Главная / География / Разработка урока географии с использованием технологии модульного обучения. Тема урока: «Население Мордовии: численность, воспроизводство, половозрастной состав, трудовые ресурсы»(8класс)

Разработка урока географии с использованием технологии модульного обучения. Тема урока: «Население Мордовии: численность, воспроизводство, половозрастной состав, трудовые ресурсы»(8класс)












Разработка урока географии с использованием технологии модульного обучения.


Тема урока: «Население Мордовии: численность, воспроизводство, половозрастной состав, трудовые ресурсы».





Выполнил: учитель географии МОУ«Лямбирская СОШ №2» Бикчурина Э.Ш.
















Саранск 2015г.



Тема урока: Население Мордовии: численность, воспроизводство, половозрастной состав, трудовые ресурсы.



Цель: Формировать представление и знание о населении республики Мордовия, его особенностях.


Задачи:

  • Изучить особенности воспроизводства населения Мордовии. Проанализировать демографическую ситуацию в республике на примере работы с параметром средней продолжительности жизни. Изучить особенности и характерные черты трудового населения республики. Проанализировать половозрастной состав населения.

  • Развивать у учащихся умение работать самостоятельно с текстом учебника, статистическим материалом, картами, умение контролировать и оценивать себя и свою деятельность.

  • Воспитывать гражданские и патриотические чувства учащихся.

Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии модульного обучения.

Категориальный аппарат усвоения: воспроизводство населения республики, ожидаемая средняя продолжительность жизни, демографический кризис, трудовые ресурсы республики и их занятость по отраслям.

Оборудование: атласы, контурные карты Мордовии, настенная карта «Политико-административное устройство России», настенная карта «Плотность населения Мордовии», Приложение: графики (СПЖ в Мордовии среди финно-угорских народов, тюркских народов), схема “Меры, способствующие повышению продолжительности жизни”, схема «Движение населения»)



















Ход урока


1.Организациооный момент. Мотивация учащихся на предстоящую работу.

Демонстрируется слайд «Административная карта республики Мордовия»

Запись на доске:

Смерть каждого человека – это потеря всего человечества.

Э.Хемингуэй. “По ком звонит колокол?”

-Как вы понимаете это изречение? Какие ассоциации вызвало у вас это изречение? Запишите в тетрадь три слова. Чтение записанных слов. (В зависимости от записанных слов учащиеся делятся на группы)

-Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока - «Население Мордовии».

План:

  1. Изменение численности населения Мордовии во времени. Причины изменения.

  2. Особенности воспроизводства населения республики. Показатель средней продолжительности жизни (СПЖ) по Мордовии. Какие меры возможно предпринять, способствующие продолжительности жизни.

  3. Половозрастной состав населения республики.

  4. Плотность населения республики.

  5. Городское и сельское население РМ.




2.Изучение нового материала.

Работа учащихся с технологическими картами в группах.


















УЭ

Содержание материала

Рекомендации

УЭ

0

Целевая установка:

  • Формировать представление и знание о населении республики Мордовия, его особенностях.

  • Изучить особенности воспроизводства населения Мордовии.

  • Проанализировать демографическую ситуацию в республике на примере работы с параметром средней продолжительности жизни.

  • Проанализировать особенности и характерные черты трудового населения республики.


Внимательно прочитайте цели урока.

УЭ

1

Цель: изучить, как изменялась численность населения Республики Мордовия.

I. Проанализируйте и узнайте, как изменялась численность населения республики Мордовия. Для этого:

- постройте график «Изменение численности населения на территории Мордовии»;

- ответьте на вопросы: Как изменялась численность населения Республики Мордовия? Какие причины повлияли на сокращение численности населения на территории Мордовии? Какова численность населения в республике на 2004г.?

II. Проверьте правильность построения графика по приложению.

III. Оцените свои знания: график построен без ошибок-5 баллов; допущена ошибка- 0 баллов.




Анализ приложения 3 учебника, стр.140-141.



Самостоятельно построить график.




Обсудите в классе.




Работайте в паре





УЭ

2

Цель: выявить причины, повлиявшие на изменение численности населения на территории Республики Мордовии.

I. А)Объясните, какие причины влияли на изменение численности населения на территории нашего края.





Б) Заполнить таблицу «Изменение численности населения на территории Мордовии»:

Причины

Следствия



II. Проверьте правильность выполнения задания по приложению

III. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибка – 0 баллов. Сумму баллов поделите на 3)





Работа с текстом учебника, стр.68-69.











Работайте в паре.

УЭ

3

Цель: изучить особенности воспроизводства населения Республики Мордовия.

А) Основными демографическими показателями являются рождаемость, смертность, естественный прирост, характеризующие естественное движение населения. Данные понятия раскройте при помощи опорной схемы (приложение1).

Б) Проанализируйте показатель средней продолжительности жизни (СПЖ) по Мордовии. Какие меры возможно предпринять, способствующие продолжительности жизни.

( приложение2, приложение3, приложение 4)



Контроль учителя.






Проверьте усвоение знаний в парной работе.





hello_html_5789e2f7.gifСоставить схему в тетрадях.

hello_html_1b471093.gif


hello_html_m8de550a.gifhello_html_m144fe10a.gifhello_html_4641c3ba.gif

УЭ

3

Цель: проанализировать половозрастной состав населения республики.

-О чем говорит половозрастная пирамида?

Контроль учителя.

Анализ половозрастной пирамиды на стр.71 учебника «География РМ».


hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif

hello_html_m2a7690f7.gif

УЭ

4










































УЭ

5

Цель: проанализировать особенности и характерные черты населения и трудовых ресурсов Мордовии.

Задание 1:

А) По следующим данным вычислите плотность населения республики:

         Площадь – 26,2тыс.км.

         Население –856 тыс.чел.

Сравните этот показатель с данными карты.

Контроль учителя.

Б) Определите районы республики, имеющие самую высокую плотность населения. Чем определяется такое значение плотности населения в этом районе?

Задание2:                                                                             А) Вспомните, что называется «урбанизацией».                       

 Б) Проанализируйте соотношение городского и сельского населения республики. Сравните, уменьшилось сельское население Мордовии и страны в целом. Сделайте вывод.

Контроль учителя.

В) Отметьте крупные города – административные  центры на контурной карте.

Г) В чем особенности трудовых ресурсов Республики Мордовия. В каких отраслях хозяйства занята основная часть населения?

Контроль учителя.











Расчеты запишите в тетрадь.







Используйте карту плотности населения (стр.72 учебника «География РМ».

Используйте текст учебника, стр.73)





Используйте текст учебника «География РМ», стр.70





Работа в контурных картах.


Анализ приложения учебника «География РМ», стр.141




Цель: закрепить полученные знания.

Заполните пропуски в тексте:

В Мордовии так же как и в России наблюдается демографический………..Естественный прирост- это разность между числом……….и числом……..Большей плотностью населения характеризуется………часть республики, особенно выделяются……..,…….,……….районы. Основная часть населения занята в ……….отраслях экономики. На уровень СПЖ влияют …..,……..,……..,…….факторы.

Контроль учителя.

















3.Рефлексивный этап.


-Что нового для себя вы узнали на уроке?

-Поднимите руку те ученики, кто усвоил все очень хорошо и может поделиться знаниями со своим другом.

- Поднимите руку те ученики, кто усвоил тему, но немного не успел выполнить все задания.

- Что было вам особенно сложно выполнять на уроке?


4.Домашнее задание:

-изучить стр.68-73 учебника «География РМ»

- для активных на уроке учащихся - творческое задание: исследуйте СПЖ вашей семьи и факторы, влияющие на неё.




Приложение 1









hello_html_1037b811.png































Приложение 2



hello_html_2da77801.png



hello_html_m6347c42f.png






Приложение 3



СПЖ мужчин

2000 год

СПЖ женщин

2000 год

СПЖ населения

2000 год

СПЖ населения

2002 год

1. Республика Ингушетия

68.6

79.0

73.8

74.6

2. Республика Дагестан

66.3

74.8

70.6

71.6

3. Ямало-Ненецкий А.О.

65.3

74.6

70.0


4. Карачаево-Черкесия

63.4

73.5

68.5

69.4

5. Республика Адыгея

62.5

74.0

68.3

68.8

6. Ставропольский край

62.3

73.4

67.9

67.8

7. Северная-Осетия Алания

62.0

75.4

68.7


8. Чукотский А.О.

62.0

73.5

67.8


9. Белгородская область

61.9

74.2

68.1

67.5

10. Респ. Кабардино-Балкария

61.9

74.5

68.2


11. Ханты-мансийский А.О.

61.9

74.6

68.3


12. Респ. Татарстан

61.1

74.5

67.8

74.5

13. Краснодарский край

60.8

73.2

67.0

67.0

14. Мурманская область

60.7

72.1

66.4


15. Тюменская область

60.7

73.4

67.1


16. Алтайский край

60.6

70.3

66.8


17. Липецкая область

60.5

74.0

67.3

64.4


18. Ростовская область

60.5

72.7

66.6

66.2

19. Респ. Башкортостан

60.4

73.6

67.0

66.8

20. Респ. Мордовия

60.4

74.2

67.3

67.0

21. Новосибирская область

60.4

73.0

66.7


22. Омская область

60.4

72.8

66.6


23. Респ. Чувашия

60.4

73.2

66.8

66.1

24. Воронежская область

60.3

73.5

66.9

65.8

25. Кировская

60.2

72.7

66.5

64.4

26. Волгоградская область

60.0

73.3

66.7

65.9

27. Пензенская

59.8

73.4

66.6


28. Удмуртская республика

59.8

72.6

66.2


29. Ульяновская область

59.8

73.1

66.5


30. Респ. Калмыкия

59.6

72.4

66.0

66.3

31. Вологодская

59.5

73.2

66.4


32. Республика Коми

59.5

70.5

65.0


33. Томская область

59.3

71.5

65.4


34. Курская область

59.2

72.3

65.6

63.8

35. Магаданская область

59.2

72.0

65.6


36. Орловская область

59.0

73.0

66.0

62.7

37. Камчатская область

58.9

70.6

64.8


38. Респ. Саха (Якутия)

58.9

71.2

65.1


39. Астраханская область

58.9

72.9

65.9

65.1

40. Саратовская область

58.7

72.3

65.5


41. Тамбовская область

58.7

73.3

66.0

64.7

42. Респ. Марий-Эл

58.6

72.0

65.3

64.0

43. Агинский Бурятский А.О.

58.6

71.7

65.2


44. Московская область

58.5

72.6

65.6

64.7

45. Ярославская область

58.5

72.8

65.7


46. Сахалинская область

58.5

70.2

64.4


47. Приморский край

58.4

70.5

64.5


48. Оренбургская область

58.4

72.7

65.6


49. Курганская область

58.4

72.1

65.3


50. Рязанская область

58.3

72.6

65.5


51. Нижегородская область

58.3

72.6

65.5


52. Челябинская область

58.3

72.0

65.2


53. Респ. Хакасия

58.2

70.1

64.2


54. Брянская область

58.1

72.6

65.4


55. Калужская область

58.0

71.2

64.6


56. Корякский А.О.

57.8

63.3

60.6


57. Самарская область

57.7

72.2

65.0


58. Костромская область

57.6

71.6

64.6


59. Калининградская область

57.6

70.7

64.2


60. Пермская область

57.6

70.8

64.2


61. Архангельская область

57.5

71.1

64.3


62. Амурская область

57.5

69.9

63.7


63. Хабаровский край

57.5

70.5

64.0


64. Ненецкий А.О.

57.3

70.8

64.1


65. Респ. Карелия

57.3

70.0

63.7


66. Свердловская область

57.3

71.4

64.4


67. Респ. Бурятия

57.0

70.1

63.6


68. Смоленская область

57.0

71.2

64.1

62.3

69. Таймырский А.О.

56.9

71.0

64.0


70. Владимирская область

56.8

71.7

64.3


71. Читинская область

56.7

69.3

63.0


72. Кемеровская область

56.7

70.0

63.4


73. Респ. Алтай

56.7

70.5

63.6


74. Еврейская Автономная область

56.5

69.4

63.0


75. Красноярский край

56.4

70.1

63.3


76. Тульская область

56.4

70.8

63.6


77. Ленинградская область

56.2

70.8

63.5


78. Тверская область

56.1

70.7

63.4


79. Новгородская область

55.9

71.2

63.6


80. Усть-ордынский округ

55.9



68.6

62.3


81. Псковская область

55.6

69.5

62.6


82. Эвенскийкий А.О

55.6

67.2

61.4


83. Ивановская область

55.5

71.3

63.4

65.4

84. Иркутская область

55.4

69.6

62.5


85. Коми-Пермяцкий А.О.

54.1

70.4

62.3


86. Респ. Тыва

50.4

63.0

56.6











































Приложение 4


Меры, способствующие продолжительности жизни


hello_html_m5c450b41.png

Разработка урока географии с использованием технологии модульного обучения. Тема урока: «Население Мордовии: численность, воспроизводство, половозрастной состав, трудовые ресурсы»(8класс)
  • География
Описание:

 Тема урока:     Население Мордовии: численность, воспроизводство, половозрастной состав, трудовые ресурсы.

 

 

 

Цель: Формировать представление и знание о населении республики Мордовия, его особенностях.

 

Задачи:

  • Изучить особенности  воспроизводства населения Мордовии. Проанализировать демографическую ситуацию в республике на примере работы с параметром средней продолжительности жизни. Изучить особенности и  характерные черты  трудового населения республики. Проанализировать половозрастной состав населения.
  • Развивать у учащихся умение работать самостоятельно с текстом учебника, статистическим материалом, картами, умение контролировать и оценивать себя и свою деятельность.
  • Воспитывать  гражданские и патриотические чувства учащихся.

Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии модульного обучения.

Категориальный аппарат усвоения: воспроизводство населения республики, ожидаемая средняя продолжительность жизни, демографический кризис, трудовые ресурсы республики и их занятость по отраслям.

Оборудование:  атласы,  контурные карты Мордовии, настенная карта  «Политико-административное устройство России», настенная карта «Плотность населения Мордовии»,  Приложение: графики (СПЖ  в Мордовии среди финно-угорских народов, тюркских народов), схема “Меры, способствующие повышению продолжительности жизни”, схема «Движение населения»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1.Организациооный момент. Мотивация учащихся на предстоящую работу.

Демонстрируется слайд «Административная карта республики Мордовия»

Запись на доске:

Смерть каждого человека – это потеря всего человечества.

Э.Хемингуэй. “По ком звонит колокол?”

-Как вы понимаете это изречение? Какие ассоциации вызвало у вас это изречение? Запишите в тетрадь три слова. Чтение записанных слов. (В зависимости  от записанных слов учащиеся делятся на группы)

-Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока - «Население Мордовии».

План:

1.     Изменение численности населения Мордовии во времени. Причины изменения.

2.     Особенности воспроизводства населения республики. Показатель средней продолжительности жизни (СПЖ) по Мордовии. Какие меры возможно предпринять, способствующие продолжительности жизни.

3.     Половозрастной состав населения республики.

4.     Плотность населения республики.

5.     Городское и сельское население РМ.

 

 

 

2.Изучение нового материала.

Работа учащихся  с технологическими картами в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ

Содержание материала

Рекомендации

УЭ

0

Целевая установка:

  • Формировать представление и знание о населении республики Мордовия, его особенностях.
  • Изучить особенности  воспроизводства населения Мордовии.
  • Проанализировать демографическую ситуацию в республике на примере работы с параметром средней продолжительности жизни.
  • Проанализировать особенности и  характерные черты  трудового населения республики.

 

Внимательно прочитайте цели урока.

УЭ

1

Цель: изучить, как изменялась численность населения Республики Мордовия.

I. Проанализируйте  и узнайте, как изменялась численность населения республики Мордовия. Для этого:

- постройте график «Изменение численности населения на территории Мордовии»;

- ответьте на вопросы:  Как изменялась численность населения Республики Мордовия? Какие причины повлияли на сокращение численности населения на территории Мордовии? Какова численность населения в республике на 2004г.?

II. Проверьте правильность построения графика по приложению.

III. Оцените свои знания: график построен без ошибок-5 баллов; допущена ошибка- 0 баллов.

 

 

 

Анализ приложения 3 учебника, стр.140-141.

 

 

Самостоятельно построить график.

 

 

 

Обсудите в классе.

 

 

 

Работайте в паре

 

 

 

 

УЭ

2

Цель: выявить причины, повлиявшие на изменение численности населения на территории Республики Мордовии.

I. А)Объясните, какие причины влияли на изменение численности населения на территории нашего края.

 

 

Б) Заполнить таблицу «Изменение численности населения на территории Мордовии»:

Причины

Следствия

 

 

II. Проверьте правильность выполнения задания  по приложению

III. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибка – 0 баллов. Сумму баллов поделите на 3) 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника, стр.68-69.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работайте в паре.

УЭ

3

Цель: изучить особенности воспроизводства населения Республики Мордовия.

А) Основными демографическими показателями являются рождаемость, смертность, естественный прирост, характеризующие естественное движение населения. Данные понятия раскройте при помощи опорной схемы (приложение1).

Б) Проанализируйте показатель средней продолжительности жизни (СПЖ) по Мордовии. Какие меры возможно предпринять, способствующие продолжительности жизни.

( приложение2, приложение3, приложение 4)

 

 

Контроль учителя.

 

 

 

 

 

Проверьте усвоение знаний в парной работе.

 

 

 

 

Составить схему в тетрадях.

 
 
 

 

 


УЭ

3

Цель: проанализировать половозрастной состав населения республики.

-О чем говорит половозрастная пирамида?

Контроль учителя.

Анализ половозрастной пирамиды на стр.71 учебника «География РМ».

 

 


УЭ

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ

5

Цель: проанализировать особенности и характерные черты населения и трудовых ресурсов Мордовии.

Задание 1:

А) По следующим данным вычислите плотность населения республики:

         Площадь – 26,2тыс.км.

         Население –856 тыс.чел.                      

Сравните этот показатель с данными карты.

Контроль учителя.

Б) Определите районы республики, имеющие самую высокую плотность населения. Чем определяется такое значение плотности населения в этом районе?

 

Задание2:                                                                             А) Вспомните, что называется «урбанизацией».                       

 Б) Проанализируйте соотношение городского и сельского населения республики. Сравните, уменьшилось сельское население Мордовии и страны в целом. Сделайте вывод.

Контроль учителя.

В) Отметьте крупные города – административные  центры на контурной карте.

Г) В чем особенности трудовых ресурсов Республики Мордовия. В каких отраслях хозяйства занята основная часть населения?

Контроль учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчеты запишите в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Используйте карту плотности населения (стр.72 учебника «География РМ».

Используйте текст учебника, стр.73)

 

 

 

 

Используйте текст учебника «География РМ», стр.70

 

 

 

 

Работа в контурных картах.

 

Анализ приложения учебника «География РМ», стр.141

 

 

 

Цель: закрепить полученные знания.

Заполните пропуски в тексте:

В  Мордовии так же как и в России наблюдается демографический………..Естественный прирост- это разность между числом……….и числом……..Большей плотностью населения характеризуется………часть республики, особенно выделяются……..,…….,……….районы. Основная часть населения занята в ……….отраслях экономики. На уровень СПЖ влияют …..,……..,……..,…….факторы.

Контроль учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Рефлексивный этап.

 

-Что нового для себя вы узнали на уроке?

-Поднимите руку те ученики, кто усвоил все очень хорошо и может  поделиться знаниями со своим другом.

- Поднимите руку те ученики, кто усвоил тему, но немного не успел выполнить все задания.

- Что было вам особенно сложно выполнять на уроке?

 

4.Домашнее задание:

-изучить стр.68-73 учебника «География РМ»

- для активных на уроке учащихся - творческое задание: исследуйте СПЖ вашей семьи и      факторы, влияющие на неё. 

Автор Бикчурина Эльмира Шамильевна
Дата добавления 19.02.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 852
Номер материала 56753
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓