Тема: Учение о природных зонах.
Цель: систематизировать и углубить знания о природной зоне как природном
комплексе; раскрыть взаимосвязи компонентов природной зоны; выявить
закономерности размещения природных зон на территории страны, познакомить
учащихся с особенностями элементов природы арктических пустынь, продолжить
развивать умение читать и анализировать карты.
Оборудование: карта «Природные зоны России», мультимедийный проектор, атлас по географии
8 класс, комплект контурных карт, учебник «География России. Природа и
население» 8 класс.
Ход урока:
I.
Актуализация знаний.
1.Что называется природно-территориальным комплексом?
2. Из каких компонентов состоит ПТК?
3. Приведите примеры известных вам природных
территориальных комплексов разных размеров:
А. Самый крупный …………….
Б. Крупные ………….
В. Локальные ……….
3. Что называется природно-территориальным комплексом?
4. Можно ли природную зону назвать природным
территориальным комплексом? Почему?
II. Новый материал.
И так, ребят, как вы думаете какая тема урока?
Учащиеся записывают в тетрадь число и тему.
Какие цели и задачи сегодня мы будем решать?
? Вспомните, что такое природная зона? (учащиеся дают
ответы, учитель подводит их к правильному определению)
Природная зона –это крупная часть географического пояса,
обладающая общностью почв, растительности и др. компонентов природы
Какие факторы являются главными в формировании
природных зон?
Ответ на этот вопрос поможет получить текст на с. 150
учебника. Определяющим фактором при
формировании природных зон является климат. От него зависят другие компоненты.
Изменение климата приводит к изменению других компонентов природной зоны..
Схема влияния климата на природные компоненты внутри природных зон.
Работа с картой «Природные зоны России»
По карте определите, какие природные зоны расположены на
территории России?
По карте «Природные зоны России» определите, как расположены природные
зоны в нашей стране? - какие природные зоны расположены в пределах нашей
страны?
- в каком направлении они простираются?
- в каком направлении они сменяют друг друга и почему?
- почему происходит нарушение в расположении природных зон? (рельеф,
высотная поясность)Почему не все природные зоны простираются от западных до
восточных окраин страны?
В целом размещение природных зон на территории России
подчиняется закону широтной географической зональности (смена природных
компонентов при движении от экватора к полюсам вслед за изменением
климата). Однако климат в пределах России изменяется в направлении не
только с севера на юг, но и с запада на восток, поэтому отдельные
зоны не образуют сплошных полос, а представлены только в европейской
части страны (например, полупустыни). Кроме того, широтное расположение зон
нарушается областями высотной поясности.
Ребята как вы
думаете, почему природные зоны в настоящее время можно считать природно-хозяйственными? Подумайте, зависит ли
хозяйственная деятельность человека от природной зоны, в которой он проживает?
(Ответ на с.150 учебника)
Учитель вводит понятие природно-хозяйственная
зона, т. е. природная зона, в которой население занимается
хозяйственной деятельностью. По карте в учебнике (рис. 107 на с.150-151)
учащиеся устанавливают, какие виды хозяйственной деятельности соответствуют
природной зоне. Слайд 12.
Рассмотрим природные зоны нашей страны и дадим их краткую
характеристику. Работу будем выполнять в виде таблицы. Перенесите ее к себе в
тетрадь.
Далее учащиеся заполняют таблицу.
III. Итог урока.
Проверить заполнение таблиц.
Рефлексия.
-Что мы сегодня рассмотрели на уроке, с чем познакомились.
-Выставление отметок.
IV. Домашнее задание. & 25,26
Письменно вопрос № 5 на с.156.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.