Главная / Биология / Разработка урока биологии на тему "Иммунитет, виды иммунитета" (8 класс)

Разработка урока биологии на тему "Иммунитет, виды иммунитета" (8 класс)

Тема урока «Иммунитет, виды иммунитета», 8 класс

Цель: расширение знаний об иммунитете

Задачи урока:
ознакомить учащихся с видами иммунитета, с особенностями строения лейкоцитов

дать понятие об иммунитете, вакцине, лечебной сыворотке

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; умения самостоятельно работать с текстом; развивать память, внимание, мышление

развивать коммуникативные навыки
воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью

Тип урока: комбинированный
Методы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, словесный метод

Методы оценивания: словесная оценка (устная обратная связь), взаимооценивание
Оборудование:
ватман, маркеры, задания для групп, учебник, тесты

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Выполни тест

Вариант 1

  1. Внутреннюю среду организма составляет


  1. кровь, моча, тканевая жидкость

  2. лимфа, кровь, плазма

  3. лимфа, кровь, тканевая жидкость

  4. ферменты, лимфа, кровь

  5. кровь и лимфа


  1. Кровь не выполняет функцию


  1. транспортную

  2. гуморальную

  3. проводниковую

  4. защитную

  5. терморегуляторную


  1. К какой ткани относится кровь


  1. нервной

  2. соединительной

  3. мышечной гладкой

  4. эпителиальной

  5. поперечно-полосатой


  1. Большую часть крови составляет


  1. эритроциты

  2. плазма

  3. тромбоциты

  4. лейкоциты

  5. фагоциты

  1. Обеспечивают свёртывание крови

  1. тромбоциты

  2. лейкоциты

  3. вода

  4. антитела

  5. плазма

Вариант 2

  1. Содержание лейкоцитов в 1 мм3 в крови взрослого человека
    A. 1 – 2,5 млн
    B. 100 - 200 тыс
    C. 200-3000 тыс
    D. 6-8 тыс

E.6 – 8 млн

2) Какое вещество составляет большую часть плазмы?

  1. белки

  2. вода              

  3. жиры

  4. глюкоза

  5. минеральные соли

3) Какой белок входит в состав эритроцитов?

  1. гемоглобин

  2. актин

  3. фибриноген

  4. фибрин

  5. миозин

4) Процесс фагоцитоза был открыт

  1. И. П.Павловым

  2. И. М. Сеченовым

  3. И. И. Мечниковым

  4. Л. Пастером

  5. Р. Гуком

  1. Красные клетки крови

  1. тромбоциты

  2. лейкоциты

  3. фагоциты

  4. эритроциты

  5. нейтрофилы

Учащиеся выполняют задания, а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работами
Коды ответов: Вариант 1 1 – С 2 – С 3 – В 4 – В 5 – А

Вариант 2 1 – D 2 – B 3 – A 4 – C 5 - D
Критерии оценок:
«5» - 5
«4» - 4
«3» - 3
менее 3 - незачет.
Изучение нового материала

Деление на группы
1 Стадия. Вызов

Задание для всех групп.

Метод «Я – Ты – Мы»
Историческая справка
«Людской мор»
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Она проникала всюду. Города и селения вымирали, на улицах можно было видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В
XIV веке в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек.

Не менее опасна была и оспа. От нее погибло еще больше людей, чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов встречались редко.

Давно было замечено, что работники ферм, имевшие дело с животными, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой. Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдварду Дженнеру в 1776 г. предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не заболевали оспой.

Широкое практическое применение оспопрививания применялось
без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи
Пастера. В 1881г. он изучил действие возбудителя куриной холеры и сделал вывод, что ослабленные возбудители болезни, введенные в организм, вызывают в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной.

Задание

- Как вы думаете, какой способ предложил Э. Дженнер? (Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека)
- Как называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

- Какие прививки делали вам в течение жизни?  Вы когда-нибудь интересовались вопросом, зачем вам делают прививки?

Вопрос классу

- Чем мы будет сегодня на уроке заниматься? (ответы учащихся). Это и будет цель нашего урока.

II. Осмысление

Метод эвристических вопросов

Задание для первой группы: прочитайте в учебнике вопрос Иммунитет» и придумайте 6 вопросов, используя слова КТО, ЧТО, КОГДА, ГДЕ, ЗАЧЕМ, КАК. Ответьте на эти вопросы

Составление кластера

Задание для второй группы: составьте кластер об иммунитете (защита)

Метод «Думай – объединяйся – делись»

Задание для третьей группы

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом это удалось сделать? (Ответ. После сгорания в пепле остаются неорганические соединения, входившие в состав сгоревшего предмета. Гемоглобин крови содержит значительное количество железа. Поэтому, если в пепле обнаружено повышенное содержание железа, то это указывает на то, что на одежде была кровь)

Метод «Думай – объединяйся – делись»

Задание для четвёртой группы

Прочитайте газетную статью и ответьте на вопросы

История вакцинации

Мэри Монтегю была красивой женщиной. Она выжила после заболевания натуральной оспой в 1715 году, но вся её кожа была покрыта рубцами. В 1717 году, когда она жила в Турции, она наблюдала метод, названный прививкой, который там обычно использовался. Он состоял в том, что на коже здоровых молодых людей делали царапину и вносили в неё слабую форму вируса натуральной оспы, после чего они заболевали, но в большинстве случаев болезнь протекала в лёгкой форме. Мэри Монтегю была так убеждена в безопасности прививки, что она разрешила сделать прививку своим сыну и дочери.

В 1796 году Э. Дженнер использовал прививки родственной болезни, коровьей оспы, чтобы вырабатывать антитела против натуральной оспы. По сравнению с прививкой от натуральной оспы эта прививка имела меньшие побочные эффекты, и человек после прививки не заражал других. Этот способ стали называть вакцинацией.

Вопрос 1

От какого рода заболеваний можно делать людям вакцинацию?

  1. От наследственных заболеваний, как гемофилия

  2. От заболеваний, которые вызываются вирусами, как полиомиелит

  3. От заболеваний, связанных с нарушением функций организма, как диабет

  4. От любых заболеваний, от которых нет лекарств

Ответ: В

Вопрос 2

По какой причине детям и пожилым людям особенно рекомендуется делать прививки против гриппа? Назовите одну из причин

(принимается ответ, в котором упоминается, что у детей и пожилых людей более слабая иммунная система по сравнению с другими людьми)

  1. Рефлексия

Составить синквейн по теме «Иммунитет»

Домашнее задание Читать §33

Выполнить тест

Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, подчеркните «да», не согласны - «нет»
1. Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты да/нет
2. Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов да/нет
3. Гепатит, грипп, корь – вирусные заболевания да/нет
4. Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ да/нет
5. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием. да/нет
6. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным да/нет
7. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции да/нет
8. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет да/нет

9. Мальчик заболел дифтерией. Ему нужно ввести вакцину да/нет










Разработка урока биологии на тему "Иммунитет, виды иммунитета" (8 класс)
  • Биология
Описание:

      Предлагаемая разработка урока биологии предназначена  для учащихся 8 класса общеобразовательной школы.  Тип урока: комбинированный. Используется групповая форма работы, дополнительный раздаточный материал, активные методы обучения. При проведении урока необходимо чётко распределить время на каждый этап. Данный урок развивает мышления, вырабатывают умение выступать перед классом, воспитывает ответственность, позволяет показать практическую значимость изученного материала.

Автор Белая Людмила Дмитриевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 675
Номер материала 34677
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓