Главная / Физика / Разработка урока физики в 7 классе по теме: «Условия плавания тел»

Разработка урока физики в 7 классе по теме: «Условия плавания тел»

Разработка урока физики в 7 классе по теме: «Условия плавания тел» (37 урок в теме «Механические явления). Урок включает исследовательскую лабораторную работу, защиту проектов по теме: «Плавание тел» и решение качественных задач по теме.

Тема урока: "Условия плавания тел".

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование.


Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

1. Предметных:

- понять смысл условий плавания тел;

- овладеть опытом решения проблем и опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;

- овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения условий плавания тел при работе в группе;

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент);

- понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений»


2. Метапредметных:

  • в познавательной деятельности

- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

  • в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

  • в рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

- поиск и устранение причин возникших трудностей;

- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и ко­ординация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.


3. Личностных:

1) Стимулировать способность иметь собственные мнения.

2) Сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы

3) Выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.

4) Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.


Оборудование:

  • сосуды с водой, молоком и растительным маслом, набор тел равного объёма, но разной плотности, динамометр, алюминиевые цилиндры, кусочек парафина, яйцо, соль, ареометр;

  • компьютерная презентация в программе Smart «Плавание тел»;

  • технологическая карта урока(для каждого ученика), таблица плотностей;

  • компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Добрый день всем! Дорогие ребята, сегодня у нас с вами немного необычный урок. В классе присутствуют гости. Во всём же остальном всё, как всегда. Поэтому глубоко вздохнули! Расправили плечи! Прошу садиться.

2. Вступительное слово учителя, постановка проблемного вопроса.

Надеюсь, на сегодняшнем уроке вы еще раз оцените достоинства уникальной науки о природе - физики. Именно она дает обильную пищу разуму, чувствам и рукам того, кто сможет приложить силы для проникновения в ее мир. Физика - это умение беседовать с природой на ее языке. Физика - это возможность понимать природу и ее свойства; это радость познания; это прикосновение к загадкам природы.

На суше гусь производит впечатление малоподвижной, неуклюжей птицы. "На красных лапках гусь тяжелый..." - так писал А. С. Пушкин, применяя очень выразительное слово "тяжелый" для характеристики птицы. Но вот гусь вошел в воду и поплыл... Теперь мы видим уже легкую, грациозную птицу, движущуюся быстро и свободно. Даже дуновения ветра достаточно, чтобы изменить скорость ее движения.

Положите на стол пробку или пластмассовую крышечку и подуйте на нее сбоку. Она не сдвинется с места. Поместите пробку на поверхность воды - от дуновения она легко начинает двигаться. Отчего такая перемена? (Ответ, к которому необходимо прийти в ходе урока: Сила трения в воде намного меньше силы трения между твердыми телами. Поэтому и птица легко скользит по воде.)

3. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие.

Приглядывайтесь к облакам

Прислушивайтесь к птицам,

Притрагивайтесь к родникам -

Ничто не повториться

За мигом миг, за часом час

Впадайте в изумление.

Все будет так и все не так

Через одно мгновение.

В дорогу мы возьмем багаж

Учебник, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж.

А знания по теме «Архимедова сила». Давайте проверим их с помощью следующих вопросов.

Учитель

Учащиеся

1. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

 2. Куда эта сила направлена?

 3. От чего она зависит?

 

 

4. А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?

 5. Одинаковая ли архимедова сила будет действовать на три тела, погруженные в одну и ту же жидкость, имеющие одинаковые объёмы?

 6.Как эти тела будут вести себя в воде?


(Опыт: три внешне одинаковых контейнера опустить в сосуд с водой. Один тонет, второй – плавает наполовину в воде, третий находится на поверхности. Почему так происходит?) И сегодня нам предстоит разобраться в одной из них: какова причина плавания тел.

Архимедова сила

 

 

Вертикально вверх.


 От объема тела и плотности жидкости.

FА=gρжVТ

 Тогда для подсчета надо использовать объем погруженной части тела.

 


Да

 

 




Высказывают своё мнение (тонуть, плавать внутри, всплывать)

1. Что вы наблюдаете? Почему?

 

 



2. Куда направлена сила тяжести? От чего зависит? Чему равна? Как найти массу тела по его плотности?

 


3.Вернемся к опыту.  Каковы значения силы тяж. в каждом случае?

 

4. Составьте соотношения для двух сил в каждом случае и определите направление равнодействующей сил.

Первое тело утонуло, второе плавает внутри жидкости, а третье – плавает на поверхности. На тело в жидкости кроме архимедовой силы действует сила тяжести.

 

Вертикально вниз .

От массы тела прямо пропорционально. Fтяж=gm,

m= ρтV

Разные.

 

 

FТ>FА , R↓, тонет;

 

FТ=FА , R=0, плавает внутри жид.

 


4. Формулировка темы и задач урока.

Вопрос о плавании тел очень важная практическая  задача. В природе плавание тел можно наблюдать повсеместно. Плавают животные и птицы, растения и насекомые, плавают суда, сконструированные человеком. Сегодня постараемся сформулировать условия плавания тел в наиболее простой форме.

Запишите тему урока в тетрадь и попробуем вместе сформулировать задачи урока.

Тема: «Условия плавания тел»

Задачи:

1. Сформулировать условия плавания тел.

2. Рассмотреть использование условий плавания в окружающем мире.

5. Изучение новых знаний.

Путешествие начинаем с посещения научного центра «Акватория». Вначале побываем в научной  лаборатории. Здесь нам предстоит выяснить при каком условии тела, погруженные в жидкость тонут, плавают в жидкости или всплывают на поверхность.

Предлагаю сначала записать соотношения между силами для трех случаев. Подставить в них выражения для сил и упростить ( работают на местах, озвучивают выводы).

 

Группа № 1,2                Группа № 3                     Группа № 4,5

FТ>FА                        FТ=FА                                FТ

gm>gρжV                  gm=gρжV                      gm

gρтV>gρжV                gρтV=gρжV                    gρтV

ρТ>ρж                           ρТ=ρж                            ρТ<ρж

тонет                      плавает в                     всплывает на

                               жидкости                        поверхность

Итак, условия плавания тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая FА и FТЯЖ   или сравнивая ρж и ρТ.

М.В.Ломоносов когда-то сказал: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» Проверим справедливость наших выводов на опыте.

Класс («младшие научные сотрудники») делится на 5 исследовательских лабораторий. Во главе каждой – «старшие научные сотрудники». Каждой лаборатории дается свое задание. Каждой лаборатории дается задание. Практическую работу выполняем, пользуясь технологической картой.

Прежде чем приступить к выполнению работы вспомним правила ТБ:

Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторного практикума, подготовить рабочее место и убрать посторонние предметы, приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание, проверить исправность оборудования и приборов. По окончании работы: привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы и оборудование.



Технологическая карта выполнения практической работы для 1 группы.

Первое задание:

Выяснить при каком условии тела, погруженные в жидкость, тонут.

  1. Запишите соотношение между силой тяжести и силой Архимеда. ________________________________________________________

  2. Подставьте в них выражения для сил: ________________________________________________________

  3. Упростите выражения: _________________________________________________________

  4. Сделайте вывод:

Если плотность тела ______________, то тело _______ .

Оборудование: сосуды с водой, молоком и растительным маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр.

Ход работы:

  1. Укрепите динамометр на штативе и подвесьте к нему на нити тело. Отметьте и запишите в таблице показание динамометра. Это будет вес тела в воздухе Р1.

  2. Подставьте стакан с водой и опускайте муфту с лапкой и динамометром, пока всё тело не окажется под водой. Отметьте и запишите в таблице показание динамометра. Это будет вес тела в жидкости Р2.

  3. По полученным данным вычислите выталкивающую силу, действующую на тело Fа.

  4. Отметьте в таблице поведение тела в воде: плавает, тонет или всплывает.

  5. Повторите опыт для молока и растительного масла.

  6. Сделайте вывод об условии плавания тела в жидкости.


Жидкость

Вес тела в воздухе

Вес тела в жидкости

Архимедова сила

Поведение тела в жидкости

Вода





Молоко





Растительное масло







Технологическая карта выполнения практической работы для 2 группы.

Первое задание:

Выяснить при каком условии тела, погруженные в жидкость, плавают в жидкости.

  1. Запишите соотношение между силой тяжести и силой Архимеда. ________________________________________________________

  2. Подставьте в них выражения для сил: ________________________________________________________

  3. Упростите выражения: _________________________________________________________

  4. Сделайте вывод:

Если плотность тела ______________, то тело _______ .



Оборудование: сосуд с водой, таблица плотностей твёрдых тел и жидкостей, алюминиевый цилиндр, кусочек парафина, кусочек пробки.

Ход работы:

  1. Опустите в воду по очереди тела: алюминиевый цилиндр, кусочек парафина, кусочек пробки. Выясните их поведение в воде: тонут, плавают или всплывают. Результаты запишите в таблицу.

  2. Пользуясь таблицей плотностей, запишите соотношение между плотностью жидкости и плотностью тела.

  3. Сделайте вывод об условиях плавания тел в жидкости.




Плотность воды

Плотность тела

Соотношение плотностей (<,>,=)

Поведение тела в жидкости

Алюминиевый цилиндр





Кусочек парафина




Пробка







Вывод: полученные выводы вносим в итоговую таблицу:

Поведение тела

Соотношение между силой тяжести и силой Архимеда

Соотношение между плотностью жидкости и плотностью тела

Тонет



Плавает



Всплывает




Рассмотрим 3 случай плавания тел на поверхности более подробно. Интересно, о каком физическом теле сейчас пойдёт речь?

Сегодня над морем большая жара;

А в море плывёт ледяная гора.

Плывёт и, наверно, считает:

Она и в жару не растает.


Айсберг – огромная масса льда, плавающая на воде в океане.

Предлог “на” здесь не совсем уместен, ведь большая часть айсберга скрыта под водой. Рассчитаем, какая часть айсберга находится под водой.

hello_html_48133e.png

Таким образом, hello_html_m43e1f314.gif

Чем меньше плотность тела, тем большая часть его находится над водой.

Это дало возможность создать прибор для измерения плотности жидкости – ареометр. Деления на нём растут сверху вниз. Чем больше плотность жидкости, тем на меньшую глубину ареометр в неё погружается (демонстрируется ареометр).

6. Первичное закрепление материала.

Решим интерактивную задачу с использованием флеш-анимации.

hello_html_m6e30bec5.png


Используя таблицы плотностей твердых тел и жидкостей, ответить на вопросы:

  1. Какие из тел утонут? Почему?

  2. Какие из тел всплывут? Почему?

  3. Какие из тел будут находиться внутри жидкости? Почему?

  4. Какое из тел глубже погрузится в воду? Почему?

7. Практическое применение полученных знаний на опыте.

Группы представляют презентации по темам:

  1. Плавание животных и человека.

  2. Архимедова сила в живой природе.

  3. Плавание судов.

  4. Воздухоплавание (дирижабль, воздушный шар, аэростат)

Существуют различные поговорки, например, об умении человека плавать: “по дну топориком”; о пропаже человека: “канул как камень в воду”. Что означают эти поговорки? А вы, знаете какие-нибудь высказывания на данную тему?

8. Основное закрепление знаний учащихся по новой теме.

Своё путешествие по «Акваторию» мы закончили. На выходе нас ждет испытание.

  1. Посоветуйте, как вести себя плохо плавающему человеку, внезапно оказавшемуся в воде, на глубине, вдали от берега.

  2. Если в банку с водой опустить яйцо, что произойдёт? А как можно заставить яйцо плавать?

  1. Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой? Что можно сказать о расположении несмешивающихся жидкостей в одной посудине? Значит, жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел. Можно ли тушить горящий бензин или мазут водой? Почему?

  2. Задача-шутка: почему в недосоленном супе курица тонет, а в пересоленом спасается вплавь?

  3. Определите, в каком состоянии находится тело: всплывает, тонет или плавает, если масса тела 20 г и объем вытесненной им воды равен 20 см3?

Вернёмся к началу урока. На суше гусь производит впечатление малоподвижной, неуклюжей птицы. "На красных лапках гусь тяжелый..." - так писал А. С. Пушкин, применяя очень выразительное слово "тяжелый" для характеристики птицы. Но вот гусь вошел в воду и поплыл... Теперь мы видим уже легкую, грациозную птицу, движущуюся быстро и свободно. Даже дуновения ветра достаточно, чтобы изменить скорость ее движения. Отчего такая перемена?

9. Итог урока.

Вернёмся к задачам, которые мы перед собой поставили. Мы их выполнили? Дополним кластер.

Оценки:

10. Рефлексия.

У каждого на парте лежат рисунки-макеты ареометров. Выразите своё отношение к уроку, закрасив его по нижней или верхней линии, используя зависимость глубины погружения от плотности жидкости.

И закрепите их на пирамиде достижений.

hello_html_mcdf92c4.png

Источники, используемые при подготовке конспекта урока:

  1. http://interfizika.narod.ru

  2. http://school-collection.edu.ru

  3. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В.Пёрышкина. М.: Вако,2005.

Разработка урока физики в 7 классе по теме: «Условия плавания тел»
  • Физика
Описание:

Разработка урока физики в 7 классе по теме: «Условия плавания тел» (37 урок в теме «Механические явления). Урок включает исследовательскую лабораторную работу, защиту проектов по теме: «Плавание тел» и решение качественных задач по теме.

Тема урока: "Условия плавания тел".   

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование.

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

1. Предметных:

- понять смысл условий плавания тел; 

- овладеть опытом решения проблем и опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме; 

- овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения условий плавания тел при работе в группе;

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение,  измерение,  опыт,  эксперимент);

- понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений»

Автор Бондарева Светлана Александровна
Дата добавления 03.12.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1570
Номер материала 6321
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓