Главная / География / Разработка урока 8 класс по теме "Внутренние воды России. Реки"

Разработка урока 8 класс по теме "Внутренние воды России. Реки"

Название документа ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ.docx



ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ.

ТЕМА УРОКА: Разнообразие внутренних вод России. Реки.



Цель: Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах. Дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов по территории страны.

Задачи:

  1. Повторим значение понятий по теме «Реки (6 класс)»; познакомимся с понятиями «падение реки, уклон реки, половодье, паводок, межень, годовой сток, наводнение».

  2. На примере местного материала о р. Абакан закрепить полученные знания и выполнить практическую работу по описанию реки по плану.

  3. Совершенствовать умения работать с разными источниками информации – текстом учебника, картами атласа, географической картой, контурными картами, картосхемами, дополнительными источниками информации.

Оборудование: мультимедийная презентация, карты атласа, учебник И.И.Баринова « Природа России», карта «Физическая карта России», карта Республики Хакасия, раздаточный материал и др.

Материал будет полезен учителям 8 класса.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Анализ

1. Оргмомент.









2.Целеполагание, мотивация.





















3. Актуализация ранее изученного материала.





















4. Первичное усвоение материала.







5. Осознание и осмысление.





















6. Первичное закрепление.











7.Информация о домашнем задании.







8. Подведение итогов урока. Рефлексия.






















Предлагает определить готовность к уроку, создаёт положительный настрой на урок.











Называет тему урока и предлагает ученикам определить для себя цели урока:

  • знать….

  • уметь….

  • научиться…..

Мотивирует работу учащихся, объявляя критерии оценки .













Воды России-наше национальное богатство!

Предлагает ответить на вопросы:

1. Чем представлены внутренние воды России?

2.Какова взаимосвязь с другими компонентами природы?

3. . По карте и картам атласа показать реки России. К бассейнам каких океанов они относятся? Почему?Реки внутреннего стока.

4.Проанализировав карту, скажите от чего зависит густота речной сети, направление и характер течения рек.

5.Каково значение рек в жизни человека?



Работа с понятиями.

1.задание: используя раздаточный материал, вспомните понятия по теме «Реки»

2.задание: используя текст учебника стр.80-83 изучите новые понятия.

3.задание: анализ рис.44,47, 48.



Практическая работа:

  1. используя карты атласа, карты Республики Хакасия, дополнительный материал из сообщения учащихся о реке Абакан, по плану описания реки, выполните практическую работу.

  2. Работа с контурной картой (задание на карточке.)











Предлагает ответить на вопросы:

1.Докажите справедливость утверждения: «Реки-продукт климата».

2.От чего зависит размещение внутренних вод на территории нашей страны?

3.Покажите по карте:…

4.Объясните понятия:…



Информирует:

1.устно вопросы учебника п. 12 стр. 84;

2.выучить все понятия по теме «Реки»

3.Атлас стр.14 выучить «Реки» (подготовка к зачёту)

4.сообщения к следующему уроку.



Предлагает прочитать цели урока, определить уровень своих достижений по 5- бальной шкале. Отмечает Ф.И. учеников, ответы которых в ходе изучения темы были удачными.

Проверяют оформление рабочего места. Определяют готовность к уроку, концентрация внимания.







Записывают тему урока в тетради, определяют и записывают цели:

  • знать……

  • уметь…..

  • научиться…..

Определяют уровень мотивации к активной деятельности.













Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, формулируют вывод.

Анализ рис.40 стр.78, карты «Физическая карта России», (атлас стр.14)

















Раздаточный материал













Выполняют практическую работу, делают вывод.

Определяют, сопоставляя рисунок с картой, формулируют вывод.









Отвечают на вопросы.













записывают в дневники







Читают собственные цели урока, определяют уровень своих достижений

Гигиенические условия соблюдены.

Учащиеся настроены на благоприятный психологический климат на уроке. Выражение лица учителя доброжелательное (и в течение урока).

По ходу урока используется мультимедийная презентация. Длительность применения ТСО соблюдены.





Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности.



















Опрос учащихся.

















Самостоятельная работа с последующим опросом учащихся. Составляют словарь незнакомых терминов.









Обучающая практическая работа.

Работа учащихся с контурной картой. Учитель показывает по карте, если есть необходимость

Ритмическая пауза. В течение урока учитель следит за позами учащихся.





















Итоговая плотность урока в норме (60-80%).

Темп и особенности окончания урока в норме. «Скомканность» окончания урока не наблюдается. Осталось время на комментарии домашнего задания, вопросы учащихся.

Число используемых видов учебной деятельности на уроке в норме (6-7). Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме (7-10 минут).

Благоприятный психологический климат на уроке.

















Дополнительный и раздаточный материал:

1.Термины по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы».

Река-естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении –русле.

Речная долина-вытянутое углубление на земной поверхности, выработанное постоянными водными потоками.

Пойма- место, заливаемое талыми водами.

Исток-начало реки.

Устье-место впадения реки в другую реку, озеро или море.

Притоки-водотоки, впадающие в реку. (левые, правые.)

Длина реки - расстояние от истока до устья (иногда с длиной самого большого притока).

Бассейн реки участок земной поверхности, с которого река собирает в себя всю воду.

Водораздел-граница между двумя речными бассейнами.

Речная система-река со всеми притоками.

Режим реки - жизнь речного потока в течение суток, сезонов, года.

Типы питания реки: дождевое, снеговое, ледниковое, подземное, смешанное.

На стр.80-83 найти и выписать в тетрадь следующие понятия:

Падение реки-

Уклон реки-

Половодье-

Паводок-

Межень-

Годовой сток-

Наводнение-

На контурной карте обозначить реки:

Бассейн Северного Ледовитого океана: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь (с притоком Иртыш), Енисей (с притоками Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара), Лена (с притоком Вилюй), Индигирка, Колыма.

Бассейн Тихого океана: Анадырь, Амур (с притоками Шилка, Аргунь).

Бассейн Атлантического океана: Дон, Днепр.

Реки внутреннего стока: Волга(с притоками Кама , Ока), Урал, Терек.

  1. О реке Абакан:

Абака́н, в верхнем течении Большой Абакан (хак. Ағбан) — река вХакасии, один из крупнейших левобережных притоков Енисея. Длина реки — 327 км (с Большим Абаканом — 514 км), площадь её водосборного бассейна — 32000 км²[1].

В пойме Абакана расположена территория пяти (из восьми существующих в республике) административных районов: Аскизского, Алтайского, Бейского, Таштыпского, Усть-Абаканского.

Образуется слиянием Большого Абакана и Малого Абакана, берущих начало на северных склонах Западного Саяна и Алтайских гор. Впадает вКрасноярское водохранилище у подножья горы Самохвал.

В верхнем течении Абакан протекает по узкой, поросшей тайгой долине; у села Большой Монок долина резко расширяется, переходя в Хакасско-Минусинскую котловину. Здесь русло Абакана разбивается на многочисленные рукава. Река имеет преимущественно снеговое и дождевое питание. Ледостав со второй половины ноября по конец апреля. При впадении реки в Енисей (Красноярское водохранилище) расположена столица Хакасии город Абакан. Также на реке — населённые пункты АбазаДоможаковРайков. Среднемноголетний расход воды − 381 м³/с, в районе Абазы — 308 м³/с

Среднемесячный сток Абакана (м³/сек), измерявшийся на гидрометрической станции в Абазе. Данные рассчитаны за период с 1936 по 1999 год[2].

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/timeline/ce4bae377d93fbff67566f44e76b2654.png

На берегах размещены административные центры АбазаАскизБелый Яр и столица Республики Хакасия — город Абакан. На берегах построены современные автомагистрали с пятью мостовыми переходами. На протяжении около 150 км Абакан сохраняет все присущие горным рекам характеристики. Сток реки формируется в отрогах Кузнецкого нагорья (левые притоки) и Западного Саяна (правые притоки).

3.План описания реки:

1) Название реки

2)длина, площадь бассейна

3)исток, устье

4)режим, питание реки
5)хозяйственное значение



Название документа Внутренние воды России.ppt

Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Рельеф Климат Густота речной сети, питание, режим, ледостав Направление, хара...
Термины по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы». Река-естественный постоя...
1) Название реки 2)Длина, площадь бассейна 3)Исток, устье 4)Режим, питание ре...
Абакан, в верхнем течении Большой Абакан (хак. Ағбан) — река вХакасии, один и...
На контурной карте обозначить реки: 1)Бассейн Северного Ледовитого океана: Се...
1.устно вопросы учебника п. 12 стр. 84; 2.выучить все понятия по теме «Реки» ...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Описание слайда:

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Рельеф Климат Густота речной сети, питание, режим, ледостав Направление, характе
Описание слайда:

Рельеф Климат Густота речной сети, питание, режим, ледостав Направление, характер течения

№ слайда 5 Термины по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы». Река-естественный постоянны
Описание слайда:

Термины по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы». Река-естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении –русле. Речная долина-вытянутое углубление на земной поверхности, выработанное постоянными водными потоками. Пойма- место, заливаемое талыми водами. Исток-начало реки. Устье-место впадения реки в другую реку, озеро или море. Притоки-водотоки, впадающие в реку. (левые, правые.) Длина реки - расстояние от истока до устья (иногда с длиной самого большого притока). Бассейн реки участок земной поверхности, с которого река собирает в себя всю воду. Водораздел-граница между двумя речными бассейнами. Речная система-река со всеми притоками. Режим реки - жизнь речного потока в течение суток, сезонов, года. Типы питания реки: дождевое, снеговое, ледниковое, подземное, смешанное. На стр.80-83 найти и выписать в тетрадь следующие понятия: Падение реки- Уклон реки- Половодье- Паводок- Межень- Годовой сток- Наводнение-

№ слайда 6 1) Название реки 2)Длина, площадь бассейна 3)Исток, устье 4)Режим, питание реки
Описание слайда:

1) Название реки 2)Длина, площадь бассейна 3)Исток, устье 4)Режим, питание реки 5)Хозяйственное значение

№ слайда 7 Абакан, в верхнем течении Большой Абакан (хак. Ағбан) — река вХакасии, один из к
Описание слайда:

Абакан, в верхнем течении Большой Абакан (хак. Ағбан) — река вХакасии, один из крупнейших левобережных притоков Енисея. Длина реки — 327 км (с Большим Абаканом — 514 км), площадь её водосборного бассейна — 32000 км². Образуется слиянием Большого Абакана и Малого Абакана, берущих начало на северных склонах Западного Саяна и Алтайских гор. Впадает вКрасноярское водохранилище у подножья горы Самохвал.

№ слайда 8 На контурной карте обозначить реки: 1)Бассейн Северного Ледовитого океана: Север
Описание слайда:

На контурной карте обозначить реки: 1)Бассейн Северного Ледовитого океана: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь (с притоком Иртыш), Енисей (с притоками Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара), Лена (с притоком Вилюй), Индигирка, Колыма. 2)Бассейн Тихого океана: Анадырь, Амур (с притоками Шилка, Аргунь). 3)Бассейн Атлантического океана: Дон, Днепр. 4)Реки внутреннего стока: Волга(с притоками Кама , Ока), Урал, Терек.

№ слайда 9 1.устно вопросы учебника п. 12 стр. 84; 2.выучить все понятия по теме «Реки» 3.А
Описание слайда:

1.устно вопросы учебника п. 12 стр. 84; 2.выучить все понятия по теме «Реки» 3.Атлас стр.14 выучить «Реки» (подготовка к зачёту) 4.сообщения к следующему уроку по теме «Озера России».

№ слайда 10
Описание слайда:

Разработка урока 8 класс по теме "Внутренние воды России. Реки"
  • География
Описание:

Цель: Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах. Дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов по территории страны.

Задачи:

1.     Повторим значение понятий по теме «Реки (6 класс)»; познакомимся с понятиями «падение реки, уклон реки, половодье, паводок, межень, годовой сток, наводнение».

2.     На примере местного материала о р. Абакан закрепить полученные знания и выполнить практическую работу по описанию реки по плану.

3.     Совершенствовать умения работать с разными источниками информации – текстом учебника, картами атласа, географической картой, контурными картами, картосхемами, дополнительными источниками информации.

Оборудование: мультимедийная презентация, карты атласа, учебник И.И.Баринова « Природа России», карта «Физическая карта России», карта Республики Хакасия, раздаточный материал и др.

 

Материал будет полезен учителям 8 класса.

Автор Буханова Лариса Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1001
Номер материала 36143
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓