Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока географии "Культура Японии"

разработка урока географии "Культура Японии"

Скачать материал

 

Тема:     Культура Японии

 

 

                                                                             О, вот она – чудесная страна,

                                                                              Заветный край  – Акицусима!

                                                                              Как крылья стрекозы, простерты острова,

                                                                              Страна Ямато – вот она!

 

Цели урока:

1.Способствовать формированию у учащихся представления о быте  и культуре японского народа.

2.Способствовать  воспитанию на данном материале  нравственного, эстетического восприятия страны, формированию  общечеловеческого мировоззрения.

3.Способствовать развитию  навыков умения  анализировать                         

 картографические и статистические  материалы, умению сравнивать и обобщать.

познакомить учащихся  с историко-культурными особенностями

 

Развивающая:

Развивать у учащихся  мение работать  с энциклопедическими  источниками, в том числе по   ИКТ.

Воспитывающая:

Воспитывать у учащихся  нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры Японского народа. Воспитывать у учащихся чувство  коллективизма,  умение работать в малых  группах.

Задачи урока:

– создать образ японского  народа

– продолжать работу по  самостоятельному формированию  знаний, умений;

– совершенствовать приемы использования различных источников информации;

– развивать внимание, конструктивное мышление, устную речь;

– способствовать развитию познавательной деятельности через групповую форму работы;

– создать комфортные условия для развития личностных качеств учащихся;

– способствовать воспитанию уважения друг к другу, чувства коллективизма и взаимопомощи

Методическая  цель урока:  использование электронных средств  учебного назначения на уроках географии.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная,  работа в малых группах.

Используемые методы и приемы на уроке:

активные: (рассказ, показ, беседа, объяснение);  

частично-поисковые: (работа с первоисточниками, справочной литературой);

творческий: (разработка учащимися презентационного материала);

интерактивные: (работа в малых группах, проведение  итогов урока)

  Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор, атласы,   японская музыка, материалы из Интернета по Японии, презентации

                     

1.Организационный  момент.

 

2.Проверка знаний учащихся.

 

Тест по теме «Япония: ЭГП, население, хозяйство».

 

1. По особенностям географического положения Япония относится к странам:

а) приморским
б) полуостровные
в) островным
г) внутриконтинентальным

2. По уровню экономического развития Япония относится к подгруппе стран:

а) НИС Азии
б) «ключевые страны»
в) страны «большой семерки»
г) страны с переходной экономикой

3. Тип воспроизводства населения, характерный для Японии:

а) 1 тип /рациональный/
б) 2 тип /расширенный/

4. Промышленность Японии в настоящее время ориентируется на ...

а) новые отрасли
б) старые отрасли
в) новейшие /наукоемкие/ отрасли

5. Крупным мегалополисом Японии является:

а) Окайдо;   б) Мокайдо;     в) Токайдо;    г) Фукайдо.

6. В Японии наибольшее развитие получили виды транспорта:

а) железнодорожный и трубопроводный
б) автомобильный и морской
в) воздушный и речной

7. В «лицевой части» Японии преобладают  следующие отрасли экономики:

а) ТЭС, ГЭС, металлургические, нефтеперерабатывающие комбинаты, машиностроительные заводы;

б) заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика.

8. Ведущая отрасль международной специализации Японии:

А ) станкостроение
б) электроэнергетика
в) автомобилестроение

Тест  «Япония: ЭГП, население, хозяйство».

1. По форме правления Япония это:

а) республика президентская
б) монархия конституционная
в) монархия теократическая

2. Национальный /этнический/ состав населения Японии:

А )исключительно однороден
б) чрезвычайно разнообразе

3. Япония – это страна:

а) слабоурбанизированная
б) среднеурбанизированная
в) высокоурбанизированная

4. Укажите, какой район является экономически наиболее развитой частью Японии:

а) остров Хоккайдо
б) острова Окинава
в) побережье Японского моря на острове Хонсю
г) тихоокеанское побережье на островах Хонсю, Сикоку, Кюсю

5. Какие три города Японии образуют мегалополис:

а) Томакамай, Отару, Саппоро;       б) Токио, Осаки, Нагои;        в) Такахама, Окаяма, Киото.

6. В структуре сельского хозяйства Японии преобладает:

а)животноводство
б) растениеводство

7. В  «тыльной  части» Японии преобладают следующие отрасли экономики:

а) ТЭС, ГЭС, металлургические, нефтеперерабатывающие комбинаты, машиностроительные заводы;

б) заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика.

8. В структуре торгового баланса Японии:

а) импорт значительно превосходит экспорт
б) экспорт значительно превосходит импорт

 

Взаимопроверка:

Ключи:

      1в:                                                                              2в:

      1-в                                                                           1-б

      2-в                                                                            2-а

      3-а                                                                            3-в

      4-в                                                                             4-в

      5-в                                                                             5-б

      6-б                                                                            6-б 

      7-а                                                                             7-б

      8-в                                                                             8-б

                                     Критерии оценок:

      «5» - 8 правильных ответов

      «4» - 6 - 7 правильных ответов.

      «3»- 4-5 правильных ответа

      «2» – менее 4-х правильных ответов.

 

3.Запись домашнего задания с комментариями:

 

Д/З: стр.241-251, (повторите материал предыдущего и сегодняшнего  уроков)

 

 

4.Изучение нового материала.

 

Вступительное слово учителя:

 

                                                                             О, вот она – чудесная страна,

                                                                              Заветный край  – Акицусима!

                                                                              Как крылья стрекозы, простерты острова,

                                                                              Страна Ямато – вот она!

                                                            

 

                   К сожалению, и для нас, русских, Япония представляется страной далёкой и загадочной, сами же японцы - чуть ли не культурными антиподами: замкнутым, молчаливым, никогда не улыбающимся народом, у которого одна цель - работа. Это страна со своей самобытной культурой и традициями.  Об этой стране можно рассказать очень  много необычного и удивительного для русского народа. В этой стране женщина подает мужчине пальто, едят палочками, спят на полу, пишут сверху вниз, а белый цвет является траурным. Поклоны здесь- целый ритуал, чаепитие представляет собой  обряд (чайную церемонию), икебана и бансай- большая  наука.  Национальные  праздники: весной-саккуры; осенью-хризантемы; 3 марта-день девочек (выставка кукол); 5 мая- день мальчиков (запуск змея); 15 января-день совершеннолетия(20 лет). Стремление к совершенству - кругом. Вот белые тюльпаны в горшках вдоль дорог. Или белый забор, ограждающий улицу от строительной площадки, завешанный фото цветов.

 

Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сер­вировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай, самураи, каллиграфия, Давайте послушаем сообщения о старинных традициях.

Загадочная страна….Япония. Кто же они, японцы?     Что ими движет?

 

А сейчас  мы познакомимся с культурой этой страны:

 

 5.Групповая работа над заданием (работа с источниками)     :

А) Подготовительный этап.

Группы получают задания и инструктаж по его выполнению, выбирают средства обучения( 1-2 человека работают за компьютером, создают презентацию по теме своей группы, остальные готовят теоретическое сообщение).

                Б) Самостоятельная групповая работа по выполнению задания.

Темы:

1 группа – «Какие они японцы?, веер, нецке, бонсай»

2 группа – «Чайная церемония, кимоно, экибана.»

3 группа – «Традиционные единоборства, архитектура, оригами.»

6.  Выступление групп.

Заслушивание групповых отчётов, постановка вопросов выступающей группе, рецензирование её выступления.

- Внимательно слушаем отчёты групп, записываем самое главное.

После выступления 1 группы:

- Мы познакомились с некоторыми особенностями национального характера японцев, который и определяет во многом специфику японской культуры.

На доске вывешиваются следующие слова, которые сопровождаются презентацией.

Пунктуальны

Приветливы

Вежливы

Трудолюбивы

Дисциплинированы

Преданность, сотрудничество, усердие.

После выступления 2 группы:

 

На доске вывешиваются следующие слова, которые сопровождаются презентацией:

Чувство общности с природой

Умеют видеть прелесть обычного и изящество простоты

Стремление создать обстановку душевности

После выступления 3 группы:

 

Вслушиваться в несказанное

Любоваться невидимым

Гармония духа и энергии

 7.   Заключительное слово учителя:

Мы с вами увидели, что это  великая страна. Трудолюбие, дисциплинированность, неприхотливость в быту, любовь к природе, культуре, традициям,  традиционно крепкие семьи, где живут 3 поколения, желание познавать и учиться – особенности японского менталитета. Я думаю из этого есть тоже, что взять для себя. Сегодня на уроке мы познакомились с Японией, как страной высокой культуры и сплошной грамотности. Эта страна давних культурных, художественных и бытовых традиций, входящих составной частью в понятие японского образа жизни. Они стараются жить в согласии с природой. Вся их традиционная культура выражает стремление человека к единению с ней. Вы создали на уроке некий портрет японца, который отражает основные его качества (прочитать на доске). Именно эти качества помогли японцам сделать своё государства высокоразвитым.

Вывод урока: Японцы, это  культурный, интеллектуальный, народ. Физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.

 Вот на этом наше знакомство с Японией заканчивается. Я думаю, что вы узнали для себя много нового и интересного, а также полезного, что может пригодиться вам в жизни.

Спасибо за работу!

 

 

 

 

Задание для группы № 1

Изучив дополнительные материалы, материалы Интернета :

1)     дайте характеристику населения Японии (черты характера, предпочтения в еде, расскажите о принятых поклонах).

2)     Веер

3)      Нэцке

4)     Бонсай

Подготовьте выступление по данной теме.

Соблюдайте условие : время выступления группы не должно превышать 7 минут!

 

 

Задание для группы № 2


Используя дополнительный материал,  материалы Интернета:

1)     Расскажите о чайной церемонии

2)     Кимоно

3)     Экибане

Подготовьте выступление по данной теме.

Соблюдайте условие : время выступления группы не должно превышать 7 минут!

 

Задание для группы № 3

    Используя дополнительный материал, материалы Интернета:

                1) Расскажите о традиционных японских единоборствах

               2) Архитектуре

                3) Оригами

Подготовьте выступление по данной теме.

Соблюдайте условие:время выступления группы не должно превышать 7 минут!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блиц-опрос:

 

1.     Религия, проникшая в Японию из Индии. (Буддизм)

2.     Любование луной.(Цукими)

3.     Какая религия  в Японии  с 1663 года была официально запрещена? (Христианство)

4.     Выращивание карликовых деревьев (Бонсай)

5.     Тип воспроизводства населения Японии (1 тип)

6.     На каком острове расположен Токио? (Хонсю)

7.     Красивое письмо кисточкой  и тушью  (Каллиграфия)

8.      Назовите 4 крупных острова, на которых расположена Япония.

9.     Пролив, отделяющий  Хоккайдо от Сахалина. (Лаперуза)

     10.Японская система верования (Синтоизм)

11.Любование цветами (Ханами)

12.Пролив, отделяющий Хоккайдо от Курильских островов (Кунаширский)

13.Самый южный из 4 крупных островов Японии ( Кюсю)

14.Денежная единица (Йена)

15.99% населения составляют…  (Японцы)

16.Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев? (Рукопожатие)

17.Название палочек, которыми едят рис (Хаси)

18.Тип хозяйства Японии (Постиндустриальный)

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока географии "Культура Японии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок географии в 11 классе по теме"Культура Японии".

Цели урока:

1.Способствовать формированию у учащихся представления о быте и культуре японского народа.

2.Способствовать воспитанию на данном материале нравственного, эстетического восприятия страны, формированию общечеловеческого мировоззрения.

3.Способствовать развитию навыков умения анализировать

картографические и статистические материалы, умению сравнивать и обобщать.

познакомить учащихся с историко-культурными особенностями Японии

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 762
    • DOCX 80 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Семаева Марина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Семаева Марина Николаевна
    Семаева Марина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7779
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 729 человек

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 26 регионов

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе