Главная / География / разработка урока географии "Культура Японии"

разработка урока географии "Культура Японии"



Тема: Культура Японии



О, вот она – чудесная страна,

Заветный край – Акицусима!

Как крылья стрекозы, простерты острова,

Страна Ямато – вот она!


Цели урока:

1.Способствовать формированию у учащихся представления о быте и культуре японского народа.

2.Способствовать воспитанию на данном материале нравственного, эстетического восприятия страны, формированию общечеловеческого мировоззрения.

3.Способствовать развитию навыков умения анализировать

картографические и статистические материалы, умению сравнивать и обобщать.

познакомить учащихся с историко-культурными особенностями


Развивающая:

Развивать у учащихся мение работать с энциклопедическими источниками, в том числе по ИКТ.

Воспитывающая:

Воспитывать у учащихся нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры Японского народа. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, умение работать в малых группах.

Задачи урока:

создать образ японского народа

продолжать работу по самостоятельному формированию знаний, умений;

совершенствовать приемы использования различных источников информации;

развивать внимание, конструктивное мышление, устную речь;

способствовать развитию познавательной деятельности через групповую форму работы;

создать комфортные условия для развития личностных качеств учащихся;

способствовать воспитанию уважения друг к другу, чувства коллективизма и взаимопомощи

Методическая цель урока: использование электронных средств учебного назначения на уроках географии.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в малых группах.

Используемые методы и приемы на уроке:

активные: (рассказ, показ, беседа, объяснение);

частично-поисковые: (работа с первоисточниками, справочной литературой);

творческий: (разработка учащимися презентационного материала);

интерактивные: (работа в малых группах, проведение итогов урока)

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор, атласы, японская музыка, материалы из Интернета по Японии, презентации

1.Организационный момент.


2.Проверка знаний учащихся.


Тест по теме «Япония: ЭГП, население, хозяйство».


1. По особенностям географического положения Япония относится к странам:

а) приморским
б) полуостровные
в) островным
г) внутриконтинентальным

2. По уровню экономического развития Япония относится к подгруппе стран:

а) НИС Азии
б) «ключевые страны»
в) страны «большой семерки»
г) страны с переходной экономикой

3. Тип воспроизводства населения, характерный для Японии:

а) 1 тип /рациональный/
б) 2 тип /расширенный/

4. Промышленность Японии в настоящее время ориентируется на ...

а) новые отрасли
б) старые отрасли
в) новейшие /наукоемкие/ отрасли

5. Крупным мегалополисом Японии является:

а) Окайдо; б) Мокайдо; в) Токайдо; г) Фукайдо.

6. В Японии наибольшее развитие получили виды транспорта:

а) железнодорожный и трубопроводный
б) автомобильный и морской
в) воздушный и речной

7. В «лицевой части» Японии преобладают следующие отрасли экономики:

а) ТЭС, ГЭС, металлургические, нефтеперерабатывающие комбинаты, машиностроительные заводы;

б) заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика.

8. Ведущая отрасль международной специализации Японии:

А ) станкостроение
б) электроэнергетика
в) автомобилестроение

Тест «Япония: ЭГП, население, хозяйство».

1. По форме правления Япония это:

а) республика президентская
б) монархия конституционная
в) монархия теократическая

2. Национальный /этнический/ состав населения Японии:

А )исключительно однороден
б) чрезвычайно разнообразе

3. Япония – это страна:

а) слабоурбанизированная
б) среднеурбанизированная
в) высокоурбанизированная

4. Укажите, какой район является экономически наиболее развитой частью Японии:

а) остров Хоккайдо
б) острова Окинава
в) побережье Японского моря на острове Хонсю
г) тихоокеанское побережье на островах Хонсю, Сикоку, Кюсю

5. Какие три города Японии образуют мегалополис:

а) Томакамай, Отару, Саппоро; б) Токио, Осаки, Нагои; в) Такахама, Окаяма, Киото.

6. В структуре сельского хозяйства Японии преобладает:

а)животноводство
б) растениеводство

7. В «тыльной части» Японии преобладают следующие отрасли экономики:

а) ТЭС, ГЭС, металлургические, нефтеперерабатывающие комбинаты, машиностроительные заводы;

б) заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика.

8. В структуре торгового баланса Японии:

а) импорт значительно превосходит экспорт
б) экспорт значительно превосходит импорт



Взаимопроверка:

Ключи:

  • 1в: 2в:

  • 1-в 1-б

  • 2-в 2-а

  • 3-а 3-в

  • 4-в 4-в

  • 5-в 5-б

  • 6-б 6-б

  • 7-а 7-б

  • 8-в 8-б

Критерии оценок:

  • «5» - 8 правильных ответов

  • «4» - 6 - 7 правильных ответов.

  • «3»- 4-5 правильных ответа

  • «2» – менее 4-х правильных ответов.


3.Запись домашнего задания с комментариями:


Д/З: стр.241-251, (повторите материал предыдущего и сегодняшнего уроков)



4.Изучение нового материала.


Вступительное слово учителя:


О, вот она – чудесная страна,

Заветный край – Акицусима!

Как крылья стрекозы, простерты острова,

Страна Ямато – вот она!


   К сожалению, и для нас, русских, Япония представляется страной далёкой и загадочной, сами же японцы - чуть ли не культурными антиподами: замкнутым, молчаливым, никогда не улыбающимся народом, у которого одна цель - работа. Это страна со своей самобытной культурой и традициями. Об этой стране можно рассказать очень много необычного и удивительного для русского народа. В этой стране женщина подает мужчине пальто, едят палочками, спят на полу, пишут сверху вниз, а белый цвет является траурным. Поклоны здесь- целый ритуал, чаепитие представляет собой обряд (чайную церемонию), икебана и бансай- большая наука. Национальные праздники: весной-саккуры; осенью-хризантемы; 3 марта-день девочек (выставка кукол); 5 мая- день мальчиков (запуск змея); 15 января-день совершеннолетия(20 лет). Стремление к совершенству - кругом. Вот белые тюльпаны в горшках вдоль дорог. Или белый забор, ограждающий улицу от строительной площадки, завешанный фото цветов.


Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сер­вировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай, самураи, каллиграфия, Давайте послушаем сообщения о старинных традициях.

Загадочная страна….Япония. Кто же они, японцы? Что ими движет?


А сейчас мы познакомимся с культурой этой страны:


5.Групповая работа над заданием (работа с источниками) :

А) Подготовительный этап.

Группы получают задания и инструктаж по его выполнению, выбирают средства обучения( 1-2 человека работают за компьютером, создают презентацию по теме своей группы, остальные готовят теоретическое сообщение).

Б) Самостоятельная групповая работа по выполнению задания.

Темы:

1 группа – «Какие они японцы?, веер, нецке, бонсай»

2 группа – «Чайная церемония, кимоно, экибана.»

3 группа – «Традиционные единоборства, архитектура, оригами.»

6. Выступление групп.

Заслушивание групповых отчётов, постановка вопросов выступающей группе, рецензирование её выступления.

- Внимательно слушаем отчёты групп, записываем самое главное.

После выступления 1 группы:

- Мы познакомились с некоторыми особенностями национального характера японцев, который и определяет во многом специфику японской культуры.

На доске вывешиваются следующие слова, которые сопровождаются презентацией.

Пунктуальны

Приветливы

Вежливы

Трудолюбивы

Дисциплинированы

Преданность, сотрудничество, усердие.

После выступления 2 группы:


На доске вывешиваются следующие слова, которые сопровождаются презентацией:

Чувство общности с природой

Умеют видеть прелесть обычного и изящество простоты

Стремление создать обстановку душевности

После выступления 3 группы:


Вслушиваться в несказанное

Любоваться невидимым

Гармония духа и энергии

7. Заключительное слово учителя:

Мы с вами увидели, что это великая страна. Трудолюбие, дисциплинированность, неприхотливость в быту, любовь к природе, культуре, традициям, традиционно крепкие семьи, где живут 3 поколения, желание познавать и учиться – особенности японского менталитета. Я думаю из этого есть тоже, что взять для себя. Сегодня на уроке мы познакомились с Японией, как страной высокой культуры и сплошной грамотности. Эта страна давних культурных, художественных и бытовых традиций, входящих составной частью в понятие японского образа жизни. Они стараются жить в согласии с природой. Вся их традиционная культура выражает стремление человека к единению с ней. Вы создали на уроке некий портрет японца, который отражает основные его качества (прочитать на доске). Именно эти качества помогли японцам сделать своё государства высокоразвитым.

Вывод урока: Японцы, это культурный, интеллектуальный, народ. Физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.

Вот на этом наше знакомство с Японией заканчивается. Я думаю, что вы узнали для себя много нового и интересного, а также полезного, что может пригодиться вам в жизни.

Спасибо за работу!









Задание для группы № 1

Изучив дополнительные материалы, материалы Интернета :

  1. дайте характеристику населения Японии (черты характера, предпочтения в еде, расскажите о принятых поклонах).

  2. Веер

  3. Нэцке

  4. Бонсай

Подготовьте выступление по данной теме.

Соблюдайте условие : время выступления группы не должно превышать 7 минут!





Задание для группы № 2


Используя дополнительный материал, материалы Интернета:

  1. Расскажите о чайной церемонии

  2. Кимоно

  3. Экибане

Подготовьте выступление по данной теме.

Соблюдайте условие : время выступления группы не должно превышать 7 минут!



Задание для группы № 3

Используя дополнительный материал, материалы Интернета:

1) Расскажите о традиционных японских единоборствах

2) Архитектуре

3) Оригами

Подготовьте выступление по данной теме.

Соблюдайте условие:время выступления группы не должно превышать 7 минут!





































































Блиц-опрос:



  1. Религия, проникшая в Японию из Индии. (Буддизм)

  2. Любование луной.(Цукими)

  3. Какая религия в Японии с 1663 года была официально запрещена? (Христианство)

  4. Выращивание карликовых деревьев (Бонсай)

  5. Тип воспроизводства населения Японии (1 тип)

  6. На каком острове расположен Токио? (Хонсю)

  7. Красивое письмо кисточкой и тушью (Каллиграфия)

  8. Назовите 4 крупных острова, на которых расположена Япония.

  9. Пролив, отделяющий Хоккайдо от Сахалина. (Лаперуза)

10.Японская система верования (Синтоизм)

11.Любование цветами (Ханами)

12.Пролив, отделяющий Хоккайдо от Курильских островов (Кунаширский)

13.Самый южный из 4 крупных островов Японии ( Кюсю)

14.Денежная единица (Йена)

15.99% населения составляют… (Японцы)

16.Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев? (Рукопожатие)

17.Название палочек, которыми едят рис (Хаси)

18.Тип хозяйства Японии (Постиндустриальный)















разработка урока географии "Культура Японии"
  • География
Описание:

Урок географии в 11 классе по теме"Культура Японии".

Цели урока:

1.Способствовать формированию у учащихся представления о быте и культуре японского народа.

2.Способствовать воспитанию на данном материале нравственного, эстетического восприятия страны, формированию общечеловеческого мировоззрения.

3.Способствовать развитию навыков умения анализировать

картографические и статистические материалы, умению сравнивать и обобщать.

познакомить учащихся с историко-культурными особенностями Японии

Автор Семаева Марина Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 855
Номер материала 51672
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓