Главная / Физика / Разработка урока строение вещества

Разработка урока строение вещества

hello_html_251c7459.gif
hello_html_4f71e3eb.gifhello_html_6ba60aed.gifhello_html_m707fc701.gifhello_html_m30f96a04.gifhello_html_m6dff78f2.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m20b30941.gifhello_html_m3405ae04.gifhello_html_ea5b29b.gifhello_html_43c15999.gifhello_html_m6fc12c1c.gifhello_html_m34ea90f7.gif
hello_html_7473decb.gifhello_html_f2ec03b.gifhello_html_2f3dcaad.gifhello_html_m79747a14.gifhello_html_43c15999.gifhello_html_2f3dcaad.gifhello_html_2e9fa375.gifhello_html_m6fc12c1c.gifhello_html_7816a4c.gifhello_html_f2ec03b.gifhello_html_43c15999.gifhello_html_m1a05ccc3.gifhello_html_63112d32.gifhello_html_7473decb.gifhello_html_3af8c126.gifТема урока: «Особенности внутреннего строения вещества в трех агрегатных состояниях»

(«Опытом подтверждаем гипотезу»)

Цели и задачи урока:

  • Углубить и конкретизировать представление учащихся о М.К. Т. Рассмотреть характерные особенности агрегатных состояний веществ с точки зрения М. К. Т.

  • Формирование у учащихся представления о процессе научного познания;

  • Развивать логическое мышление и способность овладению исследовательскими умениями;

  • Развивать умение применять теоретические знания на практике.

  • На основе молекулярно- кинетической теории объяснить особенности строения вещества в различных состояниях.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: Урок — эксперимент.

Методы: Словесный, практический, аналитический, проблемный частично поисковый.

Вид деятельности: Коллективная, индивидуальная.

УМК: Свойства жидкости, газа, твердых тел. (книжка)

Оборудование к опыту №1.

Оборудование к опыту №2.

Оборудование к опыту №3.

Карточки-задания. (3 комплекта)

Таблица с применением свойств тел в жидкости, газообразном и твердом состоянии на практике.

Ход урока

Преподаватель: Здравствуйте ребята, присаживайтесь на свои места. Все готовы к уроку?

Открываем тетради, записываем число и тему сегодняшнего урока.(Тема урока записана на классной доске)

Некоторые считают, что способность увидеть необыкновенное в обычном- неотъемлемое качество естествоиспытателя. С этим пожалуй стоит согласиться, ведь вот он мир- перед вами, для всех один!

Но одни способны увидеть законы природы и ее свойства, недоступные органам чувств, а другие- нет. Почему?

Давайте мы сегодня на уроке попробуем увидеть необычное в обычном. Внимание опыт(1)

Вода

Пар




Показывает опыт (1)





лед









ТЕПЛО





Перед вами три состояния вещества. Назовите их.

Учащиеся отвечают: вода, лед, пар.

Преподаватель: Что можно сказать о каждом из них?

Учащиеся: Это агрегатное состояние одного и того же вещества.

Преподаватель: Какой формулой в химии обозначается вод

Учащиеся отвечают: hello_html_m7a4e13c5.gifO.

Преподаватель: Молодцы. Правильно. А как выглядит молекула воды?

Учащиеся отвечают: из двух молекул водорода и одной молекулы кислорода.

Преподаватель демонстрирует модель молекулы воды:

О

Н

Н
















Молекула воды похожа на персик с двумя абрикосами по бокам.

Атом кислорода связан с каждым атомом водорода отдельной связью.

Каковы же молекулы пара и льда?

Учащиеся: Молекулы пара и льда состоят тоже из одного атома кислорода и двух атомов водорода,

потому что это одно и тоже химическое вещество.

Преподаватель: Почему в одном случае вещество газообразное, в другом – жидкое, в третьем- твердое?

Вспомним основные положения молекулярно- кинетической теории:

У вас на столах имеется красивая таблица, которая поможет вам вспомнить основные положения мкт.

Вам необходимо по картинкам и пояснениям к ним вспомнить 1,2,3 положения м.к.т.







Учащиеся: В первой строке таблицы подразумевается первое положение- все вещества состоят из молекул.

Во второй строке: эти частицы движутся и в третьей строке- эти частицы взаимодействуют силами притяжения и отталкивания.

Преподаватель: Молодцы. Вы правильно ответили на вопросы.

Теперь посмотрим расположение молекул воды в трех агрегатных состояниях:





На картинке видно, что молекулы в твердом теле находятся в строгом порядке, совершая вращательно- колебательное движение около положения равновесия.

Молекулы жидкости почти вплотную друг другу. Зажатыми другими молекулами они совершают как бы- бег на месте. Лишь время от времени какая- ни будь молекула совершает прыжок, но тут же попадает в

новую «клетку», образованную новыми соседями.

В газах молекулы движутся с огромными скоростями. Расстояния между молекулами газа намного

больше размеров самих молекул. Слабые силы притяжения не способны удерживать молекулы газа друг

возле друга.

Преподаватель: Сделайте вывод и запишите в тетради.

Учащиеся записывают в тетрадях.

Преподаватель: От строения вещества зависят и их свойства. Давайте при помощи подсказок

вспомним свойства газов, жидкостей и твердых тел.(Показывает книжку со свойствами веществ в вперемешку),

1.Плохо сжимаются

2.Занимают весь объем

3.Обладают текучестью

4.Плохо растягиваются

5.Не сохраняют ни формы, ни объема

6.Не сохраняют форму, но сохраняют объем

7.Легко сжимаются и расширяются

8.Сохраняют форму и объем

Учащиеся выбирают по цифрам свойства относящиеся к жидкостям, газам и твердым телам.

Преподаватель: Теперь проверим ваш выбор. (Вывешиваются плакаты)



Газы

2.Занимают весь предоставленный ему объем

7.Легко сжимаются и расширяются

5.Не сохраняют ни формы, ни объема











Твердые тела

8.Сохраняют форму и объем

1.Плохо сжимаются

4.Плохо растягиваются











Жидкости

6.Не сохраняют форму, но сохраняют объем

1.Плохо сжимаются

3.Обладают текучестью







Проверили свой выбор ответов? У кого есть ошибки, необходимо исправить. Мы с вами

вспомнили основные положения мкт, агрегатное состояние вещества, свойства жидкостей,

твердых тел, газов.

Теперь необходимо данную теорию проверить при помощи эксперимента.

Создадим три экспериментальные группы:

Первая группа будет выполнять работу «капризный фонтан»

Вторая группа выполняет работу «Вода в пакете»

Третья группа выполняет работу «Вода в твердом состоянии»

Для проведения эксперимента имеется оборудование и рекомендации о выполнении практической работы.



Работа №1 Капризный фонтан.
























Q









Рекомендации к выполнению работы:

1.Попытайтесь сформулировать гипотезу, то есть предположение о свойствах газа и жидкости.

2.Есть установка. Разобраться в устройстве.

3.Проделать опыт. Убедиться в результате опыта.

4.Почему возникает фонтан?

5.Какие свойства газа и жидкости явно выражены?

6.Проделайте опыт наоборот, то есть охладите колбу.



7. Сделайте выводы по свойствам газа и жидкости.



Работа №2 Сообщающиеся сосуды. Вода в пакете.C:\Users\PU\Desktop\0002-003-Soobschajuschiesja-sosudy.jpg

C:\Users\PU\Desktop\0006-010-Eksperimentalnoe-zadanie-1.png


Рекомендации к выполнению работы:

1.Попытайтесь сформулировать гипотезу, то есть предположение о свойствах жидкости.

2.Есть установка. Разобраться в устройстве.

3.Проделать опыт. Убедиться в результате опыта.

4.Почему возникает трудно изменить объем жидкости в пакете?

5.Какие свойства жидкости явно выражены?

6. Сделайте выводы по свойствам жидкости.













C:\Users\PU\Desktop\lastic.jpg

Работа №3 Опыт с ластиком



1).Попытайтесь сформулировать гипотезу, то есть предположение о свойствах твердого тела

2) Возьмите ластик и попробуйте изменить его форму и объём.

3) Сделайте вывод: какими свойствами обладают твёрдые тела?

4) Сравните результаты своих исследований по плакату. (Твёрдые тела способны сохранять неизменными форму и объём).

Сделаем выводы с практических работ:

Учащиеся первой группы делают отчет: мы выполняли работу №1.

Наша гипотеза- Можно ли при помощи данного эксперимента доказать свойства газа и жидкости.

:Для проведения эксперимента у нас была установка, состоящая из двух сосудов, связанных герметически друг с другом стеклянной трубкой. Во втором сосуде имеется вода и трубочка с заостренным узким отверстием. Когда мы нагревали первый сосуд, воздух нагревался и расширяясь проходил через трубочку в другой сосуд. Где под давлением воздуха вода из за не сжимаемости выходит через узкое отверстие трубочки.

Мы доказали:

1. Газы легко расширяются и сжимаются, занимают весь им предоставленный объем.

2.Вода несжимаема, сохраняет объем, легко меняет свою форму.

Учащиеся первой группы делают отчет: мы выполняли работу №2


К качестве гипотезы мы взяли высказывание - Опыт – единственный источник истины, только он

может вооружить нас достоверностью.


Мы проверяли свойства жидкости вначале при помощи прибора – сообщающиеся сосуды. Для этого налили в сообщающиеся сосуды подкрашенную жидкость и убедились, что жидкость легко меняет свою форму.

Не сжимаемость жидкости проверяли простым способом: просто налили в полиэтиленовый пакет воды и попытались сжать содержимое пакета, но пакет порвался и вода вытекла, чем и было доказано, что жидкости практически несжимаемы.


Учащиеся третьей группы делают отчет: мы выполняли работу №3

Наша гипотеза- Истина – это то, что выдерживает проверку опытом.

Для проверки свойств твердого тела у нас были ластик, мы попытались вначале изменить форму ластика, Но ластик принимал свою первоначальную форму. Затем мы пытались изменить объем ластика, но у нас ничего не получилось.

При помощи данного эксперимента мы доказали, что твердые вещества сохраняют свою форму и объем.

Преподаватель: Мы с вами при помощи самых простых опытов доказали свойства твердых, газообразных, жидких тел. Все справились со своими заданиями. Молодцы.

А сейчас обобщим ваши знания, полученные на уроке. Выполняем задания в подгруппах, в тех же которых выполняли эксперименты.

У вас на столах имеются карточки- задания (2 варианта). На выполнение задания дается 6 минут.

В первом варианте нужно вначале добавить недостающие слова, затем ответить на вопросы, привести примеры применения свойств газов, жидкостей и твердых тел на практике.



Второй вариант: Задания находятся в пакетах, Картинка разрезана на квадратики (собрать полную картинку так, чтобы каждая строчка и столбец соответствовали по смыслу)



Преподаватель: проверим правильность выполнения самостоятельной работы.

Учащиеся 1группы: В первой карточке добавляем слова – сжимаются и занимают, давление.

Учащиеся 2 группы: Мы добавляем слова – жидкости, их.

Учащиеся 3 группы: У нас твердые тела, мы добавили – жидкости, объем.

Преподаватель: Молодцы, все ответы верны. Проверяем вторую строку.

Учащиеся 1группы: Во второй строчке мы написали- расстояние между молекулами газа

во много раз больше размеров молекул.

Преподаватель: Верно. Только необходимо отвечать полным ответом. Отвечает вторая подгруппа.

Учащиеся 2 группы: Мы ответили так- молекулы жидкости подвижны в пределах жидкости, там

нет кристаллической решетки.

Преподаватель: Совершенно правильный ответ. Отвечает третья группа.

Учащиеся 3 группы: Мы ответили так, твердые тела состоят из кристаллических решеток.

Преподаватель: Кто дополнит ответ?

Учащиеся: Молекулы твердого тела находятся в строгом порядке, где силы притяжения и отталкивания

молекул почти равны. Поэтому сместить молекулы твердого тела физически невозможно.

Преподаватель: Ответ верный. Только требует небольшого уточнения. Молекулы твердого тела находятся в равновесии, то есть силы притяжения равны силам отталкивания.

Рассмотрим третью строчку карточки №1.

Учащиеся:

Свойства газов применяются – в пневматической системе тормозов, камеры колес автомобиля, подушки безопасности.

Свойства жидкости – гидравлические прессы, домкраты, гидравлическая система тормозов.

Свойства твердых тел – рессоры, рама автомобиля, фундамент зданий.

Преподаватель: Хорошо. Молодцы. Привели неплохие примеры. Чтобы смогли увидеть большее

применение свойств газов, жидкостей и твердых тел вы должны дополнить таблицу дома. Посмотрите таблицу.

Домашнее задание



Вопросы по домашнему заданию есть? Нет. Значит вам все понятно.

Проверим как вы выполнили карточку №2.(Показывает картинку 2).

Учащиеся проверяют правильность выполненного задания.

Преподаватель: Почти все ребята выполнили данное задание правильно, а главное быстро.

Значит все поняли изученный материал.





Вот и заканчивается наш урок. Мы выполнили все задания, запланированные на урок. Молодцы.









Приложения:

Карточка №1

C:\Users\PU\Desktop\конкурс\приложения\опорный конспект 1.tif









Карточка №2

C:\Users\PU\Desktop\конкурс\приложения\опорный конспект 4.tif

Карточка №3



C:\Users\PU\Desktop\конкурс\приложения\опорный конспект3.tif







Таблица

C:\Users\PU\Desktop\конкурс\приложения\задание 4.tif

Разработка урока строение вещества
  • Физика
Описание:

Тема урока: «Особенности внутреннего строения вещества в трех агрегатных состояниях»

(«Опытом подтверждаем гипотезу»)

Цели и задачи урока:

ü  Углубить и конкретизировать представление учащихся о М.К. Т. Рассмотреть характерные особенности агрегатных состояний веществ с точки зрения М. К. Т.

ü  Формирование у учащихся представления о процессе научного познания;

ü  Развивать логическое мышление и способность овладению исследовательскими умениями;

ü  Развивать умение применять теоретические знания на практике.

ü  На основе молекулярно- кинетической теории объяснить особенности строения вещества в различных состояниях.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: Урок — эксперимент.

Методы: Словесный, практический, аналитический, проблемный частично поисковый.

Вид деятельности: Коллективная, индивидуальная.

УМК:            Свойства жидкости, газа, твердых тел. (книжка)

•        Оборудование к опыту №1.

•        Оборудование к опыту №2.

•        Оборудование к опыту №3.

•        Карточки-задания. (3 комплекта)

 

•        Таблица с применением свойств тел в жидкости, газообразном и твердом состоянии на практике.

Автор Попова Людмила Ивановна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 412
Номер материала 19583
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓