Главная / Биология / Разработка урока естествознания на тему "Живая планета" (5 класс)

Разработка урока естествознания на тему "Живая планета" (5 класс)

Урок естествознания

(5 класс)


Тема: Живая планета.


Цель: учащиеся углубят и обобщат знания о живой планете, сравнивая растительный и животный мир.

Задачи: - изучить и углубить знания о живой планете, сравнить растительный и животный мир.

- формировать коммуникативные навыки (при работе в группе), расширение ситуативных умений (способность ориентироваться в нестандартных ситуациях), развивать рефлексивные качества (способность к самоанализу и самокоррекции).

- развить умения сосредотачиваться, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование и источники: работы учащихся, скотч, ножницы, учебник «Естествознание», Абдиманапов Б.Ш. и др.

Методы обучения: проблемный.

Формы организации учебной деятельности: вводный урок.

Приемы: стратегия «Закончи мысль», стратегия «Следствие ведут знатоки», стратегия «Открытые мысли»

Опережающие задания: 2 группы, предлагается поработать с энциклопедией изучить особенности строения растений и животных.

Запись на доске: тема «Живая планета», «Наш мир так же сложен и так же легко уязвим, как паутина. Коснитесь единой паутинки, и дрогнут вес остальные…» Дж.Даррелл. Растения, земле, на, жизни, источник (Растения - источник жизни на земле). Животные, питание, цепи, звеньев, из, одно (Животные – одно из звеньев цепи питания)

Ход урока: I. Организационный момент.

Цель: проверить готовность класса к уроку, отметить отсутствующих.

II. Стадия побуждения.

Цель: подготовить учащихся к изучению нового материала

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела «Жизнь в природе». Тема нашего урока «Живая планета», начать урок мне бы хотелось с эпиграфом (стратегия «Закончи мысль»): «Наш мир так же сложен и так же легко уязвим, как паутина. Коснитесь единой паутинки, и дрогнут вес остальные …».

На доске глоссарий:

Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера, флора, фауна, цепи питания, живое вещество, неживое вещество, растения, грибы, бактерии, животные, фотосинтез.

Что вы знаете из предложенных терминов? Что мы должны узнать сегодня на уроке?

П.О.


III. Стадия реализации.

Цель: изучить живую планету, сравнить понятие «живое» и «неживое»; формировать коммуникативные навыки; развить умения обсуждать проблему, сравнивать обобщать, делать вывод.


Давайте начнем урок с ответа: Чем «живое» отличается от «неживого»?

П.О. Живые организмы – дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются, реагируют на смену времен года, изменения температуры, умирают…


Все живые организмы населяют биосферу. Что такое биосфера?

П.О. Оболочка земли населенная живыми организмами и преобразованная ими.

Назовите границы биосферы.

П.О. Вся гидросфера, нижний слой атмосферы, верхний слой литосферы.

Живые организмы делятся на 4 царства: бактерии, грибы, растения и животные. Все населяющие Землю растения образуют флору, все живущие на ней животные фауну.

Первые живые существа впервые заселили водное пространство, затем постепенно они стали осваивать сушу. В настоящее время наиболее густо заселены живыми организмами именно суша и поверхностные воды мирового Океана.

Между ботаниками и зоологами давно возник спор, какому царству отнести эвглену зеленную к растениям или животным? (Показать рисунок эвглены зеленой). Это простейшее одноклеточное существо движется как животное, а питается как растение (На доске 2 колонки растения и животные)

Вам предлагается провести следствие и помочь ученым ответить на вопрос. Мы узнали, что общего между растениями и животными. Ну, а теперь давайте, с вами попытаемся узнать, чем отличаются растения и животные?



Стратегия «Следствие ведут знатоки».

Цель: группы изучают особенности строения растений и животных

  • Для этого мы проведем игру «Следствие ведут знатоки», цель:

  1. Определить предмет исследования

  2. Цель исследования

  3. Подготовить и провести презентацию.

  • Презентация групп (доска делится на две половины, группы записывают особенности строения), дают характеристику.

  • Так какому царству можно отнести эвглену зеленую?

П.О.




Стратегия «Открытые мысли»

Цель: учащиеся отвечают на вопросы репродуктивного (повторение ранее изученного материала), расширяющего (позволяют узнать новое об изученном объекте) и развивающего характера (вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало), формировать коммуникативные навыки; развить умения обсуждать проблему, сравнивать обобщать, делать вывод.



Формы вопросы

Вопросы

Ответы

Репродуктивные

Каково значение растений и животных?



Расширяющие

Какая связь существует между растениями и животными?



Развивающие

  1. Вам предлагаются слова, ваша задача из этих слов составить первоначальный вид. Объяснить значение этих высказываний.

Растения, земле, на, жизни, источник

Животные, питание, цепи, звеньев, из, одно


  1. Закончить эпиграф урока




Растения - источник жизни на земле.

Животные – одно из звеньев цепи питания.



IV. Рефлексия.

Цель: формировать навыки самоанализа

Как ты оцениваешь свою подготовку к уроку?

Пригодились тебе знания, полученные при работе с дополнительной литературой?

Пополнился ли «багаж знаний» на уроке? Восполнил ли пробелы прошлой темы?

Что узнал нового, интересного? Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Понравилась ли тебе такая форма организации учебного процесса?


V. Оценка знаний.

Цель: умения оценивать свою работу и работу других учеников.

VI. Д/З



Разработка урока естествознания на тему "Живая планета" (5 класс)
  • Биология
Описание:
Разработка  урока на тему: «Живая планета». Цель урока: изучить и углубить знания о живой планете, сравнить растительный и животный мир. Сформировать коммуникативные навыки (при работе в группе), расширение ситуативных умений (способность ориентироваться в нестандартных ситуациях),  развивать рефлексивные качества (способность к самоанализу и самокоррекции). Развить умения сосредотачиваться, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.  Использовала стратегии критического мышления  «Закончи мысль», «Следствие ведут знатоки», «Открытые мысли»
Автор Лим Людмила Петровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2674
Номер материала 31254
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓