Главная / Русский язык и литература / Разработка урока для конкурсная "Лучший урок письма"

Разработка урока для конкурсная "Лучший урок письма"

Название документа Урок письма - конспект.docx

Урок подготовки к написанию письма

по теме «Как я понимаю слова «творить добро»?». (слайд 1) – 8 класс.


Методическая разработка для конкурса «Лучший урок письма».

Составила Шутова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нижнекулойская СОШ» Верховажского муниципального района

Вологодской области, первая квалификационная категория


Цель: Создать условия для подготовки учащихся к написанию письма на заданную тему.


Образовательные задачи:

  • Способствовать усвоению учащимися понятия об эпистолярном жанре и его особенностях.

  • Учащиеся должны знать правила написания личного письма и его структуру

  • владеть алгоритмом написания сочинения;

  • научиться составлять текст письма на заданную тему

Развивающие задачи: Способствовать развитию ассоциативного (образного) мышления.

  • Способствовать развитию речевых навыков, расширению представлений учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;

Способствовать развитию УУД:

  • познавательных УУД: умений нахождения необходимой информации в сети Интернет;

  • регулятивных УУД: умений целеполагания и рефлексии;

  • личностных УУД: умений осознания личностного смысла изучения данной темы;

  • коммуникативных УУД: умений размышлять и оформлять свои мысли в виде устного или письменного высказывания в соответствии с нормами русского языка;

  • Воспитательные задачи: способствовать воспитанию чувства человечности и гуманности

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для групп

Ход урока.

  1. Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Успех урока зависит от того, насколько дружны и активны вы будете. Давайте вспомним правила работы в группе ( Памятка "Правила работы в группах".

1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради  основные положения ответов учеников всех групп.

2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.

3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

4. Каждый ученик уважает мнение оппонента.

5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.)

  1. Актуализация знаний.

Послушайте, пожалуйста, песню «Облака» в исполнении Натали, посмотрите слайды и попробуйте сформулировать тему урока. (слайд 2)

  1. Формулирование темы урока, целей и задач.

Итак, какие предположения будут по теме урока? (слайд 3)

А какие задачи для себя вы поставите для достижения цели: подготовиться к написанию письма на заданную тему? (Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр» и его особенностями, видами писем, оформлением конверта.

Учиться определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма. Понять художественную ценность и коммуникативную значимость жанра письма;)


  1. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, будет ли данная тема актуальной и почему? (Сегодня Э. ж. переживает не лучшие времена. Расширение функций устной речи в современных условиях ведет к сокращению объема письменного межличностного общения (заменяется телефоном). Меньше переписываются друзья и родственники, сокращается и фактическая переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера. Активизировался же, обновляется и развивается лишь такой жанр письменной речи, как деловое (служебное) письмо (И.А. Стернин). Вместе с тем, благодаря новым средствам коммуникации, возможно передавать сообщения помимо традиционной почты с помощью телефакса, факс-модема, электронной почты, пейджера.)

На уроке мы попробуем доказать значимость эпистолярного жанра в современном обществе. Сейчас каждой группе предстоит найти необходимую информацию в Интернете, кратко записать ее и рассказать всем присутствующим

  1. Работа в группах. (слайд 4)

1 группа – определение эпистолярного жанра, его особенности. (приложение 1) (слайд 5)

2 группа – виды и разновидности писем (какие бывают письма?) (приложение 2) (слайд 6)

3 группа – особенности личного письма (приложение 3) (слайд 7,8,9)

4 группа – подпись конверта(слайд 10, 11,12),

работа с кроссвордом – на доске (приложение 4) (слайд 13)

Выступление групп

Итак, какую задачу мы выполнили? (слайд 14)

  1. Работа с отрывками писем и их анализ. (приложение 5)

А сейчас я проверю, как вы поняли разницу между служебным и личным письмом

Задание: Определить, к какому виду писем относится каждый из отрывков, и сокращенно записать вид письма: Л – личное, С - служебное

I. "Саша, извини меня, пожалуйста, за то, что я вчера написала. Это было сгоряча. На самом деле, я так не думаю, конечно..."

2."Уважаемый г-н Петров, от лица генерального директора, я хочу напомнить Вам, что в пятницу, 22 апреля, истекает срок погашения Вашей задолженности..."

3."Здравствуй, Таня. Не могла бы ты рассказать мне, что было на последнем занятии? Я его пропустил, а теперь не понимаю, как выполнить домашнее задание..."

4. "Сергей, отвечаю на Ваш вопрос относительно вакансии редактора. Я думаю, что Вы нам подходите..."

5. "Вика, поздравляю тебя с Днем рождения!!! Пусть в этом году у тебя будет столько светлых и радостных дней, сколько листьев на твоем любимом клене за окном..."

Проверка: ЛСЛСЛ (на доске)

  1. Работа в группах с «Письмами к сыну» Сухомлинского. (Приложение 6)

(слайд 15)

А сейчас я предлагаю вам познакомиться с письмами В.А.Сухомлинского, которые он писал своему сыну и опубликовал в книгу «Письма к сыну». В них автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши. Работаем опять в группах. Каждая группа работает над отдельным письмом, которое лежит у вас на столе, и выполняет задание, помещенное в Приложении 7.



Задание (приложение 7): прочитать письмо, определить тему письма и ответить на вопросы: (слайд 16)

- соблюдается ли структура письма?

- какие средства использует Сухомлинский, чтобы донести до сына свои мысли?

- Как вы думаете, помогло ли содержание писем сыну?

- а имеем ли право мы читать эти письма?

- что полезного вы извлекли из прочитанного письма?

1 группа - № 5 (о любви к своему труду, своей профессии)

2 группа – № 11 (об управлениями своими чувствами и эмоциями, воспитании жалости ко всему живому и прекрасному)

3 группа - № 4 (об идеалах в нашей жизни)

4 группа - № 15 – ( поднимает вопрос: могут ли быть счастливы молодые люди, имеющие разный уровень образования)

Итак, какую задачу мы выполнили? (слайд 17)

8. Постановка проблемной задачи.

Сейчас я предлагаю вам определить тему вашего будущего письма, которое помогло бы не только адресату, но и любому нуждающемуся в совете человеку. А тему письма вы опять определите из песни Шуры в исполнении Александры Гетун. (слайд 18)



9. Беседа

- Как определите тему песни и будущего письма? («Твори добро») (слайд 19)

- А какое добро можем творить мы с вами?

- В отношении кого мы можем совершить добрые дела?


10. Работа в группах

Подумайте, какое добро мы можем сотворить (слайд 20)

1 группа – расскажет о деятельности фонда «Линия жизни». Можете воспользоваться предложенным сайтом http://www.life-line.ru/ledovskaya_anastasiya/

2 группа – для своих близких и родных

3 группа – для незнакомых людей

4 группа - для будущих поколений

11. Обобщение по работе групп.

- Подумайте, пожалуйста, а кому вы можете написать письмо, чтобы рассказать, как вы понимаете слова «творить добро»?

12. Закрепление. Давайте еще раз вернемся к структуре письма, которую вы будете соблюдать в своих работах. (слайд 21)

1.Обращение к адресату.

2. Рассказать о том, что Вас волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.

3. Задать вопросы по теме переписки Вашему адресату.

4. Заключительная фраза типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.

5.В конце письма клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и своя личная подпись.

Итак, какую задачу мы выполнили? (слайд 22)

13. Домашнее задание: Написать письмо своим будущим детям на тему: Как я понимаю слова «творить добро»? (слайд 23)

14. Рефлексия.

"Синквейн".(слайд 24)

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Например,

Письмо

Служебное, деловое

Пишем, отправляем, ждем

Пишите письма!

Послание

Приложения 1.

Эпистолярный жанр http://stylistics.academic.ru/264/%D0%AD%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80

(от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются коммуниканты, лишенные непосредственного контакта. На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. "Письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только на бумаге", – писали в 1887 г. Сазонов и Бельский, авторы "Полного русского письмовника". Тогда написанное слово правило миром, составление письма было искусством (Р.Теппер), а Э. ж. отличался особым стилем (см. Эпистолярный стиль).

Сегодня Э. ж. переживает не лучшие времена. Расширение функций устной речи в современных условиях ведет к сокращению объема письменного межличностного общения (заменяется телефоном). Меньше переписываются друзья и родственники, сокращается и фактическая переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера. Активизировался же, обновляется и развивается лишь такой жанр письменной речи, как деловое (служебное) письмо (И.А. Стернин). Вместе с тем, благодаря новым средствам коммуникации, возможно передавать сообщения помимо традиционной почты с помощью телефакса, факс-модема, электронной почты, пейджера.

Важнейшие структурно-стилистические признаки эпистолярного жанра:
- сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;
- точное обозначение отправителя и получателя, обращение к последнему и подпись отправителя;

принципы конструкции письма: недоговоренность, фрагментарность, намеки, интимная дружеская шутка, шутливая перифраза, пародия и передразнивание, данная намеком эротика...

В письмах, как в эпистолярном жанре, особо ценятся ясность и краткость.
Важна форма обращения к адресату. 

Как и всем разновидностям жанра, письмам личного характера присущи: непринуждённость, естественность изложения; свобода выбора средств изложения; заинтересованность, индивидуальность автора, выраженная в тексте явно; определённая (нежёсткая) структура; учёт «эпистолярных» традиций, принятых пишущим.
 В отличие от деловых, частные письма не столь стандартны, хотя и обладают нежёсткой устойчивой структурой. Письмо начинается зачином, содержащим дату, место, откуда оно направляется, приветствие и обращение. Затем располагается основная информационная часть, в которой сообщаются сведения, послужившие поводом для написания письма. Культура письма требует выделения в тексте законченных смысловых отрезков, начинающихся с красной строки (абзацев). Концовка письма содержит слова прощания, просьбы, пожелания, подпись, приписки.

Для перехода непосредственно к информационной части, существуют стереотипные фразы. Они гармонично вводят сообщения (например: В нескольких словах расскажу о делах или Спешу сообщить новость… и т.д.). Имеются и стереотипные фразы, заключающие информационные сведения (например: На этом я кончаю. Или Ну вот и все новости и т.д.).

К элементам информационной части письма также относят скрепы - формулы, позволяющие вводить новый, значимый отрезок письма. Переход от абзаца к абзацу, от одной мысли к другой, как правило, реализуется при помощи скрепы-присоединения, скрепы-противопоставления, скрепы-обобщения.

Скрепа-присоединение вводит добавочное сообщение, например: В дополнение к сказанному сообщаем…; Да, еще хочу добавить, что…

Скрепа-противопоставление вводит сообщение, содержащее ограничение или противопоставление к сказанному, например: Таким образом, мы в основном согласны с Вашим условием. Однако я должен высказать ряд уточнений.

Скрепа-обобщение, как правило, вводит итоговое сообщение к сказанному ранее, например: Исходя из вышеизложенного, можно прийти к следующему выводу…

Концовка письма

Концовка письма так же, как и зачин, имеет нормированную последовательность частей.
В конце неофициального письма располагаются такие части: 1)итоговые фразы; 2) повторные извинения, благодарности, поздравления; 3) предположения, что переписка будет регулярной; 4) просьба писать и ответить на вопросы (часто эти вопросы перечисляются); 5) приветы и просьбу передавать приветы; 6) прощание; 7) PS - (post scriptum - буквально: после написанного) - где дописывается то, что было случайно пропущено в тексте письма.

Характерные особенности эпистолярного стиля:
- определённая роль адресата и адресанта, их точное обозначение;
- отражение социального положения корреспондентов;
- проявление авторского «Я»;
- индивидуальные речевые специфики;
- сочетание признаков диалога и монолога;
- устно-разговорной и книжно-письменной речи;
- соблюдение речевого этикета письма.
Да, письма несут богатейшую информацию, они, непосредственные и неподкупные свидетели, воскрешают ушедшие эпохи, их нравы, вкусы и устремления, они мимоходом запечатлевают как мельчайшие бытовые подробности, так и события исторического масштаба

Приложение 2. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pismo.html, http://bibliofond.ru/view.aspx?id=490731

Письмо — обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями в процессе осуществления их деятельности.

Письмо — самый распространенный способ обмена информацией, оно объединяет огромную группу самых различных по содержанию документов, выделяемых по способу передачи текста (по почте). Письма составляют большую часть входящих и исходящих документов любого учреждения и имеют множество разновидностей.

Виды писем:

  • инструктивные;

  • сопроводительные;

  • информационные;

  • гарантийные;

  • рекламные;


  • претензионные;

  • арбитражные;

  • письма-подтверждения;

  • письма-напоминания;

  • письма-извещения;

  • письма-просьбы.



В письмах выражают поздравления, пожелания, приветствия в торжественных случаях. Письма направляют в знак проявления участия и выражения соболезнования в драматических и трагических ситуациях.

Письмо оформляют на специально предназначенном для этого вида документа бланке формата А4. Если текст письма не превышает семи строк, допускается использовать для писем формат А5.

Датой письма является дата его подписания.

Текст письма строят по схеме:

  • введение (здесь приводятся мотивы составления письма, ссылки на события, факты, решения вышестоящих учреждений и другие факторы, послужившие основанием для составления письма);

  • доказательства (здесь излагают обоснование вопроса, изложенного в письме);

  • заключение (перечисление выводов, просьбы, требования, предложения).

Нередко в практике документирования применяются письма, которые содержат одну заключительную часть текста без пояснений.

По своему объему текст письма, как правило, не должен превышать одну страницу.

Цель составления и направления писем сводится, как правило, к побудительным мотивам, отсюда вытекают основные требования к тексту: ясность, четкость, краткость изложения. Практика переписки выработала несколько общих правил, которых необходимо придерживаться при составлении и оформлении писем.

Письмо должно быть посвящено одному вопросу, что упрощает операции по их обработке и ускоряет исполнение в той организации, куда они адресованы.

Текст письма, как правило, излагается от третьего лица единственного числа, например: «Школа не имеет возможности...», «В ближайший год школа не предполагает...» и т.д.

Право подписи служебных писем, как правило, принадлежит руководителю, а в период его отсутствия (болезнь, отпуск, командировка) его заместителю или должностному лицу, исполняющему обязанности руководителя. Письма в настоящее время пересылают не только по почте, но и с использованием телеграфа, аппаратов факсимильной связи, компьютерных сетей (электронная почта).

Независимо от способа передачи документа используют единые требования к его составлению и оформлению

Служебное письмо

Служебные письма — обобщенное название большой группы управленческих документов, которые служат средством общения с учреждениями и частными лицами, сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь.

В заголовочной части письма печатаются следующие реквизиты:

дата;

номер;

ссылка на регистрационный номер и дату документа (если письмо является ответом);

заголовок к тексту, изложенный одной фразой.

В письмах должны быть правильно указаны составные части реквизита «адресат» (получателя письма):

фирма;

структурное подразделение;

должность;

фамилия и инициалы;

почтовый адрес получателя.

Если письмо одного содержания направляется нескольким адресатам, сначала указывается адрес основного получателя, затем перечисляются другие.

Текст чаше всего состоит из вводной части и основной. Во вводной части указываются причины, вызвавшие составление письма, сопровождаемые ссылками на факты, даты, документы, например: «В связи с тем, что при получении груза 26.01.06 по накладной Ns 238864 в исправном вагоне с ненарушенными пломбами грузоотправителя при вскрытии ящиков и проверке содержимого с участием представителя... была установлена недостача... штук изделий на сумму... (коммерческий акт от 26.01.06 № 247)...». Во второй части письма формулируется его основная цель (предложение, отказ, просьба, гарантия и т.п.), например: «На основании изложенного просим в течение 10 банковских дней перечислить указанную сумму на наш расчетный счет».

Если в заголовочной части письма-ответа заполнен реквизит «ссылка на регистрационный номер и дату документа», то не следует повторять ссылку на документ в тексте письма. В письмах используют следующие формы изложения:

от первого лица множественного числа («направляем на согласование», «просим рассмотреть»);

от первого лица единственного числа («прошу перечислить», «считаю необходимым»);

от третьего лица единственного числа («банк не может согласиться», «компания не возражает»).


Сопроводительное письмо и другие виды писем

Сопроводительное письмо — часто составляемый документ, который информирует адресата о направлении к нему документов; если необходимо что-либо разъяснить или дополнить к приложенным документам: указать срок исполнения, объяснить причину задержки, разъяснить сложные моменты и т.д.; если направляемый документ не имеет адресующей части (например, при рассылке организационных, нормативных, распорядительных документов) или если необходимо зафиксировать перечень нескольких направляемых документов. Начинаются письма этой разновидности словами: «посылаем», «направляем», «возвращаем», «прилагаем».

Письма-приглашения предлагают адресату принять участие в каком-либо проводимом мероприятии. Они могут адресоваться как конкретным лицам, так и учреждениям. Часто эти письма начинаются словами: «приглашаем Вас» или «просим Вас принять участие».

В них раскрывается характер проводимого мероприятия, указываются сроки проведения и условия участия в нем.

Информационное письмо — сообщает адресату о каком- либо факте или мероприятии. Наиболее часто с помощью информационных писем пропагандируют деятельность организаций, выпускаемую продукцию, издаваемую литературу.

Рекламное письмо — разновидность информационного письма, направляется конкретному адресату и содержит подробное описание рекламируемых услуг или товаров. Цель — побудить адресата воспользоваться предлагаемыми услугами. Текст писем отличается конкретностью, четкостью, полнотой информации. В таких письмах адрес или телефон организации-автора указывается отдельно.

Письмо-извещение по своему стилю близко к письмам- приглашениям и информационным письмам. Составляется для конкретного адресата и чаше всего является ответом на запрос. Начинается словами: «извещаем», «сообщаем», «ставим Вас в известность» и т.п., далее излагаются какие- либо факты. Если такое письмо адресуется конкретному лицу, в нем указываются фамилия, имя, отчество того, которому оно посылается.

Письмо-подтверждение содержит сообщение о получении какого-либо отправления (письма, телеграммы, перевода, бандероли, товаров, ценностей и т.п.), о том, что ранее составленный документ остается в силе (например, договор, инструкция и т.п.). Письмо может подтверждать какой-либо факт, действие, телефонный разговор. Начинается эта разновидность письма словами, образованными от глагола «подтверждать».

Письмо-напоминание содержит указание на приближение или истечение срока исполнения какого-либо обязательства или проведения мероприятия. Эта разновидность писем, как правило, начинается словом «напоминаем».

Гарантийное письмо — документ, обеспечивающий исполнение изложенных в нем обязательств. В нем адресату обычно гарантируется оплата или предоставление чего- либо (места работы, проведения исследований и т.п.).

Инициативные письма — это письма, требующие ответа. Большая часть таких писем выражает просьбу (предложение, запрос) к адресату о решении каких-либо вопросов.

Письма-ответы по своему содержанию носят зависимый характер инициативных писем, так как ТЕМА их текста уже задана и остается изложить характер решения поставленного в инициативном письме вопроса: принятие или отказ от предложения, выполнения просьбы. Ответ всегда должен быть изложен в конкретной и четкой форме. Если письмо содержит отказ, он должен быть хорошо аргументирован.

Коммерческие письма составляются от имени юридического лица при заключении и выполнении коммерческой сделки.

































Приложение 3. http://knigge.ru/etiket_pisma.html, http://www.kakprosto.ru/kak-7962-kak-napisat-pismo-drugu

Правила написания писем:

  1. Необходимо отвечать на все полученные письма.

  2. Ответ на письмо не следует писать сразу же: надо всё хорошенько обдумать, но нельзя слишком затягивать с письмом: рискуете испортить отношения с адресатом.

  3. Если Вам нечего написать адресанту в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.

  4. Личную переписку необходимо хранить в недоступном для посторонних месте.

  5. Если Вы набрали письмо на компьютере, следует добавить подпись или финальную строчку своим почерком.

  6. Напечатанная подпись свидетельствует о невоспитанности человека. Ни в коем случае так не делайте!

  7. Даже личное письмо обязательно должно быть композиционно выстроенным.

  8. Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.

  9. Писать письмо надо тогда, когда Вы пребываете в хорошем расположении духа. Недопустимо отправлять письма, содержащие гневные высказывания или ироничные намёки.

  10. Писать анонимные письма неприлично.

  11. Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum). В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.

  12. Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата.

  13. Личные письма следует писать тогда, когда Вы находитесь в одиночестве.

  14. Читать чужие письма без разрешения адресата или адресанта неприемлемо.

  15. Недопустимо вскрывать конверт с письмом, которое не Вам адресовано.

Правила написания личных писем

Начинать письмо следует с обращения к адресату.

Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить адресанта за ранее полученную корреспонденцию.

Если Вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше. Упомянуть о причинах.

Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …».

Потом Вы можете перейти к интересующей Вас теме, рассказать о том, что Вас волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.

После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки Вашему адресату, чтобы дать возможность продолжить общение. Если Вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела.

Затем следует написать фразу типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.

В конце письма хорошо бы поставить клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись.







































Приложение 4.

Кроссворд «Эпистолярный жанр»

  1. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)

  2. Тот, кто пишет письмо. (Адресант.)

  3. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)

  4. Цифровое условное обозначение населенного пункта. (Индекс.)

  5. Литературный жанр, послание в форме письма.(Эпистолярный)

  6. Сообщения, поздравления, просьбы, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.(Письма.)

  7. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (Почтальон.)

Что у нас получилось? Кто такой “адресат”? (Тот, кому адресовано письмо.)



1







2










3











4








5













6









7




























Приложение 5.

Задание 1. Определить, к какому виду писем относится каждый из отрывков:

I. "Саша, извини меня, пожалуйста, за то, что я вчера написала. Это было сгоряча. На самом деле, я так не думаю, конечно..."

"Уважаемый г-н Петров, от лица генерального директора, я хочу напомнить Вам, что в пятницу, 22 апреля, истекает срок погашения Вашей задолжности..."

"Здравствуй, Таня. Не могла бы ты рассказать мне, что было на последнем занятии? Я его пропустил, а теперь не понимаю, как выполнить домашнее задание..."

"Сергей, отвечаю на Ваш вопрос относительно вакансии редактора. Я думаю, что Вы нам подходите..."

"Вика, поздравляю тебя с Днем рождения!!! Пусть в этом году у тебя будет столько светлых и радостных дней, сколько листьев на твоем любимом клене за окном..."

II. "... по всем перечисленным пунктам мы совершенно согласны с Вами. Но, к сожалению, мы вынуждены отказать Вам, потому что..."

"Я тоскую по тебе, как солнце тоскует по цветам... Мне очень жаль, что тебя нет рядом..."

"Здравствуйте, Анна Анатольевна. Хочу узнать у Вас, могу ли я записаться на Ваши курсы?.."

"Привет, Леха! Я вчера ходил в кино на фильм "Возвращение". Сходи обязательно – уверен, тебе понравится!.."

"Олег Сергеевич, спасибо Вам огромное за помощь! Теперь, я думаю, у меня получится..."























Приложение 6.

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский   (28 сентября 1918 — 2 сентября 1970)  — выдающийся советский педагог-новатор.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).


4. Добрый день, дорогой сын!

Как я рад, что тебя волнует все это: идеал, цель жизни, истина, красота. Давно я не помню у тебя такой "вспышки" интереса к этим проблемам. Рад, что мое письмо пробудило у тебя целый поток мыслей. Наверное, причиной такого взлета является то, что перед тобой сейчас новые люди, ты каждый день познаешь самое чудесное, самое удивительное, что есть в мире - Человека. А познание человека - это повторное познание самого себя. У себя я замечаю такой духовный подъем в те счастливые дни, когда прихожу в класс, где все ученики - совершенно новые для меня люди. Познавая их, я как бы "перетряхиваю" сам себя, "проверяю" свои взгляды, убеждения, стремлюсь увидеть в себе плохое и хорошее.

Ты пишешь: "Вряд ли сейчас, в наше время, можно встретить человека, о котором можно было бы сказать: он идеален". Между строчек я прочитал здесь и вопрос, проникнутый недоумением: "Есть ли вообще в наши дни идеальные люди, возможен ли вообще человек без недостатков?" и безапелляционное юношеское утверждение: "Время идеальных людей прошло... Время героического миновало..." Я помню наш неоконченный спор накануне твоего отъезда на вступительные экзамены (помнишь, мы сидели в саду, под грушей, и в самом напряженном месте нашего спора мама сказала: "Пора, через час поезд"). Ты горячо отстаивал свое мнение: почва для рождения идеальных людей была в то время, когда все общественные силы распределялись по противоположным полюсам: с одной стороны - добро, с другой - зло. Было видно, за что и против чего надо бороться, где зло и где добро. А теперь - не то: борьба за идеал сливается с повседневным трудом. Ты приводил пример: доярка надоила на тысячу литров больше, чем по плану, и о ней уже говорят, как о героине. Разве может так легко достигаться героическое? Не слишком ли часто награждается обычный труд - труд как обязанность, как условие существования - великим словом подвиг? Твое письмо развивает эти твои мысли. Это очень сложные, тонкие вопросы. Особенно вопрос об идеальном. Прежде всего надо помнить, что идеальный - вовсе не значит без сучка, без задоринки. Человек всегда из плоти и крови, а не из железобетона. Я думаю, ты не откажешь Павке Корчагину в праве называться идеальным, а помнишь, что он сам говорил о себе? Вот его слова: "Но было немало и ошибок, сделанных по дури, по молодости, а больше всего по незнанию". Идеальное. Оно измеряется человеческой страстью, накалом его борьбы за торжество правды. Мне навсегда запомнились слова Эрнеста Хемингуэя: "Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" …

Беда в том, что мы не чувствуем этого, забываем о том, в какое время мы живем. Героическое - в самих нас, в миллионах "простых" тружеников, которые и не помышляют быть героями и очень удивились бы, если бы им сказали, что они - герои. Изменяются сами понятия: мне кажется, что в словах простой человек, рядовой труженик есть какой-то оттенок пренебрежительного отношения к человеку. Нет простого человека. Наш современник - труженик, работающий в поле, на ферме, у станка - ой, далеко не простой он. …То, о чем мечтали лучшие люди прошлого, за что пошли на муки и на смерть, мы осуществляем ныне своими руками…И вот та доярка, о которой ты говорил - это действительно идеальный человек, герой. Она не совершает никакого подвига, но вся ее жизнь - подвиг. Почему она героиня, почему ее жизнь подвиг? Да потому, что она своим трудом возвышает человека. Задумайся, сын,.. во имя чего мы трудимся? Все во имя счастья человека. Доярка, создающая материальные ценности, заботится не только о материальном благополучии. Если бы не труд этой "простой", "рядовой", доярки, не было бы ни прекрасных песен Пахмутовой, ни симфоний Шостаковича, ни дерзкой мечты академика Амбарцумяна о рождении сверхновых звезд... Не было бы ни вуза, в котором ты учишься, ни того тихого вечернего часа, когда тысячи и тысячи жителей столицы склоняются над интересной книгой, идут в концертный зал и в театр. Она, доярка, понимает, что она - творец жизни. Вот в чем сущность идеального в "простом", так называемом "рядовом" человеке. Вот в чем корень трудового творчества. Не было бы над миром нашего багряного знамени революции, если бы не тысячи и тысячи доярок и пахарей, шахтеров и металлургов. Идеальный человек - это не икона, не безгрешное существо, покрытое "хрестоматийным глянцем". Идеальное - в самой нашей жизни. Посмотри внимательнее вокруг себя, присмотрись к людям, постарайся увидеть не то, что на поверхности, а глубинное, внутреннее - и ты увидишь идеальное.

Жизнь была бы сплошным прозябанием, если бы перед человеком не сияла его путеводная звезда - идеал. Желаю тебе, мой сын, доброго здоровья и бодрого духа. Крепко целую тебя. Твой отец.



5. Добрый день, дорогой сын!

Получил твое письмо. Наконец, начались твои занятия. Ты с восторгом пишешь о богатых кабинетах по радиофизике и электронике. Меня радует, что ты утверждаешься в своем призвании. Если ты уверен, и жизнь подтвердит, что радиофизика - твое любимое дело, значит, ты будешь счастливым человеком. Но призвание - это не что-то приходящее к человеку извне. Если бы в средней школе, начиная, наверное, со второго класса, ты не сидел над схемами радиоприемников, если бы не трудился - вряд ли появилось бы это призвание. Призвание - это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти свое призвание, утвердиться в нем - это источник счастья. Есть у Марка Твена интересный рассказ. В нем говорится: на "том" свете нет ни ангелов, ни святых, ни божественного ничегонеделания, а живут люди в раю такой же трудовой жизнью, как и на грешной земле. Отличается рай от земли только одним: там каждый занимается делом по своему призванию. Безвестный на земле сапожник становится после смерти знаменитым полководцем, а бездарный при жизни, но обладающий каллиграфическим почерком генерал довольствуется в штабе скромной ролью писаря. Писатель, надоевший читателям нудными, никому не нужными романами, находит свое истинное призвание в профессии токаря по металлу. Человек, случайно попавший в педагоги, всю жизнь мучивший и себя, и учеников, оказывается прекрасным бухгалтером. Я не один раз перечитывал этот замечательный рассказ. Хорошо было бы добиться такого положения уже на "этом" свете. Но, к сожалению, очень часто бывает совершенно по-другому. Я знаю много никудышних специалистов: агрономов, учителей, инженеров, артистов. Они, как говорится, маются всю жизнь, равнодушны к своему делу, отбывают день до вечера. Самое прискорбное то, что эти люди не знают радости труда, трудовой одухотворенности, одержимости. В чем высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение - в мастерстве. Если человек влюблен в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Я уже писал тебе о нашем садоводе и лесоводе Ефиме Филипповиче. За всю свою жизнь я встретил не больше двадцати таких людей, как он. Изумительный это человек; в мастерстве труда, своего дела я без какого бы то ни было преувеличения сравниваю его со Станиславским и Пластовым, с Шостаковичем и Алексеем Улесовым (я расскажу тебе об этом человеке). Он лепит, творит, создает дерево, как Станиславский создавал образ, как Пластов творит жизнь на куске холста. Я видел, как он несколько раз осматривает со всех сторон маленький дичок, приглядываясь, находя ту, как он говорит, единственную точку, где надо произвести прививку. Находит эту точку, появляется маленький росток, и с этого времени начинается то великое колдовство труда, благодаря которому человек становится гордым творцом, художником, поэтом в своем деле. Ефим Филиппович творит удивительной красоты крону дерева. Чтобы научиться этому, познать это - надо поработать рядом с ним не один год. И это будет познание человека, постижение красоты, искусства. В этом труде - великое счастье бытия. Трудясь, познавать красоту в самом себе - вот настоящий труд. Я среди тысяч трехлетних саженцев всегда найду единственный, выращенный руками Ефима Филипповича. Все его деревья устремлены к солнцу. Ветви расположены в кроне его дерева так, что солнце играет на каждом листочке, листья не затеняют друг друга. - Как Вы это делаете? - спросил я однажды у Ефима Филипповича.- Мудрость человеческая - на кончиках пальцев,- ответил он.- Я начал трудиться с трех лет. И вам советую так воспитывать школьников. Каждый должен быть господином в своем деле - вот что еще нельзя забывать. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя - ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный... Надо, чтобы в каждом человеке разгорелась его "искра"- вот тогда и получится настоящий человек. Призвание творит тот, кто творит человека,- все, кто его воспитывают. Но и сам хозяин задатков творит свое призвание. Ты любишь музыку Баха. Так вот, в роду Иоганна Себастьяна Баха было 58 музыкантов. Прадед музыкант, дед музыкант, отец музыкант... Даже браки заключались внутри этого рода. Что же, получается так, как будто бы уже при рождении было предопределено: человек этот будет композитором или выдающимся исполнителем? Известно, что приблизительно 80 % рожденных могут стать композиторами. Становятся же ими единицы. Почему же это так? Почему же все-таки в роду Баха было 58 выдающихся музыкантов? Потому, что эти люди сами творили свое призвание. Потому, что первым впечатлением жизни каждого ребенка в этом роду была музыка; первой красотой, познанной в окружающем мире,- музыкальная мелодия; первым удивлением, изумлением - было удивление, изумление перед музыкой; первой гордостью, пережитой человеком,- гордость наслаждения красотой музыки, гордость творения, создания музыки. Человек господин своего призвания. Я без особенного энтузиазма отношусь к твоим восторгам: ах, какое счастье стать радиофизиком; ах, как я люблю радиофизику. Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души. Это очень хорошо, что ты относишься с интересом к радиофизике, но помни, что это еще только интерес… Я хочу тебе кое-что посоветовать. Наука развивается ныне стремительными темпами. Если хочешь быть хорошим специалистом в своем деле, внимательно следи за новинками в области радиофизики. То, что дают на лекциях,- лишь незначительная часть знаний, нужных тебе, как воздух. Установи сам себе вот какое правило: ежедневно, буквально ежедневно и в праздник, и в выходной - прочитывать и штудировать хотя бы пять страниц из научных журналов по радиофизике и смежным наукам электронике, бионике, астрофизике, космической биологии и др. Я еще раз повторяю: делать это надо ежедневно… За тебя этого никто не сделает. Помни, что на стыках наук рождаются открытия, таится неизведанное. Поэтому с особенным вниманием относись к смежным наукам. Я не случайно употребляю слово штудировать. Студент должен глубоко осмысливать, трансформировать факты и выводы в своем сознании и только после осмысливания записывать в рабочую тетрадь. Не переписывать научную статью или учебник, а записывать то, что у тебя уже отложилось в сознании. Чем больше ты будешь углубляться мысленно в предмет, который ты считаешь своим призванием, тем в большей мере он будет твоим призванием. И еще один совет. В любой специальности есть теоретическое штудирование и практическая работа, творчество. А по радиофизике практическая работа может быть особенно интересной. Пользуйся малейшей возможностью потрудиться в лаборатории, в мастерской. Монтируй радиоприемник в действующие модели, управляемые по радио. И никогда не удовлетворяйся посредственным результатом. Стремись к совершенству - в этом путь к воспитанию призвания. Не получилось первый раз - делай заново, не гнушайся самой простой, черновой работы. Тренируй, упражняй руку. Добивайся, чтобы рука твоя была важнейшим инструментом, орудием мастерства. У меня есть интересная статья о руке, о ручном труде. Высылаю ее тебе одновременно с письмом. Хочется, чтобы и у тебя она пробудила такое же чувство изумления, как у меня… Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа.

Обнимаю и целую тебя. Твой отец.



11. Добрый день, дорогой сын!

Я очень рад, что письмо о самовоспитании вызвало у тебя такой большой интерес. Ты очень тонко подметил одну черту современного молодого человека (да и не только молодого) - большую, иногда болезненную нервную возбудимость. Я уверен, что многие конфликты, нередко ссоры между людьми бывают потому, что люди не умеют управлять своими чувствами и, что еще хуже, совершенно не занимаются самовоспитанием чувства.

А воспитывать у себя эмоциональную сферу - это в наше время вопрос очень серьезный, особенно для молодежи. В течение тысячелетий жизнь человека в основном определялась мышечной силой и такими грубыми свойствами нервной системы, как упрямство, жестокость. Самое главное, что надо помнить каждому молодому человеку, не восполнять убогость мысли грубыми чувствами, выражающимися в крике, ожесточенности, свирепости. Где-то в глубине человеческой психики, в подсознании дремлют инстинкты - животный страх, свирепость, жестокость. Чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются инстинкты и дают о себе знать грубостью. Когда человеку нечего больше говорить в доказательство своей правоты, он или прямо говорит, что не может больше ничего доказать (так делают люди высокой эмоциональной и интеллектуальной культуры), или же начинает кричать, т. е. восполняет убогость мысли "бунтом инстинктов". Надо щадить нервную, эмоциональную сферу - ну себя и у других людей. Помни, что источник тонкости чувств, необходимой сейчас человеку как воздух,- в тонкости мыслей, в богатстве интеллекта. Чувство облагораживает мысль, но подлинно человеческое чувство не может существовать без мысли - из мысли оно рождается, мысль его питает, мыслью оно живет. Благодаря богатству мысли оно, человеческое чувство, становится самостоятельной силой духовного мира человека,- оно способно побудить человека на благородные поступки. Как воспитывать в себе утонченность чувств? Прежде всего - никогда не забывай, что ты живешь среди людей. Никогда не забывай, что рядом с тобой трудится человек, у которого свои заботы, тревоги, мысли, переживания. Уметь уважать человеческое в каждом, кто живет и трудится рядом с тобой,- это, пожалуй, самое большое человеческое мастерство. Тонкость чувств воспитывается только в коллективе, только благодаря постоянному духовному общению с людьми, окружающими тебя. На чем же оттачивать, "шлифовать" чувства, как не на задушевной дружбе, богатой интеллектуальными, эстетическими интересами? Воспитывай свои чувства в дружбе. Дружба поможет тебе выработать тонкую чувствительность к человеческому в каждом, кто тебя окружает. Но что необходимо для настоящей дружбы, духовно обогащающей человека, помогающей ему подавлять в себе инстинктивное и развивать человеческое? Необходимо твое личное духовное богатство. Ты будешь обогащаться духовно лишь тогда, когда будешь что-то отдавать своему другу. Конечно, через несколько месяцев после создания нового коллектива трудно требовать, чтобы у тебя уже был друг. Но все же должно наступить то время, когда он у тебя появится. Друг, с которым ты будешь делиться своими мыслями, чувствами, радостями и огорчениями. Если бы у меня была возможность сейчас приехать к тебе, я бы приехал, собрал твоих товарищей по комнате, пригласил бы и других студентов и сказал им: "Юные мои друзья, щадите сердце и воспитывайте чувства. Помните, что в наше время человек становится с каждым годом все более чувствительным к воздействиям из окружающего мира. В идее "человек человеку друг, товарищ и брат" заключен глубокий смысл. Но эта глубина далеко не всегда понимается. Быть другом-это значит прежде всего воспитывать человека, утверждать в нем человеческое". Воспитание в сущности в том и заключается, чтобы подавлять в себе животные инстинкты и развивать все человеческое. Вершиной человечности является коммунистическое воспитание. Зверские инстинкты - отсутствие жалости ко всему живому и красивому, абсолютное равнодушие к духовному миру другого человека - лежат и в основе психики любого убийцы, насильника. Надо воспитывать, культивировать в себе жалость ко всему живому и прекрасному. У тебя будут дети, помни: от того, как маленький ребенок относится к птицам, цветам, деревьям, зависит его нравственность, его отношение к людям. Посылаю тебе книгу -"Избранное" А. Сент-Экзюпери. Хотел бы, чтобы ты внимательно прочитал сказку "Маленький принц" и подумал над нею. Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа. Обнимаю и целую тебя. Твой отец.



15. Добрый день, дорогой сын!

Ты спрашиваешь: могут ли быть счастливыми молодые люди, имеющие разный уровень образования, разный круг интеллектуальных интересов и запросов; может ли таких людей объединять чувство любви? С год тому назад ко мне пришла мать одной нашей бывшей выпускницы Веры Л., которая, окончив после средней школы институт, работает на строительстве большого завода. Мать показала мне письмо Веры, в котором девушка пишет о своих тревогах и сомнениях. Я изменил имя девушки, поэтому можно раскрыть эту тайну, она очень поучительна. Девушка писала: "Он хороший рабочий, любит меня, но все-таки нет того счастливого духовного единства, которого я ожидала. Несколько раз начинала я с ним разговор о том, что надо учиться заочно, надо стремиться к знаниям, ведь в будущем без среднего образования не допустят ни к какой машине. А у него всего 6 классов... Говорила, что неплохо было бы поехать вдвоем в Москву, в Ленинград, - посмотреть свою Родину. Он с удивлением отвечал: "Как далеко ты заглядываешь вперед. Надо думать о сегодняшнем дне; есть хороший заработок - и хорошо. А что будет дальше увидим, да и вообще не нашего это ума дело". И потом еще добавил: "Какой толк от этих поездок, не прибавят они ничего, только деньги впустую израсходуешь. А нам надо дом строить. Да надо подумать и о хозяйстве завести свиней, кур... А учиться не хочу, получишь среднее или высшее образование, а заработок от этого не повысится. Вот ты окончила институт, а получаешь меньше моего"... Мама, дорогая, что же мне делать? Не могу я с ним теперь встречаться, не могу даже смотреть на него. Права ли я? Или во мне в самом деле много чудачества, как он говорит? Или я идеалистка, как сказала мне подруга, когда я поделилась с ней своими сомнениями? Я чувствую, что жизнь с ним будет скучной, угрюмой, как засохшая ива у нашего пруда..." Права была мать, написавшая дочке: "Зачем ограничивать свою жизнь домом, кухней, цыплятами и поросятами, когда перед каждым человеком открывается такой светлый, прекрасный мир? А из слов Виктора, из того, как он относится к тебе, видно, что как только ты станешь его женой, ему захочется, чтобы ты оставила работу, а потом станет укорять: я тебя кормлю... Горькая это участь, дочка". Как видишь, человеку далеко не безразлично, с кем он связывает свою судьбу. У него есть определенные требования к духовному миру того человека, с которым он собирается пройти жизнь рука об руку. Дремучее невежество и бескультурье бывает у людей, имеющих высшее образование или даже ученую степень. И наоборот, простой, как говорят, рабочий или колхозник может быть в высшей мере интеллигентным человеком. В одном из сел нашего района работала звеньевой свекловодческого звена 18-летняя Полина М. С девушкой, окончившей восемь классов и оставившей школу после смерти отца, познакомился молодой врач, только что назначенный в село. Он влюбился в Полину. Но девушка глубоко скрывала свои чувства. Молодой человек ей нравился, в его добрых намерениях не было сомнения, но ее угнетала мысль, он стоит выше по образованию. Девушка с болью замечала, что там, где у любимого человека широкие, разносторонние знания, у нее только отрывчатые сведения. Умный, чуткий молодой человек распознал в Полине М. большую, гордую душу. Услышав решительный отказ на предложение выйти за него замуж, он понял, что девушка не согласится на это до тех пор, пока не сделает хотя бы одного шага, который приблизил бы ее к цели: девушка рассказала молодому врачу, что она поставила целью окончить десятилетку, а потом поступить в институт. Она уже учится в заочной средней школе. Ее мечта - стать учительницей. Постепенно цель девушки увлекла и молодого человека. Он помогал Полине учиться, в то же время сам решил овладеть в совершенстве хирургией. Они мечтали о будущем, жили будущим, верили в осуществление мечты. Это была чистая, идеальная любовь, продолжавшаяся несколько лет. Только через пять лет после знакомства, окончив среднюю школу и два курса института, девушка согласилась выйти замуж. Их любовь была высоконравственной дружбой. Между ними еще не было и намека на физическую близость, не допускалась даже мысль об этом, но они уже принадлежали друг другу в том смысле, что были верны друг другу и своему идеалу. Можно построить жизнь без горя и страданий, без душевных надломов. Можно создать изумительное человеческое счастье. Помни, что ты сам - творец своей судьбы, своего счастья. Вдумайся во все это, сын. Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа. Обнимаю и целую тебя.

Твой отец.





































Приложение 7 Задание: прочитать письмо, определить тему письма и ответить на вопросы:

- соблюдается ли структура письма?

- какие средства использует Сухомлинский, чтобы донести до сына свои мысли?

- Как вы думаете, помогло ли содержание писем сыну?

- а имеем ли право мы читать эти письма?

- что полезного вы извлекли из прочитанного письма?



Приложение 7 Задание: прочитать письмо, определить тему письма и ответить на вопросы:

- соблюдается ли структура письма?

- какие средства использует Сухомлинский, чтобы донести до сына свои мысли?

- Как вы думаете, помогло ли содержание писем сыну?

- а имеем ли право мы читать эти письма?

- что полезного вы извлекли из прочитанного письма?



Приложение 7 Задание: прочитать письмо, определить тему письма и ответить на вопросы:

- соблюдается ли структура письма?

- какие средства использует Сухомлинский, чтобы донести до сына свои мысли?

- Как вы думаете, помогло ли содержание писем сыну?

- а имеем ли право мы читать эти письма?

- что полезного вы извлекли из прочитанного письма?







Приложение 7 Задание: прочитать письмо, определить тему письма и ответить на вопросы:

- соблюдается ли структура письма?

- какие средства использует Сухомлинский, чтобы донести до сына свои мысли?

- Как вы думаете, помогло ли содержание писем сыну?

- а имеем ли право мы читать эти письма?

- что полезного вы извлекли из прочитанного письма?



Название документа Шутова Е А Урок письма.pptx

Урок письма Шутова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы М...
Цель урока подготовка к написанию письма на заданную тему
Задачи урока Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр», его особенностями...
Работа в группах 1 группа Определение эпистолярного жанра и его особенности 2...
Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий фор...
Виды писем служебные личные инструктивные сопроводительные информационные гар...
Правила написания писем Отвечай на все полученные письма; Обдумай ответ, но н...
Правила написания писем Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходи...
Правила написания писем Личные письма следует писать тогда, когда Вы находите...
Образец надписания конверта
Образец надписания конверта
Образец надписания конверта
1. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено...
Задачи урока Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр», его особенностями...
Василий Александрович Сухомлинский  28 сентября 1918 -  2 сентября 1970 гг. В...
В.А.Сухомлинский «Письма к сыну» Что полезного Вы извлекли из прочитанного пи...
Задачи урока Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр», его особенностями...
Творить добро
Какое добро мы можем сотворить? 1 группа: Рассказ о деятельности фонда «Линия...
Структура письма Обращение к адресату. Рассказать о том, что Вас волнует, под...
Задачи урока Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр», его особенностями...
Домашнее задание Написать письмо своим будущим детям на тему «Как я понимаю с...
Синквейн 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание урока; 2-я...
Лиз Карпентер Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разго...
Использованные источники http://oboik.ru/1152-864-100-uploads/11_05_2013/view...
1 из 26

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок письма Шутова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ
Описание слайда:

Урок письма Шутова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Нижнекулойская сош" «Творить добро»

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Цель урока подготовка к написанию письма на заданную тему
Описание слайда:

Цель урока подготовка к написанию письма на заданную тему

№ слайда 4 Задачи урока Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр», его особенностями, в
Описание слайда:

Задачи урока Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр», его особенностями, видами писем, оформлением конверта; Учиться определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма; Понять художественную ценность и коммуникативную значимость жанра письма.

№ слайда 5 Работа в группах 1 группа Определение эпистолярного жанра и его особенности 2 гр
Описание слайда:

Работа в группах 1 группа Определение эпистолярного жанра и его особенности 2 группа Виды и разновидности писем (какие бывают письма) 3 группа Особенности личного письма 4 группа Надписывание конверта, работа с кроссвордом

№ слайда 6 Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму
Описание слайда:

Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Характерные особенности эпистолярного стиля: определённая роль адресата и адресанта, их точное обозначение; отражение социального положения корреспондентов; проявление авторского «Я»; индивидуальные речевые специфики; сочетание признаков диалога и монолога, устно-разговорной и книжно-письменной речи; соблюдение речевого этикета письма.

№ слайда 7 Виды писем служебные личные инструктивные сопроводительные информационные гарант
Описание слайда:

Виды писем служебные личные инструктивные сопроводительные информационные гарантийные рекламные претензионные арбитражные письма-подтверждения письма-напоминания письма-извещения письма-просьбы

№ слайда 8 Правила написания писем Отвечай на все полученные письма; Обдумай ответ, но нель
Описание слайда:

Правила написания писем Отвечай на все полученные письма; Обдумай ответ, но нельзя слишком затягивать с ответом на письмо; Личную переписку необходимо хранить в недоступном для посторонних месте; Если Вы набрали письмо на компьютере, следует добавить подпись или финальную строчку своим почерком. Напечатанная подпись свидетельствует о невоспитанности человека; Даже личное письмо обязательно должно быть композиционно выстроенным.

№ слайда 9 Правила написания писем Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо
Описание слайда:

Правила написания писем Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить; Писать письмо надо тогда, когда Вы пребываете в хорошем расположении духа. Недопустимо отправлять письма, содержащие гневные высказывания или ироничные намёки; Писать анонимные письма неприлично; Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum). В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.

№ слайда 10 Правила написания писем Личные письма следует писать тогда, когда Вы находитесь
Описание слайда:

Правила написания писем Личные письма следует писать тогда, когда Вы находитесь в одиночестве; Читать чужие письма без разрешения адресата или адресанта неприемлемо; Недопустимо вскрывать конверт с письмом, которое не Вам адресовано.

№ слайда 11 Образец надписания конверта
Описание слайда:

Образец надписания конверта

№ слайда 12 Образец надписания конверта
Описание слайда:

Образец надписания конверта

№ слайда 13 Образец надписания конверта
Описание слайда:

Образец надписания конверта

№ слайда 14 1. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. 
Описание слайда:

1. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.  2. Тот, кто пишет письмо.  3. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.  4. Цифровое условное обозначение населенного пункта.  5. Литературный жанр, послание в форме письма. 6. Сообщения, поздравления, просьбы, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. 7. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.  Кроссворд

№ слайда 15 Задачи урока Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр», его особенностями, в
Описание слайда:

Задачи урока Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр», его особенностями, видами писем, оформлением конверта; Учиться определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма; Понять художественную ценность и коммуникативную значимость жанра письма.

№ слайда 16 Василий Александрович Сухомлинский  28 сентября 1918 -  2 сентября 1970 гг. Выда
Описание слайда:

Василий Александрович Сухомлинский  28 сентября 1918 -  2 сентября 1970 гг. Выдающийся советский  педагог-новатор. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, Герой Социалистического Труда.

№ слайда 17 В.А.Сухомлинский «Письма к сыну» Что полезного Вы извлекли из прочитанного письм
Описание слайда:

В.А.Сухомлинский «Письма к сыну» Что полезного Вы извлекли из прочитанного письма? Какие средства выразительности использует Сухомлинский, чтобы донести до сына свои мысли? Соблюдается ли структура письма? Как Вы думаете, помогла ли эта переписка сыну?

№ слайда 18 Задачи урока Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр», его особенностями, в
Описание слайда:

Задачи урока Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр», его особенностями, видами писем, оформлением конверта; Учиться определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма; Понять художественную ценность и коммуникативную значимость жанра письма.

№ слайда 19 Творить добро
Описание слайда:

Творить добро

№ слайда 20 Какое добро мы можем сотворить? 1 группа: Рассказ о деятельности фонда «Линия жи
Описание слайда:

Какое добро мы можем сотворить? 1 группа: Рассказ о деятельности фонда «Линия жизни» http://www.life-line.ru/ledovskaya_anastasiya/ 2 группа: Добро для своих близких и родных 3 группа: Добро для незнакомых людей 4 группа: Добро для будущих поколений

№ слайда 21 Структура письма Обращение к адресату. Рассказать о том, что Вас волнует, подели
Описание слайда:

Структура письма Обращение к адресату. Рассказать о том, что Вас волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д. Задать вопросы по теме переписки Вашему адресату. Заключительная фраза типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.

№ слайда 22 Задачи урока Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр», его особенностями, в
Описание слайда:

Задачи урока Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр», его особенностями, видами писем, оформлением конверта; Учиться определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма; Понять художественную ценность и коммуникативную значимость жанра письма.

№ слайда 23 Домашнее задание Написать письмо своим будущим детям на тему «Как я понимаю слов
Описание слайда:

Домашнее задание Написать письмо своим будущим детям на тему «Как я понимаю слова «творить добро»?»

№ слайда 24 Синквейн 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание урока; 2-я ст
Описание слайда:

Синквейн 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание урока; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

№ слайда 25 Лиз Карпентер Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор
Описание слайда:

Лиз Карпентер Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова…

№ слайда 26 Использованные источники http://oboik.ru/1152-864-100-uploads/11_05_2013/view/20
Описание слайда:

Использованные источники http://oboik.ru/1152-864-100-uploads/11_05_2013/view/201210/oboik.ru_48245.jpg Фото http://cdn.bolshoyvopros.ru/files/users/images/2f/f3/2ff35b8070c5f2c4f70d98fb1d53ebae.jpg Деду Морозу http://nevseoboi.com.ua/wallpapers-collection/drugie-podborki/8557-oboi-na-lyuboj-vkus-chast-31-64-oboev.html Цель http://vipremont89.ru/images/data/cat/88_big_1332491110.jpg Основной фон http://nevseoboi.com.ua/uploads/posts/2011-05/1305644597_creative-8_www.nevseoboi.com.ua.jpg Титульный слайд http://f3.s.qip.ru/dlsBsm9F.jpg Горы http://jahero.ru/k/36/vintazh_bloknot_medalon_duhi_pisma_retro_prev.jpg Стопка писем http://www.look.com.ua/pic/201209/1920x1080/look.com.ua-43230.jpg С лепестками розы http://www.hd-wallpaper.us/walls/feather_pen_writing_letter_with_ink_bottle-HD.jpg Перо и чернильница http://www.stihi.ru/pics/2013/05/29/9542.jpg Письма, перевязанные ленточкой http://www.valyaeva.ru/wp-content/uploads/2012/01/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE23.jpg У стола http://exotic-cat.org/blog.php?gedu=/bzhxkqi/reshebnik_po_nemeckomu_yazyku_6_klass_bim_4_b_5_1762_1.jpg Задачи http://joinfo.com/images/news/2013/08/5209e3bddeb3d_image1.jpeg Девушка https://www.google.ru/search?q=фотографии+на+тему+твори+добро&newwindow=1&espv=2&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=5x-TU5L5IsKi4gTG7oG http://www.s06004.edu35.ru/ Слайд «Творить добро»

Разработка урока для конкурсная "Лучший урок письма"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: Создать условия для  подготовки учащихся к написанию письма на заданную тему.

Образовательные задачи:

·         Способствовать усвоению учащимися  понятия об эпистолярном жанре и его особенностях.

·         Учащиеся должны знать правила написания личного письма и его структуру

·          владеть алгоритмом написания сочинения;

·         научиться  составлять текст письма на заданную тему

Развивающие задачи: Способствовать развитию ассоциативного (образного) мышления.

 

  • Способствовать развитию речевых навыков, расширению представлений учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;
Автор Шутова Елена Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 845
Номер материала 34079
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓