Главная / Обществознание / Разработка урока по обществознанию на тему " МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: часть мировой культуры или её оппозиция?"

Разработка урока по обществознанию на тему " МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: часть мировой культуры или её оппозиция?"



Разработка урока по обществознанию ,11 класс

Тема: МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: часть мировой культуры или её оппозиция?

Цель урока: помочь учащимся осознать особенности юношеского возраста, через коллективный диспут, выявить их знания о молодежной субкультуре; дать возможность определить собственную позицию по отношению к рассматриваемым вопросам урока.

Задачи урока :

1. Выявить общие черты, под влиянием которых формируется молодежная субкультура.

2. Познакомиться с отдельными видами молодежной субкультурой как специфической культурой современного молодого поколения:

- готы

- хиппи

- ультрас

- паркуристы.

3. Выявить общие и различные черты между мировой культурой и субкультурой.

4. Проанализировать общественную роль молодежных субкультур, возможную социальную опасность и культурную ценность.

Образовательная среда: мультимедийная доска, компьютер, презентация, учебник, сообщения учащихся, костюмы.

Характеристика основных видов деятельности ученика : устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников; уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученный материал; находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать её в соответствии с решаемой задачей; анализировать реальные социальные ситуации; уметь выполнять познавательные и практические задачи; осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Тип урока : диспут

Ход урока

Вступительное слово учителя. Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы - представители современных субкультур. В наше время феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов, культурологов, психологов. При этом причины интереса достаточно разнообразны.

Слайд 2. Актуальна ли тема нашего урока для современной молодёжи?

Учитель. Молодежная субкультура может рассматриваться, как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры и один из видов девиантного поведения; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

Слайд 3. Учащиеся определяют задачи урока , используя метод «Микрофона», после этого учитель высвечивает задачи урока экране.

Слайд 4. Правила диспута

Помнить, что каждый должен:

  • участвовать в диспуте;

  • говорить по сути вопроса;

  • не перебивать собеседника;

  • не переходить на личности;

  • не навязывать своё мнение, а делиться размышлениями;

  • слушать собеседника;

  • быть кратким и вежливым.

Слайд 5. Каждому рекомендуется забыть, что:

  • «Дважды два всегда четыре»;

  • « Есть только два мнения : моё и неправильное»;

  • « Начальство всегда право»

Слайд 6. Что Вы подразумеваете под понятиями

«мировая культура» и «субкультура»?

Слайд 7. Тезаурус. Культура -это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении всей истории, а также сам процесс их создания.

Субкультура - (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие в социологи и культурологии — часть культуры общества, отличающейся от преобладающей , а также социальные группы носителей этой культуры.

Слайд 8. Есть ли общее между мировой культурой и молодежной субкультурой?

Слайд 9. Какие молодёжные субкультуры вам известны?

Слайд 10-22. Учащиеся угадывают представителей субкультур по фото.

Учащиеся заранее готовят сообщения о представителях некоторых молодежных субкультур, переодевшись в их представителей представляют свои сообщения от первого лица аудитории ( учащиеся предварительно могут самостоятельно выбрать субкультуры).

Слайд 23. Какие молодёжные субкультуры вам известны?

Слайд 24. Какие молодёжные субкультуры вам известны?

Слайд 25. Какие молодёжные субкультуры вам известны?

Слайд 26. А можно ли назвать это явление молодёжным экстремизмом?

Слайд 27. Каким образом процесс глобализации влияет на развитие субкультур?

Слайд 28. Каким образом процесс глобализации влияет на развитие субкультур?

Слайд 29. Какие культурные ценности несет в себе субкультура?

Слайд 30. Какие культурные ценности несет в себе субкультура?

Слайд 31. Есть ли у Вас желание вступить в неформальную организацию?

Слайд 32. Хотели бы Вы сами создать какую – нибудь молодёжную субкультуру?

Учитель подводит итоги диспута.





В наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни. Рассказать как можно больше, объяснить суть субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи – это цель нашего урока.

Субкультура – это особая сфера культуры, целостное суверенное образование внутри господствующей культуры, отличается собственным целостным строем, обычаями, нормами. Проблема субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней – процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Список использованной литературы

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., Академия, 2005.

2. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М., 1990.

3. Лупандин В.Н. Молодежная субкультура: проблемы традиций и новаций. Национальная идея в контексте модернизации российского общества: материалы международной научно-теоретической Интернет-конференции (ноябрь – декабрь 2004 г.). Орел, Орел ГТУ, 2005. (стр. 148-157)

4. Запесоцкий А.С., Файн А.П. Это непонятная молодежь…: проблемы неформальных молодежных объединений. М., Профиздат, 1990.

5. Левикова С.И. Молодежная субкультура. Учеб. пособие. М., 2004.

6. Верная А. Статья «Субкультуры». (Интернет-сайт Анастасии Верной), М., 2006.

6. Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. — Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. — С. 5-18.

7. Молодежный экстремизм. Под ред. А. А. Козлова. Из-во СПбГУ.1996 - 675с.

14. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций - К., МАУП, 1999 - 224

15.Свечников С. К. Методическое пособие «Молодежь и рок-культура».. — Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007.





5


Разработка урока по обществознанию на тему " МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: часть мировой культуры или её оппозиция?"
  • Обществознание
Описание:

Урок по обществознанию на тему " МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: часть мировой культуры  или её оппозиция?" разработан в виде дискуссии с элементами инсценированных презентация отдельных субкультур, что для учащихся старших классов очень интересно и познавательно. Мероприятие направленно на то, чтобы помочь учащимся осознать особенности юношеского возраста, через коллективный диспут, выявить их знания о молодежной субкультуре; дать возможность определить собственную позицию по отношению к рассматриваемым вопросам урока.Очень важно и учителю ,и учащимся придерживаться правил диспута! К уроку прилагается презентация.

 

Автор Паринова Екатерина Евгеньевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 641
Номер материала 52315
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓