Тема урока 8класса «Физические и химические явления»
Тип
урока- изучение и первичное закрепление новых знаний и
умений_______________________________________________
Цели
урока
Личностные:
смыслообразование, целеполагание, самоконтроль
Метапредметные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выдвигать гипотезу,
ставить вопрос, классифицировать объекты, аргументировать собственную позицию,
формулировать выводы
Предметные:
закрепление навыков безопасного обращения с веществами, соблюдение
правил ТБ, на основе имеющихся у обучающихся знаний о различных явлениях,
сформировать отличие понятий «физических и химических явлений», условия и
признаки течения химических реакций.
Этапы урока
|
Основные
дидактические задачи этапа
|
Приёмы и виды
заданий для активизации УУД различных блоков
|
Примерное время
|
Организационный
|
Подготовка к работе: организационная, психологическая
|
Приветствие: (посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелаем
друг другу рабочего настроения, азартного поиска ответов на интересующие вас
вопросы).
|
2 мин.
|
Подготовка к работе на основном этапе
|
Обеспечение мотивации, принятие цели урока. Актуализация опыта
учащихся.
|
Демонстрация слайдов различных явлений: (квашение капусты,
скисание молока, гниение листьев, фруктов, овощей, образование инея, тумана,
горение свечи, таяние льда, извержение вулкана). Учащимся предлагается
объяснить, что происходит с веществами в результате этих явлений.
Высказывание различных предположений.
Выполнение заданий способствует формированию УУД: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, осознанное и
произвольное построение речевого высказывания, учет разных мнений,
аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего
суждения.
|
7 мин
|
Усвоение новых знаний и умений
|
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания
изучаемого материала.
|
Выполнение лабораторных опытов по инструкции. Заполнение таблицы
(соотношение наблюдаемого явления к типу). На основании наблюдаемых
явлений ученики делают выводы, пытаются сформулировать определения физических
и химических явлений, признаки химических реакций, условия начала и
протекания химических реакций. Используя схему №4(учебник, стр.11), рабочую
тетрадь, выполняют задания по группам (разного уровня с учётом личностных
качеств).
Выполнение заданий способствует формированию УУД: анализ,
синтез, обобщение, аналогия, структурирование знаний, подведение под понятие,
аргументация своего мнения и позиция в коммуникации, учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве.
|
25 мин
|
|
|
|
|
Первичная
проверка понимания изученного
|
Установление правильности и осознанности изученного материала.
Выявление пробелов в знаниях и неверных представлений. Ликвидация пробелов и
коррекция неверных представлений.
|
На данном этапе осуществляется фронтальная проверка выполненных
заданий. Ученики проговаривают вслух определения, выявляются границы
применимости нового знания.
Выполнение заданий способствует формированию УУД:
доказательство, контроль, коррекция, выполнение действий по алгоритму,
волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
|
5 мин
|
Подведение
итогов урока
|
Самооценка и оценка учебной деятельности (соотношение цели и её
результату, фиксирование степени их соответствия)
|
Подсчет баллов и выставление отметок. На данном этапе урока
осуществляются УУД: самооценка на основе критерия успешности, адекватное
понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
5мин
|
Информация
о домашнем задании
|
И способов выполнения домашнего задания.
|
Познакомиться с
текстом параграфа №10; выполните письменно упражнения 10-13 на стр. 13.
Работаю по учебнику: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия – 8» (Москва,
Просвещение, 2009).
|
1мин
|
Содержание приёмов и заданий ,
обуславливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока и
описание методики их применения.
Этап
подготовки к работе на основном этапе. Ученикам
демонстрирую слайды, на которых изображены различные явления. В ходе
фронтальной беседы предлагаю объяснить изменения, происходящие с
веществами. Ученики высказывают различные суждения. На основании этих суждений
делают вывод: явление – это изменение или процесс.
Этап
усвоения новых знаний и умений. Формулирую
задание: определить признаки, позволяющие классифицировать явления. Для
этого необходимо выполнить эксперименты (напоминание правил ТБ): плавление
парафина, кипячение воды, взаимодействие соды и уксусной кислоты, сульфата меди
и гидроксида калия. Результаты опытов оформить в виде таблицы.
№ эксперимента
|
Описание опыта
|
Наблюдаемое явление
|
Тип явления
|
1
|
Поместите в пробирку немного парафина. Нагревайте.
|
Твердый парафин, белого цвета переходит в жидкое состояние.
|
Физическое
|
2
|
Налейте в пробирку немного воды и нагрейте воду до кипения.
Поднесите к выделяющемуся пару предметное стекло.
|
Изменение агрегатного состояния воды
|
Физическое
|
3
|
В пробирку с содой прилейте несколько капель раствора уксусной
кислоты.
|
Выделение газа
|
Химическое
|
4
|
К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора
гидроксида калия.
|
Выпадение осадка голубого цвета
|
Химическое
|
Выполняя
эксперименты, учащиеся отвечают на вопросы:
- Что
произошло в ходе эксперимента №1?
- Вода
превратилась в другое вещество?(опыт №2)
- Почему
первое и второе явления относятся к физическим явлениям?
- Какое
явление вы наблюдаете в опыте №3?
- Чем
физические явления отличаются от химических явлений?
- По
каким признакам можно отнести явления №3 и №4 к химическим?
- Какие
ещё признаки, кроме наблюдаемых вами характеризуют химический процесс? Для
этого прочитайте текст параграфа №3 абзац второй.
- Для
закрепления полученных понятий разбор схемы №4 в учебнике на стр.11.
- В
рабочей тетради на стр.5 ученики выполняют задание №13. Работают в парах.
Один ученик выписывает из предложенного перечня явлений только физические,
второй – только химические. Затем они обмениваются тетрадями, осуществляя проверку.
Первичная
проверка понимания изученного. Фронтально
проверяем правильность выполнения задания №13. За каждый правильный ответ
ученики выставляют по 3 балла, за каждую ошибку количество баллов снижается на
1 балл. Выполнение опытов оценивается по 3 балла за каждый эксперимент
(соблюдение правил ТБ, наблюдения, выводы).
Этап
подведения итогов. Максимально
каждый ученик может набрать 21 балл. Учащиеся посчитывают баллы и выставляют
себе отметку. «5» за 21-19 балл; «4» за 18-16 баллов; «3» за 15-13 баллов.
Оценки выставляются в журнал.
Этап
информации о домашнем задании. Предлагается
выполнить упражнения №№11,13 на стр.13. Учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия – 9»
(Москва, Просвещение, 2009).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.