Главная / Математика / Разработка урока по теме "Задачи на проценты в нашей жизни"

Разработка урока по теме "Задачи на проценты в нашей жизни"







Урок математики

5 класс

Тема «Задачи на проценты в нашей жизни»



Выполнила: Чемякина Галина Алексеевна,

учитель математики,

МБНОУ «Гимназия № 44»

















Новокузнецк, 2014





Учебник (УМК): Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012.

Тема урока: Решение задач на проценты                                         

Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов

  • сличать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

У большинства учащихся не сформированы:

  • регулятивные УУД:

-оценка

коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

  • управление поведением партнера;

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение


умение решать основные типы задач на проценты

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление нужного алгоритма решения 

Регулятивные

Умение самостоятельно формулировать новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму


планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Умение определять качество и уровень работы, знаний; понимать, что усвоено, а что еще нужно усвоить

2 уровень— совместное с учителем осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки, вносит коррективы

Познавательные

закрепляют  навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Проценты».

3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи

Личностные

формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
















Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.


Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

Регулятивные: организация своей учебной деятельности


Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний


Актуализация опорных знаний и способов действий.

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без предыдущих знаний и умений, поэтому, начнем с устного счета


Устный счет: 0,13        1,09          0,8           0,45           0,006

                         43%        18%        40%          77%            112%

Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями. 

Давайте вспомним основные задачи на проценты. (записаны на доске)

а) как найти процент от числа; 

Найдите:  48% от 250

Решение: 48% = 0,48

                250  0,48 =120

б) как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 12.

Решение: 8% = 0,08

                12 : 0,08 =150.

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. 

Сколько процентов составляет 150 от 600?

Решение: 150 : 600  100% = 25%.

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.













Воспроизводят алгоритмы решения основных задач на проценты





Оценивают себя.

Познавательные: структурирование собственных знаний.


Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 


Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Личностные:  проявлять интерес к содержанию,

осознавая неполноту своих знаний


3. Этап изучение нового материала.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Рассмотрим следующую задачу:

Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

 

Кроме того, полученные знания на уроках математики,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.  


Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

Как же можно сформулировать тему нашего урока?

Тема нашего урока: Решение задач на проценты.

А какова цель нашего занятия?

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.



Учащиеся предлагают свои решения.








Отвечают на поставленный вопрос  (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)
















Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. 


Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулировать познавательную цель


Личностные: самоопределение

.

Регулятивные: целеполагание.

 

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Этап первичное осмысление и закрепление знаний

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.

- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

Решаем самостоятельно, но при затруднении можно обратиться за помощью к соседу по парте.

Когда решите задачу, поднимите руку и я выдам вам эталон решения для проверки

1. Классный руководитель – завуч школы.

1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.

Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

2) 12 учеников посещают спортивные секции, 

16 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар:                         скидка на данный товар:

Шуба - 38 500 рублей                                 14 %

Сапоги – 7 800 рублей                                10%

Шапка - 2 200 рублей                                   8 %

Спортивный костюм - 3 200 рублей        11 %

Кроссовки – 1 850 рублей.                           5 %




3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

Учащиеся выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут обратиться за помощью к соседу по парте, использовать калькуляторы, имеющиеся на столах.

Осуществляют проверку по эталону

Решение задачи:

  1. 67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5” 

  2. 42,9% учеников посещают спортивные секции, 

  57,1% учеников посещают различные кружки.


Решение задачи:

Товар:     Скидка на                            Сумма к

                  данный товар: (руб.)             оплате: (руб.)

Шуба      5 390           33 110 Сапоги    780             7 020

Шапка     176             2 024

Спорт

костюм   352             2 848  

Кроссовки  92,5        1 757,5


Решение задачи:

Заработная плата сотрудника 22 950 рублей,

 Премия 10 327,5 рублей,

 Общая сумма 33 277,5 рублей,

  Налог 4 326,08 рублей,

  Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.

Познавательные: самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач


Личностные: формирование готовности к самообразованию.


Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь, определять функции и способы взаимодействия


Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Физпауза

Смена деятельности.

5. Физкультминутка

Давайте немного отдохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.


Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.


Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

.


Анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Личностные: формирование позитивной самооценки


Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Этап подведение итогов. Домашнее задание.

Дать количественную оценку работы учащихся





















Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.


А теперь давайте вернемся к вашим карточкам самооценки. Сколько заданий вы выполняли? Значит, какое количество плюсов вы могли заработать?

Давайте определимся, сколько плюсов необходимо для получения пятерки, четверки и тройки

Выписывает на доску критерии оценки

Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;

                     4- 3,5  «+» - «4»;

                     3- 2,5 «+» - «3».)

Оцените, пожалуйста, каждый сам себя.



Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. 


Домашнее задание:

Решите следующую задачу:

В семье Ивановых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Васи,  семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8

Плата за детский сад за 1 ребенка

6

Покупка продуктов

23

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23

В копилку

40


Задания: 

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если мама Васи зарабатывает 15 000 рублей, а папа Юры - 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Ивановы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу  - 60 000 рублей.


На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче;

На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче.

На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может  встретиться в жизни.







Учащиеся высказывают свое мнение





Учащиеся высказывают свое мнение



Подсчитывают плюсы в карточках, выставляют оценки


Учащиеся сдают карточки самооценивания.




Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.






Карточка самооценивания.

Ф. И. _______________________________________________

Система оценивания:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

задания

Задание

Оценка

1

Устный счет


2

Классный руководитель – завуч школы. 1)   

                                                                      2)                                                                                          



3

Продавец - покупатель.


4

Бухгалтер – сотрудник фирмы.


5

Итого: ваша оценка за урок


 


Домашнее задание

Задача: В семье Ивановых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Васи,  семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8%

Плата за детский сад за 1 ребенка

6%

Покупка продуктов

23%

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов, если есть необходимость и т.д.)

23%

В копилку

40%




Задания: 

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если мама Васи зарабатывает 15 000 рублей, а папа Юры - 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Ивановы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу  - 60 000 рублей.







Разработка урока по теме "Задачи на проценты в нашей жизни"
  • Математика
Описание:

Разработка урока  по теме "Задачи на проценты в нашей жизни" 5 класс. Проценты очень часто используются в нашей жизни, поэтому их изучение крайне необходимо. Ученик должен хорошо понимать и применять данную тему, не только на уроках математики, но и в реальной жизни. На уроке рассматриваются задачи практического характера, что повышает интерес к изучению темы и формирует интерес к математике в целом.

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов
  • сличать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

У большинства учащихся не сформированы:

·         регулятивные УУД:

-оценка

• коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя
  • управление поведением партнера;
Автор Чемякина Галина Алексеевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 559
Номер материала 17718
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓