Главная / Другое / Разработка урока экономики "Сколько стоит энергия" (10-11 класс)

Разработка урока экономики "Сколько стоит энергия" (10-11 класс)

Урок экономики «Сколько стоит энергия?»

Тип урока

Урок-викторина

Цель урока

Актуализация проблемы рационального использования энергии и энергоресурсов и поиск возможных путей энергосбережения.

Образовательные задачи


  • Выявить проблемы энергосбережения города, села, школы, семьи и находить способы их решения.

  • Научить собирать и группировать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач.

Развивающие задачи


  • Развить интерес к практическому применению полученных знаний. 

  • Развить коммуникативные и исследовательские способности.

Воспитательные задачи

  • Способствовать формированию культуры энергосбережения и устойчивой положительной мотивации сбережения энергии.

Опорные понятия

Энергетика. Энергопотребление. Энергосбережение. Энергоэффективность.

Методы обучения

словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковые, демонстрация презентации

Целевая аудитория

Учащиеся 10 и 11 классов

Формы орг-ции деят-ти уч-ся

Работа в 2-ух группах

Оборудование, ТСО

мультимедиапроектор, экран, компьютер

НСО, ДС

ЦОР: Презентации урока и игры-викторины.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом в 2-ух группах.




ХОД УРОКА:

Слайд 1

См. презентацию «1. Урок эк-ки»






1. Орг. момент: Входя на урок, ребята получают по 1 карточке с целью деления на 2 команды.

- Добрый день, ребята. Сегодня мы проводим необычный урок экономики.

2. Мотивация: Посмотрите внимательно на экран.

? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сформулируйте тему урока.


Слайд 2

3. Определение темы и целеполагание:

- Тема урока «Сколько стоит энергия?»

? Чему мы должны научиться сегодня?

- ЦЕЛЬ: Актуализировать проблемы рационального использования энергии и энергоресурсов и найти возможные пути энергосбережения.

Слайд 3





































Слайд 4

































Слайд 5

































Слайд 6



Слайд 7 (выйти в Интернет)

4. Актуализация знаний, погружение в проблему:

Жизнь современного человека немыслима без использования электрической энергии. Она освещает наше жильё, на ней работает вся бытовая техника. Электроэнергия значительно облегчает домашний труд, сокращает затраты времени на выполнение домашней работы, создаёт уют и комфорт в быту.

Развитие народного хозяйства также невозможно без электроэнергии.

Энергетика — отрасль промышленности, охватывающая выработку, передачу и сбыт потребителям электрической и тепловой энергии. Это свет и тепло в домах миллионов россиян, это работа тысяч учреждений и социально-значимых объектов – больниц, школ, детских садов. Это единственная отрасль промышленности, продукцию которой нельзя хранить, нельзя «запасать впрок».

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: Однако, современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку, т.к. основаны на использовании ископаемых энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются.

Эффективное использование энергии — ключ к успешному решению экологической проблемы!

? Как вы думаете, почему? 

Верно, проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Нам не хватает энергии, и чем дальше, тем острее:

во-первых: Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии. Пещерный человек потреблял около 1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но её не стало больше, чем раньше;

во-вторых: Не хватает потому, что мы теряем её на каждом шагу, не умея эффективно её использовать.

От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан.

В связи с этим в России 23 ноября 2009 года был принят ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 261-ФЗ «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ...»

Давайте выясним различие следующих понятий, прочитайте определения:

ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ -  процесс потребления энергии и/или энергоносителей при производстве продукции, при выполнении работ и оказании услуг.

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ (экономия энергии) - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Энергосбережение — важная задача по сохранению природных ресурсов.

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ — эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов.

В отличие от энергосбережения (сбережение, сохранение энергии), главным образом направленного на уменьшение энергопотребления, энергоэффективность (полезность энергопотребления) — полезное (эффективное) расходование энергии.

? В чём состоит отличие этих понятий?

! Обратите внимание: нам потребуется 1 кВтч энергии для того, чтобы…

! Давайте познакомимся с официальным сайтом ОАО «Красноярскэнергосбыт»…

См. презентацию «2. Игра-викторина»

5. Игра-викторина:

Правила: На слайде изображено игровое поле, где обозначены области знаний и стоимость вопроса. Цена вопроса зависит от сложности. Команда выбирает область знаний и сложность вопроса, обсудив вопрос, даёт на него ответ. Если команда даёт неправильный ответ, то ничего не зарабатывает и ход переходит другой команде. В команде необходимо распределить роли, подписав их на карточке: хранитель времени, капитан, секретарь, спикер (докладчик), эксперт. Задача экспертов: эксперт из команды соперников должен дополнить либо разъяснить ответ на вопрос викторины, используя карточку с правильным ответом.

Пояснения – ответы на вопросы игры-викторины (для экспертов)

Энергопотребление

50

Если вы поставите холодильник в комнате, где температура достигает

30 градусов, то потребление энергии …

- удвоится.

Энергопотребление

80

Во сколько раз энергосберегающие лампы могут снизить энергопотребление в квартире?

- Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы, в среднем, может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза! Затраты на их приобретение окупаются менее чем за год. Современная энергосберегающая лампа служит 10 тысяч часов, в то время как лампа накаливания - в 6-7 раз меньше. Компактная люминесцентная лампа напряжением 11 Вт заменяет лампу накаливания напряжением в 60 Вт. Затраты окупаются менее чем за год, а служит она 3-4 года.

Энергопотребление

90

У какого бытового прибора среднестатистический расход электроэнергии за месяц больше, чем у других?

- В среднестатистической семье больше всего энергии расходует холодильник. Этот бытовой прибор работает непрерывно. Тем не менее, есть ряд мер, которые помогут значительно сократить энергопотребление. Не ставьте холодильник близко к радиаторам отопления, вплотную к стене. Чем ниже температура теплообменника, расположенного на задней стенке холодильника, тем реже он включается. Регулярно размораживайте холодильник. Не ставьте в холодильник горячие или теплые продукты.

Энергопотребление

100

На сколько % накипь в электрочайнике увеличивает расход электроэнергии?

- Потери энергии составляют 20%. Накипь образуется в результате многократного нагревания и кипячения воды и обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно.

Энергопотребление

150

На сколько % заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе даёт увеличение расхода электроэнергии?

- При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40%, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.

Энергосбережение 50

Ежегодно один раз в год миллионы людей во всем мире выключают свет на 1 час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля. «Час Земли» – это символ бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты. В каком месяце проводится «Час Земли»?

- последняя суббота марта.

Энергосбережение 80

Какие виды электросчетчиков выгоднее использовать в быту?

  • однотарифные;

  • двухтарифные;

  • трёхтарифные.

- Функциональные возможности современных электронных счетчиков позволяют вести учет электроэнергии по зонам суток и даже по временам года. Региональная энергетическая комиссия разделила сутки на две тарифные зоны – день (с 7.00 до 23.00) и ночь (с 23.00 до 7.00) – и установили для каждой отдельный тариф. При этом ночной тариф значительно ниже дневного, что дает возможность населению сократить расходы на оплату электроэнергии. Двухтарифная система учета выгодна в равной степени как абонентам, так и энергосистеме. Это позволило бы значительно снизить производственные издержки, а также отложить на некоторое время ввод новых генерирующих мощностей за счет уменьшения потребления электроэнергии в часы максимума. Эта система учета позволяет существенно экономить на оплате электроэнергии, если правильно организовать использование некоторых бытовых электроприборов.

Энергосбережение 90

Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?
- 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно. Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год.

Например, если Вы смотрите телевизор 6 часов в день, то его потребление в режиме ожидания составляет в сутки 297 Bт•ч, а за месяц почти 9 кВт•ч. Аналогичные расчеты в отношении музыкального центра дают почти 8 кВт•ч в месяц, видеомагнитофона – почти 4 кВт•ч в месяц. Итого только по трем приборам – почти 21 кВт•ч в месяц.

Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество.

Энергосбережение 100

При неполной загрузке стиральной машины перерасход электроэнергии составляет: 

  • 10-15% 

  • 20-25%

  • 25-30%.

- При неполной загрузке стиральной машины перерасход электроэнергии составляет до 10-15%! При неправильной программе стирки – до 30%.

Энергосбережение 150

Назовите самый экономичный класс бытовых приборов.

- К классу «А» относятся наиболее экономичные приборы. В настоящее время почти вся европейская бытовая техника имеет специальную евронаклейку с обозначением класса энергосбережения. Каждому классу энергосбережения соответствует определенный уровень энергопотребления.

Например, стиральные машины (по данным компании «Самсунг»).

При загрузке 1 кг хлопкового белья и температуре 95 градусов С:

- при классе «А» расходуется 0,19 кВт•ч энергии;

- при классе «В» расходуется от 0,19 до 0,23 кВт•ч энергии;

- при классе «С» расходуется от 0,23 до 0,27 кВт•ч энергии.

Энергоэфективность

50

Какая лампа наиболее энергоэффективная?

- Наиболее энергоэффективной является светодиодная лампа. Преимущества перед другими типами ламп: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, безопасность использования, незначительное тепловыделение.

С точки зрения энергоэффективности, затратности и практического применения считаются наиболее функционально-перспективным направлением. Но пока эти лампы не получили такого широкого распространения, как всем известные люминисцентные лампы (менее энергоэффективны, чем светодиодные, но выгоднее ламп накаливания). Однако при повреждении колба люминисцентной лампы высвобождает пары ртути, что может вызвать отравление. В России система утилизации таких ламп пока не отлажена.

Энергоэффективность

80

Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости: 

- добычи 1 кг угля;

- выработки 1 литра бензина;

- добычи 1 кг золота.

- Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости добычи 1 литра бензина.

Энергоэффективность

90

Главным с точки зрения энергоэффективности при покупке автомобиля для вас должен стать вопрос:

  • В каком году произведен автомобиль?

  • На каком топливе работает автомобиль?

  • Какова марка автомобиля?

  • Сколько топлива потребляет автомобиль?

- Сколько топлива потребляет автомобиль?

Энергоэффективность

100

Какое максимальное количество часов может служить светодиодная лампа?

  • 10000;

  • 30000;

  • 50000.

- 50000 часов.

Энергоэффективность

150

Потери тепловой энергии через окна старого образца составляют:

  • Более 10%;

  • Более 20%;

  • Более 30%;

  • Более 40%

  • Более 50%.

- Более 20%. Экономический эффект от установки металлопластиковых окон достигается, главным образом за счет уменьшения энергии, необходимой для обогрева помещения.

Слайд 8

См. презентацию «1. Урок эк-ки»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Тарифы 50

Кто и сколько раз в год устанавливает тарифы на электрическую энергию?

- Цену на отпускаемую электроэнергию устанавливают региональные энергетические комиссии один раз в год.

Тарифы 80

В каком случае оплата за электроэнергию производится на основании норматива потребления электроэнергии?

- При отсутствии индивидуального прибора учета расхода электроэнергии оплата производится на основании норматива потребления электроэнергии. Нормативы потребления электроэнергии утверждены Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4283 и зависят от типа жилья, количества комнат и зарегистрированных человек.

Тарифы 90

Какова социальная норма потребления электроэнергии на 1 человека в месяц в Красноярском крае?

- Социальные нормы потребления установлены постановлением РЭК Красноярского края № 273 от 13.12.2005г. Для населения, проживающего в жилых домах, не оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, она составляет 75 кВт.ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт.ч на абонента в месяц. Для населения, проживающего в жилых домах; оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками : в период с 15 сентября по 15 мая - 400 кВт.ч на абонента в месяц, в иные периоды - 75 кВт.ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт.ч на абонента в месяц. Социальная норма учитывается в полном объеме за месяц и не может дробиться на части или относится на другой расчетный период.

Тарифы 100

В среднем один человек в России потребляет 900 кВт.ч в год. Сколько кВт.ч электроэнергии потребляет один человек в странах ЕС?

  • 1300 кВт.ч.;

  • 1000 кВт.ч.;

  • 800 кВт.ч.

- 1300 кВт.ч.

Тарифы 150

В тарифе на электроэнергию 60% приходится на цену электроэнергии,

а 40% на что?

- На передачу электроэнергии по линиям электропередач.

Задача 1

Ежемесячно в среднем в Красноярской региональной энергосистеме потребляется порядка 4193 млн.кВт.ч, а производится порядка 4540 млн.кВт.ч, избыток поступает в другие энергосистемы. Численность населения края по данным Росстата составляет 2 852 810 чел. (по данным 2014г.).

Рассчитайте, сколько электроэнергии производится в крае в расчете на душу населения?

РЕШЕНИЕ: 4540 000 000 : 2 852 810 = 1591 кВт.ч

Задача 2

Рассчитайте оплату за электроэнергию, если показания индивидуального счетчика семьи из 4-х человек, проживающей в сельской местности, на конец предыдущего месяца (сентябрь 2014) были 5882, текущие показания – 6099. При расчёте используйте одноставочный тариф в Красноярском крае в сентябре 2014г. в пределах социальной нормы потребления.

РЕШЕНИЕ:

1) 6099 – 5882 = 217 кВт.ч - потребление за месяц

2) 217 х 1,33 = 288,61 руб.

Поставленная задача: как рассчитать электроэнергию — не очень сложная, главное рассчитывать правильно и вовремя оплачивать.

****

Если останется время – тест и калькулятор по энергосбережению.

Слайд 9

См. презентацию «1. Урок эк-ки»

6. Рефлексия: Каждый ученик оценивает по 6-ти параметрам свою работу на уроке по 3-х бальной системе, вписав в кнопку пульта управления оценку.

Слайд 10-11

См. презентацию «1. Урок эк-ки»

7. Подведение итогов урока: Объявляется общий счет. Победители награждаются призами, проигравшим – памятки по энергосбережению в быту.
































Разработка урока экономики "Сколько стоит энергия" (10-11 класс)
  • Другое
Описание:

Урок "Сколько стоит энергия?" проводится в форме игры-викторины с учащимися 10-11 классовЦелью урока является актуализация проблемы рационального использования энергии и энергоресурсов и поиск возможных путей энергосбережения.

Для проведения игры необходимо создать 2 команды "Энергосберегайка" и "Энергопотребляйка". Деление на команды производится просто: входя в кабинет, учащиеся получают жетоны с изображением энергосберегающей лампы и лампы накаливания.

Команда - победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов по окончании игры.

 

Автор Игнатенко Оксана Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 488
Номер материала 41371
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓