Тема: Культура
Японии
О, вот она – чудесная страна,
Заветный край – Акицусима!
Как
крылья стрекозы, простерты острова,
Страна Ямато – вот она!
Цели урока:
1.Способствовать
формированию у учащихся представления о быте и культуре японского народа.
2.Способствовать
воспитанию на данном материале нравственного, эстетического восприятия страны,
формированию общечеловеческого мировоззрения.
3.Способствовать
развитию навыков умения анализировать
картографические
и статистические материалы, умению сравнивать и обобщать.
познакомить
учащихся с историко-культурными особенностями
Развивающая:
Развивать у
учащихся мение работать с энциклопедическими
источниками, в том числе по ИКТ.
Воспитывающая:
Воспитывать у
учащихся нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам живой и
неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры Японского
народа. Воспитывать у учащихся чувство
коллективизма, умение работать в малых группах.
Задачи
урока:
– создать образ
японского народа
– продолжать
работу по самостоятельному формированию знаний, умений;
– совершенствовать
приемы использования различных источников информации;
– развивать
внимание, конструктивное мышление, устную речь;
– способствовать
развитию познавательной деятельности через групповую форму работы;
– создать
комфортные условия для развития личностных качеств учащихся;
– способствовать
воспитанию уважения друг к другу, чувства коллективизма и взаимопомощи
Методическая
цель урока: использование электронных средств
учебного назначения на уроках географии.
Тип урока: урок
усвоения новых знаний, умений, навыков.
Форма
организации учебной деятельности: индивидуальная,
работа в малых группах.
Используемые методы и приемы на уроке:
активные: (рассказ, показ, беседа,
объяснение);
частично-поисковые: (работа с
первоисточниками, справочной литературой);
творческий: (разработка учащимися
презентационного материала);
интерактивные: (работа в малых группах,
проведение итогов урока)
Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор, атласы, японская музыка, материалы
из Интернета по Японии, презентации
1.Организационный момент.
2.Проверка знаний учащихся.
Тест по теме «Япония: ЭГП, население,
хозяйство».
1в
1. По особенностям
географического положения Япония относится к странам:
а)
приморским
б) полуостровные
в) островным
г) внутриконтинентальным
2. По
уровню экономического развития Япония относится к подгруппе стран:
а) НИС Азии
б) «ключевые страны»
в) страны «большой семерки»
г) страны с переходной экономикой
3. Тип
воспроизводства населения, характерный для Японии:
а) 1 тип /рациональный/
б) 2 тип /расширенный/
4.
Промышленность Японии в настоящее время ориентируется на ...
а) новые отрасли
б) старые отрасли
в) новейшие /наукоемкие/ отрасли
5. Крупным мегалополисом Японии является:
а) Окайдо; б) Мокайдо; в)
Токайдо; г) Фукайдо.
6. В
Японии наибольшее развитие получили виды транспорта:
а) железнодорожный и
трубопроводный
б) автомобильный и морской
в) воздушный и речной
7. В «лицевой части» Японии преобладают
следующие отрасли экономики:
а) ТЭС, ГЭС, металлургические,
нефтеперерабатывающие комбинаты, машиностроительные заводы;
б) заготовка древесины, животноводство,
добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика.
8.
Ведущая отрасль международной специализации Японии:
А ) станкостроение
б) электроэнергетика
в) автомобилестроение
Тест
«Япония: ЭГП, население, хозяйство».
2в
1. По
форме правления Япония это:
а) республика президентская
б) монархия конституционная
в) монархия теократическая
2.
Национальный /этнический/ состав населения Японии:
А )исключительно однороден
б) чрезвычайно разнообразе
3.
Япония – это страна:
а) слабоурбанизированная
б) среднеурбанизированная
в) высокоурбанизированная
4.
Укажите, какой район является экономически наиболее развитой частью Японии:
а) остров Хоккайдо
б) острова Окинава
в) побережье Японского моря на острове Хонсю
г) тихоокеанское побережье на островах Хонсю, Сикоку,
Кюсю
5. Какие три города Японии образуют
мегалополис:
а) Томакамай,
Отару, Саппоро; б) Токио, Осаки, Нагои; в) Такахама, Окаяма,
Киото.
6. В
структуре сельского хозяйства Японии преобладает:
а)животноводство
б) растениеводство
7. В «тыльной части» Японии преобладают
следующие отрасли экономики:
а) ТЭС, ГЭС, металлургические,
нефтеперерабатывающие комбинаты, машиностроительные заводы;
б) заготовка древесины, животноводство,
добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика.
8. В
структуре торгового баланса Японии:
а) импорт значительно
превосходит экспорт
б) экспорт значительно превосходит импорт
Взаимопроверка:
Ключи:
• 1в:
2в:
• 1-в
1-б
• 2-в
2-а
• 3-а
3-в
• 4-в
4-в
• 5-в
5-б
• 6-б
6-б
• 7-а
7-б
• 8-в
8-б
Критерии оценок:
• «5»
- 8 правильных ответов
• «4»
- 6 - 7 правильных ответов.
• «3»-
4-5 правильных ответа
• «2»
– менее 4-х правильных ответов.
3.Запись
домашнего задания с комментариями:
Д/З:
стр.241-251, (повторите материал предыдущего и сегодняшнего уроков)
4.Изучение нового материала.
Вступительное
слово учителя:
О, вот она – чудесная страна,
Заветный край – Акицусима!
Как крылья стрекозы, простерты острова,
Страна Ямато – вот она!
К сожалению,
и для нас, русских, Япония представляется страной далёкой и загадочной, сами же
японцы - чуть ли не культурными антиподами: замкнутым, молчаливым, никогда не
улыбающимся народом, у которого одна цель - работа. Это
страна со своей самобытной культурой и традициями. Об этой стране можно
рассказать очень много необычного и удивительного для русского народа. В этой
стране женщина подает мужчине пальто, едят палочками, спят на полу, пишут
сверху вниз, а белый цвет является траурным. Поклоны здесь- целый ритуал, чаепитие
представляет собой обряд (чайную церемонию), икебана и бансай- большая наука.
Национальные
праздники: весной-саккуры; осенью-хризантемы; 3 марта-день девочек (выставка
кукол); 5 мая- день мальчиков (запуск змея); 15 января-день совершеннолетия(20
лет). Стремление
к совершенству - кругом. Вот белые тюльпаны в горшках вдоль дорог. Или белый
забор, ограждающий улицу от строительной площадки, завешанный фото цветов.
Японцы свято чтут
старинные обряды и традиции, к числу которых относятся
почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола,
чайная церемония, икебана, бонсай, самураи, каллиграфия, Давайте послушаем
сообщения о старинных традициях.
Загадочная страна….Япония. Кто же они, японцы? Что ими движет?
А сейчас мы познакомимся с
культурой этой страны:
5.Групповая
работа над заданием (работа с источниками) :
А)
Подготовительный этап.
Группы получают
задания и инструктаж по его выполнению, выбирают средства обучения( 1-2
человека работают за компьютером, создают презентацию по теме своей группы,
остальные готовят теоретическое сообщение).
Б)
Самостоятельная групповая работа по выполнению задания.
Темы:
1 группа – «Какие
они японцы?, веер, нецке, бонсай»
2 группа – «Чайная
церемония, кимоно, экибана.»
3 группа –
«Традиционные единоборства, архитектура, оригами.»
6. Выступление групп.
Заслушивание
групповых отчётов, постановка вопросов выступающей группе, рецензирование её
выступления.
- Внимательно
слушаем отчёты групп, записываем самое главное.
После
выступления 1 группы:
- Мы познакомились
с некоторыми особенностями национального характера японцев, который и
определяет во многом специфику японской культуры.
На доске
вывешиваются следующие слова, которые сопровождаются презентацией.
Пунктуальны
Приветливы
Вежливы
Трудолюбивы
Дисциплинированы
Преданность,
сотрудничество, усердие.
После выступления 2
группы:
На доске
вывешиваются следующие слова, которые сопровождаются презентацией:
Чувство общности с
природой
Умеют видеть
прелесть обычного и изящество простоты
Стремление создать
обстановку душевности
После выступления 3
группы:
Вслушиваться в
несказанное
Любоваться
невидимым
Гармония духа и
энергии
7.
Заключительное слово учителя:
Мы
с вами увидели, что это великая страна. Трудолюбие, дисциплинированность,
неприхотливость в быту, любовь к природе, культуре, традициям, традиционно
крепкие семьи, где живут 3 поколения, желание познавать и учиться – особенности
японского менталитета. Я думаю из этого есть тоже, что взять для себя. Сегодня
на уроке мы познакомились с Японией, как страной высокой культуры и сплошной
грамотности. Эта страна давних культурных, художественных и бытовых традиций,
входящих составной частью в понятие японского образа жизни. Они стараются жить
в согласии с природой. Вся их традиционная культура выражает стремление
человека к единению с ней. Вы создали на уроке некий портрет японца, который
отражает основные его качества (прочитать на доске). Именно эти качества
помогли японцам сделать своё государства высокоразвитым.
Вывод
урока:
Японцы, это культурный, интеллектуальный, народ. Физический капитал нации играет особую роль в достижении
экономических высот.
Вот на этом наше
знакомство с Японией заканчивается. Я думаю, что вы узнали для себя много
нового и интересного, а также полезного, что может пригодиться вам в жизни.
Спасибо за работу!
Задание
для группы № 1
Изучив дополнительные материалы,
материалы Интернета :
1) дайте
характеристику населения Японии (черты характера, предпочтения в еде,
расскажите о принятых поклонах).
2) Веер
3) Нэцке
4) Бонсай
Подготовьте выступление по данной
теме.
Соблюдайте условие
: время выступления группы не должно превышать 7 минут!
Задание
для группы № 2
Используя
дополнительный материал, материалы Интернета:
1) Расскажите
о чайной церемонии
2) Кимоно
3) Экибане
Подготовьте выступление по данной
теме.
Соблюдайте условие
: время выступления группы не должно превышать 7 минут!
Задание
для группы № 3
Используя дополнительный материал, материалы Интернета:
1) Расскажите о традиционных японских единоборствах
2) Архитектуре
3) Оригами
Подготовьте выступление по данной
теме.
Соблюдайте условие:время
выступления группы не должно превышать 7 минут!
Блиц-опрос:
1. Религия, проникшая в Японию из Индии. (Буддизм)
2. Любование луной.(Цукими)
3. Какая религия в Японии с 1663 года была официально запрещена?
(Христианство)
4. Выращивание карликовых деревьев (Бонсай)
5. Тип воспроизводства населения Японии (1 тип)
6. На каком острове расположен Токио? (Хонсю)
7. Красивое письмо кисточкой и тушью (Каллиграфия)
8. Назовите 4 крупных острова, на которых расположена Япония.
9. Пролив, отделяющий Хоккайдо от Сахалина. (Лаперуза)
10.Японская система верования
(Синтоизм)
11.Любование
цветами (Ханами)
12.Пролив,
отделяющий Хоккайдо от Курильских островов (Кунаширский)
13.Самый южный из
4 крупных островов Японии ( Кюсю)
14.Денежная
единица (Йена)
15.99% населения
составляют… (Японцы)
16.Какой жест при
встрече друзей отсутствует у японцев? (Рукопожатие)
17.Название
палочек, которыми едят рис (Хаси)
18.Тип хозяйства
Японии (Постиндустриальный)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.