Главная / География / Урок по теме "Учение о природных зонах" 8 класс

Урок по теме "Учение о природных зонах" 8 класс

Тема: Учение о природных зонах.

Цель: систематизировать и углубить знания о природной зоне как природном комплексе; раскрыть взаимосвязи компонентов природной зоны; выявить закономерности размещения природных зон на территории страны, познакомить учащихся с особенностями элементов природы арктических пустынь, продолжить  развивать умение читать и анализировать карты.

Оборудование: карта «Природные зоны России», мультимедийный проектор, атлас по географии 8 класс, комплект контурных карт, учебник «География России. Природа и население» 8 класс.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

1.Что называется природно-территориальным комплексом?

2. Из каких компонентов состоит ПТК?

3. Приведите примеры известных вам природных территориальных комплексов разных размеров:

А. Самый крупный …………….

Б. Крупные ………….

В. Локальные ……….

3. Что называется природно-территориальным комплексом?

4. Можно ли природную зону назвать природным территориальным комплексом? Почему?

II. Новый материал.

И так, ребят, как вы думаете какая тема урока?

Учащиеся записывают в тетрадь число и тему.

Какие цели и задачи сегодня мы будем решать?

? Вспомните, что такое природная зона? (учащиеся дают ответы, учитель подводит их к правильному определению)

Природная зона –это крупная часть географического пояса, обладающая общностью почв, растительности и др. компонентов природы

Какие факторы являются главными в формировании природных зон?

Ответ на этот вопрос поможет получить текст на с. 150 учебника.      Определяющим фактором при формировании природных зон является климат. От него зависят другие компоненты. Изменение климата приводит к изменению других компонентов природной зоны.. Схема влияния климата на природные компоненты внутри природных зон. hello_html_m5b7c4c2d.jpg

Работа с картой «Природные зоны России»

По карте определите, какие природные зоны расположены на территории России?

По карте «Природные зоны России» определите, как расположены природные зоны в нашей стране? - какие природные зоны расположены в пределах нашей страны?

- в каком направлении они простираются?

- в каком направлении они сменяют друг друга и почему?

- почему происходит нарушение в расположении природных зон? (рельеф, высотная поясность)Почему не все природные зоны простираются от западных до восточных окраин страны?

В целом размещение природных зон на территории России подчиняется закону широтной географической зональности (смена природных компонентов при движении от экватора к полюсам вслед за изменением климата). Однако климат в пределах России изменяется в направлении не только с севера на юг, но и с запада на восток, поэтому отдельные зоны не образуют сплошных полос, а представлены только в европейской части страны (например, полупустыни). Кроме того, широтное расположение зон нарушается областями высотной поясности.

Ребята как вы думаете, почему природные зоны в настоящее время можно считать природно-хозяйственными? Подумайте, зависит ли хозяйственная деятельность человека от природной зоны, в которой он проживает?

(Ответ на с.150 учебника)

 Учитель вводит понятие природно-хозяйственная зона, т. е. природная зона, в которой население занимается хозяйственной деятельностью. По карте в учебнике (рис. 107 на с.150-151) учащиеся устанавливают, какие виды хозяйственной деятельности соответствуют природной зоне. Слайд 12.    


Рассмотрим природные зоны нашей страны и дадим их краткую характеристику. Работу будем выполнять в виде таблицы. Перенесите ее к себе в тетрадь.

Далее учащиеся заполняют таблицу.


III. Итог урока.

Проверить заполнение таблиц.

Рефлексия.

-Что мы сегодня рассмотрели на уроке, с чем познакомились.

-Выставление отметок.

IV. Домашнее задание. & 25,26 Письменно вопрос № 5 на с.156.

Урок по теме "Учение о природных зонах" 8 класс
  • География
Описание:

·        Углубление понятия закона зональности как всеобщего закона природы, проявляющегося на всей территории земного шара.

·        Выявление закономерности размещения природных зон на территории России.

·        Расширение и углубление понятия Природного территориального комплекса  и природных зон  как крупных ландшафтных комплексов, определяющих жизнь и хозяйственную деятельность людей.

·        Обоснование необходимости определения современных природных зон как природно-хозяйственных.

·        Выявление природных особенностей Арктики, Субарктики и зоны лесов и особенностей расселения и хозяйствования населения:

 сложности адаптации человека к суровым условиям Арктики;

отличия  традиционного  хозяйствования в тундре от современного её освоения;

изменение плотности заселения и степени антропогенного воздействия  в таёжных, смешанных и лиственных лесах.

·        Экологические проблемы в различных природно-хозяйственных зонах.

Автор Курбацкая Светлана Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1270
Номер материала 51486
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓