Главная / Русский язык и литература / Разработка урока "Фонетический разбор слова"

Разработка урока "Фонетический разбор слова"

Фонетический разбор слова

Цель:

  • обобщение и систематизация изученных теоретических сведений по фонетике;

  • закрепление умений и навыков производить фонетический разбор слова;

  • развитие логического мышления, наблюдательности;

  • воспитание у учащихся средствами предмета любви к природе;

  • попутное повторение: безударная гласная, проверяемая ударением;

Ход урока

I. Организационный момент, зарядка для глаз и активной работы головного мозга.

II. Актуализация знаний. Продолжи предложение (с последующей взамопроверкой) 4 мин.

1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетика.

2. Звуки мы слышим,а буквы пишем.

3. В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 20 согласных.

4. В русском языке 6 гласных ударных звуков [А],[О],[Ы],[И],[У],[Э], а безударных 4 [А],[И],[Ы],[У]/

5. Не обозначают звуков буквы Ь и Ъ.

6. К шипящим буквам относятся Ж, Ш,Щ, Ч.

7. Ь служит для смягчения согласных и для разделения согласных перед буквами Е,Ё, Ю,Я,И.

8. Смыслоразличительный звук – это фонема.



Оцените себя «+» Итак, теорию по звукам речи мы повторили. А сейчас проверим это на практике.

Тренировочные упражнения игрового характера.

а) Игра-задачка «На рыбалке». 3 мин.

Представьте себя на рыбалке вместе с другом (игра– по вариантам). Один из вас ловит рыб, в названиях которых только твердые согласные; второй – в названиях которых есть и твердые, и мягкие согласные звуки.

Карась, язь, сазан, карп, лещ, щука, плотва, окунь, ёрш, угорь, сом, пескарь, форель, налим.

А теперь загляните в «речку» и приступайте к ловле рыбы. Кто больше наловит рыбы за одну минуту?

Обменяйтесь своим уловом с соседом. Проверьте правильность выполнения работы «+»

Итак. Рыбы на ловили, отправляемся дальше и проходим через огромное цветущее поле, собираем букеты цветов.

б) Игра «Собери букет» (работа в паре) с последующей самопроверкой. 4 мин.

В I букет входят цветы, в названии которых употреблены только звонкие согласные.
Во II букет – только глухие.
В III букет – цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные.

Ромашка, хризантема, пион, василек, роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония, лютик, зверобой, гербера, колокольчик.

Сколько букетов у вас получилось? Какой букет оказался самым большим?

Эти букеты в конце урока вы подарите С.В.

Игра « Третий лишний». 4 мин.

Найдите третье лишнее слово. Поясните, по какому основанию оно лишнее. Словарно-орфоэпическая работа - кашне

  1. фанера, кашне, фонетика (фанера)

  2. конечно, чтобы, бесконечный (бесконечный)

  3. документ, каталог, свекла (свекла)

  4. косьба, сгибать, столб (столб).

В это время 1 чел. - У ДОСКИ – Найти слова, в которых произношение расходится с написанием. 1 чел. - У ДОСКИ

Лодка, пробка, скользкий, старушка, утка, город, гром, кружка, глотка, гладкий.



В случае, если будет время - Звуки мы обозначаем буквами. А как называется расположение букв в определённом, обязательном порядке. (Алфавит) А зачем нам нужен алфавит? Где мы его используем? (В телефонном справочнике, списки учащихся в школьном журнале, в библиотеке и т. д.) ИЛИ УПР.13 (аудиозапись)- записать слова в столбик и вариант транскрипции

- А кто может рассказать алфавит наизусть?

Чтение алфавита наизусть.

Итак, мы основательно подготовились, чтобы двигаться дальше. Посмотрите на слайд и скажите, какое название ему можно дать. Это и есть тема нашего урока. 7 мин.

Подумайте и скажите, какие сведения, необходимые для фонетического разбора, нам понадобятся. Чтобы мы должны сегодня на уроке вспомнить, какие учебные задачи поставим перед собой. Вспоминаем теорию в парах, затем фронтально повторяем.

1. На какие две группы делятся звуки?

2. На какие группы делятся согласные?

3. Какие согласные звуки всегда твёрдые?

4. Какие согласные звуки всегда мягкие?

5. Какие согласные звуки всегда звонкие?

6. Какие согласные звуки всегда глухие?

7. Какие буквы могут обозначать разное количество звуков?

8. Какие буквы звука не обозначают?

Сегодня мы продолжим работу со звуками речи, уточним некоторые сведения о них и отработаем навыки фонетического разбора слова.

А каков же порядок фонетического разбора. Соберите алгоритм. Я выдаю памятки для тетради для правил.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Физкультминутка «Волшебный сон» (звучит запись «Звуки природы»)

Реснички опускаются:
Глазки закрываются:
Вы спокойно отдыхаете:
Сном волшебным засыпаете:
Ваши руки отдыхают:
Отдыхают: засыпают:
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на:
Дышится легко:
Свободно: глубоко:
(Длительная пауза.)
Вы спокойно отдыхали,
 
Сном волшебным засыпали:
Хорошо вам отдыхать!
Но пора уже вставать!..
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте:
Потянуться!.. Улыбнуться!..
Всем открыть глаза и встать!
Хлопнуть, топнуть и опять начать писать.



Упр.57. Записать предложение, объяснить постановку знаков препинания. 5 мин.

Фонетический разбор слова «скользят» у доски по образцу

Затем по вариантам: водой, вдруг. 5 мин.

Самостоятельная работа: зеленые(1 ч у доски) 5 мин. – по моему образцу или 1 ученика

Д/З: Упр.55, подготовиться к контрольной работе по фонетике





Тест – 10 заданий, с последующей самопроверкой и самоконтролем (0 ошибок -5, 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки -3)

У кого -5, 4? Молодцы.

Подведение итогов.

Итак, что повторили, что нового узнали.

А сейчас 3-й цветок – ромашка у Вас остался пустым. Запишите в него слова-ваши ассоциации от урока и работы на нем (оцените себя).

Я оцениваю.



2. Упражнение "Найди 3 лишнее"

Итак, начнём. Первое задание называется "Третий лишний". В словах каждой строчки найдите лишнее слово по указанному признаку:

Из слов первой строчки найдите лишнее по звонкости-глухости согласных звуков;

Из слов второй строчки найдите лишнее по твёрдости-мягкости согласных звуков;

Из слов третьей строчки - по отношению количества звуков к буквам.

Но прежде, чем вы начнёте выполнять задание, вставьте пропущенные буквы в слова.

Слова первой строчки: о_бой, ш_рох, _добный (отбой, шорох, сдобный. Лишнее слово шорох, т.к. в нём есть и звонкие и твёрдые согласные звуки, в оставшихся двух словах все согласные звуки звонкие);

Слова второй строчки: т_шина, песня, у речк_ (тишина, песня, у речки. Лишнее слово тишина, т.к. в нём есть и твёрдые и мягкие согласные, в оставшихся словах все согласные мягкие);

Слова третьей строчки: чес?ный, ш?пот, мес?ный (честный, шёпот, местный. Лишнее слово шёпот, т.к. в нём количество звуков равно количеству букв, в оставшихся словах количество букв больше количества звуков).

  1. 1. Игра «Кто быстрее?» (Слайд № 2)

В каком слове букв больше, чем звуков?

- вести

- июль

- въезд

- деньки

В каком слове произносится звук [т]?

- дрозд

- отбой

- платье

- простите

В каком слове букв больше, чем звуков?

–     праздник

–     яблоко

–     вьюн

–     котлета

В каком слове количество звуков и букв совпадает?

–     больше

–     думает

–     пьют

–     маяк

В каком слове букв меньше, чем звуков?

–     попугайчик

–     солнце

–     приходишь

–     ясный

3.Физкультминутка «Волшебный сон» (звучит запись «Звуки природы»)

Реснички опускаются:
Глазки закрываются:
Вы спокойно отдыхаете:
Сном волшебным засыпаете:
Ваши руки отдыхают:
Отдыхают: засыпают:
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на:
Дышится легко:
Свободно: глубоко:
(Длительная пауза.)
Вы спокойно отдыхали,
 
Сном волшебным засыпали:
Хорошо вам отдыхать!
Но пора уже вставать!..
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте:
Потянуться!.. Улыбнуться!..
Всем открыть глаза и встать!
Хлопнуть, топнуть и опять начать писать.

4.Работа в группах.

- Образуем 3 группы и выполним задание на карточках.

1.  Найдите   слово, в котором букв больше, чем звуков

Разлил         листья      ярко    радостный          меч

2. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие

Доклад       докладчик часов          мышей       молоко

3. Найдите слово, в котором буква «е» обозначает один звук

речной     еловый         пьеса          съезд      здание

4. Найдите слово, где буква «ё» обозначает два звука

жёлудь     печёт              пьёт      перевёл        копчёный

5.  Найдите  слово, в котором звуков больше, чем букв

клочья    местный         полиция     святой       зелёный

6. Найдите слово, где количество букв равно количеству звуков

лестный    книга           заяц            рожь    лают

7. Найдите слово, где все согласные звуки – глухие

майка    свеча     кружка       каток          заговор

8. Найдите слово, в котором все согласный звуки – мягкие

щавель       зелёный    лыжи      юг          шинель

- Проверим, как вы справились с заданием.

5. Запись текста под диктовку (один ученик работает у доски)

Пустые речи Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

- Проверим. Какие правила мы вспоминали, выполняя данное задание?

- Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.



Разработка урока "Фонетический разбор слова"
  • Русский язык и литература
Описание:

Фонетический разбор слова

Цель:

·         обобщение и систематизация изученных теоретических сведений по фонетике;

·         закрепление умений и навыков производить фонетический разбор слова;

·         развитие логического мышления, наблюдательности;

·         воспитание у учащихся средствами предмета любви к природе;

 

·         попутное повторение: безударная гласная, проверяемая ударением;

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

Порядок разбора

1.       Произнести слово. Подсчитать количество слогов, определить место ударения, написать транскрипцию

2.       Указать в слове последовательно буквы,  звуки, охарактеризовать звуки:

а) гласные звуки – ударные или безударные;

б) согласные звуки – звонкие или глухие, твердые или мягкие.

3. Указать количество букв и звуков в    слове.

        Образец письменного разбора.

Ёжик – 2 слога    [йожык]

ё -   [й,]  - согласный, звонкий, мягкий.

       [о]  - гласный, ударный.

ж -  [ж]  - согласный, звонкий, твердый.

и -  [ы]  - гласный, безударный.

к -   [к]  - согласный, глухой, твердый.

______

4буквы, 5 звуков

Автор Рогачева Елена Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1168
Номер материала 42598
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓