Главная / Биология / Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения."

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения."

МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»

посёлок Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область












План – конспект урока биологии в 8 классе

по теме «Транспортные системы организма. Круги кровообращения»

(с использованием технологии развития критического мышления)















Подготовила: учитель географии и биологии

Гусева Елена Николаевна

















Цель: Изучить особенности строения кровеносной и лимфатической системы человека.

Задачи:

  • Раскрыть понятие «кровообращение»

  • Выявить особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями

  • Продолжить знакомство с понятиями « кровеносная система», «круги кровообращения», начатое в курсе зоологии

  • Раскрыть биологическое значение изменения состава крови при прохождении ее по большому и малому кругам кровообращения.

  • Раскрыть понятие «лимфатическая система»

Оборудование: таблицы: «Схема кровообращения человека», «Сердце»; учебник - Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8кл.;

карточки с названиями органов кровообращения.


Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: беседа, работа в парах, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока.

1)Стадия вызова:

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о системе кровообращения человека. Я хочу привести в пример следующий факт:

  • Движение крови по сердцу длится 4 секунды.

  • На циркуляцию крови к нижним конечностям затрачивается около 18 секунд, а к мозгу – примерно 8 секунд.

  • Ежедневно совершается около 3000 кругов кровообращения.

  • Протяженность наших кровеносных сосудов составляет более 90000 км. Это значит, что ими можно было бы обмотать земной шар более двух раз.

  • Плотность системы капилляров составляет 2500 капилляров на квадратный миллиметр ткани.

Верите ли вы в эти факты? (учащиеся вспоминают строение кровеносной системы млекопитающих)







Чтобы знания по этому вопросу систематизировать, я прошу заполнить таблицу:



Особенности кровеносной системы млекопитающих

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1)Замкнутая или незамкнутая

2)Функции

3) Строение

4)Типы кровеносных сосудов

5) Круги кровообращения






(Учащиеся заполняют 2 графу таблицы - «Знаю» в течение 5 минут)


Итак, какая же у нас сегодня тема урока?

Верно, темой нашего урока будет кровообращение в организме человека.

Что вы хотите узнать по этой теме? (Учащиеся заполняют 3 графу таблицы – «Хочу узнать»)

Прошу зачитать ваши тексты в графе «Знаю» (корректируем знания учащихся).

Делаем вывод: так как человек относится к классу млекопитающих, мы можем говорить о сходстве строения кровеносной системы человека и млекопитающих.

2) Стадия осмысления:

Читаем текст параграфа 20 и по ходу чтения делаем пометки на полях:

v – Было известно

+ - новая информация

? – информация не вполне понятна

(Учащиеся читают текст в течение 10 минут, а затем выясняем основные затруднения)

Вспомните: какие жидкости составляют внутреннюю среду организма?

(Кровь, лимфа, межклеточная жидкость)

Лимфа- это жидкость, которая в отличие от крови не имеет в своём составе эритроцитов. Смотрим рисунок №49 на странице 103.Здесь представлено строение лимфатической системы. Лимфа движется по лимфатическим сосудам. По ходу лимфатических сосудов формируются лимфатические узлы, в которых образуются лимфоциты, вырабатывающие антитела.


Следующий этап нашей работы - необходимо выяснить круги кровообращения: большой и малый. Для этого используем рисунок №51 на странице106.

Затем работаем в парах по карточкам: один учащийся составляет последовательную цепочку органов малого круга кровообращения, а другой учащийся – органов большого круга кровообращения. Затем проводим взаимопроверку.

(У учащихся на партах карточки с названиями органов: левое предсердие, левый желудочек, правое предсердие, правый желудочек, аорта, лёгочная артерия лёгочные вены, капилляры в лёгких, большая и малая полые вены, капилляры в тканях и органах, артерии).

Назовите и покажите на таблице органы большого и малого круга кровообращения (вызываются учащиеся к доске)

3)Стадия рефлексии

Учащимся предлагается заполнить 4 графу таблицы – «Узнал»

Затем ребята отвечают на вопросы:

  1. В чём различие в строении артерий, вен и капилляров?

  2. Какая кровь приходит в сердце из малого круга и из большого круга кровообращения?

  3. Какая кровь течёт по артериям большого круга, а какая – по артериям малого?


В конце урока выставляются оценки наиболее активным учащимся.


Домашнее задание: параграфы 20 и 21, выполнить лабораторную работу на странице 109.




















Литература:

1) Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

2)О.В.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс. – М.:ВАКО,2005.

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения."
  • Биология
Описание:

Цель: Изучить особенности строения  кровеносной и лимфатической      системы  человека.

Задачи: 

•Раскрыть понятие «кровообращение»

•Выявить особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями

•Продолжить знакомство с понятиями « кровеносная система», «круги кровообращения», начатое в курсе зоологии 

•Раскрыть биологическое значение изменения состава крови при прохождении ее по большому и малому кругам кровообращения.

•Раскрыть понятие «лимфатическая система»

Оборудование: таблицы: «Схема кровообращения человека», «Сердце»; учебник - Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8кл.;

карточки  с названиями органов кровообращения.

 

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: беседа, работа в парах, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

 

Автор Гусева Елена Николаевна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1783
Номер материала 12669
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓