Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка урока: «Движущие силы антропогенеза».

Разработка урока: «Движущие силы антропогенеза».

Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока: «Движущие силы антропогенеза»."

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Движущие силы антропогенеза.Содержание занятия: 
Антропогенез. 
Биологически...

    1 слайд

    Движущие силы антропогенеза.
    Содержание занятия:
    Антропогенез.
    Биологические факторы антропогенеза.
    Социальные факторы антропогенеза.
    Человеческие расы.

  • Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способность...

    2 слайд

    Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Как же сформировались эти отличия? Каковы движущие силы эволюции человека?
    Вспомним некоторый материал предыдущих уроков, который нам потребуется, чтобы усвоить тему этого урока.

    Движущие силы эволюции
    Естественный обор
    Отличие человека от животных

  • Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования человека. 
Антропо...

    3 слайд

    Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования человека.
    Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Биологические факторы являются общими для всей живой природы.

  • Биологические факторы антропогенеза
  
Роль биологических факторов в эволюц...

    4 слайд


    Биологические факторы антропогенеза

    Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Чарльзом Дарвином. Эти факторы играли особенно большую роль на ранних этапах эволюции человека. У человека возникали наследственные изменения, что на ранних этапах эволюции создавало предпосылки для действия борьбы за существование и естественного отбора.

  • Движущие силы антропогенеза.

    5 слайд

    Движущие силы антропогенеза.

  • Социальные факторы антропогенеза.
  
Роль социальных факторов в антропогенез...

    6 слайд

    Социальные факторы антропогенеза.

    Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896).

  • Трудовая деятельность у предков человека способствовала сплочению членов колл...

    7 слайд

    Трудовая деятельность у предков человека способствовала сплочению членов коллектива, формированию потребностей в общении. Это привело к развитию речи. Труд и речь влияли на развитие мозга, мышления.
    Антропоморфозы – морфологические и физиологические изменения у предков человека.

    Скелеты человека и гориллы

    Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. Оно привело к формированию S – образного позвоночника, сводчатой стопы, массивных костей нижних конечностей, широкого таза и грудной клетки.
    Прямохождение привело к освобождению руки, которая совершенствовалась в процессе труда, приобретала способность выполнять все более сложные действия.

  • Направления эволюции человека.  Ч. Дарвин на основании сходства человека и че...

    8 слайд

    Направления эволюции человека.
    Ч. Дарвин на основании сходства человека и человекообразных обезьян сделал вывод об их родстве. Он считал, что древние предки человека были покрыты шерстью, имели подвижные, заостренные уши, хвосты. Жили они на деревьях. В настоящее время существует ряд находок, позволяющих проследить некоторые этапы эволюции человека. Как же шло формирование современного человека? Какими были его предки?

  • Общие предки человека и человекообразных обезьян.
  В мезозойскую эру от дре...

    9 слайд

    Общие предки человека и человекообразных обезьян.
    В мезозойскую эру от древних насекомоядных млекопитающих отделилась группа животных, которые вели наземный образ жизни, питались плодами и насекомыми. От них произошли полуобезьяны (лемуры и долгопяты), обезьяны и человек. Ученые считают, что предками человека были вымершие узконосые обезьяны, которые могли не только лазить по деревьям, ни и ходить в полувыпрямленном положении по земле.
    Группы обезьян, которые жили в период наступления ледника, оказались в условиях жесткой борьбы за существование. У этих животных не было ни острых когтей, ни клыков, как у других животных, зато они имели перед ними ряд преимуществ: увеличенный объем головного мозга, хорошую способность к ориентации, объемное зрение. Среди древних обезьян в результате естественного отбора выискивали лишь те, которые имели полезные в данных условиях наследственные изменения.
    Продолжительность жизни была небольшой. Об этом свидетельствуют палеонтологические находки. Суровые условия жизни в связи с похолоданием, голод, болезни приводили к гибели менее выносливых особей. В этот период ведущая роль принадлежала биологическим факторам эволюции.

  • 10 слайд

  • Ученые считают древнейшими предками человека вымерших узконосых обезьян. Прар...

    11 слайд

    Ученые считают древнейшими предками человека вымерших узконосых обезьян. Прародина человечества – Северо-Восточная Африка, Южная и Центральная Азия, Юго-Восточная Европа. В эволюции человека выделяют 4 стадии:




    I – предшественники людей (австралопитеки);
    II – древнейшие люди (архантропы);
    III – древние люди (палеоантропы);
    IV – первые современные люди (неоантропы).

  • Предшественники современного человека: австралопитек; человек прямоходящий; н...

    12 слайд

    Предшественники современного человека: австралопитек; человек прямоходящий; неандерталец; кроманьонец.

  • В Южной Африке и Южной Азии обнаружены останки человекообразных обезьян – авс...

    13 слайд

    В Южной Африке и Южной Азии обнаружены останки человекообразных обезьян – австралопитеков. Возраст этих находок от 5 млн до 400 тыс. лет.
    Австралопитеки имели вертикальное положение тела, использовали в качестве орудий камни, палки, кости. Большинство ученых не считают их прямыми предками человека. По-видимому, эти существа, имевшие небольшой объем черепной коробки, представляли собой тупиковую ветвь эволюции. Предком древнейших людей был близкий к австралопитекам вид двуногих высших обезьян. Первые представители рода homo, появившиеся около 2 млн. лет назад, существовали одновременно с австралопитеками и даже охотились на них.

  • Древнейшие люди, или архантропы, появились около 1,9 млн. лет назад и исчезли...

    14 слайд

    Древнейшие люди, или архантропы, появились около 1,9 млн. лет назад и исчезли примерно 300 тыс. лет назад. К ним относят питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека. Их объединяют в один вид – Человек прямоходящий (Homo erectus). Останки этих существ обнаружены на острове Ява, в Китае и Средней Европе.

  • Человек умелый.   

В 1959 г. английский...

    15 слайд

    Человек умелый.

    В 1959 г. английский ученый Л. Лики в Восточной Африке обнаружил останки обезьяноподобных существ, которых относят к виду Человека умелого (Homo habilis). Возраст находок около 2 млн лет.
    Объем мозга человека умелого достигал 680 см3. Эти существа ходили на задних конечностях и изготавливали орудия труда – камни с острыми краями. Одни ученые относят человека умелого к австралопитекам, другие считают переходной формой от обезьян к человеку.

  • Древнейшие люди, или архантропы, появились около 1,9 млн. лет назад и исчезли...

    16 слайд

    Древнейшие люди, или архантропы, появились около 1,9 млн. лет назад и исчезли примерно 300 тыс. лет назад. К ним относят питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека. Их объединяют в один вид – Человек прямоходящий (Homo erectus). Останки этих существ обнаружены на острове Ява, в Китае и Средней Европе. Объем мозга древнейших людей достигал примерно 1000 см3, что близко к размерам мозга современного человека. Древнейшие люди имели сводчатую стопу, ходили на задних конечностях.
    В облике древних людей сохранились примитивные черты: покатый лоб, сильно развитые надбровные дуги, выступающие челюсти, отсутствие подбородочного выступа.
    Отличия древних людей от австралопитеков составляли в том, что они:умели изготавливать каменные орудия;
    умели поддерживать огонь;
    умели сооружать искусственные жилища из ветвей деревьев.
    Сравнительная схема контуров мозговых отделов черепа:
    1 - современный человек;
    2 – неандерталец
    3 - питекантроп;
    4 - шимпанзе

  • Древние люди (неандертальцы) появились около 300 тыс. лет назад.
   Они имели...

    17 слайд

    Древние люди (неандертальцы) появились около 300 тыс. лет назад.
    Они имели более крупные размеры головного мозга, развитое мышление и речь. Они жили довольно большими группами по 50-100 человек. Мужчины охотились, а женщины занимались воспитанием детей,
    собирательством.
    .
    Каменные орудия труда
    неандертальца: 1 - ручное рубило;
    2 - скребло; 3 - остроконечник

    Древние люди, по-видимому, научились добывать огонь и изготавливали различные орудия – скребла, остроконечники из камня, дерева и кости.
    Мальчик из грота Тешик-Таш (фигура в натуральную величину). Реконструкция М. М. Герасимова. 1945.
    Неандерталец из Ла-Шапель-о-Сен. Реконструкция М. М. Герасимова. 1948.
    Неандерталец из Ла-Шапель-о-Сен (фас и профиль). Реконструкция М. М. Герасимова. 1948.

  • Первые современные люди (Homo sapiens - Человек разумный), или кроманьонцы, п...

    18 слайд

    Первые современные люди (Homo sapiens - Человек разумный), или кроманьонцы, появились всего около 40 тыс. лет назад.
    Сравнительная схема контуров мозговых отделов черепа: 1 - современный человек; 2 - неандерталец; 3 - питекантроп; 4 - шимпанзе
    У кроманьонцев был высокий лоб, слабо выступающие челюсти, хорошо развитый подбородочный выступ, что свидетельствует о наличии членораздельной речи. Внешне они почти не отличаются от ныне живущих людей.
    Объем черепа кроманьонцев составлял около 1600 см3, мозг имел хорошо развитые лобные доли.
    Орудия труда кроманьонца: 1 - роговой гарпун; 2 - костяной наконечник; 3 - костяная игла; 4 - кремниевый скребок; 5 - кремниевый наконечник для дротика
    Кроманьонцы изготавливали из камня, кости, рога разнообразные орудия труда – ножи, копья, дротики, скребла, шила.
    У кроманьонцев появляются зачатки искусства, религии..
    риручили диких животных и начали возделывать растения. У кроманьонцев ведущую роль стали играть социальные факторы.
    Кроманьонец из грота Кро-Маньон. Реконструкция М. М. Герасимова. 1954. Музей антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

  • 19 слайд

  • Человеческие расы.Вам известно, что на Земле существует несколько человечески...

    20 слайд

    Человеческие расы.
    Вам известно, что на Земле существует несколько человеческих рас, представители которых различаются по ряду признаков: цвету кожи, волос и глаз, форме лица и другим признакам. Как же сформировались расовые признаки? Относятся ли разные расы к одному виду? Когда в эволюции человека начали формироваться расовые отличия?

  • Формирование рас.
  
Кроманьонцы рассеялись по всей земле, оказываясь в разн...

    21 слайд

    Формирование рас.

    Кроманьонцы рассеялись по всей земле, оказываясь в разных климатических условиях, под влиянием которых у них сформировались внешние отличия. Так появились расы: негроидная, монголоидная, европеоидная.
    Современные люди различаются по расовым признакам. Внешние отличия, присущие представителям разных рас, формировались под влиянием внешних условий и имеют приспособительное значение. Однако существуют антинаучные теории, которые утверждают биологическую неравноценность рас. Это расизм и социальный дарвинизм.

  • 22 слайд

  • Признаки негроидной расы:
 
  
У людей негроидной расы темная кожа защищает...

    23 слайд

    Признаки негроидной расы:


    У людей негроидной расы темная кожа защищает организм от проникновения губительных ультрафиолетовых лучей; вьющиеся волосы создают воздушную прослойку, предохраняющую голову от перегрева; широкая носовая полость обеспечивает охлаждение воздуха, а широкие губы – теплоотдачу.

  • Признаки
Монголоидной расы.
 
  
Признаки монголоидной расы сформировались в...

    24 слайд

    Признаки
    Монголоидной расы.


    Признаки монголоидной расы сформировались в условиях открытых степных просторов, где довольно сильное ультрафиолетовое излучение, дуют сильные ветры, часто случаются пыльные бури. В этих условиях приспособительное значение имели такие признаки, как желтоватый цвет кожи, узкий разрез глаз.

  • Признаки европеоидной расы.
 
  
У представителей европеоидной расы светлая...

    25 слайд

    Признаки европеоидной расы.


    У представителей европеоидной расы светлая кожа пропускает ультрафиолетовые лучи, которые в небольших дозах необходимы организму для образования витамина Д. Узкий нос обеспечивает согревание воздуха, а тонкие губы уменьшают теплоотдачу.

  • Люди всех рас составляют один вид: у них одинаковый набор хромосом, одни и т...

    26 слайд

    Люди всех рас составляют один вид: у них одинаковый набор хромосом, одни и те же болезни, группы крови, плодовитое потомство от межрасовых браков.

  • Социальный дарвинизм – одно из реакционных течений, утверждающее, что в общес...

    27 слайд

    Социальный дарвинизм – одно из реакционных течений, утверждающее, что в обществе действуют биологические законы. Это борьба за существование, естественный отбор, в ходе которых выживают наиболее приспособленные. Это течение отрицает роль социальных законов, действующих в обществе.
    Расизм – реакционное течение, утверждающее биологическую неравноценность рас. Сторонники расизма делят человечество на высшие и низшие расы, неспособные к культурному развитию. Неравенство рас обусловливается тем, что они произошли от разных предков (европеоидная от кроманьонцев, а остальные от неандертальцев); люди разных рас различаются формой мозговой части черепа, а следовательно, и уровнем умственного развития; не все расы способны к культурному развитию.
    Несостоятельность расизма подтверждается научными данными: емкость мозговой части черепа варьирует у людей одной и той же расы, не отражаясь на умственных способностях. Размеры мозга у неандертальцев и кроманьонцев были примерно одинаковыми, но сознание более развитым было у кроманьонцев. Все элементы культуры развиваются сходно у людей разных рас.
    Признаки монголоидной расы сформировались в условиях степных просторов, где часто случаются пыльные бури. В этих условиях приспособительное значение имели желтоватый цвет кожи, узкий разрез глаз. У представителей европеоидной расы светлая кожа. Узкий нос обеспечивает согревание воздуха, а тонкие губы уменьшают теплоотдачу. Люди всех рас составляют один вид: у них одинаковый набор хромосом, одни и те же болезни, группы крови, плодовитое потомство от межрасовых браков.

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок 2. Движущие силы антропогенеза

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Как же сформировались эти отличия? Каковы движущие силы эволюции человека

Вспомним некоторый материал предыдущих уроков, который нам потребуется, чтобы усвоить тему этого урока.

Движущие силы эволюции

Естественный обор

Отличие человека от животных

Содержание занятия

Антропогенез

Биологические факторы антропогенеза

Социальные факторы антропогенеза

Выводы

Факультатив

Антропогенез 

Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования человека.

Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Биологические факторы являются общими для всей живой природы.

Биологические факторы антропогенеза

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Чарльзом Дарвином. Эти факторы играли особенно большую роль на ранних этапах эволюции человека. У человека возникали наследственные изменения, что на ранних этапах эволюции создавало предпосылки для действия борьбы за существование и естественного отбора

Социальные факторы антропогенеза

Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896)

Трудовая деятельность у предков человека способствовала сплочению членов коллектива, формированию потребностей в общении. Это привело к развитию речи. Труд и речь влияли на развитие мозга, мышления.

Антропоморфозы – морфологические и физиологические изменения у предков человека.

Скелеты человека и гориллы(демонстрация)

 Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. Оно привело к формированию S – образного позвоночника, сводчатой стопы, массивных костей нижних конечностей, широкого таза и грудной клетки.

Прямохождение привело к освобождению руки, которая совершенствовалась в процессе труда, приобретала способность выполнять все более сложные действия.

 Урок 3.Направления эволюции человека.

 Ч. Дарвин на основании сходства человека и человекообразных обезьян сделал вывод об их родстве. Он считал, что древние предки человека были покрыты шерстью, имели подвижные, заостренные уши, хвосты. Жили они на деревьях. В настоящее время существует ряд находок, позволяющих проследить некоторые этапы эволюции человека. Как же шло формирование современного человека? Какими были его предки?.

Вспомним некоторый материал предыдущих уроков, который нам потребуется, чтобы усвоить тему этого урока.

Палеонтологические доказательства эволюции

Cодержание занятия

Предшественники людей

Человек умелый

Древнейшие люди

Неандертальцы 

Выводы

Факультатив

Предшественники людей  

Направления эволюции человека

Ученые считают древнейшими предками человека вымерших узконосых обезьян. Прародина человечества – Северо-Восточная Африка, Южная и Центральная Азия, Юго-Восточная Европа. В эволюции человека выделяют 4 стадии: I – предшественники людей (австралопитеки); II – древнейшие люди; III – древние люди; IV – первые современные люди.

В Южной Африке и Южной Азии обнаружены останки человекообразных обезьян – австралопитеков. Возраст этих находок от 5 млн до 400 тыс. лет.

Австралопитеки имели вертикальное положение тела, использовали в качестве орудий камни, палки, кости. Большинство ученых не считают их прямыми предками человека. По-видимому, эти существа, имевшие небольшой объем черепной коробки, представляли собой тупиковую ветвь эволюции. Предком древнейших людей был близкий к австралопитекам вид двуногих высших обезьян. Первые представители рода homo, появившиеся около 2 млн. лет назад, существовали одновременно с австралопитеками и даже охотились на них. 

В 1959 г. английский ученый Л. Лики в Восточной Африке обнаружил останки обезьяноподобных существ, которых относят к виду Человека умелого (Homo habilis). Возраст находок около 2 млн лет.

Объем мозга человека умелого достигал 680 см3. Эти существа ходили на задних конечностях и изготавливали орудия труда – камни с острыми краями. Одни ученые относят человека умелого к австралопитекам, другие считают переходной формой от обезьян к человеку

Древнейшие люди

Предшественники современного человека: австралопитек; человек прямоходящий; неандерталец; кроманьонец

 Древнейшие люди, или архантропы, появились около 1,9 млн. лет назад и исчезли примерно 300 тыс. лет назад. К ним относят питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека. Их объединяют в один вид – Человек прямоходящий (Homo erectus). Останки этих существ обнаружены на острове Ява, в Китае и Средней Европе. 

Ископаемые люди: 1 - кроманьонец; 2 - неандерталец; 3 - синантроп 

Объем мозга древнейших людей достигал примерно 1000 см3, что близко к размерам мозга современного человека. Древнейшие люди имели сводчатую стопу, ходили на задних конечностях.

В облике древних людей сохранились примитивные черты: покатый лоб, сильно развитые надбровные дуги, выступающие челюсти, отсутствие подбородочного выступа.

Отличия древних людей от австралопитеков составляли в том, что они:умели изготавливать каменные орудия, умели поддерживать огонь;

умели сооружать искусственные жилища из ветвей деревьев.

   Неандертальцы

Древние люди (неандертальцы) появились около 300 тыс. лет назад.

Они имели более крупные размеры головного мозга, развитое мышление и речь. Они жили довольно большими группами по 50-100 человек. Мужчины охотились, а женщины занимались воспитанием детей, собирательством.

Каменные орудия труда неандертальца: 1 - ручное рубило; 2 - скребло; 3 - остроконечник 

Древние люди, по-видимому, научились добывать огонь и изготавливали различные орудия – скребла, остроконечники из камня, дерева и кости.

В облике древних людей сохранялись примитивные черты. 

Первые современные люди (Homo sapiens - Человек разумный), или кроманьонцы, появились всего около 40 тыс. лет назад.

Сравнительная схема контуров мозговых отделов черепа: 1 - современный человек; 2 - неандерталец; 3 - питекантроп; 4 - шимпанзе

У кроманьонцев был высокий лоб, слабо выступающие челюсти, хорошо развитый подбородочный выступ, что свидетельствует о наличии членораздельной речи. Внешне они почти не отличаются от ныне живущих людей

Объем черепа кроманьонцев составлял около 1600 см3, мозг имел хорошо развитые лобные доли.

Орудия труда кроманьонца: 1 - роговой гарпун; 2 - костяной наконечник; 3 - костяная игла; 4 - кремниевый скребок; 5 - кремниевый наконечник для дротик 

Кроманьонцы изготавливали из камня, кости, рога разнообразные орудия труда – ножи, копья, дротики, скребла, шила.

У кроманьонцев появляются зачатки искусства, религии. Они приручили диких животных и начали возделывать растения. У кроманьонцев ведущую роль стали играть социальные факторы 

Факульиатив Общие предки человека и человекообразных обезьян

В мезозойскую эру от древних насекомоядных млекопитающих отделилась группа животных, которые вели наземный образ жизни, питались плодами и насекомыми. От них произошли полуобезьяны (лемуры и долгопяты), обезьяны и человек. Ученые считают, что предками человека были вымершие узконосые обезьяны, которые могли не только лазить по деревьям, ни и ходить в полувыпрямленном положении по земле. Группы обезьян, которые жили в период наступления ледника, оказались в условиях жесткой борьбы за существование. У этих животных не было ни острых когтей, ни клыков, как у других животных, зато они имели перед ними ряд преимуществ: увеличенный объем головного мозга, хорошую способность к ориентации, объемное зрение. Среди древних обезьян в результате естественного отбора выискивали лишь те, которые имели полезные в данных условиях наследственные изменения.

Продолжительность жизни неандертальцев была небольшой. Об этом свидетельствуют палеонтологические находки. Лишь в двух случаях обнаружены останки людей, умерших в возрасте 40-50 лет. Из находок 40 % составляют останки детей, 40 % – людей в возрасте от 20 до 30 лет, 20 % – свыше 30 лет. Суровые условия жизни в связи с похолоданием, голод, болезни приводили к гибели менее выносливых особей. В этот период ведущая роль принадлежала биологическим факторам эволюции.

Урок 4. Человеческие расы.  Вам известно, что на Земле существует несколько человеческих рас, представители которых различаются по ряду признаков: цвету кожи, волос и глаз, форме лица и другим признакам. Как же сформировались расовые признаки? Относятся ли разные расы к одному виду? Когда в эволюции человека начали формироваться расовые отличия?

Вспомним некоторый материал предыдущих уроков, который нам потребуется, чтобы усвоить тему этого урока 

Приспособленность

Вид

Движущие силы эволюции

Хромосомы 

Содержание занятия 

Формирование рас

Признаки негроидной расы

Признаки монголоидной расы

Признаки европеоидной расы

Единство рас

Выводы

Факультатив

Формирование рас

Кроманьонцы рассеялись по всей земле, оказываясь в разных климатических условиях, под влиянием которых у них сформировались внешние отличия. Так появились расы: негроидная, монголоидная, европеоидная.

Современные люди различаются по расовым признакам. Внешние отличия, присущие представителям разных рас, формировались под влиянием внешних условий и имеют приспособительное значение. Однако существуют антинаучные теории, которые утверждают биологическую неравноценность рас. Это расизм и социальный дарвинизм 

  Признаки негроидной расы

У людей негроидной расы темная кожа защищает организм от проникновения губительных ультрафиолетовых лучей; вьющиеся волосы создают воздушную прослойку, предохраняющую голову от перегрева; широкая носовая полость обеспечивает охлаждение воздуха, а широкие губы – теплоотдачу

Признаки монголоидной расы

Признаки монголоидной расы сформировались в условиях открытых степных просторов, где довольно сильное ультрафиолетовое излучение, дуют сильные ветры, часто случаются пыльные бури. В этих условиях приспособительное значение имели такие признаки, как желтоватый цвет кожи, узкий разрез глаз

 Признаки европеоидной расы

У представителей европеоидной расы светлая кожа пропускает ультрафиолетовые лучи, которые в небольших дозах необходимы организму для образования витамина Д. Узкий нос обеспечивает согревание воздуха, а тонкие губы уменьшают теплоотдачу. 

  Единство рас

Представители трех человеческих рас 

Люди всех рас составляют один вид: у них одинаковый набор хромосом, одни и те же болезни, группы крови, плодовитое потомство от межрасовых браков  

  Социал-дарвинизм и расизм

Социальный дарвинизм – одно из реакционных течений, утверждающее, что в обществе действуют биологические законы. Это борьба за существование, естественный отбор, в ходе которых выживают наиболее приспособленные. Это течение отрицает роль социальных законов, действующих в обществе.

 Расизм – реакционное течение, утверждающее биологическую неравноценность рас. Сторонники расизма делят человечество на высшие и низшие расы, неспособные к культурному развитию. Неравенство рас обусловливается тем, что они произошли от разных предков (европеоидная от кроманьонцев, а остальные от неандертальцев); люди разных рас различаются формой мозговой части черепа, а следовательно, и уровнем умственного развития; не все расы способны к культурному развитию.

Несостоятельность расизма подтверждается научными данными: емкость мозговой части черепа варьирует у людей одной и той же расы, не отражаясь на умственных способностях. Размеры мозга у неандертальцев и кроманьонцев были примерно одинаковыми, но сознание более развитым было у кроманьонцев. Все элементы культуры развиваются сходно у людей разных рас.

Признаки монголоидной расы сформировались в условиях степных просторов, где часто случаются пыльные бури. В этих условиях приспособительное значение имели желтоватый цвет кожи, узкий разрез глаз. У представителей европеоидной расы светлая кожа. Узкий нос обеспечивает согревание воздуха, а тонкие губы уменьшают теплоотдачу. Люди всех рас составляют один вид: у них одинаковый набор хромосом, одни и те же болезни, группы крови, плодовитое потомство отмежрасовых браков.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 567 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация научно-исследовательской работы "Лишайники, как индикаторы экологической обстановки окружающей среды района"
  • Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.
  • Тема: Группа Лишайники
  • 30.09.2020
  • 872
  • 7
«Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1558
    • PPTX 1.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Купряшева Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Купряшева Елена Викторовна
    Купряшева Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 31
    • Всего просмотров: 25404
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 22 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 68 человек из 38 регионов

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции