Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыРазработка урока по обществознанию на тему " МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: часть мировой культуры или её оппозиция?"

Разработка урока по обществознанию на тему " МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: часть мировой культуры или её оппозиция?"

Скачать материал

 

Разработка урока  по обществознанию ,11 класс

Тема: МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: часть мировой культуры  или её оппозиция?

   Цель урока: помочь учащимся осознать особенности юношеского возраста, через коллективный диспут, выявить их знания о молодежной субкультуре; дать возможность определить собственную позицию по отношению к рассматриваемым вопросам урока.

   Задачи урока :

1. Выявить общие черты, под влиянием которых формируется молодежная субкультура.

2. Познакомиться с отдельными видами молодежной субкультурой как специфической культурой современного молодого поколения:

- готы

- хиппи

- ультрас

- паркуристы.

3. Выявить общие и  различные черты между мировой культурой и субкультурой.

4. Проанализировать общественную роль молодежных субкультур, возможную социальную опасность и культурную ценность.

   Образовательная среда: мультимедийная доска, компьютер, презентация, учебник, сообщения учащихся, костюмы.

   Характеристика основных видов деятельности ученика : устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников; уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученный материал; находить нужную  социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать её в соответствии с решаемой задачей; анализировать реальные социальные ситуации; уметь выполнять познавательные и практические задачи; осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

   Тип урока : диспут

Ход урока

   Вступительное слово учителя. Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы - представители современных субкультур. В наше время феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов, культурологов, психологов. При этом причины интереса достаточно разнообразны.

Слайд 2. Актуальна ли тема нашего урока для современной молодёжи?

   Учитель. Молодежная субкультура может рассматриваться, как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры и один из видов девиантного поведения; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

Слайд 3. Учащиеся определяют задачи урока , используя метод «Микрофона», после этого учитель высвечивает задачи урока экране.

Слайд 4. Правила диспута

Помнить, что каждый должен:

·        участвовать в диспуте;

·        говорить по сути вопроса;

·        не перебивать собеседника;

·        не переходить на личности;

·        не навязывать своё мнение, а делиться размышлениями;

·        слушать собеседника;

·        быть кратким и вежливым.

Слайд 5. Каждому рекомендуется забыть, что:

·        «Дважды два всегда четыре»;

·        « Есть только два мнения : моё и неправильное»;

·        « Начальство всегда право»

Слайд 6. Что Вы подразумеваете под понятиями

«мировая культура» и «субкультура»?

Слайд 7. Тезаурус.   Культура -это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении всей истории, а также сам процесс их создания.

Субкультура - (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие  в социологи и культурологии — часть культуры общества, отличающейся от преобладающей , а также социальные группы носителей этой культуры.

Слайд 8. Есть ли общее между мировой культурой и молодежной субкультурой?

Слайд 9. Какие молодёжные субкультуры вам известны?

Слайд 10-22. Учащиеся угадывают представителей субкультур по фото.

   Учащиеся  заранее  готовят сообщения о представителях некоторых молодежных субкультур, переодевшись в их представителей  представляют свои  сообщения от первого лица аудитории ( учащиеся предварительно могут самостоятельно выбрать субкультуры).

Слайд 23. Какие молодёжные субкультуры вам известны?

Слайд 24. Какие молодёжные субкультуры вам известны?

Слайд 25. Какие молодёжные субкультуры вам известны?

Слайд 26. А можно ли назвать это явление молодёжным экстремизмом?

Слайд 27. Каким образом процесс глобализации влияет на развитие субкультур?

Слайд 28. Каким образом процесс глобализации влияет на развитие субкультур?

Слайд 29. Какие культурные ценности несет в себе субкультура?

Слайд 30. Какие культурные ценности несет в себе субкультура?

Слайд 31. Есть ли у Вас желание вступить в неформальную организацию?

Слайд 32. Хотели бы Вы сами создать какую –  нибудь молодёжную субкультуру?

Учитель подводит итоги диспута.

 

 

   В наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни. Рассказать как можно больше, объяснить суть субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи – это цель нашего урока.

      Субкультура – это особая сфера культуры, целостное суверенное образование внутри господствующей культуры, отличается собственным целостным строем, обычаями, нормами. Проблема субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней – процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

  

Список использованной литературы

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., Академия, 2005.

2. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М., 1990.

3. Лупандин В.Н. Молодежная субкультура: проблемы традиций и новаций. Национальная идея в контексте модернизации российского общества: материалы международной научно-теоретической Интернет-конференции (ноябрь – декабрь 2004 г.). Орел, Орел ГТУ, 2005. (стр. 148-157)

4. Запесоцкий А.С., Файн А.П. Это непонятная молодежь…: проблемы неформальных молодежных объединений. М., Профиздат, 1990.

5. Левикова С.И. Молодежная субкультура. Учеб. пособие. М., 2004.

6. Верная А. Статья «Субкультуры». (Интернет-сайт Анастасии Верной), М., 2006.

6. Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. — Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. — С. 5-18.

7. Молодежный экстремизм. Под ред. А. А. Козлова. Из-во СПбГУ.1996 - 675с.

14. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций - К., МАУП, 1999 - 224

15.Свечников С. К. Методическое пособие «Молодежь и рок-культура».. — Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по обществознанию на тему " МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: часть мировой культуры или её оппозиция?""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по обществознанию на тему " МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: часть мировой культуры  или её оппозиция?" разработан в виде дискуссии с элементами инсценированных презентация отдельных субкультур, что для учащихся старших классов очень интересно и познавательно. Мероприятие направленно на то, чтобы помочь учащимся осознать особенности юношеского возраста, через коллективный диспут, выявить их знания о молодежной субкультуре; дать возможность определить собственную позицию по отношению к рассматриваемым вопросам урока.Очень важно и учителю ,и учащимся придерживаться правил диспута! К уроку прилагается презентация.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 752 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Проверочная работа по теме Право и правоотношения. 8 класс (с ответами)
  • Учебник: «Обществознание. Право в жизни человека общества и государства (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Соболева О.Б., Чайка В.Н./ Под ред. Бордовского Г.А.
  • Тема: § 3. Какие отношения в нашей жизни являются правовыми
  • 01.10.2020
  • 14928
  • 225
«Обществознание. Право в жизни человека общества и государства (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Соболева О.Б., Чайка В.Н./ Под ред. Бордовского Г.А.
Методическая разработка по теме «Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации обучающихся к изучению экономических дисциплин» (на примере деловой игры)".
  • Учебник: «Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.
  • Тема: Глава 1. Экономическая наука. Экономические блага Производство
  • 01.10.2020
  • 1352
  • 11
«Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.
Презентация по обществознанию на тему "Человек. Индивид. Личность"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 2. Общество как сложная система
  • 01.10.2020
  • 732
  • 4
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
План-конспект урока по обществознанию "Человек. Индивид. Личность"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 1. Что такое общество
  • 01.10.2020
  • 3372
  • 149
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 814
    • DOCX 24.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Паринова Екатерина Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Паринова Екатерина Евгеньевна
    Паринова Екатерина Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 566699
    • Всего материалов: 77

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 91 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1360 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 898 человек

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе