Главная / Биология / разработка урока биологии " Среды обитания организмов" 5 класс

разработка урока биологии " Среды обитания организмов" 5 класс


УРОК БИОЛОГИИ ( ФГОС) , ПРОВЕДЁННЫЙ В 5 КЛАССЕ УЧИТЕЛЕМ I КАТЕГОРИИ МБОУ «КРАСНОСЕЛЬСКОЙ ООШ» НЕБОТЕЕВОЙ И.Д.


Тема урока: «Среды обитания организмов.»

Тема урока входит в главу «Введение. Биология как наука.»

Цель урока: Создание условий для активной познавательной деятельности при формирование навыков поиска новых знаний по теме урока.

Задачи урока: 1.Создание условий для формирования навыков учебного сотрудничества, поиска информации, навыков формулирования и выражения своих мыслей, навыков планирования, самооценивания и оценивания.

2. Обеспечить условия для для развития логического мышления на основе развития память, внимания, познавательных умений.

3. Создание условий для усвоения учащимися материала по теме урока.

Учебно-методический комплекс: учебник Биологии «Линия жизни» 5-6 класс под редакцией В.В.Пасечника., издательство «Просвещение» 2012 год.

Оборудование: учебники, тетради, письменные принадлежности, слайды к уроку, индивидуальные листочки, мультимедийное оборудование.

Методы и формы: наглядный ( демонстрация слайдов), словесный, работа с листами индивидуального контроля, работа в парах, самостоятельная работа на индивидуальных листах,работа с текстом учебника.

Планируемые результаты обучения:

  1. предметные- учащиеся знакомятся со средами обитания живых организмов , особенностями сред, признаками организмов для жизни в данной среде

  2. метапредметные- учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать полученный материал.

  3. личностные- учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучаемому материалу.

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, заполнение таблицы в тетради, сотрудничество с одноклассниками.




Структура урока


Этап и его цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Этап мотивации к

учебной деятельности.

Цель:

Приветствие учащихся, проверка присутствующих

На уроке, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, проверка готовности

К уроку, настрой на учебную деятельность.

Личностные:

уметь смотивировать себя на целеполагание познавательной деятельности.

2.Этап актуализации знаний.

Цель:



- проверка д/з.











Определение темы урока














Определение плана действий.



















Выявление знаний и выявление трудностей.


































Игра-разминка















Работа с презентацией . Слайд 1

Вопросы к слайду:

1.Дать общее название увиденному.

2.Что характерно для всех организмов?

3. Представитель скольких и каких царств вы видите на слайде?

4. Сколько царств выделяют учёные?

5. Представителей какого царства нет?

6. Назовите представителей царства Растения.

7. Назовите представителей царства Животные.

8. Назовите представителей царства грибы.



Беседа:

-Могут ли все вместе эти животные встретиться в природе?

-Почему?

- О том где живут организмы и почему не могут встретиться сегодня на уроке у нас и пойдёт речь. Определяем тему урока.

- а научное название- Среды обитания организмов. Слайд 2

Работа в тетрадях:

1. запись темы в тетрадь.

2. определение плана работы

-для того, чтобы изучить тему мы должны знать:


Работа с таблицей. Слайд 3.

вопросы

знаю

узнал

Какие среды жизни бывают?

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

Особенности среды

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

Какие организмы живут в среде

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

Какие приспособления есть у организмов для жизни в этой среде

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.



Беседа с заполнением таблицы.

- какие среды обитания организмов вам известны?

-где живут рыбы, в какой среде?

- где живут дождевые черви, в какой среде?

- где живут бабочки, деревья?

- ещё где-то живут организмы?

-Итак, какие среды жизни организмов на данный момент мы знаем? Запишите имеющиеся знания в таблицу.

- назовите какие организмы живут в водной среде и запишите в таблицу под цифрой 1.

-назовите и запишите в таблицу под цифрой 2. Какие организмы живут в почве.

- назовите и запишите в таблице под цифрой 3. Какие организмы живут в наземно-воздушной среде

- почему рыбы не могут жить в почве или в наземно-воздушной среде?

- какие приспособления должны быть для жизни в воде?

-какие приспособления должны быть для жизни в почве?

-какие приспособления должны быть для жизни на поверхности земли?

-Запишите ответы в таблицу.

- подведём итог, что мы знаем по теме урока.


Игра-разминка на определение знания сред жизни

Согласен/ не согласен

Правила: если согласен с высказыванием- один хлопок в ладоши, если не согласен – встать .

1.Животные с крыльями живут в наземно-воздушной среде.

2. Дуб, берёза и сосна живут в почвенной среде.

3.Животные, дышащие жабрами живут в почвенной среде.

4.Крокодил, бегемот и лось живут в водной.

5. Животные водной среды жизни имеют плавники.

Работа с презентацией.

Ответы на вопросы учителя:

1.Живые организмы.

2.рост, развитие, размножение, питание, дыхание, раздражение.

3. 3 царства: грибы, растения, животные.


4. 4.

5. бактерий.









Определение темы урока.

- нет

- живут в разных местах.




-Где живут организмы.









Перенос таблицы в тетрадь.




















Беседа с заполнением таблицы



- водная


- почвенная

- наземно-воздушная

?


1.Водная, 2.почвенная, 3.наземно-воздушная.










- акулы, водоросли.



-крот, трюфельные грибы.



- волк, дуб, бабочка.


-Не приспособлены для этих условий.

Заполнение таблицы

Ответы учащихся класса

- мы знаем 3 среды жизни организмов: водная, почвенная, наземно- воздушная.

В почве обитаю кроты, черви. Они слепые.

В воде живут рыбы, акулы. У них есть жабры, плавники. На земле живут слоны, муравьи. У них есть ноги.


  1. Хлопок


  1. Встать


  1. Встать.


  1. Встать.


  1. Хлопок.



Коммуникативные:

уметь оформлять мысли в устной форме

уметь анализировать информацию, делать выводы.

Уметь соотнести известное с тем, что ещё не известно.

Познавательные:

уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь выполнять учебно-практические задачи.

Осуществление совместной познавательной деятельности.

Регулятивные:

Уметь ставить цель , планировать свою деятельность.

Уметь осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.

Личностные:

Участие в диалоге, умение слушать и понимать других, уметь сотрудничать.

Создание положительной мотивации учения .

3. Этап самостоятельной работы учащихся с информацией учебника.

Цель:

Работа с таблицей по выяснению трудностей темы.

- Что мы не знаем?

-заполнить третью графу таблицы нам надо к концу урока. Для этого нам надо знания получить. Первый источник знаний- учебник.

Работа с учебником. Стр. 16, п. 5.

Вслух прочитать 1 абзац параграфа.

-какая ещё среда обитания вам стала известна? Запишите её в 3 графу нашей таблицы. О ней мы узнали сейчас из учебника.

Работа в парах по учебнику на листочках.

На листочках вы видите название среды о которой вам надо найти информацию из учебника. В учебнике вы видите выделены названия сред. Вы читаете и выписываете на листочек только информацию только по своей среде. Через 7 минут проверим результаты.

Все нашли название среды на своих листочках? Все нашли название среды в учебнике? Какую информацию вы должны найти в учебнике для заполнения таблицы?

Один ищет особенности, а другой приспособления.

Самостоятельная работа учащихся по тексту учебника в парах.

Проверка самостоятельной работы.


- ничего не знаем про 4 среду жизни.

- не знаем особенностей сред.






Работа с учебником.


- организменная




Работа в парах на листочках по учебнику












-Особенности среды и приспособления.





Самостоятельная работа учащихся по тексту учебника в парах.

Зачитывают свои ответы.


Коммуникативные:

Умение работать в парах.

Осуществление совместной познавательной деятельности.

Умение оформлять свои мысли.

Регулятивные:

Уметь оценивать выполненные действия

Личностные:

Участие в диалоге, умение слушать и понимать других.

Создание положительной мотивации учения.

Познавательные:

уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь выполнять учебно-практические задачи.



4. Контрольно-рефлексивная деятельностью.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученного на уроке, соотнести поставленные на уроке цели и результат, формирование самооценки своей деятельности.



Самостоятельная работа на листочках

Заполнение третьей графы таблицы в тетради .

Работа с таблицей.

- что мы знали по теме урока?

- что мы узнали на уроке?

Сможет ли ласточка находиться в водной среде? Почему?


-Смогут ли вместе встретиться дельфин слон и дятел?





Слайд 4. Задания по теме урока.

Оценка качества усвоения материала


1.Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство водных животных имеют обтекаемую форму тела.

2. Жирафы, кенгуру, кроты и лисы обитатели наземно-воздушной среды.

3. Живые организмы могут поселяться в организме человека и вызывать различные заболевания.

4.Наземно-воздушная среда обладает плодородием.

5.Организмы, живущие внутри другого организма не имеют органов присущих для свободноживужих видов.

6. Для жизни растений в наземно-воздушной среде необходимы корни

7. Водная среда обладает выталкивающей силой.

Подведение итогов и оценивание своей работы на уроке.

- проверяем работу. Слайд 5.

-выставляем оценки.

7 правильных ответов – оценка «5»

Подняли руки есть ли пятёрки за урок.

5-6 правильных ответов – оценка «4»

Подняли руки у кого «4»

4 правильных ответа- оценка «3»

У кого «3»?

У кого меньше 4 правильных ответов? . У вас есть возможность дома повторить тему и подготовиться . на следующем уроке вас спрошу.

Заполнение третьей графы таблицы в тетради.

Ответы по таблице.



Нет, нет жабр, нет ласт или плавников. Нгет приспособлений для нахождения в водной среде.

Нет, живут в разных средах. Не смогут находиться в чужой для них среде.




Самостоятельная работа учащихся на листочках и оценивание своей деятельности за урок





1.+




2 –


3 +



4 –


5 +



6 +


7 +


Подведение итогов и оценивание своей работы на уроке.


Регулятивные:

Уметь оценивать выполненные действия.

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Личностные:

Участие в диалоге, умение слушать и понимать других.

Создание положительной мотивации учения

6.Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания детьми задания по теме.


Пояснение и запись д/з

П. 5, на альбомных листочках оформить рассказ о какой-то одной среде обитания, с рисунками, вырезками, текстами, дополнительной информацией .

Запись д/з в дневник . вопросы по заданию.

Познавательные:

искать и выделять информацию, анализировать, проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

выполнять учебную задачу.






разработка урока биологии " Среды обитания организмов" 5 класс
  • Биология
Описание:

Урок биологии разработан по  предметной линии УМК по биологии "Линия жизни" для 5-6 классов.

Тема: "Среды обитания организмов."  Тема входит в главу "Введение. Биология как наука."

Цель урока: Создание условий для активной познавательной деятельности при формировании навыков поиска новых знаний по теме урока.

задачи урока: 1. создание условий для формирования навыков учебного сотрудничества, поиска информации,навыков формулирования и выражения своих мыслей, навыков планирования,самооценивания и оценивания.

2.Обеспечить условия для  развития логического мышления (памяти, внимания, познавательных умений)

3.Создание условий для усвоения учащимися материала по теме урока.

 

 

Автор Неботеева Ирина Дмитриевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 3404
Номер материала 27060
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓