Обязательное для выполнения:

Прочитать параграф 41, 2 задания рабочей тетради на выбор: №4- №10 стр.156 -161

Дополнительное (по желанию):

Провести мини- исследование «Соли в нашем доме», выяснив, какие соли есть на кухне, в ванной, домашней аптечке; выписать их формулы и названия. Можно оформить презентацию, фотоальбом, буклет.




Дифференциация домашнего задания, осуществление связи изучаемого материала с жизнью, повседневным бытом учащихся.

  1. Операционно- исполнительский этап.

( 20 мин)

На экран выводится слайд с электронным письмом, дежурный по электронной почте открывает его.

Задание.

Новый железный бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака. ( Садоводы)

Учитель: смоделируем эту жизненную ситуацию.

Постановка демонстрационного эксперимента. В стакан с раствором медного купороса опускается железная пластинка, предварительно зачищенная наждачной бумагой.

- Я известно с давних пор

И имею спрос.

Опусти меня в раствор-

В медный купорос.

Изменить хочу я соль.

Ну –ка, выйди, соизволь.

Удивительный момент!

Стал другим раствор.

Вытесняю элемент,

Не вступая в спор.

На меня взгляни, ответь:

Что на мне осело?

Дети: Медь!



- Составьте уравнение происходящей реакции и определите её тип.



CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 (реакция замещения)



- Почему разрушились стенки бака? Из какого металла следует изготовить бак во избежании разрушения? Почему?

- Мы только что открыли одно из химических свойств солей. Какое? С чем реагируют соли?

На доске прикреплены карточки обратной стороной. Вскрывается и переворачивается первая карточка с надписью:



СОЛЬ + МЕТАЛЛ = ДРУГАЯ СОЛЬ + МЕТАЛЛ

более активный менее активный



- Второе свойство солей нам поможет открыть видеосюжет. Проведите эксперимент, составьте уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. Повторим правила безопасной работы в кабинете химии. На столах у вас лежат памятки. О чём говорят предупреждающие знаки? Просматривается видеосюжет, на доске и в тетрадях составляется уравнение:



AgNO3 + NaCl = NaNO3 + AgCl

Ag+ +NO3- +Na+ + Cl- = Na+ +NO3- +AgCl



Ag++ Cl- = AgCl

Открывается карточка:

СОЛЬ 1+ СОЛЬ 2 = СОЛЬ 3+СОЛЬ 4

- А у нас снова электронное письмо.

Задание.

В нашем городе из – за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Можно ли их спасти? (Горожане).

Подсказка:

На земле живут три брата из семейства Карбонатов.

Старший брат – красавец мрамор,

Славен именем Карары,

Превосходный зодчий он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

И способен, и умел

Младший мягкий братец мел.

Как рисует, посмотри,

Это СаСО3!



Делается вывод о взаимодействии солей с кислотами, открывается карточка, выполняется моделирование ситуации – ученический эксперимент «Взаимодействие мела с азотной кислотой». На экране демонстрируется уравнение реакции.



СaCO3 + 2HNO3= Ca(NO3)2 + CO2 + H2O

СaCO3 + 2 H+ + 2 NO3- = Ca2+ 2NO3 -+ CO2 + H2O

CaCO3 +2H+ = Ca2++ CO2 +H2O

Образование кислотных дождей происходит из –за выбросов в атмосферу оксидов серы и азота. Установка очистных сооружений поможет спасти памятники архитектуры.



CОЛЬ + КИСЛОТА = ДРУГАЯ СОЛЬ + ДРУГАЯ КИСЛОТА

- Осталось одно не открытое свойство солей. Как вы думаете - какое? В случае затруднения – открывается карточка.

СОЛЬ + ЩЁЛОЧЬ = ДРУГАЯ СОЛЬ + ОСНОВАНИЕ

- Соли взаимодействуют со щелочами, если при этом образуется осадок. Демонстрация эксперимента. Взаимодействие соли железа с гидроксидом натрия. На экране демонстрируется уравнение реакции.



FeSO4 + 2NaOH = Na2 SO4 + Fe(OH)2

Fe 2++SO42-+2Na+ +2OH- =2Na++SO42- +Fe(OH)2

Fe 2+ +2OH-=Fe(OH)2

Выводы: Соли взаимодействуют с металлами, друг с другом, кислотами и щелочами. Обязательным условием протекания реакции является образование осадка, газа, воды или мало диссоциирующего вещества.




Введение в тему, осуществление взаимосвязи теории с практикой.











Использование элемента занимательности, необычное преподнесение демонстрационного эксперимента.



















Внутрипредметное повторение.







Формирование умения прогнозировать протекание химической реакции, используя электрохимический ряд напряжений металлов.



















Обучение умению работать с различными источниками информации. Повторение правил безопасной работы в кабинете.















Экологическое воспитание, решение практических задач.

















Моделирование экологической ситуации, поиск пути решения проблемы.

6.Коррекционно - контролирующий этап.(10 мин)

1. ИГРА – ЭСТАФЕТА.

Проводится эстафета между 1 и 2 вариантом. Доска делится на 2 части. 1 вариант составляет уравнение реакции между азотной кислотой и гидроксидом меди , 2 вариант – между сульфатом железа и гидроксидом натрия. 1 участник – молекулярное уравнение, 2- полное ионное, 3- сокращённое ионное. Участники передают мел – эстафетную палочку, каждый имеет право исправить ошибки товарища. Проверка правильности выполнения задания производится путём сверки записей на доске с образцом на слайде.



2ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

Виртуальная школа Кирилла и Мифодия. Урок 11. Итоговое тестирование. Сильный ученик выполняет задание с комментированием. На столах учащихся – распечатки теста, содержащего аналогичные задания: вариант А – для более подготовленных и мотивированных учащихся, вариант Б – для менее подготовленных. Вопросы в тестах разные, а ответы – одинаковые (22222). Одновременно предлагается заполнить таблицу самоконтроля. Выясняется, кто допустил в тесте 1-2 ошибки, кто – больше, кто в таблице поставил четыре или три плюса, кто – меньше. Рекомендация учителя: выбирать в качестве домашнего задания упражнения на те свойства, которые вызвали затруднения и постараться самостоятельно восполнить пробелы.























Контроль усвоения знаний, умений по составлению уравнений, отражающих химические свойства солей.

Побуждение к активному, сознательному учению.

7Рефлексия. (1 мин) Пригодится ли знание химических свойств солей в жизни? Или это нужно только химикам?

Осмысление личностной значимости изученного на уроке.















ТАБЛИЦА САМОКОНТРОЛЯ



Химические свойства солей

Понял(а) +

Частично понял(а) +?

Не понял(а) -

Соль1+ металл1= соль 2 + металл 2


Соль 1+ соль 2 = соль 3 + соль 4


Соль + кислота = другая соль + другая кислота


Соль1+щёлочь = соль 2 + основание








ТЕСТ вариант А

  1. Вещество КНСО3 называется: 1. карбид калия

2. гидрокарбонат калия

3. карбонат калия



  1. Na2SiO3 – это: 1. силицид натрия

2. силикат натрия

3. кремниевая кислота



3. При взаимодействии гидроксида натрия с сульфатом меди ׀׀ образуется осадок:

1. Na2SO4

2. Cu(OH)2

3. осадка не образуется

4. Какая из химических реакций неосуществима?

1. Аl + Hg(NO)2=

2. Ag + CaCl2 =

3. Zn + CuSO4 =

5. Какой объём углекислого газа образуется при термическом разложении 20 г СаСО3?

1. 22,4 л

2. 4,48 л

3. 44,8 л

ТАБЛИЦА САМОКОНТРОЛЯ



Химические свойства

солей

Понял(а) +

Частично понял(а) +?

Не понял(а) -

Соль1+ металл1= соль 2 + металл 2


Соль 1+ соль 2 = соль 3+ соль 4


Соль + кислота = другая соль + другая кислота


Соль1+щёлочь = соль 2+ основание






ТЕСТ вариант Б

  1. Вещество Mg (H2PO4)2 называется :

  1. гидрофосфат магния

  2. дигидрофосфат магния

  3. фосфат магния

  1. Вещество (СаОН)2СО3 называется:

  1. карбонат кальция

  2. основной карбонат кальция

  3. гидрокарбонат кальция

  1. При взаимодействии нитрата серебра с хлоридом калия образуется осадок:

1. нитрата калия

2. хлорида серебра

3. осадка не образуется

4. Какая из реакций не протекает:

1. Zn + Cu(NO3)2 =

2. Hg+NaCl =

3. Fe+ CuSO4 =

5. Какой объём углекислого газа образуется при термическом разложении 200 г СаСО3 ?

1. 2,24 л

2. 44,8 л

3. 4,48 л





Уроки Кирилла и Мефодия. Химия 8 класс

Урок 11. СОЛИ

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

  1. Вещество Са(Н2РО4)2 называется : дигидрофосфат кальция, гидрофосфат кальция, фосфат кальция.



  1. Вещество Сu2(OH)2 СО3 называется: основной карбонат меди, карбонат меди, гидрокарбонат меди.





  1. При взаимодействии нитрата серебра с хлоридом натрия образуется осадок: хлорида серебра, нитрата натрия, реакция не сопровождается образование осадка.



  1. Какая из химических реакций неосуществима?



Fe +MgCl2 =FeCl2+Mg

Fe + CuSO4 = Cu +FeSO4

Cu +AgNO3 = Cu(NO3)2 +Ag



  1. Какой объём углекислого газа образуется при термическом разложении 10 г СаСО3 ?

2,24 л 44,8 л 4,48 л





Разработка урока химии в 8 классе по теме "Химические свойства солей"
  • Химия
Описание:

  Урок химии в 8 классе по теме "Химические свойства солей" разработан в свете компетентностного подхода к обучению, являющегося методологической основой реализации ФГОС.

 В ходе урока учащиеся самостоятельно "открывают" химические свойства солей, постоянно сталкиваясь с проблемами, такими жизненными ситуациями, разрешение которых требует знания химических свойств солей. Таким образом знания, полученные на уроке находят своё практическое применение, а потому являются актуальными, значимыми для каждого восьмиклассника. Урок направлен на формирование предметных и ключевых компетенций учащихся.

Автор Каравашкина Альбина Ивановна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1328
Номер материала 19503
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓